Что должны уметь говорить и знать дети в разных возрастных группах
учебно-методический материал (развитие речи) по теме

Что должен  говорить ребенок в 3 года, достаточен ли его словарный запас, правильно ли он употребляет предлоги в четырехлетнем возрасте, и согласует окончания в 5 лет. К какому возрасту  не болжно быть ошибок в слоговой структуре слов и во сколько лет в норме должен -таки появиться звук Р. Все это и немного больше есть в данном материале. Кроме того  представлены игры, которые будут свпособствовать речевому развитию детей разных возрастных категорий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_po_razvitiyu_rechi.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Уровень владения речевыми умениями и навыками

 в разных возрастных группах

Возраст 3-4 года.

Словарь.

  1. Называет слова, обозначающие предметы, выраженные существительными (кошка, собака, кукла) и отвечающие на вопросы:  Кто это? Что это?  (Дает имя кукле, кошке… одним словом)
  2. Обозначает признаки и качества предметов, выраженные именам прилагательными (пушистая, круглый, красивое) и отвечающие на вопросы: Какой? Какая? Какое?  (1-2 слова).
  3. Называет действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы: Что делает? Что можно с этим делать? (называет 2 действия).
  4. Обобщает (одежда, игрушки)
  5. Понимает противоположные значения слов (большой-маленький, громко-тихо, бежать-стоять)

Грамматика.

  1. Образует  наименования животных и их детенышей в единственном и множественном числе, использует уменьшительно-ласкательные суффиксы (кот – кошка – котенок – котик – котята).
  2. Согласует существительные и прилагательные в роде, числе (пушистый котенок, маленькая собачка)
  3. Составляет простые и сложные предложения по картинкам совместно со взрослым.

Фонетика.

  1. Произносит звуки родного языка (согласно возрасту), правильно артикулирует в звукосочетаниях и словах.

Связная речь.

  1. Отвечает на вопросы по содержанию картины и составляет рассказ совместно со взрослым.
  2. Воспроизводит текст хорошо знакомой сказки по вопросам воспитателя.
  3. Может составить рассказ из личного опыта (например, перечислит игрушки, которые есть дома, может назвать несколько действий с ними).
  4. Умеет пользоваться «вежливыми» словами (спасибо, пожалуйста, здравствуйте…)

Возраст 4-5 лет.

Словарь.

  1. Понимает близкие и противоположные по смыслу слова и разные значения многозначного слова.
  2. Понимает и употребляет обобщающие слова (мебель, посуда, овощи)
  3. Подбирает признаки, качества к названию предметов и действий (Кошка какая? Пушистая, красивая… У чашки есть ручка. А еще какие ручки ты знаешь? (3-4 ручки).
  4. Сравнивает и называет предметы по цвету, размеру и величине (картинка с разной посудой: Чем отличаются эти предметы?)

Грамматика.

  1. Соотносит названия животных и их детенышей (лиса – лисенок, корова – теленок)
  2. Употребляет глаголы в повелительном наклонении (побега, помаши).
  3. Правильно согласует существительные и прилагательные  в роде, числе, падеже, ориентируясь на окончание (стеклянный, прозрачный – это стакан или ваза?)
  4. Составляет предложения разных типов.

Фонетика.

  1. Произносит звуки родного языка (согласно возрасту), правильно артикулирует в звукосочетаниях и словах.

Связная речь.

  1. Пересказывает короткие сказки и рассказы с незнакомым ранее ребенку содержанием.
  2. Составляет рассказ по картинке или об игрушке совместно со взрослым.
  3. Описывает предмет, изображенный на картинке, называя признаки, качества, действия, высказывая свою оценку.
  4. Пользуется разнообразными вежливыми формами речи.

Возраст 5-6 лет.

Словарь.

  1. Активно использует прилагательные и глаголы, подбирает точные по смыслу слова к речевой ситуации.
  2. Подбирает синонимы и антонимы к заданным словам разных частей речи.
  3. Понимает и употребляет разные значения многозначных слов (Что называют словом «ручка»? – называет несколько значений: у ребенка, для письма, у двери)
  4. Дифференцирует обобщающие понятия (дикие и домашние животные).

Грамматика.

  1. Образует названия детенышей животных, подбирает однокоренные слова, согласует существительные с прилагательными в роде, числе, падеже («Кто детеныш у зайца? (зайчонок), А как называют детенышей зайца? (зайчата))
  2. Образует различные формы повелительного и условного наклонения глаголов (спрячься, потанцуй, искал бы);  форму родительного падежа множественного числа (зайчат, жеребят, ягнят).
  3. Строит сложные предложения разных типов.

Фонетика.

  1. Дифференцирует пары звуков С-З, С-Ц, Ш-Ж, Ч-Щ, Л-Р (основные); различает свистящие, шипящие и сонорные звуки, твердые и мягкие.
  2. Изменяет силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания;
  3. Подбирает слова и фразы, сходные по звучанию.

Связная речь.

  1. При пересказе литературных произведений интонационно передает диалог действующих лиц, характеристику персонажей.
  2. Составляет повествование, описание или рассуждение
  3. Развивает сюжетную линию в серии картинок, соединяя части высказывания разными типами связи.

Примерные упражнения для развития речи

детей разных возрастов.

Работа над развитием речи включает следующие разделы:

  1. Пополнение словаря.
  2. Усвоение грамматического строя.
  3. Обучение рассказыванию.
  4. Выработка правильного произношения звуков.

Возраст 3-4 года.

  1. «Вот какая кукла!»

Оборудование: кукла в одежде и обуви.

Беседа:

- Как зовут куклу?

- Какая Марина?

- Что на ней надето?

- Как это назвать одним словом? (вещи, одежда)

- Что можно делать с куклой?

- Давайте попросим вежливо, чтобы Марина встала, села. (Речевой этикет)

Составление совместного рассказа.

Это… (кукла). Она … (красивая). Ее зовут … (Марина). У нее есть … (красное платье, белый бант…). С куклой можно … (играть).

  1. «Пушистая семейка» (составление рассказа по картинке).

Оборудование: картина «Кошка с котятами».

Беседа:

- Кто это?                                                  (Кошка)

- Какая кошка?                                                 (большая, пушистая…)

- Как назвать детеныша кошки?                        (котенок)

- А здесь много детенышей? Как сказать?                 (котенки - поправить, котята)

- Сравним кошку и котят  (образование антонимов. Игра «Скажи наоборот»):

        Кошка большая, а котята …

        У кошки хвост длинный, а у котенка …

        Кошка бегает быстро, а котята …

        Кошка мяукает громко, а котята …

Совместное рассказывание:

Это … (кошка). Она … (большая). У кошки есть … (котята). Кошка любит … (своих котят, играть, лакать молоко…)

3.  «Вспомни сказку»

«Репка»

Кто стоит за внучкой?

За кого держится бабка?

Кто стоит между Жучкой и мышкой?

Кто стоит перед кошкой?

Что тянет Дедка?

Кто тянет за Мышку?

Кто пришел после кошки?

Кто пришел перед Внучкой?

Возраст 4-6 лет.

«Гном и Великан»

(Словообразование  суффиксальным способом)

Задание: преврати предметы в очень маленькие, как у Гнома, и в очень большие, как у Великана.

у Человека                        у Гнома                        у Великана

комар                                комарик                        комарище

сковорода                                …                                …

помидор                                …                                …

огурец                                …                                …

арбуз                                …                                …

портфель                                …                                …

«Скажи грамотно»

(Нужно убрать лишнее слово из предложения)

В деревне живут старые старики.

Сережа переночевал ночь у друга.

Мама достает жирный жир.

На горке краснеют красные ягоды брусники.

У обрывистого берега крутой обрыв.

Артем нарисовал на рисунке осенний лес.

Вера любит встречать утренний восход солнца.

Грузовик едет по средней середине дороги.

«Сравни два предмета»

Пример:  по цвету: картошка и помидор. – Картошка коричневая, а помидор – красный.

По вкусу: горчица и торт.

По высоте: береза и ромашка.

По ширине: дорога и тропинка.

По возрасту: ребенок и старик.

По температуре: лёд и батарея.

По весу: гиря и шарик.

На ощупь: яблоко и огурец.

По размеру: вишня и арбуз.

«Пара к паре» - продолжи цепочку слов.

(развитие логического, ассоциативного мышления)

Пример: ручка – пенал, тетрадь - …. (портфель)

А)        Трамвай – метро, табуретка - … (кухня, кресло, дерево)

Тарелка – посуда, абрикос -… (груша, фрукт, огород)

Корова – рога, черепаха - … (панцирь, море, ящерица)

Б)          Хорошо – лучше, быстро - …

        Человек – ребенок, тигр - ….

        Пальто – пуговица, кроссовки - …

        Зима – мороз, лето - …

(Слова для справок: быстрее, тигренок, шнурки, жара)

«Назови ласково»

(словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов)

Альбом – альбомчик                        стул –

Пальма –                                         туфля -

Пальто –                                         апельсин -

Тюльпан –                                 дождь -

Палец –                                         крокодил -

Капля –                                         шкаф -

Вафля –                                         ковер -

Вариант: «Назови ласково детей»

(словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов)

Люда – Людочка                        Коля – Коленька                        Илья – Илюша

Лена –  …                                Оля - …                                Алиса - …

Леня - …                                Галя - …                                Олег - …

Лина - …                                Толя - …                                 Лева - …

Лиза - …                                Валя - …                                Полина - …

Люба - …                                Леша - …                                Алена - …

«Слова – родственники»

(словообразование приставочным, суффиксальным и приставочно-суффиксальным способами)

Объясни смысл, и составь предложение с каждым словом.

   МОРОЗ                                       МОРе

   МОРОЗить                               МОРской

   МОРОЗилка                           заМОРский

   МОРОЖеное                        приМОРье

ЗаМОРОЗить                               МОРяк

заМОРОЗки                            взМОРье

заМОРОЖенный                            поМОР

«Изменяй предложения по образцу»

(изменение глагола по лицам и числам)

Я поливаю малину.         Ты… Он… Она… Мы… Вы… Они…

Я иду в магазин.                 Ты… Он… Она… Мы… Вы… Они…

Я вижу синичку.                 Ты… Он… Она… Мы… Вы… Они…

Я хочу в кино.                 Ты… Он… Она… Мы… Вы… Они…

«Исправь ошибку»

(работа над слоговой структурой слова, развитие речевого внимания)

Скажи слово правильно.

Пример: пирбор – прибор

Пирмер –                                 роптрет –

Тернер -                                 маграрин –

Рербо -                                 тернажер –

Втарарь -                                 ретсоран –

«Закончи слово правильно»

(Согласование существительных с прилагательными)

Пример: горь______редька  -   горькая редька

Горь________огурец –

Горь________корешки

Горь________лекарство

Серьез_____парень

Серьез_____препятствие

Серьез_____критика

Серьез_____намерения

«Изменяй по образцу»

(образование прилагательных от существительных)

Салат с креветками – креветочный салат

Каша из гречки –

Суп из грибов –

Палатка из брезента –

Компот из слив –

Варенье из абрикосов –

Брюки из трикотажа –

Слон из Африки –

«Мы писатели»

(Придумай предложение со словами… (изучаем предлоги)

Пример: переплыл через – Сережа переплыл через реку.

Вариант 1.   Перешел через…, перешагнул через…, перебежал через…, переполз через…,      переехал через…,  перескочил через…

Вариант 2.      Из рюкзака…, на рябине…, у рябчика…, на ремне…, из-за ремонта…, между чашками…, из-под ресниц…, над решением…

Вариант 3.      Приедет от…, приедет в…, приедет на …, приедет с …, приедет из…, приедет без…, приедет к …

Вариант 4.     Подлетели к …, лежали на…, лечились от …, наливали в …,  залезали под …, шлепали по …,  летали над …,  гуляли с …

«Ответь правильно»

(Задание: подумай и ответь полным ответом на вопросы. ИЛИ Выбери нужный ответ из предложенных, зачеркни ненужные слова).

Кого мы видели в лесу?                                        Что мы видели в лесу?

Мы видели в лесу…        лиса                        липа

                                лев                        клен

                                дельфин                салют

                                олень                        земляника

                                клёст                        шлюпка

«Назови действие по предмету»

Молния - … сверкает

Солнышко - … светит

Рыба - … плавает

Дождь  - … льет

Часы - … идут…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы для мониторинга уровня развития знаний по элементарным математическим представлениям у детей в разных возрастных группах: с использованием дополнительных технологий и Программ- Школа 2100.

Младшая группа.1.Уметь сравниватьсовокупности на основе взаимооднозначного соответствия,различать- много-,-мало-,-один.2.Уметь сравнивать две группы предметов путём прилижения.Вопросы:-Сколько цветов?...

Каталог художественных произведений о культуре речевого общения для чтения и рассказывания детям в разных возрастных группах.

Каталог художественных произведений о культуре речевого общения предназначен для совместного прочтения а так же для самостоятельного ознакомления детьми разных возрастных групп...

Организация и методика физического воспитания детей в разных возрастных группах

Целью данной работы является изучение особенностей физического развития дошкольников, рассмотрение методик организации физического воспитательного процесса в разных возрастных группах.Задачи:1. Раскры...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ.

Связная речь - смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Развитие связной речи детей - одна из главных задач...

Примерное перспективное планирование по основам безопасности жизнедеятельности детей для разных возрастных групп.

Примерное перспективное планирование по основам безопасности жизнедеятельности детей для разных возрастных групп....

Консультация для родителей "Характеристика умственного развития детей в разных возрастных группах"

Характеристика умственного развития детей в разных возрастных группах...