Что должны уметь говорить и знать дети в разных возрастных группах
учебно-методический материал (развитие речи) по теме
Что должен говорить ребенок в 3 года, достаточен ли его словарный запас, правильно ли он употребляет предлоги в четырехлетнем возрасте, и согласует окончания в 5 лет. К какому возрасту не болжно быть ошибок в слоговой структуре слов и во сколько лет в норме должен -таки появиться звук Р. Все это и немного больше есть в данном материале. Кроме того представлены игры, которые будут свпособствовать речевому развитию детей разных возрастных категорий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Уровень владения речевыми умениями и навыками
в разных возрастных группах
Возраст 3-4 года.
Словарь.
- Называет слова, обозначающие предметы, выраженные существительными (кошка, собака, кукла) и отвечающие на вопросы: Кто это? Что это? (Дает имя кукле, кошке… одним словом)
- Обозначает признаки и качества предметов, выраженные именам прилагательными (пушистая, круглый, красивое) и отвечающие на вопросы: Какой? Какая? Какое? (1-2 слова).
- Называет действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы: Что делает? Что можно с этим делать? (называет 2 действия).
- Обобщает (одежда, игрушки)
- Понимает противоположные значения слов (большой-маленький, громко-тихо, бежать-стоять)
Грамматика.
- Образует наименования животных и их детенышей в единственном и множественном числе, использует уменьшительно-ласкательные суффиксы (кот – кошка – котенок – котик – котята).
- Согласует существительные и прилагательные в роде, числе (пушистый котенок, маленькая собачка)
- Составляет простые и сложные предложения по картинкам совместно со взрослым.
Фонетика.
- Произносит звуки родного языка (согласно возрасту), правильно артикулирует в звукосочетаниях и словах.
Связная речь.
- Отвечает на вопросы по содержанию картины и составляет рассказ совместно со взрослым.
- Воспроизводит текст хорошо знакомой сказки по вопросам воспитателя.
- Может составить рассказ из личного опыта (например, перечислит игрушки, которые есть дома, может назвать несколько действий с ними).
- Умеет пользоваться «вежливыми» словами (спасибо, пожалуйста, здравствуйте…)
Возраст 4-5 лет.
Словарь.
- Понимает близкие и противоположные по смыслу слова и разные значения многозначного слова.
- Понимает и употребляет обобщающие слова (мебель, посуда, овощи)
- Подбирает признаки, качества к названию предметов и действий (Кошка какая? Пушистая, красивая… У чашки есть ручка. А еще какие ручки ты знаешь? (3-4 ручки).
- Сравнивает и называет предметы по цвету, размеру и величине (картинка с разной посудой: Чем отличаются эти предметы?)
Грамматика.
- Соотносит названия животных и их детенышей (лиса – лисенок, корова – теленок)
- Употребляет глаголы в повелительном наклонении (побега, помаши).
- Правильно согласует существительные и прилагательные в роде, числе, падеже, ориентируясь на окончание (стеклянный, прозрачный – это стакан или ваза?)
- Составляет предложения разных типов.
Фонетика.
- Произносит звуки родного языка (согласно возрасту), правильно артикулирует в звукосочетаниях и словах.
Связная речь.
- Пересказывает короткие сказки и рассказы с незнакомым ранее ребенку содержанием.
- Составляет рассказ по картинке или об игрушке совместно со взрослым.
- Описывает предмет, изображенный на картинке, называя признаки, качества, действия, высказывая свою оценку.
- Пользуется разнообразными вежливыми формами речи.
Возраст 5-6 лет.
Словарь.
- Активно использует прилагательные и глаголы, подбирает точные по смыслу слова к речевой ситуации.
- Подбирает синонимы и антонимы к заданным словам разных частей речи.
- Понимает и употребляет разные значения многозначных слов (Что называют словом «ручка»? – называет несколько значений: у ребенка, для письма, у двери)
- Дифференцирует обобщающие понятия (дикие и домашние животные).
Грамматика.
- Образует названия детенышей животных, подбирает однокоренные слова, согласует существительные с прилагательными в роде, числе, падеже («Кто детеныш у зайца? (зайчонок), А как называют детенышей зайца? (зайчата))
- Образует различные формы повелительного и условного наклонения глаголов (спрячься, потанцуй, искал бы); форму родительного падежа множественного числа (зайчат, жеребят, ягнят).
- Строит сложные предложения разных типов.
Фонетика.
- Дифференцирует пары звуков С-З, С-Ц, Ш-Ж, Ч-Щ, Л-Р (основные); различает свистящие, шипящие и сонорные звуки, твердые и мягкие.
- Изменяет силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания;
- Подбирает слова и фразы, сходные по звучанию.
Связная речь.
- При пересказе литературных произведений интонационно передает диалог действующих лиц, характеристику персонажей.
- Составляет повествование, описание или рассуждение
- Развивает сюжетную линию в серии картинок, соединяя части высказывания разными типами связи.
Примерные упражнения для развития речи
детей разных возрастов.
Работа над развитием речи включает следующие разделы:
- Пополнение словаря.
- Усвоение грамматического строя.
- Обучение рассказыванию.
- Выработка правильного произношения звуков.
Возраст 3-4 года.
- «Вот какая кукла!»
Оборудование: кукла в одежде и обуви.
Беседа:
- Как зовут куклу?
- Какая Марина?
- Что на ней надето?
- Как это назвать одним словом? (вещи, одежда)
- Что можно делать с куклой?
- Давайте попросим вежливо, чтобы Марина встала, села. (Речевой этикет)
Составление совместного рассказа.
Это… (кукла). Она … (красивая). Ее зовут … (Марина). У нее есть … (красное платье, белый бант…). С куклой можно … (играть).
- «Пушистая семейка» (составление рассказа по картинке).
Оборудование: картина «Кошка с котятами».
Беседа:
- Кто это? (Кошка)
- Какая кошка? (большая, пушистая…)
- Как назвать детеныша кошки? (котенок)
- А здесь много детенышей? Как сказать? (котенки - поправить, котята)
- Сравним кошку и котят (образование антонимов. Игра «Скажи наоборот»):
Кошка большая, а котята …
У кошки хвост длинный, а у котенка …
Кошка бегает быстро, а котята …
Кошка мяукает громко, а котята …
Совместное рассказывание:
Это … (кошка). Она … (большая). У кошки есть … (котята). Кошка любит … (своих котят, играть, лакать молоко…)
3. «Вспомни сказку»
«Репка»
Кто стоит за внучкой?
За кого держится бабка?
Кто стоит между Жучкой и мышкой?
Кто стоит перед кошкой?
Что тянет Дедка?
Кто тянет за Мышку?
Кто пришел после кошки?
Кто пришел перед Внучкой?
Возраст 4-6 лет.
«Гном и Великан»
(Словообразование суффиксальным способом)
Задание: преврати предметы в очень маленькие, как у Гнома, и в очень большие, как у Великана.
у Человека у Гнома у Великана
комар комарик комарище
сковорода … …
помидор … …
огурец … …
арбуз … …
портфель … …
«Скажи грамотно»
(Нужно убрать лишнее слово из предложения)
В деревне живут старые старики.
Сережа переночевал ночь у друга.
Мама достает жирный жир.
На горке краснеют красные ягоды брусники.
У обрывистого берега крутой обрыв.
Артем нарисовал на рисунке осенний лес.
Вера любит встречать утренний восход солнца.
Грузовик едет по средней середине дороги.
«Сравни два предмета»
Пример: по цвету: картошка и помидор. – Картошка коричневая, а помидор – красный.
По вкусу: горчица и торт.
По высоте: береза и ромашка.
По ширине: дорога и тропинка.
По возрасту: ребенок и старик.
По температуре: лёд и батарея.
По весу: гиря и шарик.
На ощупь: яблоко и огурец.
По размеру: вишня и арбуз.
«Пара к паре» - продолжи цепочку слов.
(развитие логического, ассоциативного мышления)
Пример: ручка – пенал, тетрадь - …. (портфель)
А) Трамвай – метро, табуретка - … (кухня, кресло, дерево)
Тарелка – посуда, абрикос -… (груша, фрукт, огород)
Корова – рога, черепаха - … (панцирь, море, ящерица)
Б) Хорошо – лучше, быстро - …
Человек – ребенок, тигр - ….
Пальто – пуговица, кроссовки - …
Зима – мороз, лето - …
(Слова для справок: быстрее, тигренок, шнурки, жара)
«Назови ласково»
(словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов)
Альбом – альбомчик стул –
Пальма – туфля -
Пальто – апельсин -
Тюльпан – дождь -
Палец – крокодил -
Капля – шкаф -
Вафля – ковер -
Вариант: «Назови ласково детей»
(словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов)
Люда – Людочка Коля – Коленька Илья – Илюша
Лена – … Оля - … Алиса - …
Леня - … Галя - … Олег - …
Лина - … Толя - … Лева - …
Лиза - … Валя - … Полина - …
Люба - … Леша - … Алена - …
«Слова – родственники»
(словообразование приставочным, суффиксальным и приставочно-суффиксальным способами)
Объясни смысл, и составь предложение с каждым словом.
МОРОЗ МОРе
МОРОЗить МОРской
МОРОЗилка заМОРский
МОРОЖеное приМОРье
ЗаМОРОЗить МОРяк
заМОРОЗки взМОРье
заМОРОЖенный поМОР
«Изменяй предложения по образцу»
(изменение глагола по лицам и числам)
Я поливаю малину. Ты… Он… Она… Мы… Вы… Они…
Я иду в магазин. Ты… Он… Она… Мы… Вы… Они…
Я вижу синичку. Ты… Он… Она… Мы… Вы… Они…
Я хочу в кино. Ты… Он… Она… Мы… Вы… Они…
…
«Исправь ошибку»
(работа над слоговой структурой слова, развитие речевого внимания)
Скажи слово правильно.
Пример: пирбор – прибор
Пирмер – роптрет –
Тернер - маграрин –
Рербо - тернажер –
Втарарь - ретсоран –
«Закончи слово правильно»
(Согласование существительных с прилагательными)
Пример: горь______редька - горькая редька
Горь________огурец –
Горь________корешки
Горь________лекарство
Серьез_____парень
Серьез_____препятствие
Серьез_____критика
Серьез_____намерения
«Изменяй по образцу»
(образование прилагательных от существительных)
Салат с креветками – креветочный салат
Каша из гречки –
Суп из грибов –
Палатка из брезента –
Компот из слив –
Варенье из абрикосов –
Брюки из трикотажа –
Слон из Африки –
«Мы писатели»
(Придумай предложение со словами… (изучаем предлоги)
Пример: переплыл через – Сережа переплыл через реку.
Вариант 1. Перешел через…, перешагнул через…, перебежал через…, переполз через…, переехал через…, перескочил через…
Вариант 2. Из рюкзака…, на рябине…, у рябчика…, на ремне…, из-за ремонта…, между чашками…, из-под ресниц…, над решением…
Вариант 3. Приедет от…, приедет в…, приедет на …, приедет с …, приедет из…, приедет без…, приедет к …
Вариант 4. Подлетели к …, лежали на…, лечились от …, наливали в …, залезали под …, шлепали по …, летали над …, гуляли с …
«Ответь правильно»
(Задание: подумай и ответь полным ответом на вопросы. ИЛИ Выбери нужный ответ из предложенных, зачеркни ненужные слова).
Кого мы видели в лесу? Что мы видели в лесу?
Мы видели в лесу… лиса липа
лев клен
дельфин салют
олень земляника
клёст шлюпка
«Назови действие по предмету»
Молния - … сверкает
Солнышко - … светит
Рыба - … плавает
Дождь - … льет
Часы - … идут…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/15/picture-58452-1465988374.jpg)
Вопросы для мониторинга уровня развития знаний по элементарным математическим представлениям у детей в разных возрастных группах: с использованием дополнительных технологий и Программ- Школа 2100.
Младшая группа.1.Уметь сравниватьсовокупности на основе взаимооднозначного соответствия,различать- много-,-мало-,-один.2.Уметь сравнивать две группы предметов путём прилижения.Вопросы:-Сколько цветов?...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/10/picture-281529-1547137368.jpg)
Каталог художественных произведений о культуре речевого общения для чтения и рассказывания детям в разных возрастных группах.
Каталог художественных произведений о культуре речевого общения предназначен для совместного прочтения а так же для самостоятельного ознакомления детьми разных возрастных групп...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/28/picture-360072-1480331147.jpg)
Организация и методика физического воспитания детей в разных возрастных группах
Целью данной работы является изучение особенностей физического развития дошкольников, рассмотрение методик организации физического воспитательного процесса в разных возрастных группах.Задачи:1. Раскры...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/27/picture-451951-1401185322.jpg)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ.
Связная речь - смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Развитие связной речи детей - одна из главных задач...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/12/picture-616919-1428865394.jpg)
Условия формирования экспериментально - исследовательской деятельности детей в разных возрастных группах ДОУ
Роль экспериментирования в развитии ребенка - дошкольника...
Примерное перспективное планирование по основам безопасности жизнедеятельности детей для разных возрастных групп.
Примерное перспективное планирование по основам безопасности жизнедеятельности детей для разных возрастных групп....
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/15/picture-1038073-1526372168.jpg)
Консультация для родителей "Характеристика умственного развития детей в разных возрастных группах"
Характеристика умственного развития детей в разных возрастных группах...