Консультация для родителей "Характеристика умственного развития детей в разных возрастных группах"
консультация (младшая группа) по теме
Характеристика умственного развития детей в разных возрастных группах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shlyk-kharakteristika_umstvennogo_razvitija_detej_.docx | 834.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Характеристика умственного развития детей в разных возрастных группах
Первая младшая группа (2-3 года)
Особенности психического развития
К 3 годам фактически заканчивается формирование коры больших полушарий головного мозга и ее основных отделов. В дальнейшем идет уже ее специализация и усовершенствование, увеличивается предел работоспособности нервных клеток ребенка, бодрствует подряд 6-6,5 часов. Кора головного мозга лучше контролирует деятельность подкорки и ребенок становится более терпеливым. Быстрее формируются новые условные рефлексы, лучше развиваются тормозные процессы. Ребенок умеет подождать, легче адаптируется к новым условиям, но по-прежнему у него недостаточно развита подвижность нервных процессов. Малыш плохо реагирует на запреты, ему трудно переключиться с одного вида деятельности на другой. Формирующиеся привычки не являются прочными и требуют частого подкрепления.
Восприятие.
Восприятие является доминирующей функцией сознания. Этот период является началом развития предметного восприятия. Восприятие становится тоньше, дифференцировка лучше. Ребенок узнает голоса и различает звуки на слух , ориентируется в физических свойствах предметов: цвет, форма, величина, в числовых и пространственных представлениях: много-мало, далеко-близко. У ребенка развивается память. Он может вспомнить, что было в прошлом году. Воспроизводит в играх действия взрослых, узнает по частям предмет. Внимание становится более устойчивым. Ребенок может заниматься одним делом 15-20 минут. Совершенствуется способность переключать внимание и распределять его. Взрослый моет фокусировать внимание ребенка.
Мышление.
На 3 году жизни мышление из наглядно-действенного становится наглядно-образным. В 3 года у ребенка появляются элементы причинно-следственных связей. На 3 году жизни происходит расширение функций речи, развивается способность к обобщениям, формируются элементарные представления о явлениях природы, общественной жизни, труде взрослых, о назначении предмета, пространственных отношениях. Ребенок понимает устный рассказ взрослого без показа игрушки или картинки.
Речь.
Основной из ведущих линий развития на 3 году жизни является речь. Активный словарь к 2 годам – 200-3000 слов, к 3-м годам – 1200-1500 слов. Ребенок начинает говорить сложными предложениями, происходит грамматизация слов, улучшается дикция, появляются вопросы. В 2 года 6 мес. – 3 года ребенок способен действовать в воображаемой ситуации, заменить один предмет другим. К 3 годам способен делать умозаключения, сравнения и глубокие обобщения.
На 3 году ребенок учится пользоваться речью, т.е. развивается инициативная речь ребенка. Речь становится саморегулятором поведения в этом возрасте, выступает как средство социального общения.
Словарь малыша в этом возрасте увеличивается в 3 – 4 раза по сравнению с предыдущим периодом, изменяясь не только количественно, но и качественно. Дети начинают употреблять все части речи, почти исчезают облегченные формы слов, а также не правильно произносимые слова. Малыш уже употребляет распространенные и сложные слова. «Лиса больше зайчика. Она может его съесть». В этом возрасте ребенок задает взрослому массу вопросов. Это говорит о развивающейся познавательной потребности малыша, а использование различных частей речи, появление вопросов и придаточных предложений в активной речи - а дальнейшем этапе развития мыслительной деятельности. Дети воспринимают предметы, явления окружающей действительности, не изолированно, а пытаются установить между ними прочную взаимосвязь, улавливают их свойства, сравнивают, сопоставляют; развивается речь и мышление.
Существенно меняется понимание речи окружающих. С ребенком можно уже говорить не только о данном моменте, но и о прошлом и в какой-то мере о будущем. Появляются более сложные обобщения. Существенно изменяется воспитательное значение речи. Не смотря на то, что при обучении ведущую роль занимает показ, использование речи, как средства обучения и воспитания в этом возрасте значительно возрастает. Словом уже можно прекратить то или иное действие, предупредить отрицательное поведение, вызвать новое действие. Сформировать представления и понятия. Однако, в этом возрасте, дети не овладели достаточно хорошо грамматическим строем языка, их речь остается еще несколько своеобразной. Их правильное произношение звуков еще не закреплено. Многие звуки произносятся еще смягченно. Одни и те же звуки в разных сочетаниях произносятся по разному. Не все дети в этом возрасте выговаривают звуки: р,л,ш,ж,ч,щ. Встречаются замены и пропуски трудных звуков, их перестановка. Однако, дети замечают недостатки произношения звуков у других детей и могут их исправлять. Очень важно, чтобы взрослые, общаясь с детьми, не допускали в своей речи искажение звуков.
Воображение.
С 2-х лет заметным становится развитие воображения у ребёнка. Он уже не так сильно нуждается во взрослом, который придумает для него интересную игру. Карапуз способен занять себя и самостоятельно. Можно наблюдать, как он сам играет с игрушками, например, строит домик из кубиков или конструктора, или играет в простейшие ролевые игры со своими мишками и зайчиками. Примерно до возраста 3-х лет воображение ребенка будет ограничиваться знакомыми ему ситуациями.
Внимание.
В два года ребенок делает только то, что ему нравится, и внимание в таком случае называется непроизвольным (пассивным). Зависит оно от того, чем заинтересовался малыш. Чем интереснее объект, тем дольше он задержит внимание крохи. Но как только интерес к объекту пропадает – ребенок оставляет это занятие. Постепенно ребенок учится сосредоточиваться на своём занятии, не обращая внимания на посторонние раздражители. Его внимание начинает подчиняться задаче, которая стоит перед той или иной деятельностью. В два с половиной года малыш может сам направлять и некоторое время (приблизительно 10 - 15 минут) удерживать внимание на каком-либо предмете или деятельности (собирать башню из кубиков, раскрашивать картинку), т.е. появляются зачатки произвольного внимания.
Память.
Возраст 2-3 года — самое время, чтобы тренировать память. У ребёнка этого возраста живой ум, который схватывает все на лету. Некоторые дети запоминают десятки, и даже сотни коротких стихов. В 3 года ребёнок уже должен знать названия и голоса животных, названия предметов, которые его окружают, свой возраст, свою фамилию, имя, отчество, имена членов семьи.
Кризис трех лет как результат психического развития ребенка.
На первый взгляд все проявления кризиса трех лет можно рассматривать лишь как негативные моменты. Ребенок как бы отстраняется от взрослых, пытается разорвать с ними все социальные связи, существовавшие ранее. Однако отечественные психологии (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин) считают, что ребенок пытается таким образом установить новые формы отношений со взрослыми. Ведь любой кризис отношений можно рассматривать как кризис выделения своего «Я».
Впервые симптомы кризиса трех лет были описаны Эльзой Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка». Она выделила и описала некоторые симптомы этого кризиса.
- Негативизм – предполагает, что все поведение ребенка идет вразрез с тем, что ему предлагают взрослые. Когда говорят о детском негативизме, то его надо отличать от обычного непослушания. При негативизме все поведение ребенка идет вразрез с тем, что предлагают ему взрослые. Если ребенок не хочет сделать что-нибудь, потому что это неприятно ему (например, он играет, а его заставляют идти спать, он же спать не хочет), это не будет негативизмом. Это будет отрицательной реакцией на требование взрослых, реакцией, которая мотивируется сильным желанием ребенка. О негативизме говорят тогда, когда ребенок не хочет чего-нибудь сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т. е. это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых. Негативизм включает в себя в качестве отличительного признака от обычного непослушания то, что ребенок не делает потому, что его об этом. Иногда дело доходит до того, что можно получить противоположный ответ на всякое предложение, сделанное авторитарным тоном. Негативная реакция отличается от обычного непослушания тем, что, здесь на первый план выступает отношение к другому человеку.
- Упрямство проявляется в том, что ребенок настаивает не потому, что ему хочется, а потому, что он этого потребовал. Упрямство надо уметь отличать от настойчивости. Например, ребенок хочет чего-нибудь и настойчиво добивается, чтобы это было выполнено. Это не упрямство, это встречается и до кризиса трех лет. Например, ребенок хочет иметь вещь, но не может сразу получить ее. Он настойчиво добивается, чтобы эта вещь была дана ему. Это не упрямство. Совсем другая ситуация, когда ребенка зовут со двора в дом; а он отказывается, потому что еще хочет погулять. Ему приводят доводы, которые его убеждают, но потому, что он уже отказался, он и не идет. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением. Только это и будет упрямством.
- Строптивость проявляется в стремлении настоять на собственном желании, и направлена против норм воспитания, установленных для ребенка. От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Негативизм всегда направлен против взрослого, который сейчас побуждает ребенка к тому или иному действию. А строптивость, скорее, направлена вообще против норм воспитания, установленных для ребенка, против образа жизни. Она выражается в своеобразном детском недовольстве, которым ребенок отвечает на все, что ему предлагают и что делают. Здесь сказывается строптивая установка не по отношению к человеку, а по отношению ко всему образу жизни, который сложился до 3 лет, по отношению к нормам, которые предлагаются, к интересовавшим прежде игрушкам. От упрямства строптивость отличается тем, что она направлена вовне и вызвана стремлением настоять на собственном желании.
- Своеволие, своенравие заключается в стремлении ребенка к самостоятельности;
- Протест-бунт проявляется в том, что все поведение ребенка начинает носить протестующий характер. Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними. Частые детские ссоры с родителями являются обычным делом.
- Обесценивание проявляется в том, что ребенок старается обесценить игрушку, другие предметы, взрослых, сверстников; в его лексиконе появляются ругательные слова. Иногда родители бывают шокированы тем, что их ребенок вдруг может назвать маму дурой, плохой или злой, хотя для этого нет никаких оснований.
- Симптом ревности или стремление к деспотизму. Ребенок проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему, изыскивая для этого множество различных способов. Стремление к деспотизму может возникнуть в семье с одним ребенком, а симптом ревности возникает в семье с несколькими детьми.
Причины кризиса трех лет лежат в области отношений ребенка и взрослого. Он представляет собой ломку взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым. К концу раннего возраста возникает тенденция к самостоятельной деятельности. Феномен «Я-сам» означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого человека. Протекание этого периода развития зависит от отношения к ребенку со стороны взрослых. Если взрослые не меняют своего отношения к ребенку, продолжают общаться с ним, как прежде, это может привести к закреплению отрицательных черт поведения, их сохранению в течение всего дошкольного периода.
Все симптомы кризиса трех лет свидетельствуют о том, что у ребенка появилось желание проявить свое «Я», ребенок сам ищет поводы, где он может противопоставить себя взрослому человеку. Во всех этих ситуациях ребенок сам формирует у себя свое «Я».
Центральным направлением преодоления кризиса трех лет является изменение отношений взрослых к ребенку. Разумное поведение взрослых (последовательность, уравновешенность), предоставление ребенку максимума возможностей самостоятельности обычно смягчают проявление негативизма. Однако притязания ребенка значительно превышают его реальные возможности. В условиях реальной жизни удовлетворить эти притязания можно в сюжетно-ролевой игре.
Кризис трех лет – явление преходящее. Но связанные с ним новообразования – обособление себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми – важный шаг в развитии ребенка. Эти новообразования готовят ребенка к тому, чтобы стать личностью.(3)
Вторая младшая группа (3-4 года)
Четвертый год жизни характеризуется двумя качественно новыми чертами. Одна связана с формированием личности ребенка, другая — с формированием его деятельности.
Элементы самосознания у ребенка трех-четырех лет проявляются в не всегда удачном противопоставлении себя окружающим. Поэтому конец третьего и частично четвертый год жизни называют «кризисным» возрастом, которому свойственны вспышки негативизма, упрямства, неустойчивость настроения.
Действия детей в игре, рисовании, конструировании приобретают намеренный характер, что позволяет малышам создавать какой-то конкретный образ (в рисовании, лепке), возводить постройки, выполнять определенную роль в игре и т.д. Преднамеренность, произвольность действий, то есть подчинение их определенному образцу, важны для развития ребенка, но на четвертом году его жизни они только формируются. Поэтому деятельность носит неустойчивый характер.
В возрасте 3—4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый начинает выступать для ребенка не только в качестве члена семьи, но и как носитель определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Разрешением этого противоречия становится развитие игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте. Самой выраженной особенностью детей начала 4-го года жизни является их стремление к самостоятельности. У детей уже есть способность к целеполаганию, умение заранее представить себе некоторый желаемый результат и активно действовать в направлении его достижения.
Годы дошкольного детства — это годы интенсивного психического развития и появления новых, ранее отсутствовавших психических особенностей. Ведущей потребностью ребенка данного возраста является потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка. Ведущая деятельность — игровая. В этот период происходит переход от манипулятивной игры к ролевой.
Восприятие. Ведущей познавательной функцией является восприятие. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали, черточки, которые не заметит взрослый. Восприятие младшего дошкольника 3—4 лет носит предметный характер, то есть свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина и др., не отделяются у ребенка от предмета. При восприятии он видит не все характеристики предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одну, и по ней отличает предмет от других. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные качества, постигать разнообразие свойств.
Внимание. Способность детей управлять своим вниманием очень невелика. Чтобы переключить его внимание с объекта на объект, часто требуется неоднократно повторять инструкцию. Объем внимания с двух объектов в начале года возрастает до четырех к концу года. Ребенок может удерживать активное внимание в течение 7—8 минут. Внимание носит в основном непроизвольный характер, его устойчивость зависит от характера деятельности.
Мышление. В три-четыре года ребенок, пусть несовершенно, пытается анализировать то, что видит вокруг себя; сравнивать предметы друг с другом и выводить заключение об их взаимозависимостях. Сравнивают, анализируют младшие дошкольники в наглядно-действенном плане. Но у части детей уже начинает проявляться способность решать задачи по представлению. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное), форме (это все круглое), величине (это все маленькое).
На четвертом году жизни дети несколько чаще, чем раньше, пользуются в разговоре родовыми понятиями типа игрушки, одежда, фрукты, овощи, животные, посуда, включают в каждое из них большее число конкретных наименований.
Воображение. На четвертом году жизни воображение у ребенка развито еще слабо. Малыша можно легко уговорить действовать с предметами, перевоплощая их (например, использовать палочку как термометр), но элементы «активного» воображения, когда ребенка увлекают сам образ и возможность действовать самостоятельно в воображаемой ситуации, лишь начинают формироваться и проявляться.
Речь. Речь детей в основном продолжает оставаться ситуативной и диалогической, но становится более сложной и развернутой. Словарный запас увеличивается за год в среднем до 1500 слов. Индивидуальные различия колеблются от 600 до 2300 слов.
Память.
В возрасте 3 -4 лет память ребенка является центральной психической функцией, которая определяет другие психические процессы.
Следует учесть, что память в этом возрасте всё ещё непроизвольная: ребёнок не ставит перед собой цели, что-либо запомнить. Эмоциональная память уже сформирована и помогает ребёнку познавать мир. Ребёнок быстро запоминает стихи, особенно совершенные по форме: в них важны звучность, ритмичность. Запоминаются сказки, рассказы, диалоги из фильмов, когда ребёнок сопереживает героям. Чем более осмысленный материал запоминает ребёнок, тем запоминание эффективнее.
Тренировка памяти: Чаще спрашивать ребёнка о том, что он помнит. Фиксировать внимание малыша на событиях прошлого. Коллекционировать интересные события.
Средняя группа ( 4-5 лет)
Начиная с этого возраста дети могут постепенно накапливать фактические знания о самых разных предметах и явлениях, которых они не видели и о которых знают только со слов взрослого (о животных и машинах, городах и странах и т.п.).
Очень важно понимать, что когда ребенок накапливает такие представления, он не просто увеличивает объем знаний об окружающем. У него естественно возникает отношение к тем новым сферам жизни, с которыми его знакомят.
Дети 4—5 лет стремятся к самостоятельности, но неудачи обескураживают их. Накапливаясь, безуспешные усилия порождают неуверенность. Между тем произвольность поддерживается именно успешностью выполнения задания взрослого или дела, которое ребенок задумал сделать сам.
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Отношение к сверстникам в этом возрасте носит еще не очень дифференцированный характер. Дети в основном делятся на «плохих» и «хороших», и эти оценки в очень большой степени зависят от взрослых.
Наиболее ярко развитие детей среднего дошкольного возраста (4—5 лет) характеризуют возрастающая произвольность, преднамеренность, целенаправленность психических процессов, что свидетельствует об увеличении участия воли в процессах восприятия, памяти, внимания.
Восприятие. В этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов: измерение, сравнение путем наложения, прикладывания предметов друг к другу и т.п. В этот период формируются представления об основных геометрических фигурах (квадрате, круге, треугольнике, овале, прямоугольнике и многоугольнике); о семи цветах спектра, белом и черном; о параметрах величины (длине, ширине, высоте, толщине); о пространстве (далеко, близко, глубоко, мелко, там, здесь, вверху, внизу); о времени (утро, день, вечер, ночь, время года, часы, минуты и др.); об особых свойствах предметов и явлений (звук, вкус, запах, температура, качество поверхности и др.)
Внимание. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15—20 минут. При выполнении каких-либо действий он способен удерживать в памяти несложное условие.
Память. В этом возрасте начинают развиваться процессы сначала произвольного припоминания, а затем и преднамеренного запоминания.
Очень важно, чтобы ребенок с помощью взрослого осмысливал то, что заучивает. Осмысленный материал запоминается даже тогда, когда не ставится цель его запомнить.
Объем памяти постепенно возрастает, и ребенок пятого года жизни более четко воспроизводит то, что запомнил. Дети запоминают до 7—8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.
Мышление. Начинает развиваться образное мышление. Дети уже способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины.
Решение задач может происходить в наглядно-действенном, наглядно-образном и словесном планах. Ребенок данного возраста способен анализировать объекты одновременно по двум признакам: цвету и форме, цвету и материалу и т.п. Он может сравнивать предметы по цвету, форме, величине, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство. К 5 годам ребенок может собрать картинку из четырех частей без опоры на образец и из шести частей с опорой на образец. Может обобщать понятия, относящиеся к следующим категориям: фрукты, овощи, одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт.
Воображение. Воображение продолжает развиваться. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Речь. В среднем дошкольном возрасте улучшаются произношение звуков и дикция. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной. Обогащается словарный запас детей, расширяются возможности использования слов.
Старшая группа (5-6 лет)
Возраст пяти лет — последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования. Это произвольность психических процессов — внимания, памяти, восприятия и др. — и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе и в самосознании, и в самооценке.
Появление произвольности — решающее изменение в деятельности ребенка: целью последней становится не изменение внешних, окружающих ребенка предметов, а овладение собственным поведением.
Существенно меняется представление ребенка о себе, его образ Я. Примерно до пяти лет в образе Я ребенка присутствуют только те качества, которые, по мнению малыша, у него имеются. После пяти лет у ребенка начинают появляться представления о желательных и нежелательных чертах и особенностях.
Еще одно важное изменение происходит в сфере отношений со сверстниками. Начиная с этого возраста сверстник постепенно приобретает по-настоящему серьезное значение для ребенка.
Происходит разделение детей на более заметных и популярных, пользующихся симпатией и уважением сверстников, и детей малозаметных, не представляющих на этом фоне интереса для остальных.
Дети 5—6 лет уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли.
В старшем дошкольном возрасте познавательная задача становится для ребенка собственно познавательной (нужно овладеть знаниями!), а не игровой. У него появляется желание показать свои умения, сообразительность. Активно продолжают развиваться память, внимание, мышление, воображение, восприятие.
Восприятие. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; происходит систематизация представлений детей. Они различают и называют не только основные цвета и их оттенки по светлоте, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до десяти различных предметов.
Внимание. Возрастает устойчивость внимания, развивается способность к его распределению и переключаемости. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Объем внимания составляет в начале года 5—6 объектов, к концу года — 6—7.
Память. В возрасте 5—6 лет начинает формироваться произвольная память. Ребенок способен при помощи образно-зрительной памяти запомнить 5—6 объектов. Объем слуховой вербальной памяти составляет 5—6 слов.
Мышление. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т.д. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (развиваются схематизированные и комплексные представления, представления о цикличности изменений).
Кроме того, совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления.
Воображение. Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует очень увлеченно.
Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте обусловливает возможность сочинения детьми достаточно оригинальных и последовательно разворачивающихся историй.
Речь. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре, в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи.
Подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Изменения в сознании характеризуются появлением так называемого внутреннего плана действий — способностью оперировать различными представлениями в уме, а не только в наглядном плане.
Одним из важнейших изменений в личности ребенка являются дальнейшие изменения в его представлениях о себе, его образе Я. Развитие и усложнение этих образований создает к шести годам благоприятные условия для развития рефлексии — способности осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, способах их достижения, переживаниях, чувствах и побуждениях; для морального развития, и именно для последнего возраст шести-семи лет является сензитивным, то есть чувствительным. Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик человека и в то же время исключительно благоприятен для педагогических воздействий.
В процессе усвоения нравственных норм формируются сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни. Существует тенденция преобладания общественно значимых мотивов над личными.
Самооценка ребенка достаточно устойчивая, возможно ее завышение, реже занижение. Дети более объективно оценивают результат деятельности, чем поведения.
Ведущей потребностью детей данного возраста является общение (преобладает личностное). Ведущей деятельностью остается сюжетно-ролевая игра.
В сюжетно-ролевых играх дошкольники седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Одной из важнейших особенностей данного возраста является проявление произвольности всех психических процессов.
Восприятие продолжает развиваться. Однако и у детей данного возраста могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков.
Внимание. Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем внимания составляет 7—8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения.
Память. К концу дошкольного периода (6—7 лет) у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить.
Мышление. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту.
Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных обобщений, выстраивать серию из 6—8 последовательных картинок.
Воображение. Старший дошкольный и младший школьный возрасты характеризуются активизацией функции воображения — вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период — сензитивный для развития фантазии.
Речь. Продолжают развиваться звуковая сторона речи, грамматический строй, лексика, связная речь. В высказываниях детей отражаются как все более богатый словарный запас, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В подготовительной группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми, развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.
Материал подготовлен воспитателем группы «Пчёлки» (ГБДОУ №9)
Шлык Е.О.
Список источников:
- http://www.razvitierebenka.net/index/deti_2_3_let/0-108
- http://www.detskiysad.ru/ped/doshkol12.html
- http://www.studfiles.ru/preview/2377149/page:13/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вопросы для мониторинга уровня развития знаний по элементарным математическим представлениям у детей в разных возрастных группах: с использованием дополнительных технологий и Программ- Школа 2100.
Младшая группа.1.Уметь сравниватьсовокупности на основе взаимооднозначного соответствия,различать- много-,-мало-,-один.2.Уметь сравнивать две группы предметов путём прилижения.Вопросы:-Сколько цветов?...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ.
Связная речь - смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Развитие связной речи детей - одна из главных задач...
Консультация для педагогов "Рекомендации по проведению занятий по развитию речи в разных возрастных группах" (презентация)
Консультация для педагогов "Рекомендации по проведению занятий по развитию речи в разных возрастных группах"....
«Особенности речевого развития детей в разных возрастных группах ДОУ»
laquo;Особенности речевого развития детей в разных возрастных группах ДОУ»...
Консультация для воспитателей на тему «Формирование грамматически правильной речи у детей в разных возрастных группах»
Консультация для воспитателей на тему «Формирование грамматически правильной речи у детей в разных возрастных группах»...
Презентация "Цели и задачи музыкального развития детей в разных возрастных группах"
quot;Цели и задачи музыкального развития детей в разных возрастных группах"...
Перспективный план работы по художественно-эстетическому развитию детей в разных возрастных группах.
Перспективный план работы по художественно-эстетическому развитию детей в разных возрастных группах....