Элективная программа "Формирование навыка русского языка у детей-инофонов в условиях интегрированного обучения"
учебно-методическое пособие по развитию речи по теме
За последние 10 лет в странах СНГ сложилась новая языковая ситуация – изменился статус русского языка. С каждым годом в этих странах сокращается число лиц, владеющих русским языком.
Современные условия жизни общества сопряжены с увеличением миграционных потоков и проживанием некоренного населения в русскоязычной среде т.о. увеличивается количество детей-беженцев и вынужденных переселенцев, не владеющих русским языком, или владеющих языком на низком уровне. Воспитание дошкольников в условиях двуязычия стало одной из актуальных проблем в ДОУ города.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа | 196.5 КБ |
Приложение № 1 | 33.5 КБ |
Приложение № 2 | 34.5 КБ |
Приложение № 3 | 37 КБ |
Приложение № 4 | 47.5 КБ |
Приложение № 5 | 26 КБ |
Приложение № 6 | 29 КБ |
Приложение № 7а | 90 КБ |
Приложение № 7б | 79.5 КБ |
Приложение № 8 | 41.5 КБ |
Приложение № 9 | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Формирование навыка русского языка у детей-инофонов в условиях интегрированного обучения»
Содержание:
Введение......................................................................................................................2
Особенности речевого развития двуязычных детей...............................................3
Принципы построения программы...........................................................................3-5
Основные положения программы.............................................................................5-11
Приложения.................................................................................................................11-19
Цель:
Создать условия для выравнивания стартовых возможностей детей – инофонов перед поступлением в школу за счёт организации специализированных занятий на базе логопункта.
Задачи:
- приобщить ребёнка к жизни в группе, к среде; привить вкус к различным видам деятельности;
- научить устанавливать дружеские взаимоотношения с другими детьми, сотрудничать с ними, совместно строить планы и доводить их до конца, придумывать игры и вместе играть;
- формировать сознательное и позитивное отношение к изучению русского языка, способствовать развитию коммуникативных навыков на изучаемом языке;
- удовлетворять тягу ребёнка к знаниям и стимулировть его.
Редакционная коллегия:
Афанасьева О.В. - заместитель заведующей по воспитательно-образовательной работе
Милованова Е.В. - учитель-логопед
Ермакова Т.И. - учитель-логопед
Введение
С каждым годом в дошкольных учреждениях увеличивается количество детей, для которых русский язык не является родным. Воспитание дошкольников в условиях двуязычия стало одной из актуальных проблем в ДОУ города.
Как правило, если ребёнок вырастает в семье, где с ним не говорят на русском языке, где могут быть иные традиции воспитания, общения, питания, поведения, чем в большинстве семей россиян, то приходя в детский сад или школу, он испытывает определённые трудности. И связаны они, в первую очередь, с тем, что он не умеет говорить по-русски и не понимает обращённой к нему речи, а также с иными культурными установками, полученными в семье, и с отсутствием опыта проживания в русской культурно-языковой среде.
Облегчить задачу вхождения в жизнь большинства, овладение культурой и языком, в рамках которых будет проходить дальнейшая жизнь ребёнка, не забывая о поддержке и сохранении первого родного языка и представленной в семье культуры – сложная, многосторонняя задача, решение которой может занять многие годы. Казалось бы, когда на улице, по телевизору звучит русская речь, это уже должно создавать предпосылки для овладения языком и культурой. Если это и происходит, то в очень ограниченной мере. На самом деле, если у семьи нет русскоязычного общения и родители не заботятся о последовательном приобщении к окружающей культуре, то овладения вторым – русским - языком не происходит. Приобщение к русскому языку должно происходить в объёме, достаточном для нормального вхождения в школьную жизнь, обеспечивающем по возможности полноценное пребывание в детском коллективе, где преподавание будет происходить на русском языке.
Семья может стать как тормозом изучения языка, так и усилить мотивацию ребёнка. Большое значение имеет то, как относятся в семье к своей и чужой культуре, т.е. преобладающая стратегия аккультурации в семье. Стратегия интеграции, при которой происходит синтез двух культур, наиболее успешная. При выборе этой стратегии меньше вероятность развития различных психологических расстройств.
Большинство родителей детей – инофонов выбирают стратегию интеграции. Они хотят, чтобы дети ещё в детском саду начали говорить на русском языке в силу разных причин: возможность получения образования в России; вероятность занять более высокое положение в обществе; облегчение миграции; историческое наследие семьи; любовь к русской культуре и т.д.
Особенности речевого развития двуязычных детей
Важнейшим фактором является отставание по времени развития на втором языке по сравнению с первым.
- они позднее овладевают речью;
- словарный запас на каждом из языков часто меньше, чем у сверстников, говорящих на одном языке, при этом сумма слов лексикона ребёнка больше;
- многочисленные ошибки, допускаемые детьми: в произношении, в согласовании прилагательных, местоимений, числительных с существительными в роде, числе, падеже, в употреблении предлогов и т.д.; при отсутствии систематического обучения может быть недостаточно усвоена грамматика;
- могут возникнуть трудности при усвоении письменной речи второго языка;
- при отсутствии практики может возникнуть постепенная утрата недоминирующего родного языка.
Чем младше ребёнок, тем у него больше шансов для совершенного владения вторым языком, но только в том случае, когда общение правильно организовано. А это значит, что надо опираться именно на преимущества дошкольного возраста, обогащать жизнь ребёнка разнообразным содержанием, постоянно держать в поле зрения изменения в каждом из взаимодействующих языков и вовремя принимать превентивные меры: не давать происходить негативным процессам, направлять развитие в позитивное русло.
Принципы построения программы
В Федеральной программе “Русский язык (2006 – 2010 годы)” указано на снижение уровня владения русским языком как государственным, сужение сферы его функционирования как средства межнационального общения, на увеличение количества детей беженцев и вынужденных переселенцев, изучающих русский язык и литературу. Одним из приоритетных направлений данной программы признана необходимость обеспечения равных стартовых возможностей получения образования и овладения русским языком всеми гражданами РФ. В связи с этим встаёт проблема разноподготовленности детей-инофонов, приходящих в школу из детского сада, и необходимости разработки вариативной модели реализации региональной программы овладения русским языком..
Воспитание и обучение детей в смешанных группах осуществляется на основе программ и методик, рассчитанных на владение детьми русским языком как родным. Иными словами, работа в дошкольных учреждениях, где состав детей в группах однороден по языку, и в разнонациональных группах, ведётся по одним и тем же программам и методикам. Практика показывает, что реализация программных задач наталкивается на определённые трудности. Дети совсем не понимают или понимают неточно указания и объяснения воспитателя, с трудом отвечают на вопросы или дают неправильные ответы. Речь детей на русском языке часто состоит из отдельных слов, они не владеют навыками построения предложения, пересказа литературного или фольклорного произведения. Особую трудность испытывают дошкольники, плохо владеющие русским языком, при общении с воспитателем и сверстниками.
В разработанных в лаборатории развития речи НИИ дошкольного воспитания АПН РСФСР типовых программно-методических рекомендациях «Развитие русской речи дошкольников в многонациональных детских садах с русским языком обучения» определены общее программное содержание и задачи развития речи в различных ситуациях общения воспитателя с детьми, общий объём языкового материала, который является достаточным для формирования у детей-инофонов необходимых знаний, умений и навыков; кратко изложены основные методические принципы развития русской речи нерусскоговорящих дошкольников в многонациональном детском саду. Но в рекомендациях не предлагается квартальное или еженедельное планирование содержания работы по развитию русской речи, не предусмотрено и последовательное его усложнение.
На базе нашего ДОУ разработана элективная программа обучения двуязычных детей, посещающих общеобразовательные группы, русскому языку. Новизна проекта состоит во включении в воспитательно-образовательный процесс детского сада интегрированной модели предшкольной подготовки детей-инофонов.
В основе элективной программы лежит принцип коммуникативно-ориентированного обучения, представляющий содержание коммуникативно-речевой компетенции в объёме, позволяющем ребёнку удовлетворять свои коммуникативные потребности во всех сферах жизнедеятельности. Традиционно активная коммуникативность является ведущим принципом при обучении иностранным языкам. Однако, наряду с основным, не менее важны и частные методические принципы. В основе содержания обучения, выбора методов и приёмов предлагаемой программы русского языка как второго, лежат следующие исходные положения:индивидуализация, интерактивность, культуроцентричность.
Принцип индивидуализации – предполагает учёт не только индивидуальных особенностей детей-инофонов, но и уровня их знаний в области русского языка. На практике он осуществляется за счёт заданий и раздаточного развивающего материала разной степени сложности, но единого сюжетного содержания, а также игровых ролей.
Принцип интерактивности – предполагает стимулирование у детей потребности
действовать на изучаемом языке. Данная потребность может возникнуть лишь в том случае, если обучение многоязычной речи будет строиться не на воспроизведении заученных образцов, а на их создании. Обучение созданию речевых произведений организовано на основе интенции (коммуникативное намерение говорящего). Интенция позволяет определить, что надо сказать, кому и для чего, сформулировать своё намерение, затем – вербализировать его. Весь процесс обучения строится на последовательности “интенция – предмет общения – языковые средства”, т.е. предлагается путь от смысла к форме, вместо традиционного “форма – значение – употребление”. Коммуникативное намерение создаёт мотивацию для выражения определённой мысли, т.е. уже предполагает, что говорящий не пассивный, а активный участник речевого действия и, в конечном итоге, общения.
Принцип культуроцентричности, предполагающий ведущую роль культурологических знаний при обучении, крайне актуальный в современных условиях в курсе любого иностранного языка. Культурологическая направленность реализуется через занятия ИЗО, МУЗО, сюжетно-ролевые и подвижные игры, игры-инсценировки и т.п., в которых дети-инофоны получают представления о России и русской культуре (знакомятся с творчеством русских художников, музыкантов, писателей, с русским фольклором и т.д.). “Всё это позволяет создать феномен среды, поскольку сумма знаний откладывается и закрепляется не только с помощью языка, не только в текстах, её воплощением и материализацией является в конечном счёте вся культура, все продукты цивилизации” (Караулов Ю.Н. “Русский язык и языковая личность”, 1987).
Основные положения программы
Воспитание и обучение детей проходит в режиме детсадовских занятий, предусматривающих наряду с обучением время для игровой, театрализованной, конструктивной, изобразительной, музыкальной и других видов детской деятельности.
Наша работа по предшкольной подготовке детей-инофонов направлена на создание условий для выравнивания стартовых возможностей детей перед поступлением в школу.
Модель предшкольной подготовки детей – инофонов включает:
- Цели, принципы и этапы подготовки детей к школе;
- Структуру каждого этапа (адаптация к русскоговорящей среде, формирование навыков русского языка, формирование ключевых компетентностей) с подробной разработкой методов и средств для успешной подготовки детей-инофонов к поступлению в школу;
- Результат, который должен быть получен по итогам прохождения программы. (Приложение № 1)
Готовность ребенка к школе определяется всегда факторами его развития или набором ключевых компетентностей.
Поэтому нам представляется работа по предшкольной подготовке детей-инофонов в следующем ракурсе: развитие начальных ключевых и начальных специальных компетентностей через свойственные ребенку – дошкольнику виды деятельности.
Модель формирования ключевых и начальных специальных компетентностей детей – инофонов включает:
1. Набор начальных ключевых (личностно-социальная, учебно-познавательная) и начальных специальных компетентностей (начальная коммуникативно-речевая, начальная литературная, начальная художественная)
2. Намечены пути и средства формирования заданных компетентностей (игровые и проблемные ситуации, игротренинги, дидактические игры на развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, логические задачи и задания, обыгрывание проблемных ситуаций, интеллектуальные игры и задания; чтение воспитателем, слушание и заучивание стихов, рассказов, инсценирование, речевые игры, работа над произношением в целях развития фонологических, грамматических, коммуникативных навыков, интегрирование начальной речевой компетентности в игровую продуктивную и прочие виды детской деятельности; рассматривание картин, слушание музыкальных произведений.)
3. Подобраны организационные формы работы с детьми, способствующие развитию заданных компетентностей (сюжетно-дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, строительные, игровое конструирование, ручной труд, театрализованная деятельность; организация сюжетно-тематических дней, «календарей знаменательных дней»). (Приложение № 2)
В ДОУ разработаны рекомендации по организации деятельности педагогического персонала и узких специалистов при работе с данным контингентом детей, а также перечень рекомендуемой документации для специалистов, участвующих в интегрированном воспитании и обучении дошкольников-инофонов.
(Приложение № 3)
Опираясь на диагностику, в структуре каждого дня посещения ребенком ДОУ, отведено место для индивидуальных занятий и предусмотрены методы и приемы дифференцированного подхода к детям.
Перспективный план занятий составлен в соответствии с программой «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой и представлен в виде сюжетно-дидактических тем. (Приложение № 4и 4а)
7
Особенности работы по программе предшкольной подготовки
детей-инофонов:
- Программа реализуется в режиме работы логопункта 2 раза в неделю путём использования поэтапной системы формирования речи.
Воспитательно-образовательная работа рассчитана на два года и призвана обеспечить овладение детьми-инофонами связной, грамматически правильной речью, что формирует готовность к обучению детей в общеобразовательной школе.
Весь учебный материал распределён на 3 периода, каждый из которых отличается задачами, содержанием и объёмом усваиваемого материала. В то же время эти этапы взаимосвязаны, т.к. содержание обучения на каждом предшествующем этапе подготавливает детей к усвоению нового, более сложного, материала.
Содержание программы обучения детей-инофонов.
Старшая группа.
I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь):
После двухнедельного обследования состояния устной речи детей-инофонов логопед приступает к занятиям (подгрупповым и индивидуальным). Работа по выработке навыков и умений общения на русском языке ведётся в следующих направлениях: коррекция звукопроизношения (при необходимости), расширение словаря, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи.
Звукопроизношение: уточняется произношение твёрдых (особенно всегда твёрдого Ш) и мягких согласных звуков, отработка одно-, двух- и трёхсложных слов с твёрдыми согласными без стечения согласных (вот, тут, шар, рот, да, машина, голова) и со стечением согласных в середине слова (кукла).
Словарная работа: отработка словаря по лексическим темам «Игрушки», «Части тела», «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Осень», «Одежда», «Посуда», «Мебель».
Грамматический строй речи: усвоение форм единственного существительных, глаголов 3 лица единственного настоящего времени; согласование прилагательных и существительных в роде и числе, существительных и глаголов.
Связная речь: формирование первоначальных умений различать по интонации, правильно произносить и составлять повествовательные и вопросительные предложения следующих грамматических конструкций: «вот + имя существительное» (Вот шар), «тут (там) + имя существительное» (Тут шар. Тут шар?), «имя существительное + глагол 3 л.ед.ч. наст.вр.» (Девочка идёт).
8
II период обучения (декабрь, январь, февраль):
Речевые возможности детейвозрастают, появляется более осознанное и дифференцированное употребление отработанного лексико-грамматического материала. Они становятся более общительными, используют речевые умения в простых коммуникативных ситуациях.
Звукопроизношение: продолжается работа над совершенствованием у детей навыков правильного произношения звуков (различение твёрдости-мягкости, глухости-звонкости, взрывности-фрикативности согласных звуков).
Словарная работа: усвоение словаря по лексическим темам «Зима», «Домашние животные», «Дикие животные», «Новый год», «Части тела», «Умывальные принадлежности», «Детский сад», «Зимняя одежда», «Домашние птицы», «Транспорт».
Грамматический строй речи: отработка ранее усвоенных грамматических категорий, а также согласование притяжательных местоимений мой, моя, моё, твой, твоя, твоё с существительными; усвоение глаголов I и II лица наст. времени ед. числа и глаголов III лица мн. числа настоящего времени, употребление существительных в винительном, родительном, дательном падежах единственного числа с предлогом и без предлога У.
Связная речь: составление повествовательных и вопросительных предложений с известными конструкциями; участие в диалоге по заданной ситуации; составление предложений, коротких рассказов по демонстрируемым действиям, по картинкам.
III период обучения (март, апрель, май):
Воспитательная работа направлена на практическое усвоение пройденных грамматических конструкций, а также на развитие первоначальных навыков монологической речи, воспитание активности и уверенности в различных видах речевого общения.
Звукопроизношение: к этому времени у большинства детей-инофонов фонетическая система русского языка сформирована. При необходимости продолжается работа по дифференциации согласных звуков.
Словарная работа: освоение и обогащение словаря по темам «Дом. Семья», «Профессии», «Птицы», «Весна», «Мебель», «Продукты питания», «Игрушки», «Труд людей в природе», «Весна. Лес», «Наш город», «Домашние животные».
Грамматический строй речи: совершенствование лексико-грамматических конструкций, изученных в предыдущих периодах; усвоение творительного, предложного падежей существительных в единственном числе; употребление предлогов В, НА, ПОД, О, глаголов прошедшего времени; образование приставочных глаголов.
Связная речь: закрепление и совершенствование умений составлять предложения и связные высказывания с усвоенными конструкциями; составление рассказов по демонстрируемым действиям, по серии картинок; пересказ коротких текстов; ведение диалога.
9
Примерный перспективный тематический план занятий
по формированию лексико-грамматических категорий
(1-й год обучения, старшая группа)
Неделя | Лексические темы | Грамматические категории | Количество занятий |
I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь) | |||
1-2 | Обследование | 4 | |
3 4 | «Игрушки» «Части тела» | Формирование понятий о предмете | 2 2 |
5 | «Семья» | Формирование понятий о действии и предмете | 2 |
6 | «Овощи. Огород» | Закрепление понятий о действии и предмете (вопросы: Кто? Что? Что делает?) | 2 |
7 8 | «Сад. Фрукты» «Одежда» | Род имен существительных (муж, жен.); местоимения ОН, ОНА. | 2 2 |
9 | «Осень» | Согласование глаголов 3 л. ед. ч. наст. вр. с существительными и местоимениями. Развитие связной речи. | 2 |
10 11 | «Посуда» «Мебель» | Согласование прилагательных с существительными муж. и жен. рода ед. числа. | 2 2 |
12 | Повтор пройденных тем | Род имен существительных (средний). Местоимение ОНО. | 2 |
II период обучения (декабрь, январь, февраль) | |||
13 | «Зима» | Глаголы 1 и 2 лица наст.вр., ед.числа. Личные местоимения 1 и 2 лица ед. ч. | 2 |
14 15 | «Домашние животные» «Дикие животные» | Падежные конструкции. Родительный падеж существительных в ед. ч. (с предлогом «У») | 2 2 |
16 | «Новый год» | Глаголы 3 лица мн. числа наст. вр. Развитие связной речи. | 2 |
17 | «Части тела» | Согласование притяжательных местоимения МОЙ, МОЯ с существительными. Согласование притяжательных местоимений ТВОЙ, ТВОЯ. | 1 1 |
18 | «Умывальные принадлежности» | Согласование притяжательных местоимений МОЁ, ТВОЁ с существительными. | 2 |
19 | «Детский сад» | Глаголы 1 и 2 лица мн. числа наст. вр. Падежные конструкции. Родительный падеж личных местоимений в ед. ч. | 1 1 |
20 | «Зимняя одежда» | Падежные конструкции. Винительный падеж существительных в ед. ч. | 2 |
21 | «Домашние птицы» | Падежные конструкции. Дательный падеж существительных в ед. ч. | 2 |
22 | Транспорт | Предлог «К». | 2 |
23 | Повторение пройденных тем | Дифференциация предлогов «К» - «ОТ» | 2 |
III период обучения (март, апрель, май) | |||
24 25 | «Дом. Семья» «Профессии» | Падежные конструкции. Творительный падеж существительных ед. ч. | 2 2 |
26 | «Птицы» | Приставочные глаголы. Развитие связной речи. | 2 |
27 | «Весна» | Предлог «НА» | 2 |
28 | «Мебель» | Предлог «ПОД». | 2 |
29 | «Продукты питания» | Предлог «В». Относительные прилагательные. | 1 1 |
30 | «Игрушки» | Дифференциация предлогов «НА» - «ПОД». Развитие связной речи. | 2 |
31 | «Труд людей в природе» | Глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени. | 2 |
32 | «Весна. Лес» | Предлоги «В», «НА», «ПОД». | 2 |
33 | «Наш город» | Согласование прилагательных с существительными в роде и падеже. | 2 |
34 | «Домашние животные» | Падежные конструкции. Изменение существительных в ед. ч. по падежам. | 2 |
35 | Повторение пройденных тем | Падежные конструкции. Изменение существительных в ед. числе по падежам. Развитие связной речи. | 2 |
Подготовительная группа.
I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь):
Обследование состояния устной речи детей-инофонов. Закрепление у детей навыков правильного произношения всех звуков русского языка, развитие лексико-грамматических средств языка, самостоятельной связной речи.
Словарная работа: актуализация словаря по лексическим темам «Наше тело», «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Перелетные птицы», «Квартира. Мебель», «Одежда обувь», «Головные уборы», «Посуда. Столовые приборы», «Продукты питания».
Грамматический строй речи: практическое употребление форм единственного и множественного числа существительных, приставочных глаголов с разными оттенками значений, относительных прилагательных, предлогов «в», «из» ; введение в активную речь названий предметов, действий, их признаков в единственном и множественном числе, обобщающих названий групп предметов в соответствии с лексическими темами; усвоение и практическое употребление падежных форм (родительный падеж множественного числа существительных), согласование прилагательных с существительными и местоимениями в роде и числе, существительных и глаголов.
Связная речь: повторение и закрепление на более сложном материале в практических упражнениях материала первого года обучения по формированию в речи детей простого предложения., обучение построению сложных предложений. Совершенствование разговорно-диалогической речи детей (заучивание и инценсирование диалогов, заучивание стихотворений, коротких рассказов, загадок в соответствии с лексической темой).
2 период обучения (декабрь, январь, февраль)
Словарная работа: обогащение словаря по лексическим темам «Бытовые приборы», «Профессии», «Новогодний праздник», «Зима», «Зимние забавы», «Зимующие птицы», «Дикие животные», «Транспорт», «Детский сад». Употребление обобщающих слов по изученным темам, усвоение слов – антонимов.
Грамматический строй речи: отработка ранее усвоенных грамматических категорий, практическое употребление существительных в винительном, дательном, творительном, предложном падежах множественного числа с предлогом и без предлога, закрепление согласования существительных с прилагательными и местоимениями.
Связная речь: закрепление в практических упражнениях и активизация в речи детей навыка употребления всех типов простых и сложных предложений, отработанных в первом периоде; составление предложений по опорным словам и предметным картинкам; расширение сферы использования диалогической речи (чтение стихов в лицах, беседы по прочитанному, пересказы по ролям и инсценирование); составление рассказов по картине и по серии сюжетных картин.
3 период обучения (март, апрель, май):
Словарная работа: освоение и обогащение словаря по темам «Семья. Мамин праздник», «Домашние животные», «Дикие животные», «Весна», «Весна. Сельскохозяйственные работы», «Птицы», «Наш дом», «Весна. Лес», «Насекомые» «Садовые и полевые цветы», «Школа», «Лето».
Грамматический строй речи: закрепление трудных категорий предыдущих периодов; практическое употребление падежей существительных в единственном и множественном числе; упражнение в правильном употреблении сложных предлогов.
Связная речь: продолжение работы по формированию умения строить сложные предложения (сложносочиненные и сложноподчиненные); продолжение работы по совершенствованию диалогической речи; развитие навыка монологической речи (по плану, по ситуации). Развитие интонационно-выразительной стороны речи.
Примерный перспективный тематический план занятий
по формированию лексико-грамматических категорий
(2-й год обучения, подготовительная группа)
Неделя | Лексические темы | Грамматические категории | Количество занятий |
I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь) | |||
1-2 | Обследование | 4 | |
3 | «Наше тело» | Падежные конструкции. Именительный падеж мн. ч. существительных. Согласование прилагательных с существительным и местоимениями муж. и жен. рода в ед. и мн. ч. | 2 |
4 | «Осень» | Согласование прилагательных с существительным и местоимениями муж. и жен. рода в ед. и мн. ч. Развитие связной речи. | 2 |
5 | «Овощи» | Распространение предложений одним определением. Глаголы совершенного и несовершенного вида | 2 |
6 | «Фрукты» | Падежные конструкции. Родительный падеж мн. ч. существительных. | 2 |
7 8. | «Перелетные птицы» «Квартира. Мебель» | Приставочные глаголы. Падежные конструкции. Родительный падеж мн. числа существительных. | 2 2 |
9 | «Одежда. Обувь. Головные уборы» | Согласование местоимений НАШ, НАША, НАШИ, ВАШ, ВАША, ВАШИ с существительными. | 2 |
10 | «Посуда. Столовые приборы» | Дифференциация предлогов «В» - «ИЗ». | 2 |
11 | «Продукты питания» | Относительные прилагательные. | 2 |
12 | Осень (обобщение). Комплексное занятие «Осенняя сказка» | Падежные конструкции. Именительный и родительный падеж мн. числа существительных. Развитие связной речи. | 2 |
II период обучения (декабрь, январь, февраль) | |||
13 | «Бытовые приборы» | Падежные конструкции. Винительный падеж мн.ч. существительных. | 2 |
14 | «Зима» | Сложноподчиненное предложение с союзом «а», «и» | 2 |
15 | «Профессии» | Падежные конструкции. Дательный падеж существительных мн. числа. | 2 |
16 | «Новогодние праздники» | Падежные конструкции. Предложный падеж существительных мн. числа. Развитие связной речи | 2 |
17 | «Зимние забавы» | Употребление глаголов в разных временных формах. Развитие связной речи. | 2 |
18 | «Зимующие птицы» | Предлоги «С» - «СО». | 2 |
19 | «Дикие животные» | Притяжательные прилагательные. | 2 |
20 | «Транспорт» | Падежные конструкции. Творительный падеж существительных мн. числа. | 2 |
21 | «Детский сад» | Падежные конструкции. Творительный падеж существительных мн. числа. | 2 |
22 | «Профессии» | Согласование числительных с существительными. | 2 |
23 | Зима (обобщение). Комплексное занятие «Зимушка-зима» | Падежные конструкции. Предложный падеж существительных. Развитие связной речи. | 2 |
III период обучения (март, апрель, май) | |||
24 | «Семья. Мамин праздник». | Притяжательные прилагательные ед. и множ. числа. Согласование прилагательных с существительными. | 2 |
25 | «Домашние животные» | Притяжательные прилагательные. Предлог «ИЗ - ПОД». | 2 |
26 | «Дикие животные» | Согласование числительных с существительными. Предлог «ИЗ - ЗА». | 2 |
27 | «Весна» | Сложноподчиненные предложения с союзом «потому что». Развитие связной речи. | 2 |
28 | «Весна. Сельскохозяйственные работы» | Сложноподчиненные предложения с союзом «чтобы». | 2 |
29 | «Птицы» | Предлог «НАД». | 2 |
30 | «Наш дом» | Согласование числительного, прилагательного и существительного. | 2 |
31 | «Весна. Лес» | Согласование числительного, прилагательного и существительного. Развитие связной речи. | 2 |
32 | «Насекомые» | Дифференциация предлогов «ИЗ - ЗА» - «ИЗ - ПОД». | 2 |
33 | «Садовые и полевые цветы» | Дифференциация предлогов «НА» - «НАД». | 2 |
34 | «Школа» | Падежные конструкции. Изменение существительных в ед. и мн. числе по падежам. | 2 |
35 | Времена года. Комплексное занятие «Здравствуй лето» | Падежные конструкции. Изменение существительных в ед. и мн. числе. Развитие связной речи | 2 |
- Структура занятий:
- 2 занятия по 20-25 минут;
- занятия объединены сюжетно-дидактической темой;
- дифференцированный подход к детям с разной степенью владению русским языком осуществляется за счет заданий и раздаточного развивающего материала разной степени сложности, но единого сюжетного содержания, а также за счет игровых ролей.
3. Программа допускает присутствие на занятиях родителей: действия педагога с детьми при этом будут являться образцом для дальнейших занятий родителей с детьми дома. В течение недели желательно, чтобы родители закрепили, расширили знания детей по данной теме. (Приложение № 5)
Одновременно с этим обогащается лексический запас по изучаемой теме, идет практическое усвоение грамматических конструкций русского языка не только у детей – инофонов, но и у их родителей, которые недостаточно хорошо владеют русским языком.
4. Предполагаются домашние задания, например, по теме «Дом»: ввести в обязанность детей дома накрывать стол для всей семьи, перечислять виды столов (кухонный, письменный, компьютерный, журнальный и т.д.) и пр. (Приложение № 6)
Работа воспитателя в смешанной группе
Основной задачей ежедневной работы воспитателя с детьми в повседневной жизни является повышение их уровня владения русской речью. Ведущая форма работы – целенаправленное общение естественного типа в различных наглядных и предметно-практических ситуациях (индивидуально с ребёнком, с небольшой подгруппой детей). Следовательно, воспитатель должен прежде всего больше говорить с детьми, но при этом речь педагога не должна носить монологического характера, важно постоянно обращаться к детям с вопросами, предложениями.
При планировании работы с детьми по повышению их уровня владения русской речью, воспитателю необходимо придерживаться следующих общих методических рекомендаций:
- в целях обеспечения понимания детьми русской речи и реагирования на речь действием, целесообразно сопровождать обращённую к детям речь жестами, мимикой, показом предметов и картин;
- при планировании занятий необходимо учитывать достигнутый уровень владения языком, подбирать материал для обучения, соблюдая последовательность формирования речевых умений и навыков;
- для активизации речевой и речемыслительной деятельности детей необходимо как можно чаще применять коллективные и групповые формы работы (работа в парах, тройками, хоровые ответы).
Для организации речевой деятельности детей и усиления потребности общения на русском языке на занятиях и вне занятий шире использовать различную наглядность. Для этого в группе рекомендуется оформление постоянного речевого уголка со сменой лишь части заданий в зависимости от темы.
Речевой уголок включает:
- библиотечный уголок, в котором сосредоточена литература по данной теме;
- игровой уголок с коммуникативными играми;
- уголок для рисования на свободную тему, письма;
- уголок прослушивания, где хранятся кассеты с записями сказок и стереомагнитофоны с наушниками, диафильмы для нерусскоговорящих дошкольников (например, «Сказка про репку» автор Е.Бажанова, «Маша и медведь» автор М Борисенко – М.: студия «Диафильм»), а также связанные со сказками задания;
- телефонный уголок для упражнений в диалоге.
Необходимо целенаправленно использовать в учебно-воспитательном процессе дидактическую игру как одну из основных форм мотивации, организации и стимулирования познавательной и речевой деятельности двуязычных детей.
Повышенный интерес у детей вызывают игры-драматизации (ролевые игры). Воспитатель может дополнительно включать в игровую деятельность детей (по мере накопления необходимых для игры слов, грамматических форм) этот вид игры с указанием ситуации, например: «Мама готовит обед», «Семья обедает», «У врача», «Шофёр и дети» и т.д. Исполняя роли в игре, дети ведут разговор и тем самым включают в речь (соответствующие ситуации) знакомые слова и формы слов, самостоятельно составляют предложения усвоенных конструкций. Вне занятий целесообразно использовать игры-инсценировки знакомых сказок (или их фрагментов): «Колобок», «Теремок», «Козлята и волк» и др.
Использование данной программы предполагает формирование у двуязычных детей навыков слушания и понимания русской речи, расширение словарного запаса, получение практических навыков по владению грамматическим строем русского языка, расширение коммуникативных возможностей. Тем самым создаются условия для выравнивания стартовых возможностей детей-инофонов перед поступлением в школу, что позволит им в дальнейшем успешно учиться в школе.
Методика обследования речи детей-инофонов.
Правильно организованное обучение и воспитание двуязычных детей в условиях детского сада требует всестороннего обследования их речевых процессов, эмоциональной сферы, а также личностных особенностей.
В своей работе мы используем методику обследования речи с бально-уровневой системой оценки, которая направлена на решение следующих задач:
- Диагностика;
- Уточнение уровня владения русским языком детьми-инофонами;
- Построение системы индивидуальной работы;
- Комплектование подгрупп на основе общности владения русским языком;
- Отслеживание динамики речевого развития ребенка и оценка эффективности речевого воздействия.
Данные обследования подробно записываются в речевую карту. (Приложение № 7).
Предлагаемая методика направлена на выявление актуального уровня владения русским языком. (Приложение № 8).
По итогам обследования составляется индивидуальная развивающая программа, которая корректируется в середине года и в конце года дается оценка эффективности проведенной работы. (Приложение № 9).
Всесторонний анализ речевого развития обследуемого ребенка дают возможность отобрать наиболее эффективные пути и методы воспитательно-образовательной работы.
Использование данной программы предполагает формирование у двуязычных детей навыков слушания и понимания русской речи, расширение словарного запаса, получение практических навыков по владению грамматическим строем русского языка, расширение коммуникативных возможностей. Тем самым создаются условия для выравнивания стартовых возможностей детей-инофонов перед поступлением в школу, что позволит им в дальнейшем успешно учиться в школе.
Предварительный просмотр:
Модель предшкольной подготовки детей – инофонов Приложение № 1
Цель: Создание условий для выравнивания стартовых возможностей детей-инофонов перед поступлением в школу.
Принципы: - коммуникативно-ориентированного обучения; - интерактивности;
- индивидуализации; - культуроцентричности;
ЭТАПЫ
Формирование ключевых компетентностей
Формирование навыков русского языка
Адаптация к русскоговорящей среде
- Приобщение к окружающей культуре, к русскому языку;
- Создание предпосылок для овладения языком;
- воспитание толерантного отношения детей и взрослых к представителям иной национальности
- начальная личностно-социальная;
- начальная коммуникативно-речевая;
- начальная литературная;
- начальная художественная
- развитие понимания речи;
- уточнение, обогащение словаря;
-формирование грамматического настроя речи;
- развитие связной речи;
- коррекция звукопроизношения
- анкетирование, беседы с родителями;
- использование культуры поведения и культуры общения со сверстниками и взрослыми;
- сюжетно-ролевые, сюжетно-дидактические игры;
- игровые и проблемные ситуации, беседы.
- игротренинги, обыгрывание проблемных ситуаций;
- интегрирование речевой компетентности в различные виды детской деятельности
- подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия
- сюжетно-дидактические, сюжетно-ролевые, словесные игры и др.
- театрализованная деятельность
- организация сюжетно-тематических дней
- Приобщение ребенка к жизни в группе, среде;
- Привитие вкуса к различным видам деятельности;
- Соблюдение норм и правил поведения в русско-язычной среде.
- овладение различными способами общения со сверстниками и взрослыми;
- умение сообщать и получать необходимую информацию в общении
- сформированность навыков слушания и понимания русской речи;
- расширение словарного запаса;
- получение практических навыков по владению грамматическим строем русского языка;
- расширение коммуникативных возможностей
Выравнивание стартовых возможностей детей-инофонов перед поступлением в школу
Предварительный просмотр:
Модель формирования компетентностей детей-инофонов Приложение № 2
Начальные ключевые и начальные специальные компетенции будущего школьника | Пути и средства формирования заданных компетенций | Формы организации детей, способствующие развитию заданных компетенций |
Начальная личностно – социальная компетентность (готовность самостоятельно решать задачи, связанные с общением и взаимодействием со сверстниками и взрослыми)
Начальная коммуникативно-речевая компетентность (адекватное понимание речи на слух, фонологический анализ речи, выработка навыков и умений общения на русском языке)
Начальная литературная компетенция (восприятие, анализ и интерпритация соответствующих возрастным возможностям литературных произведений) Начальная художественная компетентность (художественное восприятие и интерпритация произведений искусства разных жанров и видов) | Игровые и проблемные ситуации, чтение, игротренинги, беседы. Интегрирование заданной компетентности в игровую, продуктивную и пр. виды детской деятельности. Чтение воспитателем, рассказывание, стихи (слушание и заучивание), инсценирование. Словесные игры, лото, речевое домино. Изобразительная, музыкальная, театральная деятельность, рассматривание картин, слушание музыкальных произведений, чтение, беседа. | Сюжетно-ролевые игры, сюжетно-дидактические игры, дидактические игры, строительные игры, ручной труд, прогулки. Организация сюжетно-тематических дней, состоящих из частей:
|
Предварительный просмотр:
Приложение 3
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА СМЕШАННОЙ ГРУППЫ
- Деятельность учителя-логопеда
Основным ведущим специалистом, проводящим и координирующим коррекционно-педагогическую работу в группе, является учитель-логопед. Организация коррекционно-педагогического процесса в смешанной группе имеет некоторые особенности. Так, учитель-логопед:
- планирует (совместно с другими специалистами) и организует целенаправленную интеграцию детей-инофонов в группе, в ДОУ;
- консультирует воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, по вопросам организации коррекционно-педагогического процесса и взаимодействия всех детей группы; помогает в отборе содержания и методики проведения совместных занятий;
- координирует коррекционную психолого-педагогическую помощь двуязычным детям; проводит совместные занятия с другими специалистами (музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре и т.п.);
- ведет необходимую документацию.
- проводит подгрупповые и индивидуальные занятия с детьми-инофонами.
2. Деятельность воспитателя
Деятельность воспитателя смешанной группы аналогична деятельности воспитателя общеразвивающей группы и направлена на обеспечение всестороннего развития всех воспитанников. Особенностями организации работы воспитателя смешанной группы являются:
- планирование (совместно с учителем-логопедом и другими специалистами) и проведение фронтальных занятий со всей группой детей, включая воспитанников-билингвов;
- планирование (совместно с другими специалистами) и организация совместной деятельности всех воспитанников группы;
- создание в повседневной жизни и деятельности детей-инофонов условий, стимулирующих их речевое развитие (во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда в природе, на прогулке, в играх и развлечениях);
- соблюдение преемственности в работе с другими специалистами по выполнению программы воспитания и обучения детей-инофонов;
- обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику;
- консультирование родителей (законных представителей) детей-инофонов по вопросам воспитания ребенка в семье;
- ведение необходимой документации.
3. Деятельность педагога-психолога
Деятельность педагога-психолога направлена на сохранение психического здоровья каждого воспитанника группы. В его функции входят:
- психологическое обследование воспитанников;
- участие в составлении индивидуальных программ развития (воспитания и обучения ребенка в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения);
- проведение индивидуальной и подгрупповой коррекционно-психологической работы с воспитанниками;
- динамическое психолого-педагогическое изучение воспитанников;
- проведение консультативной работы с родителями по вопросам воспитания ребенка в семье в условиях двуязычия;
- консультирование персонала группы;
- заполнение отчетной документации.
4. Деятельность музыкального руководителя
Деятельность музыкального руководителя направлена на развитие музыкальных способностей, эмоциональной сферы и творческой деятельности воспитанников. Особенностями работы музыкального руководителя в смешанной группе являются:
- взаимодействие со специалистами ДОУ (группы) по вопросам организации совместной деятельности всех детей на занятиях, праздниках, развлечениях, утренниках и т.д.;
- проведение занятий со всеми воспитанниками группы (в том числе совместно с другими специалистами: учителем-логопедом, педагогом-психологом, инструктором по физической культуре);
- консультирование родителей по использованию в воспитании ребенка музыкальных средств;
- ведение соответствующей документации.
5. Деятельность инструктора по физической культуре
Деятельность инструктора по физической культуре направлена на сохранение и укрепление здоровья всех детей, и их физическое развитие, пропаганду здорового образа жизни. В смешанной группе организация его работы предусматривает:
- проведение (в том числе совместно с другими специалистами) индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий со всеми воспитанниками с учетом их психофизических возможностей и индивидуальных особенностей;
- планирование совместной деятельности воспитанников группы; подготовку и проведение общих спортивных праздников, досуга и развлечений;
- оказание консультационной поддержки родителям по вопросам физического воспитания, развития и оздоровления ребенка в семье;
- регулирование (совместно с медицинскими работниками образовательного учреждения) физической нагрузки на воспитанников;
- ведение необходимой документации.
Предварительный просмотр:
Приложение 4
Календарно- тематический план работы с детьми инофонами
(I год обучения, старшая группа)
Месяцы | Недели | Развитие лексики | Развитие грамматического строя речи | Развитие связной речи |
I период: сентябрь-октябрь-ноябрь | ||||
СЕНТЯБРЬ | I-II | Диагностическое обследование детей | ||
III неделя «Игрушки» | Формирование понятий о предмете. Существительные: игрушка, кубик, мишка, мяч, кукла, барабан. Местоимения: это, тут, там, вот. | Падежные конструкции. Употребление существительных в форме именительного падежа единственного числа. | Составление предложений. «Это кукла», «Вот мяч. Тут мяч». «Там кубик» | |
IV неделя «Части тела» | Формирование понятий о предмете. Существительные: рука, нога, голова, нос, рот, глаз. Местоимения: это, что, тут, там, вот Частицы: да, а. | Падежные конструкции. Употребление существительных в форме именительного падежа единственного числа. | Составление предложений. «Это рука». «А это нога», «Вот нос». «Да, это глаз». |
Месяцы | Недели | Развитие лексики | Развитие грамматического строя речи | Развитие связной речи |
ОКТЯБРЬ | I неделя «Семья» | Существительные: папа, мама, мальчик, девочка, дедушка, бабушка, дочка, сын. Действия: делает, стоит, сидит, идет, спит, работает, играет, лежит. Местоимения: что, кто, где. | Согласование существительных с глаголами 3 лица единственного числа настоящего времени. | Составление повествовательных предложений: «Это девочка», «Она играет». |
II неделя «Огород. Овощи» | Существительные: огород, овощи, лук, капуста, огурец, помидор, картофель, осень. Глаголы: растет, лежит, Местоимения: что, где. | Образование множественного числа имён существительных. Употребление глаголов 3 лица единственного числа настоящего времени. | Составление повествовательных предложений. | |
III неделя «Сад. Фрукты» | Существительные: сад, фрукты, яблоко, груша, слива, банан, лимон. Глаголы: растет, лежит, висит. Местоимения: он, она. | Употребление местоимений мужского и женского рода. Согласование глаголов 3 лица единственного числа настоящего с существительными и местоимениями мужского и женского рода. | Составление повествовательных предложений. | |
IV неделя «Одежда» | Существительные: платье, юбка, рубашка, колготки, брюки, кофта, пальто. Глаголы: висит, лежит. Местоимения: он, она. | Образование множественного числа имен существительных. Согласование глаголов 3 лица единственного числа настоящего времени с существительными и местоимениями. | Составление повествовательных предложений. |
Месяцы | Недели | Развитие лексики | Развитие грамматического строя речи | Развитие связной речи |
НОЯБРЬ | I неделя «Осень» | Существительные: осень, дерево, лист, дождь, погода, береза, дуб, ель, сосна, рябина, ствол. Глаголы: желтеет, опадает, дует, моросит, идет. Прилагательные: какой, какая, желтый, зеленый, красный, холодный, высокий. | Согласование прилагательных с существительными и местоимениями мужского и женского рода. Глаголы 3 лица единственного и множественного числа настоящего времени. | Составление повествовательных предложений. |
II неделя «Посуда» | Существительные: тарелка, ложка, вилка, чашка, стакан, Глаголы: стоит, стоят. | Формы единственного и множественного числа существительных. Согласование существительных с прилагательными мужского и женского рода. | Составление повествовательных предложений. | |
III неделя Мебель | Существительные: стол, стул, полка, шкаф, кровать, диван, комната. Глаголы: стоит, висит. Прилагательные: большой, маленький, новый, старый. | Согласование прилагательных и вопросительного слова какой? Какая? | Составление повествовательных и вопросительных предложений. | |
IVнеделя «Повторение тем» | Существительные: тарелка, ложка, чашка, стакан, посуда. Глаголы: лежит, стоит. Прилагательные: большой, маленький, чистый, новый, грязный. Местоимение: оно. | Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Местоимение оно. | Составление повествовательных и вопросительных предложений. |
Предварительный просмотр:
Приложение 5
Примерное содержание домашнего задания по теме «Посуда»
1. Рассмотрите вместе с ребёнком посуду на кухне (кухонную, столовую, чайную). Уточните названия предметов посуды. Рассмотрите и назовите части посуды: ручка, крышка, носик, дно, стенки.
Закрепите в словаре обобщающее название «посуда».
2. Сходите с ребёнком в магазин, где продают посуду. Рассмотрите и обсудите, какую посуду там продают.
3. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»: Закончи предложения (подбери и назови как можно больше слов - действий):
Покупая в магазине посуду покупатель (что делает?) … выбирает, рассматривает и т.д.
Ухаживая за посудой человек (что делает?) … моет, чистит, вытирает, ...
4. Упражнение «Из чего сделана посуда?»
Вилка из металла – металлическая вилка Ложка из дерева -
Стакан из стекла - … Миска из глины -
Ваза из хрусталя - … Кружка из фарфора -
5. Игра «Ложка и стакан»: Возьми стакан и ложку. Выполни с этими предметами следующие действия:
- Положи ложку в стакан.
- Достань ложку из стакана.
- Положи ложку под стакан.
- Положи ложку на стакан.
- Сними ложку со стакана.
Попроси маму показать эти действия, не называя их. Прокомментируй эти действия самостоятельно.
6. Упражнение «Назови ласково»:
тарелка – тарелочка кружка - …
стакан - … кастрюля - …
чайник - … сковорода - …
чашка - … миска - …
7. Упражнение «Расскажи-ка»: Составь рассказ о любом предмете посуды, используя план: название – цвет – форма – из какого материала сделана? – как используется?
8. Выучи считалку: На моей тарелочке –
Рыженькая белочка,
Чтоб была она видна,
Всё съедаю я до дна.
Предварительный просмотр:
Приложение № 6
Примерный план проведения сюжетно -тематического дня по теме “Дом”
Интеллектуально-речевая часть | Продуктивная часть | Физкультурно-музыкальная часть |
Чтение Распределение ролей Игровая ситуация – встречаем гостей, накрываем стол (посуда – классификация, счёт по количеству гостей, отработка грамматических конструкций); расстановка мебели для гостей (ориентировка в пространстве, величина); продукты питания, предметы домашнего обихода (обогащение и закрепление словаря) | По выбору педагога:
| Игры – эстафеты типа “Кто быстрее накроет стол” (“Уберёт со стола”); подвижные игры типа “Бездомный заяц”; музыкально – дидактические и хороводные игры; дискотека и пр. |
Предварительный просмотр:
Приложение № 7 а
РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЁНКА
(2 год обучения)
Анкетные данные
Фамилия, имя, ребёнка ________________________________________________________
Дата рождения, возраст ________________________________________________________
Домашний адрес______________________________________________________________
Домашний телефон ___________________________________________________________
Откуда поступил _____________________________________________________________
Сведения о родителях:
мать (фамилия, имя, отчество) __________________________________________________
____________________________________________________________________________
отец (фамилия, имя, отчество) __________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________ Национальный язык___________________________________________________________
Двуязычие __________________________________________________________________
Исследование состояния импрессивной речи
1. Пассивный словарь
Умение обобщать (показать несколько предметов, относящихся к одному понятию):
Начало года Конец года
Одежда _________________ ________________________
Обувь __________________ ________________________
Мебель _________________ ________________________
Овощи _________________ ________________________
Фрукты ________________ ________________________
Домашние птицы_________ ________________________
Дикие птицы _ ___________ ________________________
Домашние животные _____ ________________________
Дикие животные ________ ________________________
Транспорт ______________ ________________________
Баллы _________________ Баллы __________________
Понимание действий (показать по предложенным картинкам):
Птица летит ____________ ________________________
Рыба плывёт ____________ ________________________
Лягушка прыгает ________ ________________________
Продавец продаёт ________ ________________________
Покупатель покупает_____ ________________________
Баллы __________________ Баллы___________________
Понимание признаков (показать по предложенным картинкам):
Начало года Конец года
Квадратное печенье_______ ________________________
Треугольное печенье ______ ________________________
Овальное печенье ________ ________________________
Прямоугольная салфетка__ ________________________
Холодное мороженое _____ ________________________
Горячий чай_____________ ________________________
Высокий дом____________ ________________________
Низкий дом_____________ ________________________
Молодой человек________ ________________________
Старый человек__________ ________________________
Баллы__________________ Баллы __________________
2. Понимание различных форм словоизменения
Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам):
Лист - листья_____________ ________________________
Окно – окна _____________ ________________________
Стул – стулья____________ ________________________
Ухо – уши _____________ _______________________
Перо – перья ____________ ________________________
Баллы __________________ Баллы___________________
Понимание предложно – падежных конструкций с предлогами:
За______________________ ________________________
из – за__________________ ________________________
под_____________________ ________________________
из – под_________________ ________________________
над_____________________ ________________________
Баллы___________________ Баллы___________________
Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов (показать по предложенным картинкам):
Мальчик читает – мальчики читают.
________________________ ________________________
Девочка ест – девочки едят.
________________________ ________________________
Баллы__________________ Баллы___________________
Дифференциация глаголов с различными приставками (показать по предложенным картинкам):
Мальчик переходит дорогу.
________________________ _______________________
Мальчик перебегает дорогу.
________________________ _______________________
Мальчик подбегает к дому.
________________________ _______________________
Баллы___________________ Баллы__________________
3. Состояние фонематического восприятия
Дифференциация оппозиционных звуков (показать по картинкам)
Начало года Конец года
Мишка – мышка__________ _______________________
Мишка – миска___________ _______________________
Лук - люк_______________ _______________________
Ель – гель_______________ _______________________
Плач – плащ_____________ _______________________
Баллы__________________ Баллы_________________
Исследование состояния экспрессивной речи
1. Активный словарь
Имена существительные
Назвать по 5 имен существительных по предложенным темам
Начало года Конец года
Мебель
________________________ ________________________
________________________ ________________________
________________________ ________________________
________________________ ________________________
________________________ ________________________
Баллы __________________ Баллы __________________
Домашние животные
________________________ ________________________
________________________ ________________________
________________________ ________________________
________________________ ________________________
________________________ ________________________
Баллы___________________ Баллы___________________
Птицы
________________________ ________________________
________________________ ________________________
________________________ ________________________
________________________ ________________________
________________________ ________________________
Баллы___________________ Баллы __________________
Транспорт
________________________ ________________________
________________________ ________________________
________________________ ________________________
________________________ ________________________
________________________ ________________________
Баллы __________________ Баллы __________________
Назвать части тела (по картинкам):
Начало года Конец года
Ладонь _________________ ________________________
Локоть _________________ ________________________
Грудь___________________ ________________________
Затылок_________________ ________________________
Висок___________________ ________________________
Баллы___________________ Баллы___________________
Назвать одним словом (обобщить) предметы, изображённые на картинке:
Смородина, клубника, черника
________________________ ________________________
Туфли, тапки, ботинки
________________________ ________________________
Воробей, голубь, сова
________________________ ________________________
Кошка, собака, корова
________________________ ________________________
Самолёт, автобус, машина
________________________ ________________________
Баллы __________________ Баллы _________________
Глаголы
Ответить на вопросы по картинкам
Мальчик читает – мальчики читают.
________________________ ________________________
Девочка ест – девочки едят.
________________________ ________________________
Баллы __________________ Баллы __________________
Имена прилагательные
Назвать предъявленные цвета:
Красный________________ ________________________
Оранжевый _____________ ________________________
Розовый________________ ________________________
Голубой________________ ________________________
Синий _________________ ________________________
Фиолетовый ____________ ________________________
Серый ________________ ________________________
Коричневый ____________ ________________________
Баллы__________________ Баллы __________________
Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки):
Начало года Конец года
Руль какой? (Круглый)
________________________ ________________________
Окно какое? (Квадратное)
________________________ ________________________
Флажок какой? (Треугольный)
________________________ ________________________
Слива какая? (Овальная)
________________________ ________________________
Одеяло какое? (Прямоугольное)
________________________ ________________________
Баллы __________________ Баллы __________________
2. Состояние грамматического строя речи
Употребление существительных в именительном падеже единственного
и множественного числа (образовать по аналогии):
Стул____________________ ________________________
Дерево__________________ ________________________
Воробей_________________ ________________________
Лист____________________ ________________________
Ухо ____________________ ________________________
Баллы __________________ ________________________
Употребление имён существительных в косвенных падежах:
Кого ты видишь на картинке?
________________________ ________________________
На кого смотрят дети? (На лису.)
________________________ ________________________ Кому девочка наливает молоко?(Кошке.)
________________________ ________________________ Чем девочка ест суп?
________________________ ________________________
О чём мечтает мальчик?
________________________ ________________________
Баллы __________________ Баллы___________________
Образование существительных множественного числа в родительном падеже (ответить на вопрос «Много чего?» по картинкам»):
Карандашей______________ ________________________
Шаров__________________ ________________________
Ключей_________________ ________________________
Окон___________________ ________________________
Вилок__________________ ________________________
Баллы__________________ Баллы___________________
Согласование прилагательных с существительными единственного числа настоящего времени (назвать по картинкам):
Начало года Конец года
Голубая бабочка
_______________________ ________________________
Серая ворона
________________________ ________________________
Оранжевый апельсин
________________________ ________________________
Белое блюдце
________________________ ________________________
Розовое платье
________________________ ________________________
Баллы___________________ Баллы __________________
Употребление предложно – падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам):
Где лежит мяч?
________________________ ________________________
Где летает бабочка?
________________________ ________________________
Откуда вылетает птичка?
________________________ ________________________
Откуда прыгает котёнок?
________________________ ________________________
Баллы __________________ Баллы __________________
Образование названий детёнышей животных:
У собаки________________
У коровы _______________ ________________________
У белки_________________ ________________________
У волчицы______________ ________________________
У медведицы____________ ________________________
Баллы__________________ Баллы __________________
Употребление числительных 2 и 5 с существительными
Два мяча________________ ________________________
Пять мячей______________ ________________________
Два окна________________ ________________________
Пять окон_______________ ________________________
Два ведра_______________ ________________________
Пять ведер______________ ________________________
Два воробья_____________ ________________________
Пять воробьев___________ ________________________
Две розы________________ ________________________
Пять роз________________ ________________________
Баллы__________________ Баллы___________________
Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (по картинкам):
Начало года Конец года
Сумка – сумочка ________ ________________________
Чашка – чашечка________ ________________________
Палец – пальчик_________ ________________________
Лента – ленточка________ ________________________
Носок – носочек_________ ________________________
Баллы__________________ Баллы___________________
Образование относительных прилагательных:
Стол из дерева (какой?) – деревянный
Ваза из стекла ___________ ________________________
Горка из снега___________ ________________________
Сапоги из резины ________ ________________________
Сок из яблок ____________ ________________________
Сок из лимона___________ Баллы___________________
Образование притяжательных существительных:
Очки бабушки (чьи?) – бабушкины
Туфли мамы (чьи?)
_______________________ ________________________
Рубашка папы (чьи?)
_______________________ ________________________
Усы кошки (чьи?)
_______________________ ________________________
Хвост лисы (чей?)
_______________________ ________________________
Лапа собаки (чья?)
_______________________ _______________________
Баллы__________________ Баллы__________________
Образование приставочных глаголов (Ответить на вопрос «Что делает мальчик?»)
Мальчик выходит из дома.
________________________ _______________________
Мальчик отходит от дома.
________________________ _______________________
Мальчик подходит к магазину.
________________________ _______________________
Мальчик переходит дорогу.
________________________ _______________________
Мальчик входит в дом.
________________________ _______________________
Баллы___________________ Баллы__________________
3. Состояние связной речи
Начало года Конец года
Пересказ текста.
Помощники После школы
Саша с Алёшей помогали Пришла Настя после школы.
накрывать на стол. Одна бабушка была дома.
Все сели обедать. Настя села у стола, взяла
Суп налили, а есть нечем книгу и прочитала сказку.
Вот так помощники. Бабушка была рада. Она сказала:
Стол накрыли, а ложки «Будешь книги читать – будешь
не положили. Много знать.»
_______________________ _______________________
_______________________ _______________________
_______________________ _______________________
_______________________ _______________________
_______________________ _______________________
_______________________ _______________________
_______________________ _______________________
_______________________ _______________________
Баллы _________________ Баллы__________________
Составление рассказа по серии картинок
«Умный заяц» «Как кошки охотились за мышкой»
________________________ ________________________
________________________ ________________________
________________________ ________________________
________________________ ________________________
________________________ ________________________
________________________ ________________________
________________________ ________________________
________________________ ________________________
________________________ ________________________
Баллы___________________ Баллы___________________
4. Исследование фонетической стороны речи
Состояние звукопроизношения
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
5. Состояние фонематического восприятия
Повторение слогов с оппозиционными звуками:
Са – ша – са _____________ Ша – са – ша _____________
Жа – ша – жа_____________ За –жа – за_______________
Са – ца – са______________ Ца – са - ца______________
Ла – ля – ла ______________ Тя – ча – тя______________
Ча – тя – ча_______________ Ра – ла – ра _____________
Баллы___________________ Баллы__________________
Выделение ударного гласного из начала слов:
Аня ____________________ _______________________
Уши____________________ _______________________
Осень___________________ ________________________
Иглы___________________ ________________________
Улица__________________ ________________________
Баллы__________________ Баллы___________________
Выделение конечного гласного из слов:
Кот____________________ _________________________
Суп____________________ _________________________
Лимон__________________ _________________________
Сок____________________ _________________________
Дом____________________ _________________________
Баллы__________________ Баллы___________________
Выделение начального согласного из слов:
Мост___________________ _________________________
Пол____________________ _________________________
Нос____________________ _________________________
Вода___________________ _________________________
Тапки__________________ _________________________
Баллы__________________ Баллы____________________
Всего: __________________ баллов.
Логопедическое заключение
Начало года __________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата ____________________ Логопед ______________
Конец года ___________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата __________________ Логопед ____________________
Предварительный просмотр:
Приложение № 7 б
РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЁНКА
1 год обучения
Анкетные данные
Фамилия, имя, ребёнка _________________________________________________________
Дата рождения, возраст _________________________________________________________
Домашний адрес _______________________________________________________________
Домашний телефон ____________________________________________________________
Откуда поступил_______________________________________________________________
Сведения о родителях:
мать (фамилия, имя, отчество) __________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
отец (фамилия, имя, отчество) __________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Национальный язык ____________________________________________________________
Двуязычие ____________________________________________________________________
Исследование поведения и эмоциональной сферы
1. Особенности коммуникативной сферы (сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм) _________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Устойчивость эмоциональных реакций (наличие импульсивности или эмоциональная стабильность) _________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование неречевых психических функций
1. Исследование слухового восприятия
Восприятие и воспроизведение ритма.
Начало года Конец года
__________________ __________________
__________________ __________________
__________________ __________________
Баллы_____________ Баллы_____________
2. Исследование зрительного восприятия
Различать цвета, умение соотносить цвета:
а) показать предметы заданного цвета.
Начало года Конец года
красный _________ __________________
жёлтый __________ __________________
синий ____________ __________________
зелёный _________ __________________
белый ___________ __________________
чёрный___________ __________________
Баллы ____________ Баллы____________
б) подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца.
Начало года Конец года
Красный __________ __________________
Жёлтый ___________ __________________
Синий ____________ __________________
Зелёный ___________ __________________
Белый _____________ __________________
Чёрный ____________ __________________
Баллы _____________ __________________
Восприятие формы:
показать заданные геометрические формы
круг _______________ _________________
квадрат_____________ __________________
овал _______________ __________________
треугольник_________ __________________
шар ________________ __________________
Баллы ______________ Баллы ____________
Исследование состояния импрессивной речи
1. Пассивный словарь
Понимание существительных (показать на картинках отдельные предметы, части предметов):
Начало года Конец года
Игрушки:
Мяч ________________ __________________
Кукла _______________ __________________
Машинка ____________ __________________
Мишка ______________ __________________
Кубик _______________ __________________
Баллы _______________ Баллы_____________
Одежда
Рубашка______________ ___________________
Платье _______________ ___________________
Брюки _______________ ___________________
Курточка _____________ ___________________
Колготки_____________ ___________________
Баллы _______________ Баллы _____________
Части тела
Ноги ________________ ___________________
Руки ________________ ___________________
Голова ______________ ___________________
Глаза _______________ ___________________
Уши ________________ ___________________
Баллы _______________ Баллы _____________
Начало года Конец года
Части предметов:
Кузов машины _________ ___________________
Колёса машины ________ ___________________
Кабина машины ________ ___________________
Спинка стула __________ ___________________
Ножки стула ___________ ___________________
Баллы _________________ ___________________
Умение обобщать (показать несколько предметов, относящихся к одному понятию):
Игрушки ______________ ___________________
Одежда _______________ ___________________
Обувь _________________ ___________________
Посуда ________________ ___________________
Овощи ________________ ___________________
Баллы _________________ Баллы _____________
Понимание действий (показать по предложенным картинкам):
Девочка сидит __________ ___________________
Девочка стоит___________ ___________________
Девочка лежит __________ ___________________
Мальчик идёт ___________ ___________________
Мальчик ест_____________ ___________________
Баллы __________________ ___________________
Понимание признаков (показать по предложенным картинкам):
Большая чашка___________ ___________________
Маленькая чашка _________ ___________________
Сладкая конфета __________ ___________________
Кислый лимон ____________ ___________________
Круглый торт _____________ ___________________
Баллы ___________________ Баллы _____________
2. Понимание различных форм словоизменения
Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам):
Дом – дома _______________ ___________________
Кукла – куклы ____________ ___________________
Мяч – мячи _______________ ___________________
Глаз – глаза _______________ ___________________
Кот – коты ________________ ___________________
Баллы ____________________ Баллы______________
Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов (показать по предложенным картинкам):
Начало года Конец года
Девочка сидит – девочки сидят
___________________________ _____________________
Кошка спит – кошки спят
___________________________ _____________________
Машина едет – машины едут
___________________________ _____________________
Баллы______________________ Баллы________________
Исследование состояния экспрессивной речи
Характер экспрессивной речи:
Начало года __________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Конец года ___________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
1. Активный словарь
Имена существительные
Назвать по 5 имен существительных по предложенным темам:
Начало года Конец года
Игрушки
__________________ ___________________
__________________ ___________________
__________________ ___________________
__________________ ___________________
__________________ ___________________
Баллы ____________ Баллы _____________
Одежда
__________________ ___________________
__________________ ___________________
__________________ ___________________
__________________ ___________________
__________________ ___________________
Баллы_____________ Баллы______________
Посуда
__________________ ____________________
__________________ ____________________
__________________ ____________________
__________________ ____________________
__________________ ____________________
Баллы_____________ Баллы ______________
Начало года Конец года
Овощи
__________________ ____________________
__________________ ____________________
__________________ ____________________
__________________ ____________________
__________________ ____________________
Баллы ____________ Баллы ______________
Назвать части тела и части предметов (по картинкам):
Ноги ______________ ____________________
Руки ______________ ____________________
Голова ____________ ____________________
Уши ______________ ____________________
Глаза______________ ____________________
Баллы _____________ Баллы ______________
Назвать одним словом (обобщить) предметы , изображённые на картинке:
Машинка, кукла, мяч
___________________ ____________________
Курточка, платье, рубашка
___________________ ____________________
Стол, стул, шкаф
___________________ ____________________
Морковь, помидор, огурец
___________________ ____________________
Апельсин, яблоко, банан
___________________ ____________________
Баллы _____________ Баллы ______________
Глаголы
Ответить на вопросы по картинкам
Что делает девочка? (Ест)
___________________ ____________________
Что делает мальчик? (Спит.)
___________________ ____________________
Что делают дети? (Играют.)
___________________ ____________________
Что делают машины? (Едут.)
___________________ ____________________
Что делает птица?
___________________ ____________________
Баллы _____________ Баллы ______________
Имена прилагательные
Назвать предъявленные цвета:
Синий______________ ____________________
Красный ___________ ____________________
Зелёный ___________ ____________________
Чёрный ____________ ____________________
Белый ______________ ____________________
Баллы ______________ Баллы ______________
Начало года Конец года
Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки)
Мяч какой? (Круглый.)
____________________ ____________________
Огурец какой? (Овальный.)
____________________ ____________________
Платок какой? (Квадратный.)
____________________ ____________________
Баллы ______________ Баллы _______________
2. Состояние грамматического строя речи
Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии):
Машина – машины
Стол – ______________ ___________________
Кот – _______________ ___________________
Кукла – _____________ ___________________
Дом – _______________ ___________________
Рука – _______________ ___________________
Баллы _______________ ___________________
Употребление имён существительных в косвенных падежах:
Что есть у мальчика? (Мяч.)
_____________________ ___________________
Чего нет у мальчика? (Мяча.)
_____________________ ____________________
Кому мальчик даёт мяч? (Девочке.)
_____________________ ____________________
Что ты видишь на картинке? (Машину.)
_____________________ ____________________
Чем рисует девочка? (Карандашом.)
____________________ ____________________
О ком думает кошка? (О мышке.)
____________________ ____________________
Баллы ______________ Баллы _______________
Согласование прилагательных с существительными единственного числа настоящего времени (назвать по картинкам):
Красный мяч _________ ___________________
Синяя шапка __________ ___________________
Жёлтое ведро _________ ___________________
Баллы ________________ Баллы _____________
Употребление предложно – падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам):
Где стоит ваза ? (На столе.)
______________________ ___________________
Где лежат фрукты? (В корзине.)
______________________ ___________________
У кого мячик ? (У мальчика.)
______________________ ___________________
Баллы ________________ Баллы _____________
Начало года Конец года
Образование названий детёнышей животных:
У козы - козлёнок
У кошки – __________ ____________________
У лисы – ____________ ____________________
У зайчихи ___________ ____________________
Баллы _______________ Баллы ______________
3. Состояние связной речи
Пересказ текста из нескольких предложений:
Котёнок.
У Кати жил котёнок.
Катя любила котёнка.
Она поила котёнка молоком.
Котёнок играл с Катей.
_____________________ _____________________
_____________________ _____________________
_____________________ _____________________
_____________________ _____________________
Баллы _______________ Баллы _______________
4. Исследование фонетической стороны речи
Строение артикуляционного аппарата
Губы ________________ Зубы _________________
Прикус ______________ Твёрдое нёбо__________
Мягкое нёбо __________ Язык ________________
Подъязычная связка
_____________________
Состояние артикуляционной моторики (заполняется после проведения тестовых упражнений): _________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Состояние звукопроизношения (отсутствие, замены звуков, возможные искажения)
Гласные
А, У, О, И, Э, Ы А, У, О, И, Э, Ы
_____________________ _____________________
Согласные:
Б, П, М, Б*, П*, М* Б, П, М, Б*, П*, М*
_____________________ _____________________
В, Ф, В*, Ф* В, Ф, В*, Ф*
_____________________ _____________________
Д, Т, Н, Д*, Т*, Н* Д, Т, Н, Д*, Т*, Н*
_____________________ _____________________
Г, К, Х, Г*, К*, Х* Г, К, Х, Г*, К*, Х* _____________________ _____________________
Начало года Конец года Й Й
_____________________ ____________________ С, З, Ц, С*, З* С, З, Ц, С*, З*
_____________________ _____________________
Ш, Ж Ш, Ж
_____________________ _____________________
Ч, Щ Ч, Щ
_____________________ _____________________
Л, Л* Л, Л*
_____________________ _____________________
Р, Р* Р, Р*
_____________________ _____________________
5. Состояние фонематического восприятия
Повторение слогов с оппозиционными звуками:
ба – па _______________ ба – па _______________
па – ба _______________ па – ба _______________
та – да _______________ та – да _______________
да – та _______________ да – та _______________
на – ня _______________ на – ня _______________
Логопедическое заключение
Начало года __________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата ____________________ Логопед ______________
Конец года ___________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата __________________ Логопед ____________________
Предварительный просмотр:
Приложение № 8
Структура диагностической методики
1 год обучения
Серия 1 - Исследование неречевых психических функций (1 - исследование слухового
восприятия, 2 - исследование зрительного восприятия).
За всю серию наивысшая оценка - 20 баллов.
Серия 2 — Исследование состояния импрессивной речи включает:
- исследование пассивного словаря - 7 видов заданий;
- понимание различных форм словоизменения - 2 задания.
Максимальное число баллов за серию - 43.
Серия 3 — Исследование состояния активного словаря :
- имена существительные - 6 видов заданий;
- глаголы - 1 задание;
- имена прилагательные - 2 задания.
Максимальное число баллов за серию - 43.
Серия 4 - Исследование грамматического строя речи включает 5 видов заданий.
Максимальная оценка - 20 баллов.
Серия 5 - Исследование состояния связной речи - 1 задание.
За всю серию максимальное число баллов - 1.
Серия 6 — исследование фонетической стороны речи включает 1 задания:
состояние звукопроизношения.
Максимальная оценка — 11 баллов
Серия 7. Исследование состояние фонематического восприятия включает 1 задание.
Максимальная оценка — 5 баллов.
За всё задание —143 балла.
Критерии оценки выполнения заданий
1 балл - правильный ответ.
0,5 балла - правильный ответ после стимулирующей помощи.
0 баллов - невыполнение.
Уровни речевого развития детей - инофонов
По уровню владения русским языком дети нерусских национальностей, посещающие дошкольное учреждение с русским языком обучения, условно могут быть разделены на пять групп.
1 группа.
Нулевой уровень - ниже 28 баллов.
Дети не владеют русской речью. Некоторые из них понимают лишь отдельные слова.
2 группа.
Критический уровень - от 28 до 57 баллов .
Дети понимают указания педагога и правильно выполняют их, понимают отдельные
вопросы, отвечают на некоторые из них, чаще с помощью взрослого.
3 группа.
Тревожный уровень - от 57 до 85 баллов.
Дети правильно понимают указания и вопросы, произносят отдельные слова, но не умеют
строить высказывания, в их речи много фонетических и грамматических ошибок.
4 группа.
Достаточный уровень - от 85 до 114 баллов.
Дети умеют строить высказывания и практически полностью понимают русскую речь, но
допускают фонетические и грамматические ошибки.
5 группа.
Оптимальный уровень - от 114 баллов до 143 баллов.
Дети полностью понимают русскую речь, правильно строят высказывания, но допускают
отдельные ошибки.
Максимальная оценка выполнения заданий по речевой карте
Серия1 1 - 9 баллов 2-11 баллов Итого - 20 баллов
Серия 2 1-35 баллов 2-8 баллов Итого - 43 балла
Серия 3 1-30 баллов 2-5 баллов 3-8 баллов Итого - 43 баллов
Серия 4 1—5 баллов 2-6 баллов 3-3 балла 4-3 балла 5-3 балла Итого - 20 баллов
Серия 5 1 -1 балл Итого - 1 балл
Серия 6 1-11 баллов Итого - 11 баллов
Серия 7 1-5 баллов Итого - 5 баллов
За все задания - 143 балла
Структура диагностической методики
2 год обучения
Серия 1. Исследование состояния импрессивной речи включает:
- Исследование пассивного словаря - 3 вида заданий:
- Понимание различных форм словоизменения - 4 задания;
- Состояние фонематического восприятия - 1 задание.
Максимальное количество баллов - 34 балла.
Серия 2. Исследование состояния активного словаря включает:
- Имена существительные - 6 заданий;
- Глаголы - 1 задание;
- Имена прилагательные - 2 задания;
За всю серию максимальное число баллов - 44.
Серия 3. Исследование состояние грамматического строя речи включает
11 видов заданий.
Максимальная оценка - 57 баллов.
Серия 4. Исследование состояния связной речи включает 2 задания.
Максимальная оценка — 2 балла.
Серия 5. Исследование фонетической стороны речи включает 4 задания.
Максимальная оценка — 4 балла.
Серия 6. Состояние фонематического восприятия включает 3 задания.
За всю серию максимальное количество баллов - 15.
За всё задание -156 баллов.
Критерии оценки выполнения заданий
1 балл - правильный ответ.
0,5 - правильный ответ после стимулирующей помощи .
0,25 - форму образует неверно.
0 баллов - невыполнение.
Уровни речевого развития детей - ннофонов
2 год обучения
По уровню владения русским языком дети нерусских национальностей, посещающие дошкольное учреждение с русским языком обучения, условно могут быть разделены на пять групп.
1 группа.
Нулевой уровень - ниже 28 баллов.
Дети не владеют русской речью. Некоторые из них понимают лишь отдельные слова.
2 группа.
Критический уровень - от 28 до 57 баллов.
Дети понимают указания педагога и правильно выполняют их, понимают отдельные
вопросы, отвечают на некоторые из них, чаще с помощью взрослого.
3 группа.
Тревожный уровень — от 57 до 90 баллов.
Дети правильно понимают указания и вопросы, произносят отдельные слова, но не умеют
строить высказывания, в их речи много фонетических и грамматических ошибок.
4 группа.
Достаточный уровень - от 90 до 120 баллов.
Дети умеют строить высказывания и практически полностью понимают русскую речь, но
допускают фонетические и грамматические ошибки.
5 группа.
Оптимальный уровень - от 120 до 156 баллов.
Дети полностью понимают русскую речь, правильно строят высказывания, но допускают
отдельные ошибки.
Предварительный просмотр:
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа Приложение № 9
Сабирзяновой Саши ОНР III
Возраст 6 лет Группа подготовительная «Бригантина»
Направления работы | Содержание работы | |
Начало года | Середина года | |
Речевое развитие | ||
|
| -Твердый или мягкий? -Назови гласные в слове -Измени звук в слове -Определи, сколько звуков в слове |
Обучение подбору родственных слов. |
| Темы: «Профессии, животные жарких стран, животные холодных стран» |
|
| - |
|
| -Посчитай - Добавь слово (предлог) |
- Пересказ текста. |
|
Расскажи о… |
Интеллектуальное развитие | ||
|
- Чем отличается? | - Это правда или нет? -Что здесь не так? -Угадай |
|
| |
|
- Зарисуй и обыграй. | - |
|
| - |
|
| -Продолжи узор - Лабиринт - Найди дорогу -Прочти слово (по траекториям) |
|
- Шифрованные диктанты. | - Разложи -Диктант |
|
- Что может быть одновременно? | - |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специфика разработки индивидуальных маршрутов развития для детей-инвалидов в условиях интегрированного обучения в образовательных учреждениях
Проблема детской инвалидности в стране является одной из самых актуальных. В структуре заболеваний, которые приводят к детской инвалидности, преобладают психоневрологические заболевания, заболевания в...
Моделирование комплексной коррекционно-развивающей программы дошкольников с нарушением интеллекта в условиях интегрированного обучения.
Дети с отклонениями в развитии нуждаются в коррекционно-педагогической и психологической помощи. Успешность воспитания, обучения, социально...
Организация адаптивной образовательной среды в ДОУ(Организации) в условиях интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Современное дошкольное образование находится на новом этапе развития - идет его модернизация. Этому способствуют как социальные, так и экономические перемены в обществе. Ратификация Россией международ...
Статья. Особенности психологического сопровождения дошкольников с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения
Статья посвящена основным проблемам психологического сопровождения дошкольников с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения. На современном этапе развития общества особую ро...
Обучение детей-инофонов русскому языку в дошкольном учреждении
Обучение детей-инофонов русскому языку в дошкольном учреждении...