НОД по коммуникации (развитие речи) на тему: «Звуковая культура речи» в средней группе.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме
Тема: «Звуковая культура речи, звук Л(ль)».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_po_kommunikacii_razvitie_rechi_na_temu_zvukovaya_kultura_rechi.docx | 20.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад «Чайка»
НОД по коммуникации (развитие речи) на тему:
«Звуковая культура речи» в средней группе.
Воспитатель:
Лопушенко В.В.
г. Аркадак
Тема: «Звуковая культура речи, звук Л(ль)».
Цель: Учить детей артикулировать звук, закрепить произношение мягкого и твердого звука в словах, упражнять в определении наличия звука в словах; отрабатывать правильное произношение звука «Л» в предложениях, провести артикуляционную гимнастику, повторить пройденные звуки (с; з; ш; ж), учить детей последовательно и развернуто высказываться, приучать участвовать в беседе, целенаправленно формировать диалогическую речь, развивать познавательный интерес.
Оборудование: Рисунок с изображение индюка, ковер самолет, изоб. колокольчиков на весенней сказочной полянке, домовёнок –Кузя, запутанная схема с изображением животных, лимоны, лук.
Ребята подойдите ко мне. Встали в кружок. Сегодня к нам пришли гости, их много, они пришли посмотреть наше занятие. Посмотрели на гостей, а теперь посмотрим на меня, никто у нас не отвлекается. Сегодня у нас занятие по развитию речи. На занятии познакомимся со звуком «Л», будем учиться произносить звук «Л» мягко и твердо.
Наш язычок многому уже научился. Научился играть на музыкальных инструментах. Давайте вспомним, на каких музыкальных инструментах умеет играть наш язычок. На барабане (палочки звонко отбивают дробь: «ды-ды-ды»). На дудочке (Упражнение свернуть язык трубочкой и подуть в неё). На гармошке (Язык присасывается к небу, как в упражнении «Грибок», а затем движением нижней челюсти вниз - вверх подъязычная уздечка растягивается как меха у гармошки; при этом надо стараться, чтобы язык не оторвался от неба – упражнения «Гармошка»).
Наш язычок ещё не умеет песенки петь? Какие? Давайте вспомним песенки (песенка воды – с; ветра – ш; жука – ж; комара – з).
Но мой язычок научился петь новую песню. Он послушал эту песню у индюка. Индюк сердился, бегал по двору и бормотал: бл-бл. Как бормотал индюк? Чтобы получилась песенка индюка, надо надуть щеки и заставить язычок бегать быстро-быстро: бл-бл-бл. У индюка песня сердитая. Когда её поёшь губы ударяются друг о друга. (Дети поют подгруппами, хором и индивидуально).
А теперь ребята хотите совершить путешествие на весеннюю сказочную полянку и послушать как поют песенку колокольчики в отличии от индюка.
Садимся на ковер-самолет, закрываем глаза, путешествие начинается. «Полет» сопровождает тихая музыка в грамзаписи. Перелёт закончился дети оказались на весенней сказочной полянке. Давайте послушаем песенку колокольчика. Она в отличии от индюка нежная: «Ли-ли-ли» сейчас давайте выпустим язычок погреться на весеннем солнышке, сделайте его широким, поднимите к верхним зубам. Отдохните и попробуйте спеть ещё раз: л-л-л. А теперь представьте что вы колокольчики и споем песенку колокольчиков ли-ли-ли. Молодцы. Наш язычок нагрелся на весеннем солнышке и я думаю что он сейчас будет петь разные песенки. Одни из них похожи на песенку сердитого индюка, а другие на песенку колокольчика и звучат мягко, нежно:
Ла-ла-ла – у меня пила (твердый);
Лы-лы-лы – мы мыли полы (твердый);
Ля-ля-ля – зелёные поля (мягкий);
Лю-лю-лю – я дерево пилю (мягкий).
Ну, погрелись на весеннем солнышке, а теперь пора возвращаться домой. Садимся на ковер-самолет, усаживаемся поудобнее, закрываем глаза, погудели как самолет л-л-л, взлетаем. Через несколько секунд вернемся в группу.
Вот мы и вернулись в группу. А в группе, ребята, нас кто-то уже ждет. Да это же домовенок - Кузя он пришел к нам в гости. Здравствуйте ребята – это я Кузя пришел к вам в гости хочу вас попросить помочь мне разгадать, что нарисовано на этой картинке (лев, лиса, лягушка, лошадь, лось). Спасибо вам ребята, а то я никак не мог разгадать.
Кузя, а хочешь у нас погостить? Да. Тогда давай поиграем в игру «Лошадки». Одни дети изображают лошадок, другие – кучеров. Кучера подходят к стоящим в ряд лошадкам. Поглаживают их по спине и говорят:
Ну и лошадка –
Шерстка гладка,
Чисто умыта
С головы до копыта
Овса поела –
И снова за дело.
Дети запрягают лошадок, говорят «но-но-но» - и уезжают. Лошадки цокают языком. Затем дети меняются ролями.
Кузя, а хочешь еще поиграть с нами? Хочу. Тогда поиграем в игру «Не ошибись», хлопком отмечаем слова со звуком «Л»: «лук, чеснок, пароход, самолет, липа, синий, лес». Молодцы, ребята, вместе с Кузей вы правильно справились с заданием.
А теперь послушайте отрывок из знакомой вам сказки:
А слониха – щеголиха
Так отплясывала лихо,
Что румяная луна
В небе задрожала
И на бедного слона
Кубарем упала.
Вот была потом забота –
За луной нырять в болото
И гвоздями к небесам приколачивать.
(К. Чуковский «Тараканище»)
Скажите эти строчки из какой сказки? А кто написал эту чудесную сказку?
А теперь послушайте отрывок ещё раз и обратите внимание на то, что в этом отрывке тоже есть слова со звуком «Л».
Кузя: «Да, ребята, у вас так хорошо, что мне не хочется с вами расставаться вы такие дружные, веселые и мне хочется вам подарить вот такие вкусные лимоны, чтобы вы были здоровы, никогда не болели. В них содержится много витаминов. Ребята, а в слове лимон есть звук «л»? Да, правильно. Спасибо, Кузя, за подарок, но мы хотим тебе тоже преподнести подарок. А какой, угадай нашу загадку:
Растет на грядках,
Весь в заплатках
Кому заплаты снимать –
Тому слезы проливать.
(Лук)
Кузя: «А с луком мне что делать, зачем он мне нужен»?
Лук нам нужен для здоровья. Он убиваетмикробы в нашем организме. А в слове лук есть звук «л»? Да, правильно.
Хорошо у вас ребятки, но мне пора уходить. Досвидание, ребята! На этом ребята наше занятие подошло к концу. Ребята, какое у нас было занятие?
С какими новыми песенками мы познакомились сегодня?
Как поёт сердитый индюк?
Какая песенка у колокольчика?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое интегрированное занятие образовательная область « развитие речи» занятие . Тема «Звуковая культура речи, произнесение согласного звука б, бь» Чтение и обсуждение русской народной сказки «Бычок черный бочок, белые копытца»
Открытое интегрированное занятие образовательная область « развитие речи» занятие . Тема «Звуковая культура речи, произнесение согласного звука б, бь» Чтение и обсуждение русской народной ...
Открытое занятие в старшей группе по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»
Конспект НОД по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»...
Конспект НОД по развитию речи по теме "Звуковая культура речи звук з. В гостях у комарика"
Интегрированное нод по развитию речи....
НОД по развитию речи на тему"Звуковая культура речи-звук ц"
Данный материал предназначен для детей 4-5 лет....
ННОД по развитию речи на тему "Звуковая культура речи (звук К). Дидактическая игра "Чудесный мешочек" во второй младшей группе
Данное занятие проводится с группой детей младшего дошкольного возраста. Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим их с окружающим миром, учим детей видеть свойства предметов. Занятие включае...
Конспект НОД развитие речи на тему: «Звуковая культура речи: звуки б, бь»
Тема: Звуковая культура речи:звуки б, бь.Цель: Упражнять детей в правильном произношении звуков б, бь (в звукосочетаниях, словах, фразах).Программное содержание. Образовательные задачи - уп...
Конструкт занятия по развитию речи. на тему: Звуковая культура речи: дифференциация звуков «С» и «Ш» с ребенком ТНР. «Семен потерял воздушный шар» Старшая группа (5-6 лет)
Цель ребенка: закрепление навыка звукопроизношения звуков «С»-«Ш»Цель ребенка ТНР: закрепление навыка различения и правильного употребления в речи звуков &l...