НОД по коммуникации (развитие речи) на тему: «Звуковая культура речи» в средней группе.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Лопушенко Виктория Викторовна

Тема: «Звуковая культура речи, звук Л(ль)».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

                                                    «Детский сад «Чайка»

НОД по коммуникации (развитие речи) на тему:

«Звуковая культура речи» в средней группе.

 

                                                                                                                            Воспитатель:

Лопушенко В.В.

       

г. Аркадак

Тема: «Звуковая культура речи, звук Л(ль)».

Цель: Учить детей артикулировать звук, закрепить произношение мягкого и твердого звука в словах, упражнять в определении наличия звука в словах; отрабатывать правильное произношение звука «Л» в предложениях, провести артикуляционную гимнастику, повторить пройденные звуки (с; з; ш; ж), учить детей последовательно и развернуто высказываться, приучать участвовать в беседе, целенаправленно формировать диалогическую речь, развивать познавательный интерес.

Оборудование: Рисунок с изображение индюка, ковер самолет, изоб. колокольчиков на весенней сказочной полянке, домовёнок –Кузя, запутанная схема с изображением животных, лимоны, лук.

     Ребята подойдите ко мне. Встали в кружок. Сегодня к нам пришли гости, их много, они пришли посмотреть наше занятие. Посмотрели на гостей, а теперь посмотрим на меня, никто у нас не отвлекается. Сегодня у нас занятие по развитию речи. На занятии познакомимся со звуком «Л», будем учиться произносить звук «Л» мягко и твердо.

        Наш язычок многому уже научился. Научился играть на музыкальных инструментах. Давайте вспомним, на каких музыкальных инструментах умеет играть наш язычок. На барабане (палочки звонко отбивают дробь: «ды-ды-ды»). На дудочке (Упражнение свернуть язык трубочкой и подуть в неё). На гармошке (Язык присасывается к небу, как в упражнении «Грибок», а затем движением нижней челюсти вниз - вверх подъязычная уздечка растягивается как меха у гармошки; при этом надо стараться, чтобы язык не оторвался от неба – упражнения  «Гармошка»).

        Наш язычок ещё не умеет песенки петь? Какие? Давайте вспомним песенки (песенка воды – с; ветра – ш; жука – ж; комара – з).

        Но мой язычок научился петь новую песню. Он послушал эту песню у индюка. Индюк сердился, бегал по двору и бормотал: бл-бл. Как бормотал индюк? Чтобы получилась песенка индюка, надо надуть щеки и заставить язычок бегать быстро-быстро: бл-бл-бл. У индюка песня сердитая. Когда её поёшь губы ударяются друг о друга. (Дети поют подгруппами, хором и индивидуально).

        А теперь ребята хотите совершить путешествие на весеннюю сказочную полянку и послушать как поют песенку колокольчики в отличии от индюка.

        Садимся на ковер-самолет, закрываем глаза, путешествие начинается. «Полет» сопровождает тихая музыка в грамзаписи. Перелёт закончился дети оказались на весенней сказочной полянке. Давайте послушаем песенку колокольчика. Она в отличии от индюка нежная: «Ли-ли-ли» сейчас давайте выпустим язычок погреться на весеннем солнышке, сделайте его широким, поднимите к верхним зубам. Отдохните и попробуйте спеть ещё раз: л-л-л. А теперь представьте что вы колокольчики и споем песенку колокольчиков ли-ли-ли. Молодцы. Наш язычок нагрелся на весеннем солнышке и я думаю что он сейчас будет петь разные песенки. Одни из них похожи на песенку сердитого индюка, а другие на песенку колокольчика и звучат мягко, нежно:

Ла-ла-ла – у меня пила (твердый);

Лы-лы-лы – мы мыли полы (твердый);

Ля-ля-ля – зелёные поля (мягкий);

Лю-лю-лю – я дерево пилю (мягкий).

        Ну, погрелись на весеннем солнышке, а теперь пора возвращаться домой. Садимся на ковер-самолет, усаживаемся поудобнее, закрываем глаза, погудели как самолет л-л-л, взлетаем. Через несколько секунд вернемся в группу.

        Вот мы и вернулись в группу. А в группе, ребята, нас кто-то уже ждет. Да это же домовенок - Кузя он пришел к нам в гости. Здравствуйте ребята – это я Кузя пришел к вам в гости хочу вас попросить помочь мне разгадать, что нарисовано на этой картинке (лев, лиса, лягушка, лошадь, лось). Спасибо вам ребята, а то я никак не мог разгадать.

        Кузя, а хочешь у нас погостить? Да. Тогда давай поиграем в игру «Лошадки». Одни дети изображают лошадок, другие – кучеров. Кучера подходят к стоящим в ряд лошадкам. Поглаживают их по спине и говорят:

        Ну и лошадка –

        Шерстка гладка,

        Чисто умыта

        С головы до копыта

        Овса поела –

        И снова за дело.

        

        Дети запрягают лошадок, говорят «но-но-но» - и уезжают. Лошадки цокают языком. Затем дети меняются ролями.

        Кузя, а хочешь еще поиграть с нами? Хочу. Тогда поиграем в игру «Не ошибись», хлопком отмечаем слова со звуком «Л»: «лук, чеснок, пароход, самолет, липа, синий, лес». Молодцы, ребята, вместе с Кузей вы правильно справились с заданием.

        А теперь послушайте отрывок из знакомой вам сказки:

                                       А слониха – щеголиха

                                       Так отплясывала лихо,

                                       Что румяная луна

                                       В небе задрожала

                                       И на бедного слона

                                       Кубарем упала.

                                       Вот была потом забота –

                                       За луной нырять в болото

   И гвоздями к небесам приколачивать.

                                                     (К. Чуковский «Тараканище»)

        

Скажите эти строчки из какой сказки? А кто написал эту чудесную сказку?

А теперь послушайте отрывок ещё раз и обратите внимание на то, что в этом отрывке тоже есть слова со звуком «Л».

        Кузя: «Да, ребята, у вас так хорошо, что мне не хочется с вами расставаться вы такие дружные, веселые и мне хочется вам подарить вот такие вкусные лимоны, чтобы вы были здоровы, никогда не болели. В них содержится много витаминов. Ребята, а в слове лимон есть звук «л»? Да, правильно. Спасибо, Кузя, за подарок, но мы хотим тебе тоже преподнести подарок. А какой, угадай нашу загадку:

Растет на грядках,

Весь в заплатках

Кому заплаты снимать –

Тому слезы проливать.

(Лук)

Кузя: «А с луком мне что делать, зачем он мне нужен»?

        Лук нам нужен для здоровья. Он убиваетмикробы в нашем организме. А в слове лук есть звук «л»? Да, правильно.

        Хорошо у вас ребятки, но мне пора уходить. Досвидание, ребята! На этом ребята наше занятие подошло к концу. Ребята, какое у нас было занятие?

        С какими новыми песенками мы познакомились сегодня?

        Как поёт сердитый индюк?

        Какая песенка у  колокольчика?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое интегрированное занятие образовательная область « развитие речи» занятие . Тема «Звуковая культура речи, произнесение согласного звука б, бь» Чтение и обсуждение русской народной сказки «Бычок черный бочок, белые копытца»

Открытое интегрированное занятие образовательная область  « развитие речи» занятие . Тема «Звуковая культура речи, произнесение согласного звука б, бь» Чтение и обсуждение русской народной ...

Открытое занятие в старшей группе по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»

Конспект НОД по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»...

НОД по развитию речи на тему"Звуковая культура речи-звук ц"

Данный материал предназначен для детей 4-5 лет....

ННОД по развитию речи на тему "Звуковая культура речи (звук К). Дидактическая игра "Чудесный мешочек" во второй младшей группе

Данное занятие проводится с группой детей младшего дошкольного возраста. Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим их с окружающим миром, учим детей видеть свойства предметов.  Занятие включае...

Конспект НОД развитие речи на тему: «Звуковая культура речи: звуки б, бь»

Тема: Звуковая культура речи:звуки б, бь.Цель: Упражнять детей в правильном произношении звуков б, бь (в звукосочетаниях, словах, фразах).Программное содержание. Образовательные задачи -  уп...

Конструкт занятия по развитию речи. на тему: Звуковая культура речи: дифференциация звуков «С» и «Ш» с ребенком ТНР. «Семен потерял воздушный шар» Старшая группа (5-6 лет)

Цель ребенка: закрепление навыка звукопроизношения звуков «С»-«Ш»Цель ребенка ТНР: закрепление навыка различения и правильного употребления в речи звуков &l...