Конспект занятия непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: звук «Ч» в средней группе
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Грузных Надежда Владимировна

 

«Звуковая культура речи: звук «Ч»

в средней группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Абанский детский сад №5 "Теремок"

с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей




Конспект занятия

непосредственно-образовательной деятельности

по развитию речи на тему:

«Звуковая культура речи: звук «Ч»

в средней группе










Цель: Воспитывать правильное произношение звуков родного языка.

Образовательные задачи:

познакомить детей с новым звуком (ч); отрабатывать произношение звука изолированно, в слогах и в словах; научить произносить звук (ч) медленно - быстро, громко – тихо (шепотом); активизировать и расширять словарный запас по теме; закреплять умение определять место звука в начале и конце слов.

Развивающие:

Развивать чувство прикосновения, физиологическое дыхание, мелкую моторику.

Развивать фонематическое восприятие.

Воспитательные: Воспитывать интонационную выразительность речи.

Методы и приёмы: Словесные (художественное слово, объяснение, указание); игровые (пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, сюрпризный момент); практические (упражнения на закрепление знаний).

Предварительная работа: Разучивание стихов, проведение артикуляционных гимнастик, физкультминуток.


Ход непрерывной образовательной деятельности:

  1. Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю вспомнить «Правила дружных дошколят»

Все мы дружные ребята, мы ребята – дошколята.

Никого не обижаем, как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим, не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо, будет радостно, легко.

2. Загадка.

Воспитатель:  Ребята, отгадайте  загадку:

« Если б не было его, не сказали б ничего».
Дети: - «Язык»
Воспитатель: Для чего нужен язык человеку? (что бы разговаривать)
Где находится язык? (во рту)
Что ещё находится во рту? (зубы)
Как работает язычок? Покажите. (дети показывают)
Что делает язычок когда мы молчим? (отдыхает спокойно лежит).
3. Артикуляционные гимнастики.

Воспитатель: « А больше всего язычок любит играть»
(дети встают в круг, проводятся артикуляционные упражнения)

1) Я - веселая лошадка,

Темная, как шоколадка.

Язычком пощелкай громко -

Стук копыт услышишь звонкий.

(Дети, щелкая язычком, движутся по кругу)


2) Упражнение «Часики».

Тик-так, тик-так,

Язычок качался так.

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

3) Упражнение « Лопатка»
Язык лопаткой положи,
И под счёт его держи.
Раз- два- три- четыре- пять!
Язык надо расслаблять!

4. Основная часть.  

Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним, как наш язычок научился петь песенку:

Водички: с-с-с-с…

Комарика: з-з-з-з…

Сердитых гусей: ш-ш-ш-ш-ш…

Большого жука: ж-ж-ж-ж-ж…

Послушайте скороговорку и скажите, какой звук чаще всего слышится в ней.

«Чебурашка чашку чая

Черепашке наливает».

Дети: звук (ч).

Воспитатель: Правильно, послушайте новую историю о Язычке. « Однажды язычок увидел паровоз, который подъезжал к станции и громко пел « ч-ч-ч-ч». Захотелось и язычку спеть такую песенку. Он поднял кончик языка, сделал шаг назад в своём домике и стал стучать в потолок. Он пустил тёплый ветерок, и у него получилось: « ч-ч-ч-ч». Обрадовался язычок, что научился петь песенку паровоза.

Давайте и мы все вместе её споём.
( Дети произносят звук (ч) сначала хором, затем индивидуально)
Послушайте, как поёт песенку Мишин язычок!
А теперь паровозик поехал быстро. Послушайте, как поёт песенку язычок Василисы, Киры и т.д.

5. Игра «Громко - шепотом», «Быстро – медленно».

Воспитатель: Стал Язычок сочинять и петь разные песни, похожие на песню паровоза. Дети повторяют слоги и чистоговорки вслед за воспитателем.

Чу-чу-чу-я гулять хочу. (Громко, вместе, индивидуально)

Ча-ча-ча-дай мне калача. (Тихо, вместе, индивидуально)

Чи-чи-чи-пироги в печи. (Шепотом, девочки)

Чо-чо-чо-ох, как горячо. (Быстро, мальчики)

Ач-ач-ач-пришел врач. (Медленно, девочки)

Уч-уч-уч-у меня ключ. (Громко, мальчики)

Оч-оч-оч-скоро ночь. (Тихо, шепотом вместе)

6. Физминутка «Паровоз».

Я паровозик ЧУХ-ЧУХ, по рельсам я стучу,

Сначала я вперед бегу, потом назад  качусь,

Теперь звоню в звонок: ДЗИНЬ-ДЗИНЬ!

Теперь в свисток свищу: ТУУ-ТУУУУУУ!!!!!!!!!!!!!!!!!

Ой! Неужели это я такой наделал шум. (дети двигаются по кругу, убыстряя темп).

7. Игра «Найди звук».

Воспитатель: А вы знаете, что звуки умеют прятаться в словах? Звук (ч) тоже решил с нами в прятки поиграть. И сейчас мы будем его искать в начале или конце слова. Если вы услышите звук ч в начале слова, хлопайте в ладоши, если в конце слова, топайте ногами. Слушайте внимательно: Чай, меч, чудо, ключ, черепаха, врач, чашка, мяч.

8. Дидактическая игра «Чудесный сундучок».

 Воспитатель: К нам в гости приехал мультипликационный персонаж, друг крокодила Гены, кто же это? (вносится игрушка Чебурашка). Чебурашка приготовил для нас сюрприз  (вносится сундучок). Этот сундучок не простой, чудесный, потому что в нём лежит много интересного. Каждый может узнать, что в нем лежит, только надо сказать такие слова: «сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок». Дети по очереди достают из сундука картинки и называют их, если в названии есть звук (ч), дети кладут ее в зеленую корзинку, если нет в белую корзину. Чайник, снеговик, чайка, ежик, черепаха, санки, калач, солнце, тучи, снег, мяч.

Рефлексия:

Воспитатель: 
- Ребята, чью песенку сегодня научился петь язычок? (песенку паровозика)
- А как он её поёт? (все дети отвечают: ч-ч-ч). Молодцы, ребята.


Список использованной литературы

Гербова В.В.  Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018.-80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с продуктивной деятельностью на тему: «Деревья осенью» в средней группе 2015г

Задачи:Познавательное развитие Развитие кругозора и познавательно - исследовательской деятельности в природе.  Продолжать развивать у детей интерес к природе, желание активно познавать....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Звуковая культура речи: звуки «с» и «сь»»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе, направленный на отработку детьми звуков "с" и "сь"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей среднего возраста по теме «Звуковая культура речи. Звук Ц.»

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей среднего возраста по теме «Звуковая культура речи. Звук Ц.»Цель: развитие фонематического слуха и восприятие звука (Ц), формиро...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Звуковая культура речи: звук [ш]».

Цель: познакомить детей с понятием «звук Ш».Задачи: Показать детям артикуляцию звука [ш], учить четко произносить звук (изолированно, в слогах, в словах); учить слышать звук [ш] и различат...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему "звуковая культура речи, звук (Ч)"

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему "звуковая культура речи, звук (Ч)"...

Конспект занятие по развитию речи в средней группе на тему: "Звуковая культура речи: звук "ж"

Конспект занятие по развитию речи в средней группе  на тему: "Звуковая культура речи: звук "ж"...

Конспект занятия в средней группе по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: звуки «с» и «сь».

Конспект занятия в средней группе по развитию речи на тему:  «Звуковая культура речи: звуки «с» и «сь».Обучать правильно произносить звук «с» в слогах, п...