Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Рассказывание по картинке «Кошка с котятами».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Марущак Оксана Васильевна

Формировать у детей умение составлять небольшой сюжетный рассказ по картине (подвести к рассказыванию событий, предшествующих нарисованному сюжету; рассказать события, изображенные на картинке; уметь завершать рассказ).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:

 «Рассказывание по картинке «Кошка с котятами».

Программное содержание: Формировать у детей умение составлять небольшой сюжетный рассказ по картине (подвести к рассказыванию событий, предшествующих нарисованному сюжету; рассказать события, изображенные на картинке; уметь завершать рассказ).

 Развивать умение отмечать и называть черты различия и сходства кошки и котят при сравнении их внешнего вида, действий;  подбирать точные слова, характеризующие действия (активация употребления в речи глаголов).

Упражнять детей самостоятельно образовывать клички животных.

Закреплять правильное произношение звуков с и з; учить дифференцировать эти звуки на слух, произносить их протяжно и с разной силой голоса.

Воспитывать уважительное отношение к ответам сверстников, умение дослушивать товарища до конца.

Материал: картина «Кошка с котятами».

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо 

Собрались все дети в круг
Я - твой друг, и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

а теперь повернитесь и улыбнитесь нашим гостям.

Воспитатель: Ребята вчера  вечером придя домой , ко мне подошел мой младший сын Ваня. Ему в детском саду дали картину и попросили придумать рассказ, но он не знает с чего начать и как составлять рассказ. И он спросил «Мам , может быть твои ребята в детском саду помогут мне?». Ребята, а мы сможем помочь моему сыну составить рассказ по картине?

(ответы детей)

Воспитатель:  Давайте пройдем к картине . Посмотрите ребята картина называется «Кошка с котятами». Как вы считаете почему именно так она называется?

Как по – вашему мнению ее можно  назвать по- другому?

Ответы детей(игривые котята, котята и клубочки, пушистые котята, весёлая семейка)

Я предлагаю картину рассмотреть необычным способом: представим что наша ладошки это волшебная труба, давайте посмотрим на картину. Что вы увидели? Я увидела корзинку которая упала. А ты Ваня что увидел?(ответы детей)

Воспитатель:  Вы держали в руках маленьких котят? (да)

Опишите какие они?(мягкие, пушистые, царапаются, маленькие)

Обратите внимание на котят, как вы считаете котята только начали играть или уже наигрались(наигрались)

Я думаю что котята на картине очень разные, но очень похожи?

А как ты думаешь?(отличаются окраской шерсти)

Ребята давайте поиграем, дадите кличку котятам и опишете что они делают , а я попробую угадать о каком котенке идет речь? (Рыжик смотрит на клубки; Шустрик  играет, резвится, прыгает, катает клубок

Котенок Засоня спит, лежит, закрыл глаза; Маркиз  лакает молоко; Лапуля  нежится возле кошки )

Кошка Мурка лежит и наблюдает за котятами.

Наша картина необычная к ней прилагаются специальные перчатки(наушники).Давайте послушаем : как  мурлыкает кошка? Как мяукают котята; стук клубков ; сопенье котенка;

Я считаю что мама кошка очень заботливая и добрая мама. Вы догадались как я это поняла? Какими словами можно сказать  о доброте мамы-кошки?

(ласковая, добрая, заботливая, внимательная)

Я считаю , что бабушка оставила корзину с вязанием  на полу. Вы поняли как я об этом догадалась?

Объясните , как вы это поняли?(корзинка перевернута)

Как вы считаете что может случится после того как бабушка вернется?

Как вы думаете кто может помочь бабушке?

Давайте поиграем, я буду начинать предложение, а вы попробуйте его продолжить.

Я считаю что Рыжик  смотрит на клубок потому, что…(не наигрался)

Я думаю что Засоня уснул потому, что…(устал)

Кажется  Лапуля лежит  возле кошки ,потому что…(нежится, ласковая, играет)

Возможно  Шустрик играет с клубками,  потому что.(.ему весело)

Я считаю, что когда бабушка вернется, то она огорчится, потому что (нитки спутаны, корзина перевернута)

Физминутка.

Подставляй ладошку, расскажу про кошку

Будем пальчики считать1 ,2,3,4,5

Вот кулак , а вот ладошка

На ладошку села кошка

И крадется потихоньку, будто мышка там.

Воспитатель: Ребята мы так с вами увлеклись что совсем забыли что нам нужно было сделать? (придумать рассказ)

А может нам придумать несколько рассказов, что бы мой сын мог выбрать тот который ему больше понравиться? А как мы это можем сделать?()

А я вам предлагаю разделиться на команды. А ваши рассказы я буду записывать на диктофон.

У каждой команды будет своё задание, а что б было вам легче придумать рассказ,  команда попробует составить рассказ :

1.кто изображен на картине? Где происходит действие?

2. Кто мог оставить корзину с клубками? И что случилось?

3.Что может произойти, когда вернется хозяйка?

Постарайтесь при рассказе использовать слова выражения, которые вы использовали при рассматривании картины.

Воспитатель вызывает для совместного рассказывания . В случае затруднения педагог сам начнет рассказывать первых три предложения. После того как расскажут дети, воспитатель спрашивает, понравились ли слушающим рассказы и чем.

Пример рассказа: Однажды бабушка поставила корзину с нитками и ушла. На коврике лежала кошка, у нее было пять котят. Все они были такие  разные! Белый котенок с серыми пятнами спал на меленькой зеленой подушечке недалеко от мамы-кошки.Серый пушистый котенок играет с кошкой. Рыжий лакал молоко, а белый с серыми пятнами  и второй рыжий котята самые озорные- прыгнули на скамейку о опрокинули корзину с нитками. Клубки покатились по полу. Двое котят стали играть с ними и все запутали. Кошка –мама смотрела на своих малышей и тихонько мурлыкала».

Игра «Эхо»

Внимательно слушайте, какой звук и как я произнесу. Тот на кого я укажу, будет «Эхо». Он должен повторить звук точно также, только чуть-чуть потише, как настоящее «эхо».

Дети встают в круг. Каждый вспоминает какое-нибудь слово и назвать его четко, передать вместе с мячом рядом стоящему: он назовет слово и тоже передаст следующему в кругу. Повторять уже названные слова нельзя. Можно называть  не только предметы, но и разные действия, качества: бегать, шустрый, прыгать, смелый.

Рефлексия:

-Для кого мы составляли рассказ?

- О ком составляли рассказы?

-А как вы думаете мы составили рассказ ?

Воспитатель. Ребята, все молодцы, всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме рассказывание по картине "ежи" с использованием опорных схем

Программное содержание: Учить детей составлять рассказ по картине с опорой на имеющиеся у них знания о жизни животных; правильно строить предложения; четко проговаривать слова. Формировать...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Рассказывание по картине "Ежи" с использованием опорных схем»

Цель данного учебного материала - помочь учить детей составлять рассказ по картине, с опорой на имеющиеся у них знания о жизни животных; правильно строить предложения; четко проговаривать слова.Формир...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Рассказывание о личных впечатлениях на тему «Наши игрушки».

Конспект занятия  по развитию речи в старшей группе по теме «Рассказывание о личных впечатлениях на тему «Наши игрушки»....

Конспект занятия по «Развитию речи» в старшей группе «Составление сюжетного рассказа по картинке «Кошка с котятами»

Конспект занятия по «Развитию речи» в старшей группе  «Составление сюжетного рассказа по картинке  «Кошка с котятами»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема "Составление рассказов по картине "Кошка с котятами".

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема "Составление рассказов по картине "Кошка с котятами"....