«Формирование интонационной выразительности речи в процессе коррекционно-развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией»
консультация по развитию речи на тему
Отечественный психолог и философ Л. С. Рубинштейн в своем труде «К психологии речи» писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам». Выразительность он рассматривал как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_metodichechkomu_obedineniyu.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование интонационной выразительности речи в процессе коррекционно-развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией»
Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и эмоционально - образной стороны языка.
Отечественный психолог и философ Л. С. Рубинштейн в своем труде «К психологии речи» писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам». Выразительность он рассматривал как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека.
Соответственно использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей старшего дошкольного возраста.
Понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер. Включает в себя как вербальные (интонация, лексика и синтаксис), так и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.
Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не, только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей.
У детей с задержкой речевого развития скудный запас знаний о социальном и природном мире, представления о себе и окружающем мире у них фрагментарны, привязаны к конкретной ситуации, недостаточно обобщены и содержательны. У детей отмечаются слабое эмоциональное отношение к природе, животным, сверстникам, взрослым. Детям трудно понять законы природы, взаимоотношения между животными, изложенные в художественном произведении. Дети не всегда понимают сказку, дают неадекватные ответы, не всегда отвечают на вопросы по ее содержанию. Сопереживание героям литературного произведения не сформировано Игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие развития психических процессов и личности в целом. Неустойчивость внимания, плохая зрительная и слуховая память, трудности при ориентировке в пространстве, незрелость эмоциональной сферы, общее недоразвитие речи, все это свойственно нашим детям.
Общее недоразвитие речи представляет собой специфическое проявление речевого нарушения, при котором нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. Все это приводит к значительным трудностям в овладении детьми навыками связной, грамотной, выразительной и эмоциональной речью.
Недостаточная интонационная выразительность у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, может влиять на качество передаваемой информации, тем самым, создавая трудности во взаимопонимании, и ограничивая коммуникативные возможности детей.
С целью развития интонационной выразительности речи дошкольников с ОНР была проведена коррекционно-логопедическая работа. Она проводилась последовательно и систематично, учитывая динамику возрастания интонационных навыков детей.
Основным приоритетом работы с нашими детьми является личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком, принятие и учет его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.
Необходимо изучить индивидуальные особенности каждого воспитанника, определить уровень сформированности эмоциональной сферы. Очень важно не только научить детей чему то, но и создать им условия для формирования нормального мироощущения. Положительный эмоциональный фон, необходимый для правильного развития ребенка, может быть создан в процессе игры-драматизации и театрализованных игр. Известно, что ребенок, входя в определенный образ, становится раскованнее, увереннее и говорит свободнее. Благодаря совместной деятельности у малышей возникают дружеские привязанности, они учатся согласовывать свои действия с действиями других детей.
В процессе работ отрабатываются навыки правильной, выразительной речи и уверенного общения в коллективе.
Более того, дети имеют возможность вносить изменения в сюжет той или иной постановки, придумывают новый конец, или новое начало произведению; таким образом, становятся сопричастными творческому процессу. В подготовке и изготовлении соответствующих атрибутов для персонажей, инсценировок они так же принимают активное участие. При этом мы наблюдаем постоянное речевое общение детей.
При распределении ролей учитывается возможная речевая нагрузка для каждого ребенка. Для не говорящих подбирается роль, где больше звукоподражания и имитационных выразительных движений. Важно предоставить возможность плохо говорящему, а иногда и совсем не говорящему ребенку выступить наравне с другими.
Работу вели по этапам:
1.Поговорим об интонационной окрашенности речи.
Интонация - это не только повышения и понижения тона, это также усиление и ослабление голоса, замедление и убыстрение темпа, различные изменения тембра, это перерывы в звучании речевого потока или паузы. Интонация, участвуя в построении высказываний и «наслаиваясь» на синтаксис и лексику, создаёт великолепные возможности выражения разнообразнейших, тонких и сложных оттенков смысла - логического, эмоционального, волевого, художественного. Интонация усиливает выразительность
Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, законченно.
Упражнения.
1. Произнеси фразы, подчёркивая голосом выделенные слова.
Девочка играет в саду с куклой. (Играет девочка, а не мальчик).
Девочка играет в саду с куклой. (А не просто унесла её туда).
Девочка играет в саду с куклой. (А не в парке, в лесу).
Девочка играет в саду с куклой. (А не с другой игрушкой).
2. Произнеси фразы, поочерёдно выделяя в каждой фразе отдельные слова голосом; проследите, как изменяется смысл фразы.
Шуба висела на вешалке.
Мальчик прочитал интересную книгу
Мама купила сыну новый велосипед.
3. Прочтите пословицы, поговорки, выделяя голосом главные по смыслу слова.
Всякому овощу своё время.
Мягко стелет, да жёстко спать.
Солнце сияет, а месяц только светит.
Нет лучше дружка, чем родная матушка.
Что написано пером, не вырубишь топором.
4. Прочтите вслух стихотворение или текст и выделите голосом главные по смыслу слова и словосочетания.
Белый снег пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле забелело,
Точно пеленою всё его одело.
Тёмный лес, что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно.
Стали дни коротки, солнце светит мало,
Вот пришли морозы и зима настала. (И. Суриков).
5. Прочтите пословицы и поговорки, делая в нужных местах паузы.
За правое дело стой смело.
Жизнь дана на добрые дела.
Не верь началу, верь концу.
Куда иголка, туда и нитка.
Кудри завивай, да про дела не забывай.
Старый друг лучше новых двух
6. Проговори скороговорки, меняя темп речи при их произнесении: медленно, умеренно, быстро.
Трое трубачей трубят в трубы.
Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей.
Дали Клаше кашу с простоквашей, ела Клаша кашу с простоквашей.
7. Проговариваем скороговорки, меняя громкость голоса: шепотом, тихо, умеренно, громко.
Без дела жить - только небо коптить.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Новых друзей наживай, а старых не теряй.
Счастье не в воздухе вьётся, а руками достаётся.
2. В следующем этапе активность детей возрастает. Организуем различные упражнения-этюды по психогимнастике, речевые упражнения, пальчиковые игры, хороводные игры с музыкальным сопровождением.
Психогимнастика
«Заколдованный ребенок»
Ребенок заколдованный, он не может говорить,
на вопросы отвечает жестами, указательным
пальцем показывает на различные предметы
и указывает направление: шкаф, стол, внизу,
вверх, там и т.д.
«Сколько звуков»
Стучит несколько раз карандашом по столу.
Ребенок должен показать на пальцах, сколько
звуков.
«Вот он какой»
Ребенок должен без слов рассказать о размерах и
форме. О хорошо известном ему предмете. Он
воспроизводит отчетливые жесты. Характерные
предметы: маленький, большой, крупный, короткий,
длинный.
«Запомни порядок»
4–5 играющих выстраиваются друг за другом
в произвольном порядке, водящий, посмотрев
на детей, должен отвернуться и перечислить,
кто за кем стоит, затем водящим становится другой
Игровые упражнения
Игровые упражнения на восприятие и воспроизведение модуляций голоса по высоте, были направлены на развитие умения определять и интонировать постепенное движение мелодии снизу вверх, сверху вниз. Для этого использовались изолированные звуки, звукоподражания, предметные картинки с изображением животных и их детенышей, а так же графические изображения и движение руки (вверх – повышение высоты, вниз – понижение высоты). Развивая возможности детей использовать разную высоту голоса при чтении стихов, сказок, использовала короткие диалоги, в которых дети изображали голосом, как говорит каждый герой: медведь – низко, Машенька – высоко и т.д.
Для развития умения управлять силой голоса (изменять громкость) – давать его тихо, средне, громко, умело делать переходы от громкого звучания к тихому и, наоборот, активно использовались игровые упражнения с гласными: «Покажи, как гудит пароход, самолет (машина и др.), если они далеко, и как гудят, если они близко?». Использовала звуки, звукоподражания, предметные и сюжетные картинки, на которых изображены транспортные средства, животные, птицы, насекомые, расположенные близко и далеко: «Покажи карточку: далеко или близко машина (собака и др.)».
Развивая умение детей изменять силу голоса в связной речи, предлагала прочесть стихотворение, изменяя голос по контексту: шепотом, тихо, обычным голосом или громко. Ребенок рассказывал стихотворение и объяснял, почему он сделал такой выбор.
В работу по развитию восприятия тембра голоса, умения определять характер звучания тона голоса на слух, включались игровые упражнения с использованием картинок – символов, масок, изображающих чувства, эмоции людей, животных; слов-междометий; картинок с изображением людей разного возраста, и записи их голосов. Так же это способствовало эмоциональному развитию детей.
3. Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций. Дети на этом этапе являются зрителями. Ведущая роль принадлежит воспитателю. Речь воспитателя является образцом для подражания. Особое внимание уделяется анализу поступков героев, уточняются знания о предметах, явлениях, их назначении, характеристикам героев. Дети отображают все это в художественной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), идет закрепление знаний в дидактических играх, настольно-печатных (разрезные картинки по сказкам, д/и «Угадай сказку», «Путешествие по сказкам» и т. д.)
При организации игр используем фланелеграф, настольный театр, театр кукол, пальчиковый театр.
4. От игры к игре активность детей нарастает, они запоминают текст, перевоплощаются, «входят в образ», овладевают средствами выразительности.
5.Большое значение придается оформлению театрализованных игр, костюмам, атрибутам, декорациям. Этот творческий процесс доставляет удовольствие всем: и детям, и родителям, и педагогам.
Давайте постараемся, чтобы прочитанное оставило след в душе ребенка.
Разговор с ребенком после чтения, рассматривание иллюстраций стимулирует его желание самому пережить то, о чем он узнал в книге.
Все дети любят спектакли. Им нравятся не только смотреть представление, а и самим быть артистами.
С каким бы удовольствием малыш не только слушал, но и изображал в игре-спектакле Красную Шапочку и Кота в сапогах, милую Золушку и Лису Патрикеевну.
Не только педагоги, но и родители могут помочь ребенку изготовить маски, кукол-актеров и разыграть сказку по ролям. Для этой цели можно использовать игрушки-самоделки. (изготовленные из самого доступного материала – листа бумаги.) Взрослые во время показа могут выделить отдельные фразы, замедлить или ускорить подачу текста; внимание ребенка сосредоточено на том, что происходит на сцене (столе). Начинать лучше с маленьких сценок или маленькой сказки, постепенно усложняя репертуар
Вывод
Мы наблюдаем, как воспитанники со сложными речевыми дефектами и нарушениями в эмоциональной сфере в процессе работы показывают неплохие результаты. Дети учатся преодолевать речевые трудности и свободно вступать в общение.
Для положительных результатов в нашей работе мы постоянно насыщаем предметно - развивающие пространства необходимыми пособиями, играми, атрибутами; своевременно проводим корректировку условий; постоянно наблюдаем за реакцией и поведением детей, добиваемся положительной рефлексии, определяем уровень развития ребенка. Постоянно контактируем с родителями воспитанников группы, привлекаем их к совместным действиям и мероприятиям, даем консультации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие выразительности речи в процессе театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
В настоящее время речь ребенка является актуальной проблемой. Мы живем в мире, где телевизор, компьютер заменили живое общение родителей с ребенком, а также неблагополучная наследственность, экология,...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих трудности развития познавательной и речевой сферы, с использованием ресурсов сенсорной комнаты
Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, в определенной мере предопределяя низкую познава...
Этапы работы по развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией.
Этапы работы по развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией....
Система взаимодействия специалистов в коррекционо-развивающей работе для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
формирование произвольных форм деятельности и осознанного отношения к занятиям...
Система взаимодействия специалистов в коррекционо-развивающей работе для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
. Модель наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов ДОУ в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями (в нашем случае, ребенком с ЗПР), а так же функциональны...
программа коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста по подготовке детей к школьному обучению
программа направлена на подготовку детей дошкольноговозраста к школьному обучению, формирование предпосылок учебной деятельности...
Система коррекционно - развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста: Развитие речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста
Проблема речевого недоразвития является одной из актуальных в логопедии. Её значимость определяется не только распространённостью речевой патологии у детей, но и тем влиянием, которое оказывает речево...