Система взаимодействия специалистов в коррекционо-развивающей работе для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Маслова Марина Александровна

. Модель наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов ДОУ в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями (в нашем случае, ребенком с ЗПР), а так же функциональные обязанности каждого специалиста ДОУ (педагога – дефектолога, педагога – психолога, педагога – логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора физического воспитания) по отношению к воспитаннику

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystviemicrosoft_office_word.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Система  взаимодействия специалистов

 в коррекционо-развивающей работе для детей старшего  дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

                                                  Учитель-логопед: Маслова М.А.

Содержание работы

          Логопед                                

Воспитатель

Психолог

Музыкальный руководитель

Воспитатель по ФИЗО

ОБСЛЕДОВАНИЕ

- грамматического строя родного языка

- звукопроизношения

- словаря

- состояния связной речи

- мелкой моторики и

мимической артикуляции

- фонематического слуха

- состояния психического развития: внимания, памяти, мышления

- развития элементарных математических представлений

- словаря

- рисования

- лепки и аппликации

- конструирования

- моторных навыков

- самообслуживания

- игры

- эмоционально-волевой сферы

- межличностных взаимоотношений

- познавательной деятельности

- состояния психического развития: внимания, памяти, мышления

по параметрам:

- слушание музыки

- певческие навыки

- движения под музыку

- выразительность выполнения танцевальных движений

- внятность выполнения танцевальных движений

- правильность передачи мелодии

по параметрам:

- моторные навыки:

прыжки, лазание, равновесие

- игра

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

-формирование произвольных форм деятельности и осознанного отношения к занятиям;

-развитие понимания устной речи;

-подготовка к овладению диалогической формой общения;

-развитие моторики.  

 

формирование произвольных форм деятельности и осознанного отношения к занятиям;

-формирование произвольных форм деятельности и осознанного отношения к занятиям;

формирование произвольных форм деятельности и осознанного отношения к занятиям;

формирование произвольных форм деятельности и осознанного отношения к занятиям;

ОСНОВНОЙ ЭТАП

Развитие общей моторики:

- выполнение гимнастических упражнений;

- игры для развития координации и чувства ритма;

- упражнения мышц плечевого пояса, шеи и глотки;

Речь с движениями;

-релаксация  (расслабление, успокоение);

-упражнения на ориентировку в пространстве;

-упражнения на ориентировку в схеме тела.

Развитие общей моторики:

- выполнение гимнастических упражнений;

- игры для развития координации и чувства ритма;

- упражнения мышц плечевого пояса, шеи и глотки;

Речь с движениями.

релаксация  (расслабление, успокоение).

Речь с движениями

(элементы логоритмики)

Развитие общей моторики:

- выполнение гимнастических упражнений;

- игры для развития координации и чувства ритма;

- упражнения мышц плечевого пояса, шеи и глотки;

 Речь с движениями;  

-релаксация  (расслабление, успокоение);

упражнения на ориентировку в пространстве;

-упражнения на ориентировку в схеме тела.

Развитие общей моторики:

- выполнение гимнастических упражнений;

 - игры для развития координации и чувства ритма;

- упражнения мышц плечевого пояса, шеи и глотки;

 Речь с движениями;

- упражнения на ориентировку в пространстве;

-упражнения на ориентировку в схеме тела.

Развитие  мелких движений кистей рук и пальцев:

-упражнения для развития мышц руки;

-упражнения с пальчиками;

-обведение шаблонов;

-выполнение различных видов штриховок;

-игры со шнуровками;

-массаж кистей рук.

Развитие  мелких движений кистей рук и пальцев:

-упражнения для развития мышц руки;

-упражнения с пальчиками;

-обведение шаблонов;

-выполнение различных видов штриховок;

-игры со шнуровками;

-массаж кистей рук;

Развитие  мелких движений кистей рук и пальцев:

-упражнения с пальчиками.

Развитие  мелких движений кистей рук и пальцев:

-упражнения с пальчиками под музыку

Развитие  мелких движений кистей рук и пальцев:

- упражнения с мелкими предметами (мячи, мешочки с песком, палочки...)

Развитие подвижности артикуляционного аппарата:

-упражнения, направленные на развитие подвижности губ;

- упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка;

-массаж лица и языка.

Развитие подвижности артикуляционного аппарата:

-упражнения, направленные на развитие подвижности губ;

- упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка.

Развитие подвижности артикуляционного аппарата:

-упражнения, направленные на развитие подвижности губ;

- упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка.

Сказка «Путешествие язычка».        

Развитие физиологического и речевого голоса и дыхания:

Работа над голосом:

-вдох и выдох через рот с последующим прибавлением голоса;

-произнесение гласных и их сочетаний с изменением силы голоса.

Работа над  дыханием:

-выработка плавного длительного выдоха;

-работа над силой выдоха.

Развитие физиологического и речевого голоса и дыхания:

Работа над голосом:

Упражнения на высоту голоса произнесение гласных звуков.

Работа над  дыханием:

Упражнения на выработку плавного длительного выдоха.

Развитие физиологического и речевого голоса и дыхания:

 Работа над голосом:

 Упражнения на высоту голоса произнесение гласных звуков.

Развитие физиологического и речевого голоса и дыхания:

Работа над голосом:

-развивающие игры с голосом;

-речевые зарядки;

-речевые ритмоинтонационные игры;

-ритмодекламация.

Работа над  дыханием:

-игры на развитие речевого и певческого дыхания.

Развитие физиологического и речевого голоса и дыхания:

Работа над  дыханием:

-упражнения на развитие физиологического дыхания;

-упражнения  для выработки продолжительности и силы выдоха.

Лексика, грамматика, связная речь (художественная литература, драматизация, д/и)                       Фронтально-подгрупповые занятия по формированию лексико-грамматического строя речи

 ( см.: Перспективное планирование)        

Лексика, грамматика, связная речь (художественная литература, драматизация, д/и)                                                           - занятия по развитию речи, ознакомлением  с окружающим  и художественной литературой с учетом изучаемых тем;                          - игры на  развитие    словарного  запаса;          упражнения в практическом словоизменение  и словообразовании (на материале изучаемой темы)                                                        – разучивание  загадок, стихотворений, коротких рассказов по изучаемой теме;                  

Лексика, грамматика, связная речь:                                              - игры и задания по изученной лексической теме

Лексика, грамматика, связная речь:

- драматизация;                    - разучивание песен.

Лексика, грамматика, связная речь:                         - подвижные игры.

Звукопроизношение                                    - постановка звуков (индивидуальный план)                                                                - игры на автоматизацию звука;                                    - игры на дифференциацию звуков;         - разучивание чистоговорок,                  

    -потешек, стихотворений, рассказов.

Звукопроизношение

- игры на автоматизацию звука;                                           - игры на дифференциацию звуков;                                         - разучивание потешек, стихотворений, рассказов;

-  контролирование за правильным произношением  звуков в свободной речи.  

Звукопроизношение    

 - игры для закрепления    правильного произношения звуков;

 - контролирование за правильным произношением  звуков в свободной речи.

Звукопроизношение    

 - игры для закрепления     правильного произношения звуков;    

 - контролирование за правильным произношением  звуков в свободной речи.

Звукопроизношение  

 - игры для закрепления      правильного произношения звуков;    

  - контролирование за правильным произношением  звуков в свободной речи.    

Фонематический слух, фонематический анализ и синтез, фонематические  представления                                               - игры на  развитие слухового внимания ;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      - игры на узнавание звука на фоне слога, слова;                                                      - игры на формирование фонематического анализа;                        - игры на развитие синтетической деятельности;                                                - игры на развитие фонематических представлений.    

Фонематический слух, фонематический анализ и синтез, фонематические  представления                          - игры на  развитие слухового внимания ;              - игры на узнавание звука на фоне слога, слова;                                                      - игры на формирование фонематического анализа;                        - игры на развитие синтетической деятельности;                                                - игры на развитие фонематических представлений.                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Фонематический слух, фонематический анализ и синтез, фонематические  представления          

 - игры на  развитие слухового внимания ;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Фонематический слух, фонематический анализ и синтез, фонематические  представления                  

   - игры на  развитие слухового внимания ;               - игры на развитие восприятия отдельных звуков и музыкальных фраз;

- игры на различение звуков по длительности звучания, силе, темпу;                               - игры на узнавание в знакомых мелодиях образов людей, животных,

Фонематический слух, фонематический анализ и синтез, фонематические  представления                      - игры на  развитие слухового внимания ;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Эмоционально - волевая сфера        

 - игры - пантомимы, этюды;                        

 - рассматривание иллюстраций;              

- игры – драматизации.

Эмоционально - волевая сфера                                            - игры - пантомимы, этюды;                      

  - рассматривание иллюстраций;                            - игры – драматизации.

Эмоционально - волевая сфера                                    Знакомство с  чувством  робости;  радости;  страха;                                   удивления; самодовольства;  злости;                         стыда, вины; отвращения.

Эмоционально - волевая сфера                                      - музыкальные этюды

Эмоционально - волевая сфера                                      - подвижные игры

Развитие психических процессов            

- игры на развитие восприятия;              

игры на развитие внимания;                  

- игры на развития памяти;                          

Развитие психических процессов                                    - игры на развитие восприятия;                                 - игры на развитие внимания;                                    - игры на развития памяти;    

Развитие психических процессов                          

  - игры на развитие восприятия;                          - игры на развитие внимания;                          

 - игры на развития памяти;            

Развитие психических процессов                               - игры на развитие восприятия;                           - игры на развитие внимания;                              - игры на развития памяти;      

Развитие психических процессов                              - игры на развитие восприятия;                          - игры на развитие внимания;                              - игры на развития памяти;  

КОНТРОЛЬНЫЙ ЭТАП-  проведение мониторинга, подведение итогов работы за год (круглый стол)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы по формированию сенсорных эталонов у детей раннего возраста с тяжелым нарушением речи".

Формирование усвоения сенсорных эталонов у детей раннего возраста с тяжелым нарушением речи,через систему развивающих игр. Перспективный план работы по месяцам; перечень игр и игровых упражнений; Пере...

Формирование словообразовательных операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в системе работы над понятием «родственные слова»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Рабочая программа коррекционно- развивающей работы в старшей группе (5-6 лет) компенсирующей направленности на 2021-2022 учебный год для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)

Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность – основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно- развивающие занятия в соответствии с рабоче...

"Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с применением здоровьесберегающих технологий".

Коррекционно-развивающая работа  с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи  с применением здоровьесберегающих технологий....

«Разработка коррекционно- развивающего занятия с элементами нейропсихологии для ребенка с тяжелыми нарушениями речи»

Конспект занятия с элементами нейропсихологии для ребенка с тяжелыми нарушениями речи» ...