Методы речевой креативности
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) по теме

Зехина Ольга Николаевна

Методы, развивающие речевую креативность детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методы речевой креативности22.31 КБ

Предварительный просмотр:

Методы речевой креативности

1.Метод ассоциаций : Его мы рассматриваем первым, так как основная задача метода активизировать мышление

Ассоциация – это условный союз между несколькими явлениями, предметами, словами. Ее суть в том, что появление одного определенно понятия становится причиной возникновения другого. Так, лето ассоциируется с солнцем, морем, клубникой. Но ассоциации – это не закрепленные понятия, у каждого ребёнка это будут свои условные союзы слов. Так, попросив детей назвать ассоциацию к слову «быстрый» можно услышать различные варианты : кого-то будет «самолет», у кого-то «змея», у кого-то «колобок».

Приемы:

*    Свободные ассоциации: за 30 сек  проговорить слова первые пришедшие на ум (норма 10-15 слов).
*   Направленные ассоциации: за 30 сек  слова на букву «С».
*   Многоаспектовые  ассоциации: за тоже время - все, что может быть белым.
*  Ассоциация на действия - как можно использовать предмет.

Если связи между объектами нет, то ее необходимо придумать. Связь может быть любой: сказочной, фантастической, абсурдной, смешной.

2.Метод аналогий : Один из самых универсальных методов мобилизующих интеллектуальные ресурсы для поиска новых идей и решения творческих задач. Аналогия служит простой, но полезной цели — сдвинуться с места и начать генерировать идеи.

Приёмы:

* вспомнить мультфильм «Том и Джерри» и перечислить в каких сказках или мультфильмах тоже встречаются кошки и мышки.

* «Я начну, а ты закончи»

* «Назови персонажей сказок, таких же добрых как Золушка»

* Частица «не» и новая сказка

3.Методы эвристических вопросов: Этот метод известен также как метод "ключевых вопросов". Метод эвристических вопросов целесообразно применять для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или упорядочения уже имеющейся информации в самом процессе решения творческого задания. Эвристические вопросы служат дополнительным стимулом, формируют новые стратегии и тактики решения творческой задачи. Не случайно в практике обучения их также называют наводящими вопросами, так как удачно поставленный педагогом вопрос наводит ребёнка на идею решения творческого задания.

Приёмы :

* «Подзорная труба»

* «Охота за подробностями»

* «Чёрный ящик»

4. Метод эмпатии : В условиях применения данного метода необходимо как бы слиться с объектом исследования, что требует огромной фантазии, воображения; происходит активизация фантастических образов и представлений, что приводит к снятию барьеров "здравого смысла" и отысканию оригинальных идей. Надо отметить, что высокое развитие способностей к эмпатии свойственно, к примеру всем писателям.

Приёмы:

* «Расскажи сказку о репке от лица самой репки»

* « Выдумай несуществующее животное и превратись в него»

* «Придумай что произошло потом в  известной сказке»

5. Метод  синектики: Обозначает "объединение разнородных элементов".

Приёмы:

* Пришёл волшебник Объединяй

* «Бином фантазии» (стихосложение от двух несовместимых на первый взгляд героев)

6. Метод  мозгового штурма: Коллективное высказывание как можно большего количества идей .Начинают с самых молчаливых, с самых малоактивных детей, чтобы не давил страх перед авторитетом. Последним высказывается руководитель. При этом запрещается критика (словесная, жестовая, мимическая) и поощряется любая идея, даже шуточная или явно нелепая. Мозговой штурм можно провести  не запланировано, при решении какой-либо задачи (бытовой или сказочной), при обсуждении какого-либо поступка, случая или события из художественного произведения.

* Найди самое удачное название

* «Винегрет из сказок»

* Слова с похожим хвостиком (рифмование)

* Слова склейки (морозовый: мороз и розовый)

7. Метод гирлянд:  Отталкиваясь от исходного слова, необходимо составить цепочку (каждая новая ассоциация находится не по первому, а по последнему слову). Цепочка слов может закончиться произвольно или тем словом, от которого "тянули" гирлянду. Например: дорога - извилистая - крутая - яйцо - скользкая - горка - снег - пустыня - сахар - вкусно - компот - фрукты - много - заболеешь - больница - лекарства -горькая - лук - грядка - огород - дорога…Этот метод позволяет детям проводить параллели между предметами, не отвлекаться от своих ассоциаций, выявлять сходства предметов по каким-либо признакам.

8. Метод постановки проблемного вопроса : Детям традиционно задается масса вопросов по тексту сказок. Они нередко сформулированы на уровне констатации (Куда пошла Красная Шапочка?  Чем закончилась сказка «Морозко»?). Но куда полезнее вопросы поискового характера (почему, зачем, каким образом, а если бы, всегда ли). К примеру:

А если бы людоед не превратился в мышку, как бы Кот в сапогах оказался победителем? -дети начинают искать свои варианты, то есть решать поставленную проблему;
Всегда ли плохо, когда в грязь полез и рад, что грязна рубаха? - может быть, карапуз полез в лужу выручать собачку или достать игрушку…
 

9. Метод шифра: Шифровать название сказок, имена их героев или отдельные слова из произведений - значит развивать смекалку, сообразительность, юмор. А это спутники мышления и воображения.  Шифровать можно по-разному:
перевернуть  слово слева направо («Репка»- «Акпер»);
изобразить вверх ногами всего две буквы («Золушка» - «Зо..у..ка»);
«спрятать» героев за геометрическими фигурами (один большой и семь маленьких треугольников напоминают сказку «Волк и семеро козлят», а два заштрихованных кружка - сказку «Два жадных медвежонка».

10. Лексические упражнения: Положительно влияют на развитие словаря детей дошкольного возраста.

Подбор эпитетов к предмету. Называется предмет, допустим собака. Какие бывают собаки? Ответы детей: большие, маленькие,  мохнатые, умные, кусачие, злые, добрые, старые, молодые, веселые, охотничьи. Добавления воспитателя: пастушьи, пожарные.

Узнавание по эпитетам предмета. Воспитатель предлагает детям отгадать, что это: зеленая, которая  росла у дома, кудрявая, стройная, белоствольная, душистая. Дети отгадывают – береза. В составлении таких загадок должны участвовать и сами дети. 

Подбор к предмету действий (глаголов). Что делает ветер? Ответы детей: воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, мельничные колеса вертит, освежает, тучи гоняет. 

Подбор к действиям предмета. На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет, освещает. Что это?  Солнце.

Подбор к действию объектов. Кто и что плавает? Кто и что греет? Кто и что летает? Пример: летает  аэроплан, птица, бабочка, летчик на аэроплане, жук, муха, пчела, стрекоза, пушинка  от ветра, воздушный шар, листики желтые летят с дерева.

Подбор обстоятельств. Как можно учиться? Пример: хорошо, лениво, прилежно, с успехом, долго, много.

Определение нюансов смысла слов. Что вы представляете, когда слышите слова: домик, дом, домище. Ответы детей: крохотный, маленький, небольшой; большой, огромный, громадный. Детям предлагают составить с этими словами фразы. 

Вставка детьми пропущенных слов. Воспитатель читает предложения, дети вставляют пропущенное слово. Например: На пороге сидела и жалобно мяукала... (кто?). Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно... (что делала?). Кошка поймала в саду... (кого?). Шерсть у кошки... (какая?), когти... (какие?). Кошка лежала с котятами... (где?). Котята играли мячиком... (как?). 

Распространение предложений. Садовник поливает... (что? где? когда? зачем?). Дети идут... (куда? зачем?). При выполнении данного упражнения детьми воспитателю необходимо обращать внимание на правильность построения предложений. 

Добавление придаточных предложений (подведение к будущим упражнениям по грамматике). Воспитатель читает главное предложение, а дети заканчивают придаточное. Например: Мы пойдем завтра в лес, если … будет хорошая погода. 

Составные части целого. Называется  предмет, определяются его составные части, например: дерево – ствол, ветки, сучья, листья, почки и т. п. Или дается задание по частям определить целое, например: циферблат, стрелки, маятник. Что это? 

Упражнение на точность номенклатуры. Главным  образом в отношении к словам, оттенки смысла которых особенно часто не улавливаются и обусловливают распространенные ошибки: одеть платье вместо надеть и т. п. Детям предлагаются подобные слова, а они должны вставлять их во фразы.

Составление предложения с несколькими словами. Упражнение, рекомендуемое Л.Н. Толстым и применявшееся им в Яснополянской школе: даются три-четыре слова, например, собака, старик, испугаться. Дети должны вставить их в одно предложение. 

Подбор синонимов к словосочетаниям. Детям называют словосочетания, например: весна идет, снег идет, человек идет. Обращают их внимание на то, как неинтересно слушать, когда повторяется одно и то же слово, и предлагают его заменить, подобрать слова, близкие по смыслу: наступает, движется, шагает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подборка творческих заданий на развитие речевой креативности

Подборка творческих заданий на развитие речевой креативностиЗадание «Подумай, что может произойти, если……»     «…дождь будет идти не переставая»     «…люди науч...

Консультация для педагогов "Применение метода типового фантазирования, как средства развития речевой креативности"

Использование метода типового фантазирования при творческом составлении текстов сказочного содержания...

Арттерапия как метод развития креативности детей.

В дошкольном возрасте изобразительная деятельность оказывает свое развивающее влияние на многие стороны психики ребенка и на его личность в целом. Взаимосвязь изобразительной деятельности с общ...

«Сказкотерапия, как метод формирования креативных способностей детей дошкольного возраста»

Сказкотерапия – является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи. Сказка я...

ТРИЗ как метод формирования креативного мышления дошкольников.

ТРИЗ как метод формирования креативного мышления дошкольников. Детский возраст - период активной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Воображение - одно и...

Методы развития креативного мышления у дошкольников - базис формирования функциональной грамотности ребёнка

В данной статье представлены методы, способствующие развитию нестандартного мышления детей дошкольного возраста, кратко показаны основные принципы и условия работы в данном направлении, определены пра...