ТРИЗ как метод формирования креативного мышления дошкольников.
консультация
ТРИЗ как метод формирования
креативного мышления дошкольников.
Детский возраст - период активной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Воображение - одно из важнейших качеств креативной личности.
ТРИЗ — это методика, которая учит решать различного рода изобретательские задачи продуктивными, простыми и быстрыми способами. Именно поэтому можно говорить об универсальности теории решения изобретательских задач, ведь она, в первую очередь, учит мыслить творчески, нестандартно и смело. Смысл в том, чтобы ребенок смог сам дойти до правильного ответа. Воспитатель выступает как мудрый наставник, который направляет течение мысли своих маленьких подопечных в нужное русло.
Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться постепенно.
Для решения тризовских задач можно выделить следующие этапы работы:
Цель первого этапа - научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и столом? и др.
Цель второго этапа - учить детей фантазировать и изобретать.
Содержание третьего этапа - решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, вы попали в гости к Морозу Ивановичу и он хочет вас заморозить. Что делать?
На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из сложной ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ТРИЗ как метод формирования креативного мышления дошкольников. | 17.52 КБ |
Предварительный просмотр:
ТРИЗ как метод формирования
креативного мышления дошкольников.
Детский возраст - период активной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Воображение - одно из важнейших качеств креативной личности.
ТРИЗ — это методика, которая учит решать различного рода изобретательские задачи продуктивными, простыми и быстрыми способами. Именно поэтому можно говорить об универсальности теории решения изобретательских задач, ведь она, в первую очередь, учит мыслить творчески, нестандартно и смело. Смысл в том, чтобы ребенок смог сам дойти до правильного ответа. Воспитатель выступает как мудрый наставник, который направляет течение мысли своих маленьких подопечных в нужное русло.
Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться постепенно.
Для решения тризовских задач можно выделить следующие этапы работы:
Цель первого этапа - научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и столом? и др.
Цель второго этапа - учить детей фантазировать и изобретать.
Содержание третьего этапа - решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, вы попали в гости к Морозу Ивановичу и он хочет вас заморозить. Что делать?
На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из сложной ситуации.
Для развития креативности, можно использовать следующие методы:
1. Типовое фантазирование
Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую,а с использованием конкретных приемов:
-уменьшение - увеличение объекта (выросла репка маленькая-премаленькая. Продолжи сказку) ;
- наоборот (добрая лиса и хитрый зайчик);
- оператор времени (нарисуй себя через много лет, нарисуй своего будущего ребенка или какой была твоя бабушка в детстве);
2. Мозговой штурм
Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения.
Темами мозгового штурма могут быть такие:
-как уберечь продукты от мышей;
-как не намокнуть под дождем;
-как выгнать лесу из зайкиной избушки;
- как оставить кусочек лета в зиму.
Главные правила мозгового штурма:
-исключение всякой критики;
-поощрение самых невероятных идей;
-большое количество ответов, предложений;
-чужие идеи можно дополнять и улучшать.
Результаты мозгового штурма непременно отражать в продуктивной деятельности: рисуем свой кусочек лета в зиму; лепим продукты, которые стали недоступны мышам и т. д.
3. Метод аналогий
Примерные варианты заданий:
-изобрази чайник, который забыли выключить;
-покажи походку человека, которому жмут туфли;
-изобрази рассерженного быка, встревоженного щенка, радостного кролика и т. д.
4. Метод фокальных объектов
Одним из методов, способствующих снятию психологической инерции, развитию воображения, является метод фокальных объектов (М. Ф. О.).
-придумать что-либо новое, видоизменяя или улучшая реальный объект;
-познакомить детей с новым объектом;
-проанализировать художественное произведение.
5. Метод противоречий.
Использование этого приема позволяет детям учиться находить выходы из самых, казалось бы, безвыходных ситуаций. Например, когда исходные свойства предметов не соответствуют тем функциям, которые мы собираемся на них возложить.
Приведу примеры некоторых ТРИЗ-игр:
Игра «Что можно сказать о предмете, если там есть…»
Воспитатель называет части объекта или предмета, а ребенок должен назвать, что это за объект и дать ему характеристику.
- Что можно сказать об объекте, у которого длинная шея и пятнистая шкура?
- Что можно сказать об объекте, если там есть длинный хобот?
Игра «Теремок»
Детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок выполняет роль ведущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в «Теремок» и сможет туда попасть только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются: «Тук-тук. Кто в теремочке живет?»
В ходе игры ведущий может менять установки: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня». Или: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня».
- Тук-тук. Кто в теремочке живет?
- Это я, лиса. А ты кто?
- А я волк, пусти меня к себе!
-Пущу тебя к себе, если скажешь, чем ты лиса, похожа на меня, волка.
- И ты, и я – дикие животные. У нас одинаковое строение: есть 4 лапы. Туловище, голова,2 уха, шерсть, мы относимся к природному миру, живой природе. Мы живые, поэтому дышим и т. д.
Игра «Фантазия»
Цель этой игры- развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие предметы.
Ребята, представьте себе, если на земле исчезнут … - все пуговицы. Чем их можно заменить? (липучками, кнопками, крючками, замками).
- все учебники
- все спички
- ручки
- игрушки и т. д.
Игра «Чем был - чем стал?»
Воспитатель называет материал (глина, дерево, ткань, а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют, например, стекло. Оно было раньше сплавом разных материалов. Из стекла сделана посуда, окна, зеркало. В экране телевизора есть стекло, в магазине стеклянные витрины. Бывает стеклянный стол. У моей мамы есть стеклянные бусы, в часах тоже есть стекло. А вы слышали выражение: "У него стеклянное сердце. " Про кого так можно сказать?
Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни станут изобретателями, генераторами новых идей. Развитие креативного мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры с использованием методов активизации мышления дошкольников
Предлагаю игры, которые можно широко использовать в активизации мышления дошкольников. Игры позволяют развивать детей не навязчиво, проводить занятия с интересом....
Игры с использованием методов активизации мышления дошкольников
Игры с использованием методов активизации мышления дошкольников...
Конструирование как метод развития мышление дошкольника
Конструирование как метод развития мышление дошкольника. статья о важности конструирования для развития мышления воображения, логики дошкольника...
«Коллаж из сказок» как один из приемов технологии ТРИЗ в формировании креативного мышления дошкольников младшего возраста (презентация опыта работы)
laquo;Коллаж из сказок» как один из приемов технологии ТРИЗ в формировании креативного мышления дошкольников младшего возраста (презентация опыта работы)...
ТРИЗ-технологии как метод формирования творческого мышления дошкольников, воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
Детский возраст - период активной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Воображение - одно из важнейших качеств творческой личности. Потребность ребенка проявля...
План по самообразованию "Использование методов ТРИЗ для развития активного творческого мышления дошкольников"
Использование элементов ТРИЗ в игровом процессе с детьми помогает научить их анализировать все происходящее вокруг, видеть явления и системы не только в структуре, но и во временно...
Презентация «ТРИЗ – технология как метод креативного мышления дошкольников»
В этой презентации можно узнать как с помощью ТРИЗ- технологии научить детей креативности....