Арттерапия как метод развития креативности детей.
консультация на тему
В дошкольном возрасте изобразительная деятельность оказывает свое развивающее влияние на многие стороны психики ребенка и на его личность в целом. Взаимосвязь изобразительной деятельности с общим психическим развитием детей позволяет широко использовать ее в целях диагностики, а в психологии – в качестве эффективного метода коррекции психического развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artterapiya_kak_metod_razvitiya_kreativnosti.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Арттерапия как метод развития креативности
В дошкольном возрасте изобразительная деятельность оказывает свое развивающее влияние на многие стороны психики ребенка и на его личность в целом. Взаимосвязь изобразительной деятельности с общим психическим развитием детей позволяет широко использовать ее в целях диагностики, а в психологии – в качестве эффективного метода коррекции психического развития ребенка. Изобразительная деятельность должна быть организована с учетом закономерностей ее развития, общих для нормы и патологии, а также с учетом своеобразия психического развития.
Казалось бы, нет такого ребенка, который не любил бы рисовать. Но зачастую родители отмечают отсутствия у ребенка желания рисовать дома, хотя в детском саду или в школе он рисует с удовольствием. В чем же причина? Иногда именно родители провоцируют эту ситуацию. В большинстве случаев родители не могут правильно организовать изобразительную деятельность ребенка: они переходят из одной крайности в другую, заставляя ребенка что-либо нарисовать, а затем оставляют его без внимания, или излишне помогают, рисуя рукой ребенка то, что нравится маме, а не дочери или сыну. Чаще всего такие способы «помощи» родителей приводят к негативному отношению детей к процессу рисования или отказу от него вовсе. Важно учитывать, что ребенок рисует для кого-то, желая получить оценку, похвалу, одобрение и поддержку своей деятельности.
Другой причиной отрицательного отношения детей к рисованию может стать неправильно подобранный изобразительный материал. Одни дети предпочитают рисовать только красками, другие любят рисовать цветными мелками, третьи избирательно относятся к цвету карандаша, выбирая из двух красных карандашей только один, нужный ему. Также дети могут выбирать карандаши по принципу мягкий-твердый, предпочитая мягкие карандаши, которыми получается более яркий рисунок и легче рисовать без сильного нажима.
Все дети от двух до пяти лет проходят в своем развитии этап «настенной» живописи. Родителям рекомендуется решать проблему испорченных обоев с помощью оборудования выбранной ребенком для рисования части стены листом ватмана, который можно менять по мере его зарисовывания. Обновлять детские «полотна» - это значит давать новый старт его творчеству.
С целью активизации изобразительной деятельности и повышения мотивации к рисованию ребенка необходимо обеспечить «Набором художника», в который входят не только цветные карандаши, но и мелки, гуашь, фломастеры, то есть материалы для рисования на различных поверхностях и разными изобразительными техниками (на бумаге, асфальте, грифельной доске и т.д.).
Практика детской психологии доказывает эффективность терапевтического воздействия живописи. По мнению В.Оклендер, «подобно тому, как растекается краска, часто ведут себя и эмоции. Поскольку оттенки, цвет и жидкая консистенция красок соответствуют состоянию чувств.
Терапевтическое воздействие изобразительной деятельности, в частности рисования, родители могут использовать, например, при преодолении детских страхов. Если ребенок часто просит вас не выключать в комнате свет на ночь, можно предложить ему нарисовать чувства, с которыми он ложится спать.
При оценке рисунка родители не должны спешить высказывать формальные комментарии: «Очень красиво!». Во-первых, ребенок, понимая, что это вовсе не красиво, почувствует фальшивую интонацию, и вы потеряете его доверие. Во-вторых, каждый ребенок больше нуждается в доброжелательном слушателе, чем в вербальной оценке своего рисунка. Детям очень важно проговаривать, причем неоднократно, собственные невысказанные страхи или обиды.
В психологии «золотым веком» детского рисунка является возрастной период от трех до одиннадцати лет. Именно в этом возрасте преобладающими являются невербальные формы общения, средством выражения которых являются продукты изобразительной деятельности – рисунки, поделки, конструкции, декоративные изделия. Детский рисунок можно назвать зеркалом, которое отражает объем представлений ребенка об окружающей действительности, его впечатления, чувства, эмоции, вызванные конкретными событиями или предметами. В рисунке могут воплощаться и отдельные психологические, интеллектуально-личностные характеристики ребенка, детали его жизненного опыта, результаты первоначального социокультурного развития. Поэтому все художественные материалы – цветные карандаши, мелки, акварельные краски являются для ребенка «волшебным» материалом, воплощающим его творчество.
Изобразительная деятельность в дошкольном возрасте является одной из форм усвоения ребенком социального опыта. В процессе создания рисунка дети овладевают символической системой координат, специфичной для выражения отношений предметного мира, а также человеческих чувств. Поэтому организованная воспитателем изобразительная деятельность ребенка должна отражать весь спектр его социально-личностных потребностей и оказывать влияние на становление его личностных качеств и социальной компетентности. Особенно актуален такой подход к воспитанию и обучению детей, у которых затруднены условия врастания в культуру, приобщения к культурному опыту человечества.
Близкой к игровой терапии, но не тождественной ей в силу специфических особенностей и самостоятельного статуса в зарубежной и отечественной практике диагностико-коррекционной работы признается арттерапия. Целью арттерапии является самовыражение и самопознание ребенка с помощью искусства и организации условий для его самостоятельной творческой деятельности.
Что же такое арттерапия? Как вы думаете, с детьми какого возраста начинают заниматься психологи и специалисты по арттерапии искусством? С детьми двухлетнего возраста! Не смотря на то, что видимых проблем родители не отмечают, каждому ребенку необходима ранняя психолого-педагогическая помощь. Но как взаимодействовать с ребенком, как его понять, если он еще плохо говорит и не может самостоятельно рассказать о своих трудностих?
И тут на помощь приходит арттерапия – рисование, лепка, конструирование, театрализация, игры-драматизации (в частности кукольный театр), музыкальные постановки и игры. Жан-Жак Руссо утверждал, что для того, чтобы понять и познать природу ребенка, надо понаблюдать за его игрой во всех ее проявлениях.
В процессе развивающей работы с дошкольниками эффективными являются такие арттерапевтические методы, как рисуночная терапия, куклотерапия, музыкотерапия, которые органично сочетаются с различными методами развития творческих способностей детей.
Арттерапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. Содержание существующих арттерапевтических методик позволяет ребенку настолько включаться в проблему, насколько он готов к ее восприятию и переживанию. Как правило, в большинстве ситуаций ребенок не осознает того, что с ним происходит и почему.
Таким образом, анализ современных исследований по терапии искусством позволяет определить доказательства эффективности и действенности этого метода в лечебных целях:
- предоставляет возможность для проявления агрессивных чувств в социально приемлемой манере (рисование, живопись, конструирование, лепка являются безопасными способами снятия напряжения);
- ускоряет результативность терапии: подсознательные конфликты и внутренние переживания ребенка легче выражаются с помощью восприятия зрительных образов, чем в процессе вербальной психотерапии; невербальные формы коммуникации могут с большей степенью вероятности избежать сознательной цензуры;
- дает основания для интерпретаций и диагностической работы в процессе терапии (возможность оценивания реальных продуктов творческой деятельности не может отрицаться пациентом). Содержание и стиль художественной работы являются для терапевта источником необходимой информации, и сам автор принимать участие в интерпретации своих собственных творений;
- позволяет увидеть и воплотить мысли и чувства, которые кажутся на первый взгляд недоступными (невербальные средства могут стать единственным инструментом, вскрывающим скрытые интенсивные чувства и убеждения);
- помогает укрепить взаимоотношения взрослого и ребенка в процессе терапевтического взаимодействия (элементы совпадения в художественном творчестве нескольких детей могут ускорить развитие чувства эмпатии и положительных качеств, эмоций);
- способствует возникновению у ребенка чувства внутреннего контроля и порядка (рисование, живопись, лепка формируют способности и умения организовывать и сопоставлять форму и цвет предметов);
- развивает и усиливает внимание к чувствам (творческий процесс возникает в результате совокупности творческих действий, которые создают условия для усиления зрительных и кинестетических ощущений, позволяет экспериментировать с ними);
- усиливает ощущение индивидуальности, личностной ценности, уникальности, повышает уровень художественной компетентности (косвенным продуктом терапии искусством является удовлетворение потребности, возникающее в результате выявления скрытых умений и их дальнейшего развития).
Суммируя эти данные исследований эффективности терапии искусством, необходимо подчеркнуть, что использование художественных приемов в процессе проведения группы также позволяет глубоко изучать фантазирование и воображение, разрешать конфликты между членами группы и помогать им в достижении гармонии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие креативности детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник изображений
В данной статье указаны краткие сведения и материалы по нетрадиционном техникам изображений в дошкольном детстве...
Развитие креативности детей старшего дошкольного возраста
опыт работы по теме "Развитие креативности детей старшего дошкольного возраста"...
ПРОЕКТ "Использование нетрадиционных техник рисования для развития креативности детей старшего дошкольного возраста"
ПРОЕКТ по художественно-эстетической деятельности...
Развитие креативности детей посредством театрализованной деятельности
Развитию творческих способностей в современной дошкольной педагогике и образовательной практике отводиться большая роль....
Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие креативности детей старшего дошкольного возраста.
СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………………………..3ГЛАВА I. Теоретические основы развития творчества в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………..……..71.1. П...
Консультация для родителей «Использование нетрадиционных приемов рисования в развитии креативности детей»
Консультация для родителей....
Методы развития креативного мышления у дошкольников - базис формирования функциональной грамотности ребёнка
В данной статье представлены методы, способствующие развитию нестандартного мышления детей дошкольного возраста, кратко показаны основные принципы и условия работы в данном направлении, определены пра...