Преемственность и перспективность в развитии речи дошкольников и младших школьников
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Долгова Лидия Андреевна

Хорошая речь - основа обучения всем предметам инструмент познания. Чем богаче практический речевой опыт ребенка, тем быстрее и легче он продвигается в обучении по всем предметам, тем быстрее он овладевает письменной речью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Преемственность и  перспективность в развитии речи          дошкольников и младших школьников

      Перспективность - это такая « черта обучения» дошкольников, которая снимает необходимость ломки у первоклассников, выработанных в дошкольном возрасте стереотипов, перестройки полученных до школы знаний. Перспективность создает условия для изучения основ наук при опоре на имеющиеся знания, умения, навыки, их закрепление, расширение, совершенствование на новом, более высоком уровне.

      Важная часть преемственности и перспективности - формирование грамматического строя речи.

      Во-первых, это путь совершенствования мышления дошкольников, ибо именно грамматические основы родного языка являются «материальной основой мышления» (Л.П. Федоренко). Грамматический строй речи - зеркало интеллектуального развития ребенка.

      Во-вторых, хорошо сформированный грамматический строй речи - непременное условие успешного и современного развития монологической речи, одного из ведущих в школьном обучении видов речевой деятельности. Любой тип монолога - повествование, описание, рассуждение - требует владения приемами логической связи всего многообразия простых и сложных предложений.

      В–третьих, развитие грамматической речи - залог успешной общеречевой подготовки, обеспечивающей практическое владение фонетическим, морфологическим, лексическим уровнями языковой системы.

      Формирование грамматических навыков положительно влияет и на возрастание у детей волевого фактора в высказываниях, создает предпосылки для появления планирующей функции речи, для владения понятия о норме (« можно и нельзя», «правильно и неправильно»). Ребенок, у которого развит грамматический строй речи, эмоционально здоров: он не скован в общении со сверстниками, не стеснителен, не боязлив в речевых высказываниях, в изложении учебного материала на уроке, в выражениях своих собственных мыслей, чувств, настроений, он безболезненно входит в новый коллектив, чувствует себя полноценным и равноправным участником коллективной учебной деятельности. Все это необходимо для успешного усвоения учебной программы.

       Усвоение грамматического строя родного языка: овладение грамматическими формами, обобщенными способами  их сочетаемости в различных моделях предложений (подлежащее, сказуемое, прямое дополнение, определение, обстоятельство места и т. д.)

       Чем богаче практический речевой опыт ребенка, тем быстрее и легче он продвигается  в обучении по всем предметам,  в том числе и по русскому языку, тем успешнее он овладевает письменной речью.

       Дети , у которых недостаточно развит грамматический строй речи, затрудняются устанавливать связи и отношения на основе на основе операций сравнения, сопоставления, анализа, обобщения и т. д., слабо овладевает грамматическими умениями. Их затрудняет фонетический анализ, осознание звуковой культуры слов, обобщенное восприятие значения каждого из звуков и букв. Овладение синтезом звукослияния при чтении, понимание прочитанного.

       Дети как можно раньше должны услышать все грамматические формы родного языка и постепенно проникать в их смысл (Г.Л. Фомичева). Основная задача детского сада - развивать речь ребенка, подвести его к нормам словоупотребления и словоизменения, научить строить связные высказывания в соответствии с темой, ситуацией.

       Хорошая речь – основа обучения предметам, инструмент познания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование сюжетно-ролевых и дидактических игр в развитии речи дошкольников (вторая младшая группа).

формировать словарь, прививать детям навыки вежливого и внимательного обращения с окружающими; развивать мышление, память, связную речь; научить сравнивать предметы по цвету, различать и называт...

Игры на развитие мышления дошкольников и младших школьников

В статье дается определение одной из высших психических функций - мышлению. Описываются и характеризуются различные виды мышления. Также приведены примеры игр, упражнений, которые можно использовать п...

Перспективное планирование образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой по программе О.С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников» в младшей группе на 2017 – 2018 учебный год

Перспективное планирование образовательной деятельности с детьми составлено для реализации парциальной программы О.С.Ушаковой «Развитие речи дошкольников».Основными задачами программы явля...

ПЕрспективное планирование «Развитие речи дошкольников среднего возраста с помощью мнемотехники экологического содержания», работа с родителями по данной теме

Перспективный план содержит разнообразную тематику экологического содержания для развития речи дошкольников с помощью мнемотехники., а также  деятельность с родителями...

Нейропсихологические упражнения на развитие внимания дошкольников и младших школьников

ЗАДАНИЕ 1. Инструкция для специалиста: в данном задании представлена корректурная проба на развитие внимания. Детям необходимо по указанию учителя «обрабатывать» все фигуры по порядку след...

"Упражнения для развития выразительности чтения и речи дошкольников и младших школьников"

Приѐмы обучения выразительному чтениюВыразительное чтение – это такое качество чтения, при котором с помощью различных средств интонации наиболее полно передаѐтся эмоциональное и смысловое содер...