Игры на развитие словаря существительных
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме
Игры, используемые в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_razvitie_slovarya_sushchestvitelnyh.docx | 17.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на развитие словаря существительных
1. «Кому угощение?»
Цель данной игры является формирование умения употреблять в речи трудные формы существительных. Для проведения игры подобрать картинки с изображением медведя, гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Детям дается задание распределить подарки между животными и назвать кому, какой подарок подойдет. Детям задать вопросы: Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?
2.«Назови части предмета»
Целью данной игры является обогащение словаря существительных, развитие умения соотносить предмет и его части. В данной игре можно использовать 2 варианта проведения. Подготовить картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и т. д. В первом варианте игры детям дается задание по очереди рассмотреть картинки и назвать части изображенного предмета. Во втором варианте игры каждый ребенок получает карточку с рисунком. Необходимо рассмотреть рисунок, назвать его и рассказать из каких частей изображенный предмет состоит.
3. Игра «Мяч бросай и слова называй»
Цель данной игры заключается в расширении словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия. Для проведения этой игры используется мяч. Эта игра проводится в двух вариантах. В первом варианте назвать обобщающее понятие: овощи, фрукты, ягоды, деревья и т. д. и бросать мяч поочередно каждому ребенку. Дети, возвращая мяч, называют относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.
Во втором варианте игры назвать детям видовые понятия и также бросать каждому ребенку мяч. Дети, возвращая мяч, называли обобщающие слова.
«Кто кем был или что чем было»
Цель: расширение словаря существительных и знаний об окружающем.
Педагог задает детям вопросы. Кем или чем раньше был цыплёнок? (яйцом), лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т.д.?
Игра с мячом «Животные и их детеныши».
Цель: формирование словаря существительных, закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Ход игры. Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч педагогу, называет детеныша этого животного. Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча; прокатывание мяча, сидя на ковре. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детенышей.
Группа 1. У тигра - …, у льва - …, у слона - …, у оленя -…, у лося - …, у лисы - .,..
Группа 2. У медведя - медвежонок, у верблюда - верблюжонок, у волка - волчонок, у зайца - зайчонок, у кролика - крольчонок, у белки -бельчонок, у коровы - теленок, у лошади - жеребенок, у свиньи - поросенок, у овцы - ягненок, у курицы - цыпленок, у собаки - щенок.
Группа 3. Тигренок - львенок - слоненок - олененок лосенок – лисенок и т.д.
Игра «Скажи ласково» Мячик маленький поймай, да словечком приласкай.
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Ход игры. Педагог, бросая мяч ребенку, называет первое слово (например, шар), а ребенок, возвращая мяч педагогу называет второе слово (шарик). Слова можно cгpyппиpoвaть по сходству окончаний. Стол - столик, ключ – ключик, шапка - тапочка, белка – белочка, книга - книжечка, ложка – ложечка, голова - головка, картина – картинка, мыло - мыльце, зеркало – зеркальце, кукла - куколка, свекла – свеколка, коса - косичка, вода – водичка, жук - жучок, дуб – дубок, вишня - вишенка, башня – башенка, платье - платьице, кресло – креслице, перо - перышко, стекло - стеклышко.
Игра «Один — много»
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных.
Ход игры. Педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол, прокатывать мяч, сидя на ковре. Примеры: Стол столы, двор - дворы, нос - носы, гора - горы, нора - норы, мост - мосты, дом - дома, глаз - глаза, луг - луга, город - города, провод -провода, холод - холода, день - дни, пень - пни, сон - сны, лоб - лбы, ухо - уши, стул - стулья, кол - колья, лист - листья, перо - перья, крыло - крылья, дерево - деревья, носок - носки, чулок - чулки, кусок - куски, кружок - кружки, дружок - дружки, прыжок - прыжки, утенок - утята, гусенок - гусята, цыпленок - цыплята, тигренок - тигрята, слоненок - слонята.
Игра «Веселый счет»
Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными. Развитие ловкости, быстроты реакции.
Ход игры: Педагог бросает мяч ребенку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять» (или «шесть», «семь», «восемь»...). Сначала лучше называть сочетания по принципу сходства окончаний имен существительных. Примеры: один стол - пять столов, один слон - пять слонов, один шкаф - пять шкафов, один гусь - пять гусей, один лебедь — пять лебедей, один журавль - пять журавлей, одна гайка - пять гаек, одна майка — пять маек, одна шишка - пять шишек, один утенок — пять утят, один гусенок - пять гусят, один цыпленок - пять цыплят, один заяц - пять зайцев, один палец - пять пальцев, одно платье - пять платьев, одна шапка — пять шапок, одна перчатка - пять перчаток, одна банка - пять банок, одна рукавица - пять рукавиц, одна пуговица - пять пуговиц, одна мыльница - пять мыльниц, одна шляпа - пять шляп, одна книга - пять книг, одна конфета - пять конфет. Вариант «А у меня» Ведущий бросает мяч и произносит: «У меня один стол». Ребенок, бросая мяч обратно, отвечает: «А у меня пять столов».
Игра «Бывает — не бывает»
Цель: расширение и закрепление активного словаря ребенка, развитие логического мышления.
Ход игры. Играющие встают в круг. Ведущий называет времена года. Например: «Лето». А затем, бросая мяч кому-нибудь из детей, называет явление природы. Например: «Ледоход». Ребенок, поймавший мяч, должен сказать, бывает такое или не бывает. Игра идет по кругу. Кто ошибся, выходит из игры. Варианты явлений природы и сезонных изменений: иней, ледоход, капель, листопад, метель, заморозки, дождь, снег, град, гроза и т. д. Усложнение. Дети дают полные ответы, объясняя возможность или невозможность того или иного явления природы в данное время года.
Игра «Кто кем будет?»
Цель: развитие мышления, воображения, быстроты реакции, расширение словаря существительных.
Ход игры. Ведущий, бросая мяч детям, задает вопросы: «Кем (чем) будет — яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый» и т. д. Дети, бросая мяч обратно, могут дать несколько вариантов ответа. Например: «Из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница».
«Кто кем был или что чем было»
Цель: расширение словаря существительных и знаний об окружающем.
Педагог задает детям вопросы. Кем или чем раньше был цыплёнок? (яйцом), лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т.д.?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры, способствующие развитию словаря
Неожиданное появление живого существа или предмета («Кто это? Что это?») Цель. Расширение объема словаря существительных. Оборудование. Предметы по изучаемой лексической теме. Содержание. Взрослый ...
Консультация для воспитателей "Роль дидактической игры в развитии словаря у дошкольников".
Особенности содержания и методики словарной работы в разных возрастных группах. Подбор материала для дидактических игр в разных возрастных группах....
Дидактические игры для развития словаря. Старшая группа.
Дидактические игры для развития словаря ...
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Дидактические игры по развитию речи....
Дидактические игры и упражнения на обогащение и развитие словаря существительных
Картотека игр на на обогащение и развитие словаря существительных...
Блок "Расширяем словарь и развиваем связную речь" (Игры на развитие словаря)
Активный словарь детей накапливается очень быстро, поскольку каждому родителю знакомо, то чувство, когда с ребенком становится общаться все легче. Ведь он стал так много понимать и учится объясн...
Цель, задачи, структура логопедической работы по развитию словаря существительных, прилагательных, глаголов у детей со стертой дизартрией.
По итогам проведенного количественного и качественного анализа результатов исследования, выявлены трудности формирования словаря существительных, прилагательных, глаголов у детей со стертой дизартрией...