ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Дидактические игры по развитию речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.68 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Игра «Угадай, чего не стало?»
Цель: расширение объема словаря. Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления.
Оборудование: предмет или игрушка.
Содержание: Взрослый прячет предмет, пробуждая ребенка с помощью вопросов «Кто исчез? Что исчезло? Правильно воспроизвести его название.
Игра с мячом «Ассоциации»
Цель. Расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций. Общей моторики.
Оборудование. Набор картинок по лексической теме.
Содержание. Взрослый бросает мяч ребенку и называет какой-либо признак предмета: «Красный». Ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком (мак), и возвращает мяч взрослому. Аналогично: тяжелый – грузовик; колючий – еж; мягкий – снег; высокий – человек; стеклянный – стакан.
Игра «О картинке я вам расскажу»
Цели: Расширение объема словаря, уточнение представлений об особенностях внешнего вида, строения предметов.
Оборудование: Большие карты, на которых изображены 6 картинок. К каждой карте прилагается набор из 6 маленьких предметных картинок-дубликатов: воробей, самолет, ель, стакан, корова, бусы; кот, табурет, торт, чашка, грузовик, яблоко; еж, лицо, кресло, кастрюля, корабль, ботинки; автобус, рубашка, чайник, стул, дуб, туфля.
Содержание: Перед каждым ребенком – карта с 6-ю изображениями живых существ, предметов различных лексических категорий. Взрослый задает вопрос: «У кого самолет? У кого чайник?» Ребенок находит соответствующую картинку обратной стороной к детям: «Картинку вам не покажу. О картинке я вам расскажу». Описание дается следующим образом.
У этого предмета есть:
- Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля);
- Нитка, бусины (бусы);
- Ствол, ветки, иголки, корни, кора, шишки (ель);
- Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль);
- Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет);
- Рукава, воротник, манжеты (рубашка);
- Спинка, сиденье, ножки (стул);
- Подошва, каблук, шнурки, мех, задник, нос (ботинки);
- Кабина, кузов, колеса, руль, фары (грузовик)
- Тесто, крем, фрукты, шоколад (торт);
- Кожица, мякоть, семечки, лист (яблоко);
- Дно, крышка, стенка, ручка, носик (чайник);
У него есть:
- Ствол, ветки, листья, корни, кора
- Глаза, лоб, нос, брови, рот, щеки (лицо);
- Голова, туловище, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть (кот);
- Голова, туловише, глаза, лапки, перья, крылья, клюв (птица);
- Голова, туловище, лапки, иголки (еж);
- Голова, туловище, лапы, хвост, рога, вымя (корова).
Игра с перебрасыванием мяча
«Мяч бросай и животных называй»
Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Вариант 1. Ход игры. Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.
Взрослый: - Овощи; Дети: - Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь.
Взрослый: - Фрукты; Дети: - Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос.
Взрослый: - Ягоды; Дети: - Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика.
Взрослый: - Деревья; Дети: - Береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь. и т.д.
Вариант 2. Взрослый называет видовые понятия, а ребенок — обобщающие слова. Взрослый: Огурец, помидор, репа: Ребенок: Овощи.
Игра с мячом
«Я знаю три названия животных (цветов)»
Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости.
Ход игры. Ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю пять имен мальчиков: Саша, Витя, Коля, Андрей, Володя». Можно использовать следующие виды движений: бросание мяча об пол одной или двумя руками и ловля двумя руками; бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками; отбивание мяча правой и левой рукой на месте.
Игра с мячом
«Животные и их детеныши».
Цель: закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Ход игры. Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет детеныша этого животного. Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча; прокатывание мяча, сидя на ковре. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детенышей.
Группа 1. у тигра –; у льва — ;у слона - у оленя - у лося — у лисы
Группа 2. У медведя — медвежонок, у верблюда — верблюжонок, у волка — волчонок, у зайца — зайчонок, у кролика — крольчонок, у белки — бельчонок, у коровы — теленок, у лошади – жеребенок, у свиньи — поросенок, у овцы — ягненок, у курицы — цыпленок, у собаки — щенок.
Группа 3. — тигренок - львенок - слоненок - олененок лосенок - лисенок
Игра с мячом
«Скажи ласково»
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, называет первое слово например, шар, а ребенок, возвращая мяч логопед; называет второе слово (шарик). Слова можно cгpyппиpoвaть по сходству окончаний.
Стол — столик, ключ — ключик. Шапка — тапочка, белка — белочка. Книга — книжечка, ложка — ложечка. Голова — головка, картина — картинка. Мыло — мыльце, зеркало — зеркальце. Кукла — куколка, свекла — свеколка. Коса — косичка, вода — водичка. Жук — жучок, дуб — дубок. Вишня — вишенка, башня — башенка. Платье — платьице, кресло — креслице. Перо — перышко, стекло — стеклышко. Часы — часики, трусы — трусики.
Игра с мячом
«Третий лишний» («Четвертый лишний»)
Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, называет три или четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например:
- Голубой, красный, спелый. Кабачок, огурец, лимон.
- Пасмурно, ненастно, ясно. Осень, лето, суббота, зима.
- Понедельник, вторник, лето, воскресенье.
- День, ночь, утро, весна.
Дети, бросая мяч обратно, называют лишнее слово.
Игра с мячом
«Лови, бросай, дни недели называй»
Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка. Ход игры. Дети становятся в круг. Ведущий, бросая мяч кому-нибудь из детей, может начать с любого дня недели: «Я начну, ты продолжай, дни недели называй! Среда...» Дети по очереди перебрасывают мяч друг другу и последовательно называют дни недели.
Усложнение. Дети встают в круг. Воспитатель называет дни недели, на каждое слово хлопая мячом об пол: «Понедельник. Вторник...» Вместо следующего дня недели логопед называет имя ребенка: «Саша!» Ребенок подхватывает мяч и продолжает, бросая мяч об пол. Можно называть дни недели и в обратном порядке.
Игра с мячом
«Месяцы и их последовательность»
Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка.
Ход игры. Дети и логопед встают в круг. Логопед с детьми называют месяцы, бросая мяч об пол: «Январь, февраль, март...». Вместо следующего месяца, логопед называет имя ребенка: «Маша!». Названный ребенок подхватывает мяч и продолжает называть месяцы, хлопая мячом об пол.
Игра с мячом
«Кто кем был?»
Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.
Ход игры. Логопед, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:
цыпленок — яйцом лошадь — жеребенком корова — теленком дуб — желудем рыба — икринкой яблоня — семечком лягушка — головастиком бабочка — гусеницей хлеб — мукой шкаф — доской велосипед — железом рубашка — тканью ботинки — кожей дом — кирпичом сильный — слабый.
Игра с мячом
«Семья»
Цель: обучать детей разбираться в родственных отношениях, употреблять слова, обозначающие родство и родственников.
Ход игры. Логопед или ведущий, бросая мяч ребенку, задает вопрос, на который ребенок, возвращая мяч, должен ответить. Примерные вопросы:
- Кем ты доводишься маме и папе?
- Кто ты для бабушки и дедушки?
- У тебя сестра или брат?
- Назови двоюродных братьев и сестер.
- Кем являются для тебя родители твоих двоюродных братьев и сестер?
- А ты кто для них?
Игра «Потому что»
Цель: активизация, уточнение значения обобщающих слов (развитие понятийного аспекта значения слов).
Содержание. Ребенок заканчивает фразу, начатую взрослым, и повторяет получившееся предложение целиком.
Речевой материал:
- Бабушка сварила варенье, потому что осенью мы собирали урожай (овощей, фруктов, цветов).
- В комнате пахнет деревом, потому что вчера привезли новую (посуду, мебель, одежду).
- Дети ходят в зоопарк, потому что любят (насекомых, животных. цветы).
- Миша намочил рукава, потому что старательно вымыл (посуду, электрические приборы, мебель).
- В комнате шумно, потому что под окном большое движение (мебели, обуви, транспорта).
- Паша быстро починил стул, потому что он умеет обращаться с (животными, инструментами, продуктами).
Игра «Что сначала, что потом»
Цель: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения
Игровой материал: серии сюжетных картинок
Игра «Отгадай загадку»
Цель: развивать понимание ребенком иносказательного смысла загадок с использованием наглядной опоры
Игровой материал: Картинки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/07/picture-10002-1391793990.jpg)
Игры, способствующие развитию словаря
Неожиданное появление живого существа или предмета («Кто это? Что это?») Цель. Расширение объема словаря существительных. Оборудование. Предметы по изучаемой лексической теме. Содержание. Взрослый ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/29/picture-190975-1359443024.jpg)
Консультация для воспитателей "Роль дидактической игры в развитии словаря у дошкольников".
Особенности содержания и методики словарной работы в разных возрастных группах. Подбор материала для дидактических игр в разных возрастных группах....
Игры на развитие словаря существительных
Игры, используемые в работе с детьми старшего дошкольного возраста...
Дидактические игры и упражнения на обогащение и развитие словаря существительных
Картотека игр на на обогащение и развитие словаря существительных...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/28/picture-990537-1514476491.jpg)
Блок "Расширяем словарь и развиваем связную речь" (Игры на развитие словаря)
Активный словарь детей накапливается очень быстро, поскольку каждому родителю знакомо, то чувство, когда с ребенком становится общаться все легче. Ведь он стал так много понимать и учится объясн...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/23/picture-1166513-1569257483.jpg)
Цель, задачи, структура логопедической работы по развитию словаря существительных, прилагательных, глаголов у детей со стертой дизартрией.
По итогам проведенного количественного и качественного анализа результатов исследования, выявлены трудности формирования словаря существительных, прилагательных, глаголов у детей со стертой дизартрией...