Цель, задачи, структура логопедической работы по развитию словаря существительных, прилагательных, глаголов у детей со стертой дизартрией.
методическая разработка по логопедии
По итогам проведенного количественного и качественного анализа результатов исследования, выявлены трудности формирования словаря существительных, прилагательных, глаголов у детей со стертой дизартрией. В целях коррекции нарушений процесса формирования словаря для эффективной логопедической работы были разработаны методические рекомендации. В зависимости от результатов исследования, определены пути построения коррекционно-логопедической работы, цели, задачи, структура и принципы.
Цель коррекционно-логопедической работы – состоит в разработке методических рекомендаций, подборе игр, упражнений для развития формирования пассивного и активного словаря существительных, прилагательных, глаголов у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Задачи коррекционно-логопедической работы:
-Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по формированию пассивного и активного словаря существительных, прилагательных, глаголов у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией;
-Проанализировать коррекционную работу, направленную на преодоление трудностей формирования пассивного и активного словаря существительных, прилагательных, глаголов у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.docx | 22.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Процесс поиска слова осуществляется не только на основе семантических признаков, но и на основе звукового образа слова. Выделив значение слова, ребенок соотносит это значение с определенным звуковым образом, перебирая в своем сознании всплывающие звуковые образы слов. В процессе поиска слова из-за недостаточной закрепленности связи его значения и звучания происходит выбор слова, сходного по звучанию, но другого значения. [25]
Таким образом, замены существительных свидетельствуют о несформированности семантических полей, о трудностях закрепления связи между образом слова и образом предмета. Наиболее часто дети со стертой дизартрией заменяют существительные, входящие в одно семантическое поле и обозначающие зрительно похожие предметы (оса — пчела, ворона — грач, цапля — аист).
Замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов. Распространенными являются такие, например, замены: высокий — длинный. Замены прилагательных осуществляются из-за недифференцированности признаков величины, высоты, ширины, толщины.
В заменах глаголов обращает на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения, к выбору глаголов другого значения (ползет — идет, воркует — поет, чирикает — поет и т.д.). Наблюдались также замены глаголов воспроизведением звукоподражаний: гогочет — га-га-га, кукарекает — ку-ка-ре-ку, каркает — кар-кар. [25]
Итак, специфические трудности, связанные с формированием словаря дошкольников со стертой дизартрией таковы: название предметов, подбор слова, близкого по значению, определение порядка называния времен года, суток, дней недели, нарушение самостоятельной речи при наличии достаточного словарного запаса, легкая задержка в формировании обобщающей и регулирующей функции речи. Следует заметить, что нарушения становления лексики у детей с патологией речи отражаются в ограниченности лексикона, большом расхождении объема активного и пассивного словаря, неточностей в употреблении слов, разнообразных вербальных парафазиях, отсутствия сформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-теоретические основы логопедической работы по развитию внимания и саморегуляции у дошкольников со стертой дизартрией
В своей статье я изложила, насколько процессы произвольного внимания и саморегуляции играют существенную роль при овладении детьми процессами чтения и письма. Поэтому недоразвитие или несформированнос...
«Коррекционно-логопедическая работа по преодолению фонетических нарушений речи у детей со стертой дизартрией».
Распространенным речевым нарушением среди детей дошкольного возраста является стертая дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту.Это речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фоне...
Комплекс заданий для развития словаря прилагательных у детей со стертой дизартрией
Словарь прилагательных у дошкольников сос стертой дизартрией очень беден. Поэтому был составлен комплекс занятий по обогащению словаря прилагательных у дошкольников со стертой дизартрией. Занятия поде...
Логопедическая работа по формированию фонетически оформленного высказывания у старших дошкольников со стертой дизартрией
В настоящее время одной из актуальных проблем логопедии является проблема дизартрии, коррекция которой имеет важное медико-педагогическое и социальное значение....
1.4. Особенности словаря существительных, прилагательных глаголов у дошкольников со стертой дизартрией
Словарь является одним из важных показателей речевого развития ребенка. И проблема его формирование в современной логопедии занимает важнейшее место в настоящее время. Тем самым, мы можем говорить, чт...
Анализ полученных результатов исследования словаря существительных, прилагательных, глаголов у детей контрольной и экспериментальной группы
По результатам проведенной диагностики, был выполнен сравнительный анализ результатов по уровням выполненных заданий, который представлен в сводной таблице. Представим характеристику состо...
Результаты исследования словаря существительных, прилагательных, глаголов. Пассивный словарь у двух групп.
Результаты исследования словаря существительных, прилагательных, глаголов. Пассивный словарь у двух групп. Рис.4 Результаты исследования словаря существительных, прилагательных, глаголов. Активны...