Консультация для воспитателей "Роль дидактической игры в развитии словаря у дошкольников".
консультация по логопедии по теме

Ганина Татьяна Александровна

Особенности содержания и методики словарной работы в разных возрастных группах. Подбор материала для дидактических игр в разных возрастных группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация  для воспитателей  МБДОУ №3 “Роль дидактической игры в развитии словаря у дошкольников”. Провела  учитель-логопед Ганина Т.А.

Одним из эффективных средств формирования словаря детей дошкольного возраста  выступают дидактические игры. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра служит одним из основных средств развития речи детей. Она помогает усвоению, закреплению знаний. Использование дидактической игры повышает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение речевого материала.

Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребёнок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретённые ранее знания и словарь в новых условиях.

Подбор материала для дидактических игр должен определяться задачами словарной работы. Для активизации бытового словаря подбирают игрушки или картинки, изображающие предметы быта. Для активизации природоведческого словаря подбирают природный материал. Одним из условий чёткого руководства играми является определение перечня слов, подлежащих усвоению.

Содержание и методика словарной работы, осуществляемая в форме дидактических игр, в разных возрастных группах имеет свои особенности.

В младших группах преобладают занятия с образными игрушками. Наиболее типичны игры – занятия с куклой. Эти занятия ценны тем, что слово в них связывается с действием. Новое слово может повторяться несколько раз в разных сочетаниях, по-разному изменяясь. Занятия с куклой: встреча новой куклы, день рождения куклы, одевание куклы на прогулку, купание куклы, устройство комнаты для куклы, укладывание куклы спать помогают закрепить в речи детей название частей тела, предметов одежды, посуды, мебели, глаголы, обозначающие действия во время умывания, одевания, еды. При повторении занятий нужно учитывать имеющийся у детей опыт, продумывать какие новые слова будут введены. Например, на занятии «Купание куклы» закрепляются слова раздеть, снять, надеть, простынка, вводятся названия действий намылить, смыть, обтереть и др.

Игры – занятия проходят как разговор воспитателя с детьми, сопровождаемый игровыми действиями. Они обогащают самостоятельную деятельность малышей. Взаимосвязь словарной работы на занятиях с воздействием на речь детей в быту, игре создаёт условия для выработки у них многочисленных и разных по характеру ассоциативных связей на одно и то же слово.

Широко используются дидактические игры с игрушками: «Найди игрушку», «Угадай игрушку на ощупь», «Узнай, что изменилось» и др. Игры проводятся с разной целью. В зависимости от того, какие слова уточняются и закрепляются, воспитатель и подбирает игрушки. Обычно используют 2 – 3 игрушки, которые предварительно рассматриваются. В процессе рассматривания происходит уточнение словаря, а в процессе последующей игры – его активизация. В игре также сочетаются обучение и занимательность.

Дети этого возраста способны осваивать обобщение второй степени, поэтому целесообразно учить их группировке предметов. В основе объединения предметов лежит функциональный признак (для чего нужен предмет?). Обучение происходит также в игровой форме («Поможем мишке собрать посуду», «Кому что надо», «Магазин» и др.).

Интерес у детей вызывают дидактические игры – занятия типа «Приготовим салат», «Поучимся заваривать чай», на которых показываются реальные операции на реальных предметах.

Средний дошкольный возраст – это качественно новая ступень в развитии ребёнка. На этом этапе происходит дальнейшее обогащение словаря, развивается способность к обобщению. Это связанно с расширением жизненного опыта ребёнка и его круга общения со взрослыми и другими детьми.

В течение года словарь ребёнка пятого года жизни увеличивается примерно на 600 – 800 слов. Особенно заметно возрастает количество употребляемых существительных и глаголов. Происходит углубление понятий и связанное с ним усвоение значений слов. Происходит углубление понятий и связанное с ним усвоение значений слов. Появляются ярко выраженное критическое отношение к речи окружающих, а иногда и к собственной, попытки осмыслить значения слов. Между тремя и пятью годами наблюдается подъём интереса к слову, что проявляется в многочисленных вопросах.

Ребёнок рассматривает зелень, принесённую из магазина: «Это зелёный лук, это укроп, а это что?» Ему говорят: «Это петрушка». Он смеётся: «А где же длинный нос и колпачок?» (из дневника Н.А. Мечинской).

Дети начинают пользоваться более точными наименованиями предметов, более разнообразно определяют предмет за счёт уточнения его качеств (яблоко – сочное, вкусное, спелое, гладкое, круглое), дифференцируют понятия (хороший, умный, добрый, ласковый, красивый – раньше все эти качества они называли универсальным словом хороший), используют больше глаголов для наименования однотипных действий (бежит, мчится, несётся).

Несмотря на увеличивающийся словарный запас, рост словаря отстаёт от роста представлений, появляется разрыв между пассивным и активным словарём. Отсюда обилие в речи детей указательных местоимений и наречий (тот, этот, туда, такой).

Задача воспитателя состоит в наполнении конкретным содержанием имеющихся у детей слов, уточнении их смысла, активизации в речи. Следует уделять внимание правильному пониманию слов, точному употреблению их по смыслу, расширению активного запаса слов; учить при сравнении предметов выделять и точно обозначать существенные признаки; активизировать слова, обозначающие качества и действия. Важно также обогащать речь детей прилагательными на основе расширения и углубления представлений (лиса – рыжая, хитрая, осторожная).

Детей учат использовать антонимы для обозначения величины, цвета (большой – маленький, длинный – короткий, светлый – тёмный), продолжают развивать понимание и навыки употребления слов, выражающих видовые и родовые понятия, формируют умение использовать обобщающие слова (овощи, посуда, мебель, игрушки, одежда).

В методике словарной работы много общего с методикой для младших групп, но есть особенности в использовании различных средств развития словаря, появляются новые методические приёмы, которые основываются на возможности воспринимать речь без наглядного сопровождения, на опыте детей. Речевые рефлексы у детей этого возраста образуются быстро, но быстро угасают, отличаются неустойчивостью. Поэтому в средней группе необходимо повторение одних и тех же игр.

В средней группе проводят те же дидактические игры, но материал для них подбирают в соответствии с лексическим запасом детей. Увеличивается количество предметов (картинок) и их признаков, которые выделяются в игре. Игры «Угадай, что спрятали», «Посмотри и запомни», «Угадай, что прибавилось», «Чудесный мешочек», «Угадай, что изменилось» могут содержать разные дидактические задачи: закрепление наименований предметов и игрушек; описание их на основе зрительного восприятия и без опоры на наглядность; сравнение по цвету, размеру, форме, назначению; классификация; закрепление грамматических форм слова; употребление слов, обозначающих пространственные отношения.

В средней группе водятся словесные дидактические игры «Узнай по описанию», «Где что растёт?», «Кто что делает».

Таким образом, усложнение словарной работы в средней группе связанно, в первую очередь, с расширением и углублением знаний об окружающем мире. В этой группе большое внимание уделяется обогащению словаря словами, которые придают речи ребёнка точность и выразительность, помогают выражать впечатления и переживания.

Постепенно педагог начинает предлагать задания на подбор эпитетов, антонимов, синонимических рядов без наглядного материала, в словесных играх «Какое что бывает», «Кто больше слов скажет про куклу, мяч», «Назови ласково», «Скажи по-другому», «Я начну, а ты продолжи», «Добавь слово». Важно, чтобы материалом для этих игр служили слова, относящиеся к разным частям речи, и главное – хорошо знакомые детям (целесообразно использовать и те слова, над которыми работали в младшей группе). В играх подобного рода развиваются внимание детей к слову, языковое чутье, умение выбирать подходящее по смыслу слово в определённом словосочетании, предложении.

Большое место в средней группе занимает работа над многозначными словами. Для ознакомления детей с многозначными словами необходимо проводить специальные игры. В них многозначное слово становится семантическим ядром, вокруг которого располагаются другие слова тематически связанного ряда. Используют наглядность, а также драматизации и инсценировки. Словарные игры могут содержать задания на использование многозначных слов, синонимов, антонимов, словосочетаний в связных высказываниях о предметах и игрушках, картинках, а также в высказываниях на темы из личного опыта.

Старший дошкольный возраст. Ребёнок старшего дошкольного возраста существенным образом отличается от ребёнка 4 – 5 лет. Самым главным является то, что развивается его личность в целом, растёт и развивается сознание. Ребёнок начинает мыслить на основе общих представлений, его внимание становится более целенаправленным, устойчивым. Расширяется круг интересов, совершенствуется деятельность. На этой основе происходит дальнейшее расширение и углубление круга представлений, и рост словаря. Дети 5 – 7 лет владеют бытовым словарём на уровне разговорного языка взрослых, употребляют слова не только с обобщающим, но и с отвлечённым значением – горе, радость, смелость. У них появляется большой интерес к слову, к его значению. Наблюдается и словотворчество – в тех случаях, когда в словаре ребёнка не находится нужного слова («самостреляльный» пистолет, «самогоночная» машина). Однако чаще в случаях затруднения ребёнок не называет предмет. К семи годам большинство слов в словаре ребёнка составляют имена существительные – около 42 % и глаголы – 43 %. Прилагательные и наречия соответственно занимают около 7 % и 6 %; служебные слова – около 2 %.

В старшей группе необходимо расширять запас слов за счёт:

1. названий предметов, качеств, действий;

2. активизации словаря;

3. употребления наиболее подходящих по смыслу слов при обозначении признаков и качеств предметов;

4. формирования умения подбирать слова с противоположным значением (сильный – слабый, быстрый – медленный, стоять – бежать),

5. формирования умения подбирать слова со сходным значением (весёлый – радостный, прыгать – скакать и др.);

6. использование слов, обозначающих материал (дерево, металл, стекло, пластмасса и др.);

7. осмысливания образных выражений в загадках, объяснения смысла поговорок.

В подготовительной к школе группе усиливается внимание к работе над смысловой стороной слова, к усвоению детьми выразительных средств языка. Особое внимание уделяется обогащению детской речи прилагательными и глаголами, выражающими качества и действия наблюдаемых объектов. Так, при рассматривании кролика не ограничиваются такими определениями шерсти, как белая и мягкая, а добиваются новых выразительных характеристик: тёплая, гладкая, пушистая, шелковистая. Употребляют глаголы: прыгает, скачет, присел, жуёт, принюхивается, хрустит (морковкой).

Проводится сравнение объекта, наблюдаемого в данный момент, с тем, который рассматривали раньше, даётся их описание. Одновременно с углублением знаний происходит освоение слов, более точно характеризующих разнообразные признаки предметов и действий. Если во второй младшей и средней группах, рассматривая картинку, дети обозначали глаголом бежит движения зайца, лошади, лисы, то теперь при рассматривании этих же картинок они употребляют такие слова: заяц – скачет, мчится, несётся; лошадь – бежит, скачет; лиса – крадётся, гонится.

Речь детей обогащается прилагательными, которые обозначают большее количество признаков с более тонким их различием (оттенки цвета, состояние предметов, различия в размере, форме и др.). Словарь вводятся также наречия, характеризующие качества действий: курица торопливо клюёт зёрна; облака плывут медленно; бодро звучит музыка. Усвоение наречий происходит легче, чем прилагательных, поскольку они, во-первых, не имеют лексической омонимии, а во-вторых, в словосочетаниях и предложениях примыкают к глаголам, в то время как прилагательные согласуются с именами существительными.

Для закрепления навыков точного и быстрого выбора слов рекомендуются игры, направленные на:

1) употребление детьми наименований предметов и их признаков.

2) классификацию предметов и их обобщение.

Особое внимание уделяется семантизации лексики. Объяснение значений слов возможно не только при опоре на наглядность, но и через уже усвоенные слова. В практике нашли широкое применение следующие приёмы толкования значений слов:

а) объяснение значений слов путём показа картинки;

б) сопоставление слова с другими словами;

в) объяснение этимологии слова;

г) составление словосочетаний и предложений с объясняемым словом;

д) пояснение слова другим словом, близким по значению;

е) подбор к слову слова, противоположного по значению;

ж) объяснение значения слова через его определение;

з) сравнение слов по звучанию и значению, подбор рифмованных слов.

Большие возможности в старшей и подготовительной группах открываются для работы над синонимами. В этой работе целесообразно использовать следующие приёмы:

а) подбор синонимов к изолированному слову;

б) объяснение выбора слов в синонимическом ряду;

в) замена синонима в предложении, обсуждение вариантов значений;

г) составление предложений со словами синонимического ряда;

д) составление рассказа со словами синонимического ряда.

На этом возрастном этапе должна быть продолжена работа с многозначными словами. Здесь можно рекомендовать:

1) объяснение и сравнение значений многозначных слов в контексте: ушко ребёнка и ушко иголки;

2) подбор близких по смыслу слов к каждому значению многозначного слова;

3) подбор антонимов к каждому значению многозначного слова;

4) составление предложений с многозначными словами;

5) рисование на тему многозначного слова;

6) нахождение многозначных слов в пословицах, поговорках, загадках и т. п.;

7) придумывание рассказов и сказок на тему многозначного слова.

Названные приёмы используются в играх типа «Кто больше придумает слов?», «Скажи наоборот», «Скажи по-другому», в играх в путаницу и небылицы и др.

Таким образом, дидактические игры являются одним из средств формирования словаря детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесно-дидактические игры для активизации словаря старших дошкольников

Подборка словесно-дидактических игр, используемых как средство активизации словаря старших дошкольников антонимами и синонимами....

Авторские дидактические игры для расширения словаря старших дошкольников с ОНР

В последнее время все больший процент в дошкольных учреждениях занимают дети с  общим недоразвитием речи (ОНР). У данного контингента детей  уровень развития словарного за...

Авторские дидактические игры для расширения словаря старших дошкольников с ОНР

В последнее время все больший процент в дошкольных учреждениях занимают дети с  общим недоразвитием речи (ОНР). У данного контингента детей  уровень развития словарн...

Дидактическая игра - средство обогащения словаря младшего дошкольника

 Игра —  ведущий и наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и...

дидактическая игра по развитию словаря и грамматических категорий у дошкольников по теме "фрукты, ягоды, овощи"

Данную дидиктическую игру можно испоьзовать и педагогам , и родителям дошкольников с целью развития словаря и грамматических категорий по теме "Овощи, фрукты, ягоды"...

Консультация для педагогов ДОУ «Роль дидактической игры в развитии словаря у дошкольников»

Одним из эффективных средств формирования словаря детей дошкольного возраста выступают дидактические игры. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра служит одним из основных средств разви...