Тема «Звук и буква «Х». Осень в лесу».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи; знакомство со звуком и буквой «Х»; уточнение и расширение словарного запаса в рамках лексической темы «Осень»; совершенствование грамматического словаря речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.zvuk_i_bukva_h.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Звук и буква «Х». Осень в лесу».
Цель: развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи; знакомство со звуком и буквой «Х»; уточнение и расширение словарного запаса в рамках лексической темы «Осень»; совершенствование грамматического словаря речи
Коррекционно-образовательные задачи:
-Учить детей дифференцировать звук [Х] от звуков [Г], [К] на слух и в произношении;
- закреплять навык определения места звука [Х] в слове (начало,
середина, конец);
- продолжать учить детей находить в ряду слово, отличающееся от
остальных по звуковому составу;
- закреплять навык звукового анализа и синтеза слогов и слов;
- учить детей согласовывать числительные «двух», «трех»,
«четырех» с прилагательными и существительными мн.числа;
- активизировать и закрепить знания по теме «Осень»;
- закрепить навык чтения одно-, двусложных слов.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать связную речь;
- развивать произвольное и слуховое внимание;
- развивать фонематический слух
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать у детей доброе отношение к домашним животным;
-воспитывать умение работать в коллективе;
-формировать доброжелательность, инициативность.
Оборудование: предметные картинки на изучаемый звук; игра «Телефон»; наборное полотно с буквами; цифры «2, 3, 4» и осенние листочки; раздаточный материал: домики, конверты для звукового анализа, карточки к игре «Буква потерялась»; музыка осеннего леса, дождя; магнитофон.
Ход занятия:
1. Орг. момент.
Логопед загадывает загадку:
Пусты поля,
Мокнет земля,
Лист опадает -
Когда это бывает? (осенью)
- Сегодня мы побываем в осеннем лесу. Послушайте.
(звучит музыка осеннего леса, дождя)
- Дети, назовите признаки осени. Что происходит осенью в природе? (ответы детей)
- Скажите, а какая бывает осень? Подберите разные определения.
(золотая, ранняя, поздняя, разноцветная, долгожданная, теплая и т.д.)
2.Основная часть:
- В нашем лесу вдруг поднялся ветер (дети дуют) и набежали тучки (нахмурили брови) и закапал дождь.
Игра «Песенка дождя»
- Дети, послушайте внимательно и повторите песенку дождя
// -// - ; - // // //; -//-//-; // // // - - (дети хлопками повторяют ритм «дождя»)
Игра «Чего не стало?» Вдруг налетел ветер, сдул с деревьев листья.
(У логопеда в руках цифры (от 2 до 4) и картинки осенних листочков)
- Чего не стало? (Не стало двух осиновых листочков, трех дубовых и т.д.)
Пальчиковая гимнастика
-Дети на что похожи листья ?
На мою ладошку лист похож у клена:(ладошки соединены вместе, пальцы врозь)
Осенью оранжевый, летом – он зеленый, (показываем одну сторону, другую)
Словно перышки листочки у рябинки, (самомассаж пальцев рук)
Что склонилась тихо над тропинкой.
У осины листья как монетки, (ук. пальцем рисуем круг на ладошке)
У каштана – словно опахало. (ладошками машем словно веером)
Было листьев очень много летом, (показываем руками «много»)
Осенью их очень мало стало (показываем руками «мало»)
-Теперь нам пора возвращаться домой. (дети садятся за столы)
Игра на развитие фонематического слуха «Телефон»
- Сейчас я позвоню каждому по телефону, а вы внимательно послушайте повторите правильно мои слова:
Кот-кот-ход; кот-ход-кот; ход-кот-кот; и т.д.
-Посмотрите на мои картинки и отгадайте с каким звуком мы сегодня познакомимся. Какой общий звук «живет» во всех словах? ([Х]).
Характеристика звука.
- Какой он? (согласный, твердый, глухой. Живет в синем домике и обозначается буквой Х).
Игра «Домики» (определение места звука)
-Определите место звука [Х]в слове (начало, середина, конец)и подберите правильное окошко. (хлеб, мох, бухта, пух, хобот)
Игра «Четвертый лишний»
- Послушайте внимательно и определите какое слово лишнее по наличию звука [Х]? :
Утка, хлеб, халат, художник
Петух, лопух, мак, пух
Игра «Буква потерялась»
- Дети, у вас на столах лежат карточки со словами, в которых потерялась одна буква. Определите какая, впечатайте эту букву и прочитайте слово.
Звуковой анализ слов
- А теперь выложите ваши слова схемами из квадратиков и кружков. Но сначала давайте повторим с вами эти обозначения.
(дети самостоятельно выкладывают звуковые схемы слов, а двое детей – у доски).
3. Закрепление материала
- Дети, вы хорошо сегодня работали и пришла пора нам с вами отдохнуть.
Физкультминутка «Хомячок»
Хомка, хомка,хомячок
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Моет щечки, шейку трет,
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку:
Раз-два, три, четыре, пять-
Хомка хочет сильным стать!
- Ребята, а какие слова со звуком [Х] вы услышали в стихотворении?
- Подберите самостоятельно слова, в которых «живет» звук [Х]. (ответы детей)
4. Итог занятия
- Дети, с каким новым звуком мы сегодня познакомились?
- Что вам понравилось на занятии?
Тема по самообразованию
«Развитие фонематического восприятия
и фонематического слуха у детей с ОНР»
2010-2011 уч. год
Учитель-логопед: Денисова Б.Г.
Управление образования
администрации г. Белгорода
Логопедическое занятие
в подготовительной группе компенсирующей направленности
Тема «Звук и буква Х. Осень в лесу»
Подготовила:
Учитель-логопед
Денисова Белла Геннадьевна
Белгород, 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытое занятие по обучению грамоте для дошкольников. Тема: "Звук [Ж], буква Ж, ж.Конструирование буквы"
Знакомство с новой буквой русского языка, формирование умения у детей анализировать звук, пополнение словарного запаса учащихся....
Конспект НОД по теме: « Звук и буква Д» на материале лексической темы «Поздняя осень»
Цель:Знакомство с буквой Д.Задачи: - Определение наличия звуков «д», «дь» в словах; - Дифференциация звуков «д» - «дь» в словах; - Закрепление признаков поздней осени...
презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"
Презентация адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
Фронтальное занятие по знакомству с новым согласным звуком и буквой. Тема: «Звук Г. Буква Г»
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности....
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе. Тема: «Знакомство со звуком и буквой И. Осень»
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе. Тема: «Знакомство со звуком и буквой И. Осень»...