НОД по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ НОД
по развитию речи в подготовительной группе.
подготовила: Челембеева Н.А.
г. Иркутск, НОУ средняя школа Леонова
Область: Коммуникация.
Интеграция: Познание, социализация, художественное творчество, физическая культура.
Цель: Продолжать знакомить детей с фразеологическими оборотами русского языка.
Задачи: Развивать внимание, произвольную память, мышление, воспитывать интерес к родному языку, желание использовать в речи необычные выражения.
Предварительная работа: Знакомить детей с иносказательными выражениями из книги «Сами с усами», рассматривание картинок, зарисовывание с пояснениями, экскурс в русскую историю, использование в речи воспитателем и родителями консультации для родителей по теме развития образной речи в процессе ознакомления с фразеологическими оборотами русского языка.
Материалы: Мольберт, листочки, карандаши простые, 2 взрослых кофты с длинными рукавами, строительный набор-кубики деревянные, фишки-кружки красного цвета.
Методические приемы:
Ребята, всем вам известно, что с людьми, которые много знают, интересно общаться.
- А какая страничка в нашей книжке «Правила для меня» об этом рассказывает?
Человек, который много знает должен уметь рассказывать. Чтобы его интересно было слушать, речь должна быть красивой, выразительной. В русском языке, на котором мы с вами говорим, много интересных, необычных слов и выражений.
Сегодня мы с вами покажем, как мы умеем красиво говорить. Я приготовила для вас разные игры, загадки, шутки.
Правила такие:
- за каждый правильный ответ (полный, точный) вы будете получать фишки, а в конце занятия мы посчитаем, у кого их больше и определим, кто лучше всех знает русский язык.
У вас на столах лежат листочки и карандаши. Я буду читать рассказ, а вы когда услышите необычное выражение, ставьте палочку. Хорошо?
Внимание:
Чтение рассказа «Кашу маслом не испортишь. А Сашу?».
Десять фразеологизмов.
Кашу маслом испортишь.
- Саша, не стучи уже поздно, соседи спят, - сказала мама.
А Саша стучит.
- Прекрати стук! – сказала мама.
А Саша стучит.
- Как об стенку горох! – говорит бабушка, - Ему хоть кол на голове тиши, а он все свое… Отберу молоток!
Стучит.
- Сказано – сделано! – Бабушка взяла у Сани молоток и унесла прочь.
- Отдай!
- Завтра. А сейчас не видать тебе молотка, как собственных ушей!
- Я машину чиню…
А бабушка:
- Всему свое время.
- Зачем молоток унесла?
- Ему про Емелю, а он про Фому! Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано: поздно, все спят.
- Не все: мы не спим.
- Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать!
Папа сказал:
- какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка.
А бабушка говорит:
- кашу маслом не испортишь!
Получайте фишки.
А теперь послушайте загадку: «Что это?»
- его проглатывают, упорно не желая о чем-либо говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко. За него тянут и дергают, настойчиво заставляя высказаться, его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.
(язык)
- Покажите мне его.
(Артикуляционная гимнастика языка, который проглатывают (глотательные движения); который хорошо подвешен (движения языком вверх, вниз); за который дергают (язык выдвигается вперед-вниз, с соответствующим движением прячется); который держат за зубами, губы расширяются, зубы сомкнуты).
Раздача фишек активным детям.
Вместе с детьми переходим в уютный уголок, где предлагается игра «Скажи по-другому» (рядом находится мольберт с картинками).
Условия игры: Вы должны пояснить: - Это как? За точный ответ фишка.
- бежать высунув язык – очень быстро (дети).
- бежать сломя голову - очень быстро, не думая, куда бежишь (дети).
- свалиться с Луны – не знать о чем говорят другие (дети).
- витать в облаках – думать о другом, не слушать никого (дети).
- А если я скажу вам наоборот? Догадаетесь?
- Обманывать, говорить неправду, небылицу, даже чепуху – вешать лапшу на уши (дети).
Молодцы.
- А как говорят про людей, у которых работа спорится, все делать умеют быстро, хорошо, красиво – в руках все горит.
Так у кого в руках все горит? – у мастеров, которые умеют все делать, и даже дом построить. И мы превращаем я в строителей. Идемте на стройплощадку. Хорошие мастера как выполняют кирпичную кладку? (Физкультминутка) - кирпичик к кирпичику (вместе выполняем движения – руками выкладываем кирпичи от пола вверх) «Из кирпичей поострим дом и будем жить мы дружно в нем (2-3 раза) – проверим… стены крепкие!»
- Попробуем теперь построить дом из кубиков. Но это непросто (одеваем детям взрослые кофты и рукава висят). Ставим песочные часы, и кто из вас построит дом за 1 минуту.
Раз, два, три, начали.
Почему не получилось? Было не удобно? (мешали рукава)
- А помните, я вам рассказывала, что раньше на Руси рукавиц не было и шубы шили с длинными рукавам, чтобы руки греть. Про тех, кто пытался согреть руки во время работы говорили – плохо работал. Про таких людей стали говорить – работает спустя рукава.
- А для того, чтобы было удобно строить, чтобы – в руках все горело, что нужно сделать – засучить рукава (дети).
- Попробуем засучить рукава и таким образом построить домик! Начнем.
- Ребята, что можно сказать? – так работать удобнее (дети).
- Разве дело только в рукавах, в удобной одежде? – Верно и в отношении к делу.
- Как же будем говорить про людей, которые работают с желанием, хорошо и быстро?– Верно, засучив рукава.
-Наши строители достойны фишек? – Да! (возвращаемся в уголок на диванчик)
Упражнение: найди фразеологизм.
1. «медвежья берлога» - «медвежья услуга»
2. «есть кашу» - «каша в голове»
3. «смотреть в глаза» - «глаза разбежались»
4. «варить лапшу» - «вешать лапшу на уши»
За точные ответы – фишки.
- Ребята у вас есть выражения, которые вам больше всего нравятся? Я предлагаю нарисовать, а мы должны догадаться, какой это фразеологизм.
Обмен рисунками, организация выставки в группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»
Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...
Развитие речи как средством общения и культуры, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи
Теоретические аспекты формирования детского словотворчества...
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по мотивам сказки «Три медведя» Интегрированное занятие по развитию речи, познавательному развитию в средней группе.
Развитие речи детей по средствам игровой деятельности...
Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию
Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА РАЗВИТИЕ РЕЧИ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития). Подготовительная группа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 322 «Морозко» Принята решением...