Статья "Использование предметов заместителей в игре"
статья (средняя группа) по теме
Важным моментом в развитии игры у детей является введение предметов – заместителей.
Многие воспитатели неточно представляют назначение предметов – заместителей, не вполне владеют умениями «запуска» в детскую игру средообразующих модулей, следствием чего нередко является низкий уровень соответствующих умений детей. Развивающие функции игры используются не в полной мере: дети нередко просто манипулируют предметами. Тем самым сужается поле для применения условности и творчества в игре, а также недостаточно используются возможности вербального взаимодействия воспитанников с помощью усвоенных речевых модулей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_neoformlennogo_materiala.doc | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование предметов – заместителей в игре.
Е.В. Мокрова
воспитатель МБДОУ № 28
Г. Канск
Важным моментом в развитии игры у детей является введение предметов – заместителей.
Многие воспитатели неточно представляют назначение предметов – заместителей, не вполне владеют умениями «запуска» в детскую игру средообразующих модулей, следствием чего нередко является низкий уровень соответствующих умений детей. Развивающие функции игры используются не в полной мере: дети нередко просто манипулируют предметами. Тем самым сужается поле для применения условности и творчества в игре, а также недостаточно используются возможности вербального взаимодействия воспитанников с помощью усвоенных речевых модулей.
Предмет заместитель – это предмет, заменяющий функции реального объекта, носит условный характер.
Игрушка – самоделка – это вещь, служащая для игры, сделанная руками ребенка, взрослого, которая может носить условный характер, но имеет много сходных черт с реальным объектом.
Игрушку – самоделку ребенок использует достаточно часто, т.к. у нее, как правило, сохранены основные черты объекта. Специального обучения ввод таких игрушек не требует, нужно лишь натолкнуть мысль ребенка на использование игрушки в игре, придание ей характерных свойств персонажа.
Для этого воспитатель в совместных играх должен сам использовать игрушки – самоделки. Так же необходимо научить детей самостоятельно изготавливать игрушки-самоделки из бросового материала.
Когда ребенок хорошо научился подключаться и продолжать игру взрослого, то надо начинать учить использовать в игре предметы-заместители.
Происходит это, как правило, во второй младшей группе. Включение предметов-заместителей в игры требует изменений в предметно – игровой среде:
Из кукольного уголка поочередно убирается часть игровых материалов: ложки, утюжки и др.
- Создаются комплексы: «игрушка + предмет – заместитель» (ванночка + кубик)
Заводится коробка с бросовым материалом и другими предметами, которые в разных ситуациях могут использоваться как заместители.
В игровом уголке необходимо обзавестись коробкой с заместителями. Это могут быть: детали от старых конструкторов, кубики, веревочки, лоскутки, шишки, коробочки, небьющиеся пузырьки.
Также необходимо организовать индивидуальные пространства для игр. Это можно сделать с помощью разных ширм или картонных коробок, которые желательно оклеить обоями, а затеи вырезать в них красивые окошечки. Главное условие – они должны быть эстетично оформленными, наталкивать ребенка на развитие игры характерными деталями.
Работа по обучению детей игре с предметами-заместителями начинается с придания предметам несвойственных им функциональных значений.
Поднося ко рту кирпичик, воспитатель говорит: «ням-ням, пирожок», постучав шариком по столу, начинает «чистить и есть яичко», надев большое кольцо на локоть, покачивает им – «сумочка».
Каждое игровое значение должно быть выражено действием, воспитатель предлагает детям повторить его в игровом сюжете: «Попробуй мой пирожок!» или «Это у тебя пирожок? Дай попробую» .
Затем организует игры с использованием предметов – заместителей обозначающих хорошо знакомые детям, но отсутствующие в данный момент игрушки. Сначала заместители предлагаются как вспомогательные предметы (мыло, конфетка), а затем как основные.
Например, свернутый пушистый платок – это котенок, которого укладывают спать.
Необходимо обыграть любое случайно возникшее у ребенка действие с игрушками и предметами. Нужно вводить игровые задания.
По мере развития игры использование предметов – заместителей становится более осознанным и самостоятельным. Например, ребенок надевает на голову кольцо – это «шляпа», придерживает его на боку – «карманчик», повесит на руку «сумочка», тянет колечко по столу «машина» и др..
Если в самостоятельной игре ребенок использует заместители нужно обязательно спросить что это у него, чтобы он словесно указал на условное значение предмета.
Введение предмета готовит детей к включению в игру «воображаемых действий» с воображаемыми предметами.
При обучении детей действиям с предметами – заместителями два – три раза в неделю воспитатель создает проблемно – игровые ситуации. Для этого воспитатель специально организует предметную среду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини-исследование на тему:"Предметы-заместители в детской игре
Требования к предмету-заместителю,соразмерность с другим игровым материаломО чем свидетельствует использование в игре предметов-заместителей детьми раннего возраста...
Мини-исследование на тему: «Предметы-заместители в детской игре».
Мини-исследование на тему:«Предметы-заместители в детской игре»....
Мини-исследование на тему: «Предметы-заместители в детской игре».
Важным условием формирования творческой игры ребенка является введение в игру предметов- заместителей. Чем неопределеннее функция предмета, тем свободнее ребе...
Предметы – заместители в детской игре
что такое предметы-заместители, какую роль они играют в развитии малыша? на эти вопросы поможет ответить данный материал...
"Предметы-заместители в детской игре"
Важнейшим условием формирования творческой игры является введение в игру предметов – заместителей. Это делает игру более интересной, содержател...
Использование предметов-заместителей в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога. Игры с прищепками.
ГУЗ «Республиканский дом ребёнка специализированный» филиал «Набережно - Челнинский дом ребёнка специализированный» Использование предметов-заместителей в коррекционно-раз...