НОД по развитию речи Осень
методическая разработка по развитию речи по теме

Голуб Виктория Валентиновна
  • Расширение словаря по теме «Осень».
  • Развитие мыслительных операций (сравнения, обобщения).
  • Воспитание умения выслушивать сверстников, уважительного отношения друг другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_po_razvitiyu_rechi_osen.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи.

Образовательные:

  1. Расширение словаря по теме «Осень»:
  2. Практическое употребление существительных единственного и множественного числа, качественных прилагательных; использование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

Развивающие:

  1. Развитие мыслительных операций (сравнения, обобщения):

Воспитательные:

  1. Воспитание умения выслушивать сверстников, уважительного отношения друг другу.

Материалы и оборудование.

  1. Предметные картинки: дождь, трава, солнце, туча, лист, ветка, лес, ветер, птица, цветок, небо,;
  1. Дидактический материал для развития связной речи Г.Е.Сычева «Опорные картинки для пересказа текстов»;
  2. Магнитная доска;
  3. Наборное полотно.

Технологии, используемые в занятии.

  1. Частно – педагогическая технология Г.Е.Сычевой «Развитие связной речи»
  2. Коррекционно – развивающая технология Н.Н. Киселевой «Игровые упражнения для детей 5-7 лет»
  3. Технология уровневой дифференциации;
  1. Речедвигательная ритмика;
  2. Технологии речевой компетенции детей;

Методы и приемы.

  1. Включение сюрпризных моментов, игровых упражнений;
  2. Организация работы с дидактическим материалом;
  3. Активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;
  4. Пояснения, разъяснения, указания с целью предупреждения ошибок;
  5. Вопросы к детям.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

2. Расширение словаря прилагательных. «Меняются листья осенью, они совсем не похожи на летние. А ведь изменились не только листочки, изменилось все вокруг». Игра «Самый внимательный». Л

Какая стала трава? — желтая, пожухлая, сухая...

Какое стало небо? — серое, хмурое, низкое...

Какой стал ветер? — холодный, резкий, порывистый...

Какой стал дождь? — частый, холодный, моросящий...

3. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. К.

Звонит телефон, говорит гномик из сказочной страны Гномии. Он сообщает, что к ним тоже пришла осень, и дает детям задание. У них в стране все маленькое-маленькое и поэтому все зовется ласково. А как? Это должны сказать дети:

дождь — дождик — дождичек т. словообразования

трава — травка

солнце — солнышко

туча — тучка — тученька

лист — листик — листочек

ветка — веточка

лес — лесок — лесочек

ветер — ветерок — ветерочек

птица — птичка

цветок — цветочек

4. Образование множественного числа существительных. Игра «Один - много». К.

лужа — лужи Г

лист — листья

дерево — деревья

ветка — ветки

туча — тучи

птица — птицы

цветок — цветы

дождь — дожди

5. Согласование существительных с прилагательными. К.

- Как одним словом назвать лук, морковь, помидор, капусту, перец, картофель?

- Как одним словом назвать яблоко, грушу, персик, лимон, апельсин, сливу?

- Где растут овощи?

- Где растут фрукты?

- Про какой овощ можно сказать "твердый"?

- Про какой фрукт можно сказать "сочный"?

6. .  Образование качественных прилагательных от существительных. К.

- Сок из (лука, моркови, помидора, капусты, перца, картофеля) какой? Г

- Варенье из (яблока, груши, персика, лимона, апельсина, сливы) какое?

7. Счет слогов и измерение слов – получившихся прилагательных.

Физкультминутка. (речедвигательная ритмика)

«Шел старик дорогою…»

«Яму копал?..»

8. Развитие связной речи (составление рассказа). На доску выставляются картинки «осень», «небо в тучах», «краешек солнца выглядывает из-за тучи», «дождь», «лужи на дороге», «деревья в золотом уборе», «дерево с опадающими листьями», «летящая стая птиц». По каждой картинке дети составляют предложение («надо сказать красиво про картинку»). М

Наступила осень. Небо покрыто тучами. Солнышко редко появляется на небе. Часто идет холодный дождь. На дорогах лужи. Листья на деревьях стали разноцветными. Начался листопад. Птицы улетают на юг (в теплые края).

9. Итог занятия.

Самоанализ занятия.

Задачи.

Образовательные:

  1. Расширение словаря по теме «Осень»:
  2. Практическое употребление существительных единственного и множественного числа, качественных прилагательных; использование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

Развивающие:

  1. Развитие мыслительных операций (сравнения, обобщения):

Воспитательные:

  1. Воспитание умения выслушивать сверстников, уважительного отношения друг другу.

В занятии  используются следующие материалы и оборудование

  1. Предметные картинки: дождь, трава, солнце, туча, лист, ветка, лес, ветер, птица, цветок, небо,;
  1. Дидактический материал для развития связной речи Г.Е.Сычева «Опорные картинки для пересказа текстов»;
  2. Магнитная доска;
  3. Наборное полотно.

Технологии, используемые в занятии.

  1. Частно – педагогическая технология Г.Е.Сычевой «Развитие связной речи» (которая очень эффективна при обучении детей составлению рассказов по картинкам, пересказов текстов)
  2. Коррекционно – развивающая технология Н.Н. Киселевой «Игровые упражнения для детей 5-7 лет». Из этой технологии я использую игры и упражнения

(Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

 Образование множественного числа существительных. Игра «Один - много».

 Согласование существительных с прилагательными.

 Образование качественных прилагательных от существительных.

  1. Технология уровневой дифференциации;
  1. Речедвигательная ритмика (здоровьесберегающие технологии);

Технологии речевой компетенции детей (лексической – пополнение словарного запаса), грамматической (Согласование существительных с прилагательными.

 Образование качественных прилагательных от существительных.)

 фонетической (технология выразительности речи); монологической( составление рассказа)

Все эти технологии я использовала с применением собственных методов, т.е. собственными способами воздействия на детей.

Методы и приемы.

  1. Включение сюрпризных моментов, игровых упражнений;
  2. Организация работы с дидактическим материалом;
  3. Активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;
  4. Пояснения, разъяснения, указания с целью предупреждения ошибок;
  5. Вопросы к детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Осень. Приметы осени»

Конспект с мнемотаблицей для составления описательного рассказа....

Развитие словаря у детей , конспект по развитию речи "Осень"

Конспект составлен по статье Игначенко Т.В. Формирование грамматического строя речи  «Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством логопедиче...

Методическая разработка: конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи «Осень, осень, листопад»

- составлять коллективный рассказ об осени по картинному плану;- развивать все виды моторики: общую, мелкую, артикуляционную;- развивать общие речевые навыки: голоса, дыхания,...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Осень. Приметы осени»

Цели: обобщить и систематизировать знания детей об осени (дни становятсякороче, холоднее, часто идут дожди, листья на деревьях и кустарниках желтеют,сохнут, опадают; исчезают насекомые, улетают переле...

Интегрированное занятие по художественно-эстетическому развитию и развитию речи «Осеннее дерево» («рисование» пластилиновыми жгутиками)

Интегрированное занятие по художественно-эстетическому развитию и развитию речи «Осеннее дерево» («рисование» пластилиновыми жгутиками)Цель: создать условия для восприятия деть...

Конспект открытой ООД по развитию речи "Осеннее путешествие в город Красивой Речи"

В настоящий период проблема связной речи дошкольников наиболее актуальна. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи, так как происходит перевод комм...