Конспект открытой ООД по развитию речи "Осеннее путешествие в город Красивой Речи"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
В настоящий период проблема связной речи дошкольников наиболее актуальна. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи, так как происходит перевод коммуникаций на гаджеты и другие устройства
В связи с этим одной из важных задач нашей деятельности, т.е. педагога дошкольного уровня образования становится развитие речи ребенка.
Речь развивается в единстве с мышлением и опирается на «чувственный опыт ребёнка». Занятия с воспитанниками начинаются не с развития речи, а с развития сенсорных и мыслительных процессов на неречевом материале. Как только накоплен зрительно-сенсорный опыт мы переводим его в пассивный словарь.
Безусловно при создании грамотного эфира, постепенно, по истечению какого-то промежутка времени у ребенка сформируются речевые компетенции. Но хочется, чтобы этот образовательный процесс не был монотонным, скучным и традиционным, а был интересным, запоминающимся, креативным. Поэтому при развитии коммуникативных навыков ребенка приходится сталкиваться с проблемой вариативности заданий. Действительно, только составление устных высказываний и диалогов надоедает детям. Один из методов позволяющих разнообразить занятия может быть создание проблемной ситуации или смена предметно - пространственной среды, то есть использование трансформируемого пространства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gorod_krasivoy_rechi.docx | 26.47 КБ |
prilozhenie_k_zanyatiyu.docx | 1.37 МБ |
fotootchet_zanyatiya.docx | 297.68 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
Школа № 2053
111674, г. Москва, ул. Покровская, д. 35 E-mail: 2053@edu.mos.ru Тел. 8-499-588-01-77
ОКПО 38322858, ОГРН 1127746075995, ИНН 7721749335; КПП 772101001
Конспект открытой организованной образовательной деятельности по развитию речи
Осеннее путешествие в город Красивой Речи
Подготовила:
Шилко Татьяна Николаевна,
воспитатель высшей квалификационной категории
Москва,2020 г.
Уровень общего образования: дошкольное образование
Тема ООД: «Осеннее путешествие в город Красивой Речи»
Возраст обучающихся: 6 – 7 лет (подготовительная группа)
Образовательная область (главное направление развития): речевое развитие
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, физическое
Классификация (Тип) ООД:
по дидактической задаче: закрепления ранее приобретённых знаний,
творческого применения знаний и умений
по содержанию знаний: интегрированная (по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития)
по форме организации: нетрадиционная (занятие - путешествие)
Форма ООД: фронтальная (общегрупповая)
Цель ООД: выявить уровень овладения детьми речевых умений и навыков.
Задачи:
Образовательные: 1.Совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством связной речи, логического мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации движений.
2.Систематизировать и закреплять представления детей об осени.
3.Продолжать упражняться в подборе слов-антонимов.
Развивающие:
1.Развивать умение применять знания на практике.
2. Развивать фонематическое восприятие, умение слушать друг друга;
3. Добиваться понимания инструкций и четкого их выполнения.
4. Способствовать развитию памяти, связной речи, воображения.
Воспитательные:
1.Воспитание навыков сотрудничества на занятии, самостоятельности, инициативности, ответственности.
2. Воспитывать умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.
3. Продолжать воспитывать интерес и внимание к сезонным изменениям в природе, к собственной речи и речи окружающих.
Предварительная работа: чтение художественной литературы по теме «Осень», рассматривание гербариев из осенних листьев, слушание аудиозаписи П. И. Чайковского «Осень» из цикла «Времена года», наблюдения на прогулке за деревьями, птицами.
Методы обучения: практические: упражнение; наглядные: демонстрация наглядных пособий; словесные: рассказ педагога, беседа, чтение художественной литературы; игровые: дидактическая игры, воображаемая ситуация.
Оборудование: колокольчик, мяч, картинки животных и птиц (белка, заяц, еж, медведь, лиса, волк, дятел, кукушка), картинки ель, сосна, осина, клен, береза, дуб, ворота с замком, надписи «Улица Стихотворная», «Улица Лесная», «Улица Сигнальная», банки- 3 шт., краски желтая, красная, голубая и розовая, воздушные шарики по количеству детей.
Ход ООД:
Дети находятся в спальной комнате (использование трансформируемого пространства)
I. Организационный момент. (Воспитатель звенит колокольчиком.)
Прозвенел звонок весёлый.
Все готовы? Всё готово?
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем!
Воспитатель. Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте мы с ними необычно поздороваемся, подарим им свою улыбку и хорошее настроение.
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, быстрый ручеёк,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю,
Всех вас очень я люблю!
Дети повторяют слова приветствия за воспитателем и затем присаживаются на нижний ряд подиума, кому не хватило места на банкетки.
Воспитатель. Ребята, сегодня я предлагаю отправиться в путешествие в город Красивой Речи. Попадая в него, дети меняются. Злые становятся наоборот добрыми, грустные - радостными, голодные- сытыми, драчливые- дружными, неряшливые- аккуратными, невоспитанные- воспитанными, трусливые - храбрыми (дети помогают, говорят антонимы)
Воспитатель. А вы хотите отправиться в путешествие и измениться?
Дети. Да, хотим.
Воспитатель: Но, ребята, город стал заколдованным после того, как его жители разучились правильно и красиво говорить. И чтобы его расколдовать, нужно показать, правильность и красоту нашей речи. Поможем городу и его жителям?
Дети. Да!
Воспитатель. Прежде, чем отправиться в путешествие, давайте вспомним наше правило:
Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
Если хочешь ответить, не шуми,
Только руку подними.
2.Основная часть.
Воспитатель. А вот теперь в путь. Так как город необычный, то и в путешествие мы отправимся интересным способом –с помощью фантазии, представьте, что вы летите на воздушном шаре и повторяйте волшебные слова: (дети идут по кругу в спальной комнате, повторяя слова и далее проходят в групповую комнату)
-У-У-У – я лечу,
-О-О-О – далеко,
- Ши-Ши-Ши – выше крыши,
-Шо-Шо-Шо — хорошо,
-А теперь покружись и в городе Красивой Речи окажись.
Воспитатель. Вот мы и прибыли (дети увидели картинку «ворота, а на них большой замок»). Посмотрите, ребята, что это?
Дети. Ворота и замок.
Воспитатель. Давайте, его откроем. А поможет нам пальчиковая гимнастика. Дети встают в круг и выполняют пальчиковую гимнастику.
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог? (Хлопки ладошками.)
Наши пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя. (Сжимаем и разжимаем пальцы каждой руки в кулачки, на последнем слове оставляем кулачки сжатыми.)
Вот большой! (Выставляем большой палец вверх.)
А это — средний. (Поочередно называем пальцы и соединяем с большим на руках.)
Безымянный и последний —
Наш мизинец, малышок!
У-у-у! Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили, (Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху.)
Будем их соединять
И движенья выполнять... (Сцепить пальцы в замок.)
Постучали, (На этом слове ритмично постукиваем друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы.)
Покрутили, (Не расцепляя пальцы, одну руку тянем к себе, другую от себя, попеременно меняя их.)
Потянули (Тянем ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.)
И открыли! (Пальцы расцепляются, трясем кистями рук.)
Воспитатель. Замок, мы открыли, молодцы! Ой, ребята, а здесь стена с объявлениями! Что же написано в объявлении? Сейчас прочитаем.
«Город Красивой речи заколдован. Чтобы его расколдовать, нужно ответить на все вопросы, которые спрятаны в замочках».
Воспитатель. Ребята, поможем расколдовать город? – Да!
Задание №1. Воспитатель. Передвигаться по городу нам будут помогать волшебные слова: мы идем не спеша: жа-ша-ча-ща, жа-ша-ча-ща.
(Дети идут по кругу, повторяя слова за воспитателем. Далее садятся на стульчики.)
Мы попали на улицу Стихотворную. Послушайте отрывок стихотворения Ивана Бунина:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой…
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Воспитатель. О чем говориться в стихотворении?
Дети. В стихотворении говориться о лесе.
Воспитатель. А какое время года автор описывает в стихотворении?
Дети. В стихотворении описывается время года – осень.
Воспитатель. Ребята, в стихотворении рассказывается, что лес золотой, багряный и лиловый.
Воспитатель. Золотой цвет- это какой цвет?
Ответы детей: золотой, т.е. ярко-желтый цвет, листья как золото (воспитатель показывает банку, где вода окрашена в желтый цвет).
Воспитатель. Багряный цвет- это ярко красный (показывает этот цвет).
А вот лиловый цвет это какой? Смешав какие краски, мы можем его получить? (свободное рассуждение детей)
Воспитатель вызывает себе помощника – ребенка и проводит эксперимент: смешивает в банке с водой розовый и голубой цвета и получает лиловый цвет.
Задание №2. Воспитатель. С первым заданием вы справились. Продолжаем наш путь (дети встают со стульчиков и вместе с воспитателем идут друг за другом в спальную комнату). Мы идем не спеша: жа-ша-ча-ща, жа-ша-ча-ща. Мы пришли на улицу Лесная
Воспитатель. Лес – это место, где растет много разнообразных деревьев: ель, сосна, осина, клен, береза, дуб ( называя деревья, воспитатель показывает картинки). Также в лесу живут различные дикие животные, назовите их?
Дети. В лесу живут волк, заяц, лось, медведь, лиса, еж… (полный ответ)
Воспитатель. Молодцы, диких зверей вы знаете. А теперь расскажите, что происходит с лесными жителями, когда наступает поздняя осень?
Дети. С приходом осени, звери начинаются готовиться к зиме.
Д/И «Как звери готовятся к зиме?»
Воспитатель показывает картинку дикого животного, а ребенок отвечает как этот зверь готовится к зиме. Например, медведь и еж– залегают в спячку, Белка -делают запасы на зиму и линяет, заяц –линяет, меняет серую шубку на белую.
Воспитатель: А сейчас мы отдохнем и физминутку проведем.
Мы дорожки подметаем (имитация движений)
Листья в кучи собираем (наклониться, имитировать движение)
Чтоб гуляя, малыши
Веселились от души! (подскоки на месте)
Ох, устали («обтереть пот со лба»)
Отдохнем (присесть на корточки)
И в город Красивой Речи пойдем (встаем и идем по кругу)
Задание №3. Дети идут по кругу и говорят слова: мы идем не спеша: жа-ша-ча-ща, жа-ша-ча-ща. Мы оказались на улице Сигнальная. Здесь нам нужно выполнить последнее задание. Я буду называть слова, а вы будете поднимать ручки вверх, когда услышите звук «Р» (солнце, грязь, листья, ворона, парк, лето, дождик, мороз, ноябрь, зонт, прохлада, гриб )
Воспитатель: Молодцы, ребята! Город Красивой Речи расколдован. Наше путешествие подошло к концу. Каждый из вас узнал что-то новое и каждый показал свои знания и умения. Пора возвращаться в группу. Надеюсь вы не забыли волшебные слова:
-У-У-У – я лечу,
-О-О-О – далеко,
- Ши-Ши-Ши – выше крыши,
-Шо-Шо-Шо — хорошо,
-А теперь покружись и в группе детского сада окажись.
Воспитатель. Что нового вы узнали на занятии? А какое задание вам показалось самым легким? Какое трудным? (ответы детей) Ваше настроение улучшилось или ухудшилось после занятия? (показывают либо веселые, либо грустные смайлики)
Воспитатель. А в память о нашем путешествии я вам дарю по воздушному шарику, чтобы вы почаще могли навещать жителей Красивой Речи. Успехов вам!
Используемая литература:
«Познавательно – речевое развитие дошкольников в услових реализации ФГОС дошкольного образования», Лашкова Л.Л., Зырянова С.М., Филиппова А.Р.; Издательство: «Академия Естествознания», Москва, 2015г.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по развитию речи Тема: "Путешествие в царство Снежной Королевы" Возрастная группа: старшая
Материал используется интересный, разнообразный. Забавные игровые моменты, презентация, музыкальное сопрвождение и другие методические приёмы делают "путешествие" увлекательным.Рекомендую воспользоват...
Конспект открытого занятия по развитию речи. Тема: "Путешествие в страну красивой речи".
Цели:1.Формировать умения обобщить, классифицировать.2.Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.3.Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов....
Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности "Путешествие в город Красивой речи"
Конспект предназначен для детей 6-7 лет. Цели занятия направлены на закрепление представлений ребенка о себе, строении человеческого тела и функций его отдельных частей, знание временной (...
Конспект занятия по развитию речи " Увлекательное путешествие в страну Красивой речи"
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе...
Конспект комплексного открытого занятия по развитию речи «Осеннее путешествие в деревню. Домашние животные ». с детьми средней группы компенсирующей направленности ( ЗПР )
Конспект комплексного открытого занятия по развитию речи«Осеннее путешествие в деревню. Домашние животные ».с детьми средней группы компенсирующей направленности ( ЗПР ) с использован...
Конспект НОД в старшей группе по развитию речи Тема: «Путешествие в страну Красивой речи»
обогащать и активизировать словарный запас посредством участия в словесно-речевых играх...