Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Осень. Приметы осени»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Задыхина Марина Николаевна

Тема "Осень. Приметы осени".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi._osen._primety_oseni.doc191.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект разработала:

учитель-логопед

Задыхина Марина Николаевна

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи

 «Осень.  Приметы осени»

Цели: обобщить и систематизировать знания детей об осени (дни становятся короче, холоднее, часто идут дожди, листья на деревьях и кустарниках желтеют, сохнут, опадают; исчезают насекомые, улетают перелетные птицы; животные готовятся к зиме, люди собирают урожай овощей и фруктов); упражняться в составлении рассказов по картинно-графическому плану; активизировать словарь по данной теме; развивать внимание, память, мышление.

Оборудование: демонстрационный материал — картинно-графический план.

Ход проведения НОД:

1.        Организационный момент

Логопед читает стихотворение:

Собрались и полетели

 Утки в дальнюю дорогу.

 Под корнями старой ели

 Мастерит медведь берлогу.

 Заяц в мех оделся белый,

 Стало зайчику тепло.

 Носит белка месяц целый

 Про запас грибы в дупло.

—Как вы думаете, о каком времени года говорится в стихотворении?

  • Назовите осенние месяцы (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)
  • Как можно назвать осень в сентябре? (Ранняя, золотая.)
  • Как можно назвать осень в октябре? (Дождливая.)
  • Как можно назвать осень в ноябре? (Поздняя.)

2.        Работа по плану.

Вывешивается картинно-графический план

  • Что вы можете сказать про солнце осенью? (Греет плохо, солнечных дней стало меньше.)
  • А какое небо осенью? (Хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное.)
  • Что происходит с поверхностью земли? (Трава засыхает, желтеет, увядает).
  • Что происходит осенью с Деревьями? (Листья желтеют, краснеют, опадают, Засыхают. Деревья стоят голые.)
  • Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья? (Листопад.)
  • Листья осенью что делают? (Желтеют, краснеют, засыхают, падают, кружатся, летят, осыпаются.)
  • Какая погода осенью? (Холодная, дождливая, ветреная, иногда падает снег.)
  • Какую одежду мы надеваем осенью? (Куртки, шапки, кроссовки, сапожки).
  • Осенью люди на полях, в садах и огородах собирают урожай овощей и фруктов. Для чего люди собирают урожай? (Делают запасы на зиму.)
  • Что делают животные осенью? (Готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму (медведь, еж, барсук), другие меняют шкурку (заяц, белка, лиса), третьи (белка, еж) делают запасы на зиму.)
  • Что делают птицы осенью? (Улетают в теплые края.)
  • Почему? Как называют этих птиц? (Перелетные.)
  • Что делают осенью насекомые? (Прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору деревьев.)
  • Чем можно заниматься детям осенью? (Собирать листья, помогать взрослым собирать урожай, наблюдать за изменениями в природе).

3.        Физкультминутка

Листья осенние тихо кружатся,              Кружатся на пальчиках, руки в стороны,

Листья нам под ноги тихо ложатся         приседают,

И под ногами шуршат, шелестят,            движения руками вправо-влево,

 Будто опять закружиться хотят.             поднимаются, кружатся.

  1. Составление рассказа по картинно-графическому плану

Заслушивается 3-4 детских рассказа.

  1. Чтение рассказа «Осень»

Осень приходит после лета. Постепенно дни становятся все пасмурнее, солнце светит все реже и реже. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди — долгие, моросящие. Листья на деревьях желтеют и опадают. Холодный ветер срывает листья с веток деревьев, и они падают на землю, укрывая ее золотым ковром. Трава вянет. На улице сырость и слякоть. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в теплые края. На улицу не выйдешь без зонта, промокнешь. Да и холодно без куртки и сапог.

6.Игра на образование существительных множественного числа, именительного падежа:

Дерево – деревья, лист – листья, трава – травы, туча – тучи, лужа – лужи, берлога – берлоги, дождь – дождик.

Итог занятия.

Материал для закрепления

I. Уточнить время года, осенние месяцы, характерные признаки осени. Чем отличается осень от лета?

  • Составить рассказ об осени по заданному картинно-графическому плану.

II. Грамматический строй речи и словообразование.

  • Согласование прилагательных с существительными.
    Подобрать эпитеты к словам: солнце, небо, погода, деревья, трава.
  • Подобрать антонимы к словам: тепло — холодно, пасмурный день — солнечный день, длинный — короткий, сухой — мокрый и т.д.
  • Составить предложения с предлогами: в, на, около, под, с, из-за,
    из-под.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Осень. Приметы осени»

Конспект с мнемотаблицей для составления описательного рассказа....

Методическая разработка: конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи «Осень, осень, листопад»

- составлять коллективный рассказ об осени по картинному плану;- развивать все виды моторики: общую, мелкую, артикуляционную;- развивать общие речевые навыки: голоса, дыхания,...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Осень. Приметы осени»

Цели: обобщить и систематизировать знания детей об осени (дни становятсякороче, холоднее, часто идут дожди, листья на деревьях и кустарниках желтеют,сохнут, опадают; исчезают насекомые, улетают переле...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для детей группы младшего возраста на тему: «Осень, осень в гости просим. »

Конспект непосредственно образовательной деятельности        по развитию речи для детей группы младшего возраста...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для детей старшей группы с задержкой психического развития первый год обучения «Путешествие в осенний лес» по лексической теме «Осенние признаки»

Цель: закрепление представлений детей об осени.Задачи:Коррекционно-образовательные: - учить называть осенние признаки и явления природы; - учить правильной артикуляции, правильное произношение звуков...