Приобщение детей к чтению
статья по развитию речи (старшая группа) на тему
Как приобщить ребенка к чтению художественной литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priobshchenie_k_chteniyu2.doc | 449.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приобщение к чтению
Любить книгу с детства
Привить ребенку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать.
С. Лупан
Социологи и психологи всего мира утверждают, что именно чтение развивает интеллект, формирует духовно зрелую и социально ценную личность. По данным ЮНЕСКО, наша страна занимает 41-е место по интеллектуальному развитию молодежи, тогда как в 50-е годы XX в. занимала 3-е место.
Исследования показали, что 90% школьников читают не каждый день, а 40% не читают вообще. Программу по литературе школьники изучают, не читая художественные тексты.
Многочисленные социологические исследования в разных регионах нашей страны фиксируют смещение чтения в структуре досуга детей на 4-6 место. Исследователи отмечают, что чтение из жизни ребенка не уходит, а становится другим: более индивидуальным, прагматичным, информационным и поверхностным. Под воздействием компьютера меняется восприятие ребенком текста: психологи говорят о формировании файлового сознания.
Тревогу вызывает и то, что сегодня в стране более 30% взрослого населения не читает книг.
Занятость взрослых, их неумение и незнание основ совместного с ребенком чтения способствует отторжению от него, эмоциональной и интеллектуальной неразвитости личности ребенка.
Проблемы Чтения ныне встали в один ряд с важнейшими государственными задачами развития российской национальной культуры.
Решение этих проблем требует объединения усилий органов государственной власти и управления, библиотек, издательств, средств массовой информации, семьи, школы, других структур по распространению печатных изданий и привлечения к чтению широких слоев населения, в первую очередь детей и юношества.
Забота о детском чтении - это забота о будущем России.
Что, как и когда мы - родители - можем сделать для детей по привлечению их к Чтению?
Для того, чтобы грамотно руководить чтением детей, предлагаем наши советы.
Советы
- Следите, чтобы ребенок читал книги систематически, желательно каждый день. Приносит пользу только постоянное разностороннее чтение.
- Старайтесь, по возможности, чаще беседовать с детьми о прочитанных книгах, организуйте совместное чтение вслух. Это принесет неоценимую пользу и дошкольникам, и детям более старшего возраста.
- Если Вы обнаружите у своего ребенка наклонности к музыке, рисованию, если он мастерит что-то своими руками, рекомендуйте ему обращаться в детскую библиотеку, где он найдет в книгах, журналах ответы на все свои вопросы.
- Давайте Вашим детям читать книги по интересующей их тематике. Им нравятся животные, спорт или волшебство? Удивите их книгами или журналами, позволяющими получить наиболее полные знания по их интересам.
- Помогите создать ему небольшую, но хорошо подобранную библиотеку из произведений лучших детских писателей. Это способствует любви к чтению и бережному отношению к книге.
- Прививайте детям гигиенические навыки и привычки: не позволяйте им читать лежа, во время еды. Приучайте их по окончании чтения класть книгу на место.
- Воспитывайте бережное отношение к книге. Ребенок должен твердо усвоить правила обращения с книгой: нельзя перегибать книгу, класть в нее карандаши, ручки и другие предметы - от этого портится переплет, отрываются и выпадают листы.
- Читайте Вашим детям. Старайтесь читать им ежедневно в одно и то же время. Очень подходит для этого время перед отходом ко сну.
- Пусть Ваши дети видят, как Вы читаете. Это лучший способ показать им, что чтение важно и для Вас, и Вы наслаждаетесь им.
- Просите старших детей читать младшим. Старшие будут гордиться оказанным им доверием и с удовольствием демонстрировать полученные навыки. Младшие захотят читать так же, как их старшие братья, сестры или друзья.
- Ходите вместе в библиотеку. Попросите библиотекаря помочь Вашему ребенку найти нужную книгу. Запишитесь в библиотеку, и тогда Вы сможете брать книгу для семейного чтения домой.
- Открывая ребенку книгу - Вы открываете ему мир. Вы заставляете его размышлять, наслаждаться и узнавать как можно больше. Вы помогаете ему хорошо учиться в школе и в один прекрасный день найти интересную работу. Но прежде всего Вы наслаждаетесь временем, проведенным вместе с ним.
Как начать семейное чтение
Лето - пора отдыха, открытий, когда более свободное общение взрослых и детей дает возможность наполнить душу светом радости и добрых чувств. Пусть помогут в этом умные, добрые, талантливые книги. Такие книги - многослойны. Их можно читать и открывать всю жизнь, в любом возрасте, но впервые их нужно прочитать в Детстве.
Сначала, уважаемые взрослые, прочитайте книги сами и определите их ценность для ребенка:
Что дает книга сердцу и уму ребенка?
В чем прелесть книги?
Какие эпизоды книги вам запомнились? Почему?
Пусть книги помогают вашим детям открыть для себя неповторимую красоту окружающего мира, людей, себя, пусть станут они добрыми друзьями и собеседниками на всю жизнь.
Читайте вместе, помните слова Я. Корчака: "Семейное чтение тонкой нитью соединяет одну душу с другой, и тогда рождается родство души".
Начинайте чтение немедленно: чем раньше, тем лучше.
Читайте детям регулярно. Необходимо сделать семейное чтение непременной частью вашей жизни.
Подключайте к чтению всех членов семьи. Это сплотит семью, сделает ее дружней.
Окружайте ребенка книгами. По мнению ученых, в доме, где много книг, дети рано начинают читать.
Обменивайтесь книгами с другими семьями. А еще лучше - запишитесь в библиотеку всей семьей.
При выборе книг прислушивайтесь к мнению библиотекаря.
Читайте, рассказывайте сказки
Рассказывайте, читайте сказки вашим детям, а если они выросли - внукам.
Пусть дети участвуют в сказках как главные герои, руководят событиями, вмешиваясь в сочиненную сказку, подсказывают свое решение, придумывают конец сказки. Ведь в сказках как бы проигрывается будущее вашего малыша: станет ли он потом искать выход из трудной ситуации или придумывать повод, как отвертеться. Будет ли он щедрым или же мелочным.
Человечество не зря придумало сказки. Где еще несмышленому человечку можно победить драконов и притом совершенно безопасно - у теплого родного плеча мамы.
А как хороши сказки для семьи!
Пройдут годы, ваш малыш, впитав тепло и добро прочитанных и придуманных вами сказок, воздаст вам вниманием и заботой. Человек, когда он счастлив, этого не забывает, большой он или маленький. А дети, участвуя в чтении и сочинении сказок, подлинно счастливы: они сокрушают зло и становятся на ступеньку выше в освоении добра.
Советуем тем, кто не спешит расстаться с прочитанной книгой...
Самый простой путь: сделать иллюстрации к прочитанным сказкам (другим книгам), нарисовать портреты полюбившихся героев.
Можно оживить героев книг, вылепив их из пластилина, глины, сшив из лоскутков ткани, связав, склеив из бумаги и картона и т.д.
А еще можно устроить домашний или школьный маленький театр и разыграть в нем любимые сказки.
И, конечно, если вам и вашим детям не хочется расставаться с любимыми героями, то сказку можно продолжить самим или придумать новую.
Если телевизор конкурирует с книгой
Вот некоторые интересные наблюдения и советы, предоставленные Институтом родителей (Канада):
1. Если к выключателю телевизора достаточно протянуть руку, а книжная полка размещена слишком высоко, нетрудно догадаться, как в такой обстановке ребенок будет проводить свое свободное время. Но если вы отведете ему собственную полочку с увлекательными, красочными книжками и четко распланируете время просмотра телепрограмм, то он почти наверняка обратит свой взор на книжную полку и что-то выберет и для себя.
2. Да!
- по возможности раньше начните читать ребенку вслух;
- постарайтесь каждый день хотя бы десять минут читать ему вслух;
- помните, что искусство слушать не приходит само по себе, его надо постепенно прививать.
Нет!
- не читайте истории, не нравящиеся вам самим;
- не удивляйтесь и не раздражайтесь, если ребенок перебивает вас вопросами. Отвечайте ему сразу же.
- не конкурируйте с телевизором. Если родители предлагают своему чаду выбирать между книгой и телевизором, то он, вероятнее всего, предпочтет последнее. И все же - на то вы и родители, чтобы поставить последнюю точку. Равнодушным тоном скажите ребенку: <Телевизор мы включим в семь часов вечера>. Если он хочет слушать сказку или рассказ - очень хорошо. Не хочет - ничего страшного. Ни в коем случае не создавайте впечатление, что телевизор он не смотрит из-за книги.
3. При чтении вслух можно воспользоваться некоторыми приемами из практики учителей:
- если читаете стишок, пусть ребенок попытается угадать следующую рифму;
- закончив читать какую-то книгу, расспросите малыша, не происходили ли подобные забавные истории с ним самим;
- спросите у ребенка, как он хотел бы изменить прочитанную историю.
4. Помните, как трудно вам было расставаться с книгой только потому, что настало время идти спать? Не доводилось ли вам брать с собой в постель фонарик, чтобы успеть прочитать хоть несколько страничек, пока вас не застанут родители?
Почему бы раз в неделю не проявить снисходительность и не посмотреть сквозь пальцы на время отхода ко сну? Пусть ребенок знает, что может бодрствовать сколько хочет, то есть до тех пор, пока читает книгу. Такому вечеру можно дать особое название - вечер чтения, <сказочная вечеринка>.
5. Носите с собой в сумочке книгу - на случай, если вам предстоит длинный путь с ребенком или длительное ожидание в очереди.
6. В некоторых семьях заведено раз в неделю <забыть обо всем и только читать>. На эти полчаса выключается телевизор, никто не подходит к телефону, причем планируется это время заранее, с отметкой в семейном календаре.
Но эти тридцать минут имеют смысл только в том случае, если участвовать будет вся семья. И если вы сами в полной мере погрузитесь в новый бестселлер.
7. Как определить, сумеет ли ваш ребенок прочесть и понять конкретную книгу? Некоторые педагоги рекомендуют воспользоваться <законом большого пальца>: пусть малыш прочтет одну страницу вслух и поднимет один палец, встретив непонятное ему слово. Если, не дочитав страницу, поднимет четыре пальца и еще большой палец, это означает, что книга пока сложновата для самостоятельного чтения.
8. Исследования показали, что дети, смотрящие телевизор больше десяти часов в неделю, читают хуже своих сверстников, которым родители ограничивают время пребывания перед экраном. В некоторых семьях папа или мама выдают <ТВ-билеты> - каждый действителен 30 минут. Если билеты кончились, телевизор исключается до следующей недели. В других семьях неиспользованные билеты можно обменять на деньги, при условии, что они пойдут на книги.
Примечание: Ребенку в возрасте от трех до шести лет не нужно выдавать билеты - достаточно поставить такое условие: "У тебя ведь нет билета на следующую передачу? Нет - соглашается малыш и сам выключает телевизор. Это ничего, что и на предыдущую передачу билет был только понарошку.
Мудрые мысли
Вопрос:
- Зачем вообще нужны уроки литературы и детская книга?
Ответ:
- Для того, чтобы передавать радость жизни от поколения к поколению.
Поэзия не старится,
Сказка не отстает.
Сердце о сказку греется
Тайной ее живет.
О. Берггольц
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете «Формы работы по приобщению детей к чтению»
Роль чтения в развитии детской речи давно определена как чрезвычайно важная. Тем не менее, не так просто найти интересные формы работы в этом направлении как с дошкольниками, так и с педагогами....
семинар – практикум «Приобщение детей к чтению художественной литературы»
В программе семинара представлены различные формы работы с педагогами, родителями и детьми по решению годовой задачи "Приобщение детей к чтению художественной литературы"...
рекомендации родителям по приобщению детей к чтению
рекомендации родителям для приобщения дошкольников к чтению художественной литературы...
Конспект занятия по приобщению детей к чтению.«Чтение стихотворений С.Я.Маршака из цикла «Детки в клетки». Музыкально-ритмические движения.
«Чтение стихотворений С.Я.Маршака из цикла «Детки в клетки». Музыкально-ритмические движения....
Презентация по чтению "Приобщение детей к чтению"
В презентации отражены различные методы обучения дошкольников чтению....
Конспект регламентированной образовательной деятельности по теме: «Приобщение детей к чтению художественной литературы» (Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса»)
Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса», с образом лисы (отличным от лисиц из других сказок). Упражнять в выразительном чтении отрывка – причитания Сне...
Приобщение детей к чтению или система работы по приобщению детей к чтению
В статье описана работа с дошокльниками по эффективному приобщению их к чтению. Рассказано как сделать так, чтобы ребенок полюбил мир книг и художественной литературе....
Комментарии
Очень интересное сообщение
Очень интересное сообщение,спасибо!
Спасибо! Интересная статья.
Спасибо! Интересная статья.