Выступление на педагогическом совете «Формы работы по приобщению детей к чтению»
статья по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_raboty_po_priobshcheniyu_detey_k_chteniyu.docx | 18.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете
«Формы работы по приобщению детей к чтению»
Роль чтения в развитии детской речи давно определена как чрезвычайно важная. Тем не менее, не так просто найти интересные формы работы в этом направлении как с дошкольниками, так и с педагогами.
Традиционным является оформление уголков чтения в группах детского сада. В них должна быть представлена литература, соответствующая возрасту детей, обязательно должен учитываться региональный компонент.
Еще одна форма – оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей. Для их лучшей организации должен быть составлен календарь памятных дат, позволяющий педагогам ориентироваться в датах рождения писателей, к которым и приурочиваются выставки. Так, например, могут быть оформлены экспозиции, посвященные К.И.Чуковскому, А.С. Пушкину, А.Л.Барто, Е.И.Чарушину, А.Линдгрен, С.Я. Маршаку и татарским писателям Г.Тукаю, М.Джалилю, А. Алишу.
Очень востребованными у дошкольников являются занятия по ознакомлению с биографиями писателей. Так, им интересны не только сами стихи А. Барто, но и то, какой она была в детстве, чем интересовалась.
Создание «Книжкиной больницы» в группах поможет привить детям бережное отношение к книге. Можно провести занятия «Как книга детям пришла» и «из прошлого книги». Благодаря этому, дети узнают, что для издания одной книги необходим труд многих людей.
Очень интересными являются выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений. Можно организовать выставки, как «Наши любимые книги», «По страницам сказок», «Увлекательное путешествие» и др. В их оформлении могут принять участие дети всех возрастов и их родители. Можно создать стенгазету на определенную тему, где дети разместят свои рисунки и поделки.
Следующая форма работы –создание книг-самоделок. Одно дело –прочитать книгу, и совсем другое – сделать ее самому. Можно создать книгу по произведениям детских писателей, но можно и по сказкам, которые дети придумывают сами. Презентацию этих книг можно провести на родительских собраниях.
Еще одной формой приобщения детей к книгам может быть празднование именин произведения. Для этого нужно создать специальный календарь «Книжкины именины». В нем будут представлены книги, которые отмечают свой юбилей. Например, в 2012 году «Сказке о глупом мышонке» С.Я. Маршака исполнится -90 лет, «Аленькому цветочку» С.Т. Аксакова -155 лет.
Особый интерес вызывает оформление макетов по мотивам любимых сказок. Над такими макетами могут работать как сами дошкольники, их родители и педагоги.
Создание семейных библиотек позволит привлечь к работе родителей воспитанников. Они могут принести в детский сад свои книги, альбомы из домашних библиотек. Дети с удовольствием узнают, что их мамы, папы, бабушки и дедушки тоже очень любили и любят читать книги. Практикуется форма работы, при которой родители рассказывают детям о своих любимых книгах.
Кроме этого, на родительских собраниях, конференциях, могут рассказать о том, как они приучают своих детей к чтению, с какого возраста, что интересно детям и им самим. Таким образом, осуществляется обмен родительским опытом по привлечению детей к чтению.
Еще одной формой приобщения детей к книгам является посещение занятий в районной библиотеке.
Можно провести с детьми подготовительной группы интеллектуальный марафон. Он может быть представлен как итог проекта. Мероприятие поможет понять, насколько хорошо дети знают произведения писателей и поэтов, умеют ли они читать стихи русских классиков и татарских поэтов.
Главным результатом всей проведенной работы должен стать интерес к книге.
Деловая игра
«Методы и приемы ознакомления детей с художественной литературой»
Ведущий: А сейчас предлагаю немного поиграть.
(педагогов просят разбиться на 3 группы, каждой группе нужно выбрать свой метод ознакомления детей с литературой и подобрать к нему приемы. После этого команды рассказывают, как выбранные ими приемы можно использовать в работе с детьми)
Методы и приемы ознакомления с художественной литературой
метод | приемы |
словесный | Чтение произведений Вопросы к детям по содержанию произведений Пересказ произведения Заучивание наизусть Выразительное чтение Беседа по произведению Прослушивание грамзаписи |
практический | Элементы инсценировки Игры-драматизации Дидактические игры Театрализованные игры Использование разных видов театра Игровая деятельность |
наглядный | Показ иллюстраций Элементы инсценировки Движение пальцами, руками Схемы Алгоритмы Просмотр видеофильмов, диафильмов Оформление выставки |
Деловая игра
«Расположи задачи в порядке возрастания»
Ведущий В каждой возрастной группе решаются свои задачи по речевому развитию, которые указаны в программе. Вы все хорошо их знаете. Предлагаю в игровой форме проанализировать эти задачи.
(Воспитатели разбиваются на группы. Им предлагаются отдельные задачи, на доске написаны названия возрастных групп. Педагоги после обсуждения должны соотнести предложенные им задачи с возрастными группами и доказать правильность своего решения.)
Игра «Оформи книжный уголок»
Ведущий: Одним из средств ознакомления детей с художественной литературой является книжный уголок. Давайте вспомним основные требования к оформлению книжных уголков:
- рациональное размещение в группе;
- соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы;
- соответствие интересам детей;
- постоянная сменяемость;
- эстетическое оформление;
- востребованность.
Ведущий: теперь разделитесь на 3 команды, и мы с вами поиграем в оформление книжного уголка.
(Педагоги разбиваются на 3 команды, каждая из которых будет соответствовать определенной возрастной группе: младший, средний, старший дошкольный возраст. Из предложенных книг они должны отобрать те, которые подходят для оформления книжного уголка в их группе).
Конкурс детских стихов среди воспитателей и специалистов
Ведущий: Исходя из интересов наших воспитанников мы должны хорошо уметь рассказывать стихи для детей и о детях. Предлагаю вам устроить небольшой конкурс на лучшего чтеца. Победителя будем выбирать вместе
Анализ анкет родителей воспитанников
Ведущий: В нашей работе не обойтись без помощи родителей воспитанников. Но чтобы успешно взаимодействовать с ними, необходимо провести анкетирование и проанализировать полученные результаты. Анализ проводится по следующей схеме:
- количество родителей, принимавших участие в анкетировании;
- статистика полученных ответов (на все ли вопросы ответили родители наших воспитанников);
- результаты;
- предложения и пожелания родителей.
Презентации консультаций для родителей
Ведущий: Исходя из результатов анкетирования вы должны были подготовить консультации на тему «Роль детской книги в речевом развитии ребенка» для родителей воспитанников своей возрастной группы. Представьте свою работу, а мы ее обсудим.
Подведение итогов
- активизировать работу по ознакомлению с детей с книгой, используя разнообразные методы и приемы;
- создать в детском саду библиотеку детских книг;
- создавать проекты с использованием новых форм работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Формы работы по приобщению детей к чтению"
В консультации представлен материал для воспитателей по приобщению детей к чтению....
Формы работы по приобщению детей к чтению в условиях ФГОС до
«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». В. Сухомлинский Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к...
Формы работы по приобщению детей к чтению в условиях ФГОС до
«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». В. Сухомлинский Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к...
Формы работы по приобщению детей к чтению
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи....
Презентация на тему «Формы работы по приобщению детей к чтению»
«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, музыки, фантазии, творчества». ...