Выступление на педагогическом совете «Формы работы по приобщению детей к чтению»
статья по теме

Роль чтения в развитии детской речи давно определена как чрезвычайно важная. Тем не менее, не так просто найти интересные формы работы в этом направлении как с дошкольниками, так и с педагогами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_raboty_po_priobshcheniyu_detey_k_chteniyu.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

 «Формы работы по приобщению детей к чтению»

Роль чтения в развитии детской речи давно определена как чрезвычайно важная. Тем не менее, не так просто найти интересные формы работы в этом направлении как с дошкольниками, так и с педагогами.

Традиционным является оформление уголков чтения в группах детского сада. В них должна быть представлена литература, соответствующая возрасту детей, обязательно должен учитываться региональный компонент.

Еще одна форма – оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей. Для их лучшей организации должен быть составлен календарь памятных дат, позволяющий педагогам ориентироваться в датах рождения писателей, к которым и приурочиваются выставки.  Так, например, могут быть оформлены экспозиции, посвященные К.И.Чуковскому, А.С. Пушкину, А.Л.Барто, Е.И.Чарушину, А.Линдгрен, С.Я. Маршаку и татарским писателям Г.Тукаю, М.Джалилю, А. Алишу.

Очень востребованными у дошкольников являются занятия по ознакомлению с биографиями писателей. Так, им интересны не только сами стихи А. Барто, но и то, какой она была в детстве, чем интересовалась.

Создание «Книжкиной больницы» в группах поможет привить детям бережное отношение к книге. Можно провести занятия «Как книга детям пришла» и «из прошлого книги». Благодаря этому, дети узнают, что для издания одной книги необходим труд многих людей.

Очень интересными являются выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений.   Можно организовать выставки, как  «Наши любимые книги», «По страницам сказок», «Увлекательное путешествие» и др. В их оформлении могут принять участие  дети всех возрастов и их родители. Можно создать стенгазету на определенную тему, где дети разместят свои рисунки и поделки.

Следующая форма работы –создание книг-самоделок. Одно дело –прочитать книгу, и совсем другое – сделать ее самому. Можно создать книгу по произведениям детских писателей, но можно и по сказкам, которые дети придумывают сами.  Презентацию этих книг можно провести на родительских собраниях.

Еще одной формой приобщения детей к книгам может быть празднование именин  произведения.  Для этого нужно создать специальный календарь «Книжкины именины». В нем будут представлены книги, которые отмечают свой юбилей. Например, в 2012 году «Сказке о глупом мышонке» С.Я. Маршака исполнится -90 лет, «Аленькому цветочку» С.Т. Аксакова -155 лет.

Особый интерес вызывает оформление  макетов по мотивам любимых сказок. Над такими макетами могут работать как сами дошкольники, их родители и педагоги.

Создание семейных библиотек позволит привлечь к работе родителей воспитанников. Они могут принести в детский сад свои книги, альбомы из домашних библиотек. Дети с удовольствием узнают, что их мамы, папы, бабушки и дедушки тоже очень любили и любят читать книги. Практикуется форма работы, при которой родители рассказывают детям о своих любимых книгах.

Кроме этого, на родительских собраниях, конференциях, могут рассказать о том, как они приучают своих детей к чтению, с какого возраста, что интересно детям и им самим. Таким образом, осуществляется обмен родительским опытом по привлечению детей к чтению.

Еще одной формой приобщения детей к книгам является  посещение занятий в районной библиотеке.

 Можно провести с детьми подготовительной группы интеллектуальный марафон. Он может быть представлен как итог проекта. Мероприятие поможет понять, насколько хорошо дети знают произведения писателей и поэтов, умеют ли они читать стихи русских классиков и татарских поэтов.

Главным результатом всей проведенной работы должен стать интерес к книге.

Деловая игра

«Методы и приемы ознакомления детей с художественной литературой»

Ведущий: А сейчас предлагаю немного поиграть.

(педагогов просят разбиться на 3 группы, каждой группе нужно выбрать свой метод ознакомления детей с литературой и подобрать к нему приемы. После этого команды рассказывают, как выбранные ими приемы можно использовать в работе с детьми)

Методы и приемы ознакомления с художественной литературой

метод

приемы

словесный

Чтение произведений

Вопросы к детям по содержанию произведений

Пересказ произведения

Заучивание наизусть

Выразительное чтение

Беседа по произведению

Прослушивание грамзаписи

практический

Элементы инсценировки

Игры-драматизации

Дидактические игры

Театрализованные игры

Использование разных видов театра

Игровая деятельность

наглядный

Показ иллюстраций

Элементы инсценировки

Движение пальцами, руками

Схемы

Алгоритмы

Просмотр видеофильмов, диафильмов

Оформление выставки

Деловая игра

«Расположи задачи в порядке возрастания»

Ведущий В каждой возрастной группе решаются свои задачи по речевому развитию, которые указаны в программе. Вы все хорошо их знаете. Предлагаю в игровой форме проанализировать эти задачи.

(Воспитатели разбиваются на группы. Им предлагаются отдельные задачи, на доске написаны названия возрастных групп. Педагоги после обсуждения должны соотнести предложенные им задачи с возрастными группами и доказать правильность своего решения.)

Игра «Оформи  книжный уголок»

Ведущий: Одним из средств  ознакомления детей с художественной литературой         является книжный уголок. Давайте вспомним основные требования к оформлению книжных уголков:

  1. рациональное размещение в группе;
  2. соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы;
  3. соответствие интересам детей;
  4. постоянная сменяемость;
  5. эстетическое оформление;
  6. востребованность.

Ведущий: теперь разделитесь на 3 команды, и мы с вами поиграем в  оформление книжного уголка.

(Педагоги разбиваются на 3 команды, каждая из которых будет соответствовать определенной возрастной группе: младший, средний, старший дошкольный возраст. Из предложенных книг они должны отобрать те, которые подходят для оформления книжного уголка в их группе).

Конкурс детских  стихов среди воспитателей и специалистов

Ведущий: Исходя из интересов наших воспитанников  мы должны хорошо уметь рассказывать стихи для детей и о детях. Предлагаю вам устроить небольшой конкурс на лучшего чтеца. Победителя будем выбирать вместе

Анализ анкет родителей воспитанников

Ведущий: В нашей работе не обойтись без помощи родителей воспитанников. Но чтобы успешно взаимодействовать с ними, необходимо провести анкетирование и проанализировать полученные результаты. Анализ проводится по следующей схеме:

  1. количество родителей, принимавших участие в анкетировании;
  2. статистика полученных ответов (на все ли вопросы ответили родители наших воспитанников);
  3. результаты;
  4. предложения и пожелания родителей.

Презентации консультаций для родителей

Ведущий: Исходя из результатов анкетирования вы должны были подготовить консультации на тему  «Роль детской книги в речевом развитии ребенка» для родителей воспитанников своей возрастной группы. Представьте свою работу, а мы ее обсудим.

Подведение итогов

  1. активизировать работу по ознакомлению с детей с книгой, используя разнообразные методы и приемы;
  2. создать в детском саду библиотеку детских книг;
  3. создавать проекты с использованием новых  форм работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Формы работы по приобщению детей к чтению"

В консультации представлен материал для воспитателей по приобщению детей к чтению....

Формы работы по приобщению детей к чтению в условиях ФГОС до

«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».       В. Сухомлинский   Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к...

Формы работы по приобщению детей к чтению в условиях ФГОС до

«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».       В. Сухомлинский   Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к...

Формы работы по приобщению детей к чтению

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи....

Презентация на тему «Формы работы по приобщению детей к чтению»

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, музыки, фантазии, творчества».                         ...