Познавательно-речевая проектная деятельность «Чудесное лукошко"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад комбинированного вида № 77"
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Познавательно-речевая проектная деятельность в логопедической группе
«Чудесное лукошко»
составила :
воспитатель МБДОУ № 77
Павлухина Елена Алимовна
В данном проекте используется дидактический материал для формирование лексико-грамматического строя речи дошкольников и формирование связной речи. Связная речь – это особо сложная форма коммуникативной деятельности у детей с недоразвитием речи эта форма самостоятельно не формируется. При пересказе или рассказе дети затрудняются строить фразы, прибегают к перефразировкам и жестам, теряют основную нить содержания, путают события.
Многое дети в недостаточной степени имеют представление об овощах, фруктах, ягодах (где они растут, как за ними ухаживают, чем отличаются). Дети не владеют обобщающим понятием, не умеют описывать предмет, так как не обладают запасом прилагательных и глаголов. Поэтому основной задачей является развитие умений говорить и слушать, обогащение активного, пассивного и потенциального словаря ребёнка, развитие грамматического строя речи, связной речи с опорой на речевой опыт ребёнка.
Целью предложенного материала является привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребёнка. Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что используя предложенный материал дома, они получают возможность закрепления ребёнком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин и т.д.
Познавательно – речевой проект «Чудесное лукошко»
Цель: Обогащение и расширение представлений об фруктах, овощах, ягодах.
Задачи:
- обогащение и систематизация знаний детей о фруктах, овощах, ягодах, произрастающих в нашем регионе (томат, баклажан, яблоко, груша, клубника, малина…);
- обогащение словаря детей за счёт обозначения в речи свойств и качеств фруктов, овощей, ягод (вкуса, цвета, величины и т.д.);
-совершенствование умения составлять описательные рассказы об фруктах, овощах, ягодах;
- развитие экологического мышления и творческого воображения в вопросе проектной деятельности детей;
- воспитание гуманного отношения ко всему живому, формирование основы экологической культуры личности.
Проблема: Обобщённые способы обследования предмета с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий.
Предварительная работа:
- беседа «Осень в гости к нам пришла»;
- поисковая работа по подбору иллюстративного материала по темам: «Ягоды», «Фрукты», «Овощи»;
- разработка папки – передвижки «Вкусные загадки»;
- прослушивание аудиозаписи сказки «Чипполино».
План проекта «Чудесное лукошко» - рассчитан на 3 месяца.
Вид проекта – долгосрочный, познавательно – речевой, фронтальный (коллективный).
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Продуктивная детская деятельность: подбор иллюстрационного материала по темам: «Овощи», «Фрукты», «Овощи». Выполнение группового коллажа «Наш богатый огород». Поделки из природно -бросового материала. Составление рассказов, стихов, загадок об овощах, фруктах, овощах.
Содержание проекта
I этап (сентябрь): Ягоды.
Рассказать детям о ягодах, рассмотреть их. Объяснить, что всё это можно назвать это одним словом «ягоды». Обратить внимание детей на характерные признаки : цвет, форма, вкус. Показать и рассказать детям, как и где растут ягоды (в саду, в лесу, на дереве, на кусте, на земле, гроздьями, по одному). Рассказать, показать и дать попробовать детям то, что готовят из ягод.
Подобрать иллюстрации и сделать альбом на тему «Ягоды».
II этап (октябрь): Фрукты.
Беседа о фруктах. Учит детей употреблять в речи обобщающее слово «фрукты». Обратить внимание на характерные признаки фруктов: цвет, форму, вкус. Рассказать детям как растут фрукты (в саду, на дереве, на кусте).
Составление альбома «Фрукты».
III этап (ноябрь): Овощи.
Рассмотреть натуральные овощи: картофель, морковь, лук, свеклу, горох, фасоль… объяснит, что всё это можно назвать одним словом «овощи». Обратить внимание на следующие признаки овощей : цвет, форму, вкус. Экскурсия на овощной рынок. Беседа о труде колхозников на полях осенью.
Составление альбома «Овощи».
Презентация проекта «Чудесное лукошко"
В группу входит Осень.
Воспитатель:
Здравствуй, Осень,
Здравствуй, осень,
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, Осень, спросим:
«Что в подарок принесла?»
Осень: Принесла я вам лучок.
Дети: С ним простуда нипочём.
Осень: Принесла я репку.
Дети: Зубы будут крепки.
Осень: Съела сладкой моркови.
Дети: Прибавилась капелька крови.
Осень: Срочно ищем мы друзей,
Среди наших овощей.
Вы скорее их берите
И в лукошко к нам кладите.
И про них всем расскажите!
Дети выходят, демонстрируют свои поделки и рассказывают о своём овоще, фрукте, ягоде. (цвете, форме, величине, вкусе, где произрастает, как за ним ухаживают, хранят, что можно приготовить); затем кладут свой овощ в лукошко.
По желанию ребёнок может рассказать рассказ, (стихотворение, загадку), придуманный с помощью родителей.
Осень: Ребята, посмотрите, у нас получилось «Чудесное лукошко», так как в нём поселились чудесные овощи, которые любят дружить друг с другом и с человеком.
Из лукошка Осень достаёт большой кабачок, внутри которого спрятаны сладости.
Перспективный план познавательно – речевого проекта
«Чудесное лукошко»
Месяц | Формы работы | Примечания |
Сентябрь | 1 неделя: - рассказ воспитателя о ягодах, их характерных признаках; - отгадать загадки о ягодах. 2 неделя: -составление описательного рассказа о ягоде по плану: Что это? Где растёт? Каков внешний вид? Какова на вкус? Что из неё готовят? - п\и «Помощники»; 3 неделя: - д\и «Назови сок, назови варенье» (сок из малины – малиновый и.д.); - д\и «Какая ягода лишняя?» Клубника, малина, черника, вишня. (черника растёт в лесу); 4 неделя: - составление альбома «Ягоды». - Чтение: Я. Тайц «По ягоды». |
|
Октябрь | 1 неделя: - рассказ воспитателя о фруктах, их характерных признаках, где растут; - д\и «Что где растёт» (яблоко – на яблоне, груша - на … и т.д.). 2 неделя: - составление описательного рассказа о фруктах по плану; - отгадать загадки о фруктах, выучить загадку по желанию наизусть; 3 неделя: - Чтение: Л.Н. Толстой «Косточка»; - д\и «Подбери родственные слова» (яблоко, яблочко, яблоня, яблочный; слива… - поделки из природного и бросового материала; 4 неделя: -составление альбома «Фрукты»; - п\и «Урожай». |
|
Ноябрь | 1 неделя: - беседа об овощах, их внешнем виде, где растут, что из них готовят; - отгадать загадки об овощах, выучить по выбору; 2 неделя: -беседа о труде колхозников; - разучивание пальчиковой гимнастики «Хозяйка однажды с базара пришла»; - чтение: р.н.ск. «Вершки – корешки». 3 неделя: - д\и «Волшебный мешочек», «Весёлый повар»; -составление альбома «Овощи» - п\и «Капуста» 4 неделя: - сравнить ягоды, фрукты, овощи. Повторить обобщающие слова - выполнение группового коллажа «Наш богатый огород» |
|
Ожидаемые результаты.
1. Дети должны владеть обобщающими понятиями: «Ягоды», «Фрукты», «Овощи».
2. Составлять описательный рассказ о ягоде, фрукте, овоще по опорной схеме.
3. Находить сходства и различия по нескольким признакам.
4. Объяснять, где и как растут ягоды, овощи, фрукты, как правильно ухаживать за ними.
5. Изготовлять с помощью природно- бросового материала совместно с родителями «необычные» ягоды, фрукты, овощи.
6. Подбирать интересный познавательный материал по теме исследования.
Литература:
1. З.Е. Агранович «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям» Санкт – Петербург «Детство – Пресс» 2001 г.
2. Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина, Т.С. Льгода «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» издательство «Аркти» Москва 2006 г.
3. «Логопед» научно – методический журнал
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект. Совместная образовательная деятельность "Чудесное лукошко" для подготовительной группы
Познавательная ценность:Углубление и систематизация знаний о овощах;Формирование познавательных умений: наблюдать, сравнивать и анализировать, экспериментировать; использовать полученные знания в разл...
Проектная деятельность "Чудесное лукошко"
Познавательный проект в средней группе «Чудесное лукошко»Тип - ПознавательныйСроки реализации – краткосрочный (начало сентября)Этапы работы над проектом1 этап. Определение целей, задач и сроков проект...
Проектная работа "Чудесное лукошко"
Проектная работа с интеграцией областей...
Конспект совместной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста по познавательно-речевому развитию ( исследовательская деятельность) Тема: « Вода и её превращения»
Вода окружает нас везде. детям очень нравиться узнавать новое. Это занятие поможет в игровой форме познакомить детей с таким интересным веществом - водой....
проектная деятельность "Чудесные мамы"
проект, посвященный к дню матери...
Конспект итоговой непосредственной образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию на тему: «Чудесный мешочек» для детей второй младшей группы раннего возраста.
Цель: выявить уровень развития у детей речевых умений на конец учебного года....
Проектная деятельность "Чудесное лукошко"
Компьютерная презентация на тему "Чудесное лукошко". Описан опыт работы в старшей группе по ознакомлению с овощами....