В гости к бабушке хозяйке
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
«В гости к бабушке-хозяйке»
Конспект занятия по ознакомлению детей с малыми фольклорными формами
Программное содержание:
• Формировать представление о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, загадки, колыбельные);
• Объяснить назначение потешек, загадок, колыбельных;
• Активизировать словарь детей: потешка, потешать, загадка, колыбельная, прибаутка.
• Учить детей отгадывать загадки, построенные на описании;
• Закреплять умение отвечать на вопрос полным ответом;
• Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Оборудование: уголок в группе или спальне, оформленный под русскую избу: с печью, столом, скамейками, деревянной или глиняной посудой, самоваром, люлькой.
Материал: юбка, платок (русская народная одежда); сундучок, русские народные игрушки: петушок, лошадка, мышка (глиняные, вязаные, деревянные или сделанные из соломы, бересты, щепы); музыкальная, мягкая игрушка – кошечка; кукла.
Ход занятия:
1 часть.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сегодня поиграть с дедушкой Молчком. Мы уже играли с ним. Дедушка Молчок – невидимка. Он появляется в комнате, когда становится тихо-тихо. У дедушки Молчка есть шапка. Когда он ее надевает, то становится невидимым. Он очень добрый, любит детей, и, я думаю, он тоже захочет с вами поиграть. Позовем его?
Чики-чики-чики-чок,
Здравствуй дедушка Молчок.
Приходи к нам, помолчим,
Посидим и погрустим.
Где ты, добрый старичок?
Тишина… Пришел Молчок.
Не спугни его, смотри.
Ничего не говори. Тс-с-с…
Ребята, дедушка Молчок шепнул мне, что приглашает нас в гости к своей хозяйке. Чтобы попасть к ней, надо крепко-крепко зажмурить глаза и проговорить старинные волшебные слова:
Летела сова, веселая голова.
Она летела-летела,
На дубок села.
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела
И опять полетела.
Пока дети произносят слова, воспитатель «превращается» в бабушку- хозяйку. (Накидывает платок, надевает юбку).
Бабушка-хозяйка: Здравствуйте, гости-дорогие! Ждала вас сегодня в гости. Проходите, да на житье-бытье мое поглядите. А чтобы вы не скучали, я потешу вас потешками.
• Знаете ли вы, что такое потешки?
Дети: Это веселые стишки.
Б-Х: Да. Можно и так сказать. Раньше, в старину у нас в России мамы, бабушки пели для своих деток или внучков веселые песенки-потешки. И тогда, когда умывали, купали их, причесывали или когда ребенок делал свои первые шаги, или просто лаская. В русских народных потешках используются нежные слова, красивые выражения. И говорятся они или поются ласковым голосом. Вот послушайте такие потешки.
Бабушка подходит к девочке, гладит ее по голове и ласково приговаривает:
Ах ты, моя девочка,
Золотая белочка,
Сладкая конфеточка,
Сиреневая веточка.
• Понравилась вам потешка?
• Какие ласковые слова вы заметили?
Затем подходит к мальчику, поглаживает его и приговаривает:
Ой, ты, мой сыночек,
Пшеничный колосочек,
Лазорьевый цветочек,
Сиреневый кусточек.
• А в этой потешке какие ласковые слова вы заметили?
• Как ласково называют вас ваши мамы?
Ребята, а вы любите играть?
Дети: Да, любим!
Б-Х: Вот и раньше дети любили, когда с ними играли. С маленькими детками, которые еще не умели ходить играли так…
Берет на колени какого-нибудь ребенка, приговаривает слова потешки и выполняет соответствующие движения:
Поехали, поехали
В лес за орехами.
По ровненькой дорожке,
По кочкам, по кочкам,
В ямку … Бух!
Из ямки …Ух!
А еще вот так играли:
Опять берет на колени ребенка и играет с ним.
Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место.
Пеку, пеку каравай
Переваливай валяй!
• Понравились вам эти игры?
В такие игры можно играть с куклами, они же ваши дочки.
Ребята, для вас дедушка Молчок приготовил чудесный сундучок. Он предлагает отгадать, что лежит внутри.
• Как можно узнать об этом?
Дети: Посмотреть в сундучок.
Пощупать.
Б-Х (пробует открыть): Не открывается.
Дети: Угадать.
Б-Х: Правильно. Чтобы дети росли умными, взрослые придумывали загадки. Загадка – это такой короткий рассказ, когда сам предмет не называется, а описывается, говорится, какой он. Дедушка Молчок приготовил для вас свои загадки. Отгадаем?
Загадки:
Маленький рост,
Длинный хвост,
Серенькая шубка,
Остренькие зубки.
Дети: Мышка.
Б-Х: Как вы догадались? Что есть у мышки, о чем говорилось в загадке?
Ответы детей. Достает из сундучка мышку.
Слушайте следующую загадку:
На голове красный гребешок,
Под носом красная бородка,
На хвосте узоры,
На ногах шпоры.
Дети: Петушок.
Б-Х: Правильно. А сейчас как вы догадались?
Ответы детей. Достает петуха.
Ребята, дедушка Молчок приготовил еще одну загадку:
Грива на шее волной,
Сзади хвост трубой,
Меж ушей челка,
На ногах щетка.
Дети: Лошадка.
Б-Х: Молодцы! И эту загадку отгадали.
Физкультминутка.
А сейчас мы поиграем все вместе. Игра называется «Еду, еду к бабе, к деду!»
Выполняйте движения вместе со мной:
Еду-еду к бабе, к деду
На лошадке в красной шапке.
По ровненькой дорожке.
На одной ножке.
В старом лапоточке.
По рытвинам, по кочкам.
Все прямо и прямо.
А потом вдруг … в ямку!
Бух!
2 часть.
Б-Х: Ребята, при помощи потешек деток потешали, веселили, развлекали; загадки придумывали, чтобы дети росли умными.
• А чему помогают колыбельные?
• Что такое колыбельная?
Испокон веков маленьким детям перед сном пели бабушки и мамы колыбельные песни. При помощи колыбельных мамы оберегали своих детей. Слушая колыбельную, малыш быстро успокаивался и засыпал спокойным здоровым сном.
Б-Х подзывает ребенка, берет его на руки, качает и поет колыбельную:
Зыбаю-позыбаю
Ушел отец за рыбою,
Матушка пеленки мыть,
Дедушка дрова рубить,
Бабушка уху варить,
Чтобы (имя ребенка) накормить.
Б-Х берет другого ребенка и поет другую колыбельную:
Баю-баюшки-баю
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок,
И ухватит за бочок.
Он ухватит за бочок
И утащит во лесок.
Он утащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
К нам волчок не ходи,
Нашу детку не буди.
• Ребята, громкие или тихие колыбельные песни?
• Быстрые или медленные?
• Почему?
Правильно, колыбельные тихие, медленные песенки, потому что при помощи колыбельной детей укладывали спать.
• Пели ли вам колыбельную ваши мамы или бабушки?
А сейчас я спою вам еще одну колыбельную:
Котя-котенька - коток,
Котя-серенький хвосток!
Приди, котик, ночевать,
Маво (имя) качать!
Маво … качать,
Прибаюкивать!
Уж, как я тебе коту
За работу заплачу.
Дам кувшин молока
И кусочек пирога.
Котик-коток часто встречается в потешках, прибаутках, колыбельных. Это ласковое животное приносит в дом уют. Котик – музыкальное животное. Он умеет мурлыкать. Под его мурлыканье дети хорошо засыпали. Вот и принято было, прежде чем положить ребенка в колыбельку, поместить в нее кота.
Ребята, дедушка Молчок шепчет мне на ухо, что пора возвращаться в детский сад.
Давайте снова зажмурим глаза и проговорим волшебные слова.
(пока дети проговаривают слова, Б-Х «превращается» в воспитателя)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие "Гости на порог - хозяйка за пирог"
Цель: воспитание чувств патриотизма и любви к своей малой Родине; привитие интереса к традициям и быту старины....
Интегрированная НОД в подготовительной группе " Гости на порог - хозяйка за пирог".
Знакомство с особенностями быта крестьян на Руси....
«В гостях у Лесной хозяйки»
Цель: формирование у детей интереса к физической культуре, развитие познавательных интересов....
Непосредственно – образовательная деятельность с детьми младшей группы. «В гости к бабушке-хозяйке»
Непосредственно – образовательная деятельность с детьми младшей группы.«В гости к бабушке-хозяйке»...
Конспект открытого занятия ОО «Речевое развитие» по развитию речи на тему: «В гости к бабушке Матрене» «В гости к бабушке Матрене»
Тема НОД: «В гости к бабушке Матрене»Цель: Обучающие задачи:Закреплять знания о домашних животных, повадках, условиях обитания;Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя.Развивающи...
Конспект занятия по познанию для детей среднего возраста "В гостях осенью у Хозяйки тундры"
Знакомить детей с природой родного края; развивать интерес к северным ягодам, сравнивать их по внешнему виду и вкусу....
ИТОГОВАЯ ООД В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «НА ДВОРЕ У БАБУШКИ-ХОЗЯЙКИ»
ЦЕЛЬ: обобщение и закрепление знания у детей 1 младшей группы.ЗАДАЧИ:Воспитывать интерес и любовь к природе, желание заботиться о животных.Закреплять признаки весны.Закреплять знания детей о домашних ...