Интегрированная НОД в подготовительной группе " Гости на порог - хозяйка за пирог".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Знакомство с особенностями быта крестьян на Руси.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_gosti_na_porog_khozyayka_za_pirog.docx | 22.05 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД в подготовительной группе
« Гости на порог – хозяйка за пирог»
Цель: знакомство с особенностями быта крестьян» на Руси.
Задачи:
1. Обогатить и активизировать речь детей словами изба, лоскутное одеяло, самовар, самотканая дорожка, пряжа, прялка, люлька, рушник, кувшин.
2. Познакомить детей с традицией приема гостей в русской культуре, бытом и творчеством крестьян.
3. Расширить знания, умения и навыки о фольклорной Руси.
4. Закрепить умение работать с соленым тестом.
5. Прививать интерес и любовь к русским народным традициям и обычаям.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, знакомство с фольклором, прослушивание русской народной музыки, разучивание колыбельной, знакомство с предметами быта, внешним строением русской избы.
Оборудование и материалы: магнитола, аудиозаписи русской народной музыки, соленое тесто, предметы быта, скамьи, народный женский костюм.
Ход деятельности:
( под музыку входят воспитатель и дети)
Воспитатель: - Здравствуйте, гости дорогие! В старину, встречая гостей, всегда говорили: «Дай Бог тому, кто в нашем дому, чтобы хорошо было всё: и житьё, и бытьё, и здоровьице».
-А что означает слово « здравствуйте»? (ответы детей).
Здравствуйте от слова «здравие» - «здоровье», то есть мы желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть, поэтому и говорить это слово надо ласково, приветливо, смотреть в лицо тому человеку с кем здороваешься. А ещё люди, когда заходили в дом помимо того, что здоровались-кланялись, приветствуя дом и хозяев, которые там живут.
Русь деревянная - края дорогие.
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют.
-Ребята, а почему Русь называют деревянной? (Ответы детей)
Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен.
- Как называли такие дома? (Изба). (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Раньше в старину говорили: срубить избу. Одному человеку было не под силу рубить избу и поэтому все помогали друг другу. Если кто-то строил избу, помогали всей деревней, «одному хорошо, а вместе лучше».
-Ребята, а вы любите путешествовать?
- Я приглашаю вас отправиться в прошлое Руси.
-Хозяйка в избе нас будет встречать.
Готовы, ребята, пора начинать!
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие, гости званные и желанные.
Дети: здороваются с поклоном.
Хозяйка: Ребята сегодня вы пришли ко мне в гости, я живу в старинной избе.
Проходите, посмотрите. - А вы помните, что такое изба? Правильно, это дом из дерева.
- Сегодня я вам расскажу про моё житиё-бытиё, как на Руси-матушке жили-поживали. Проходите, на лавочки садитесь.
(Дети садятся)
-Посмотрите на убранство моей избы.
-Что ребята, вам знакомо в избе?
Дети и Хозяйка: Сундук (в нём храню одежду, холсты и другую домашнюю утварь, сундуки бывают большие и маленькие). Прялка (нужна для того, чтобы сучить пряжу). Печь, самовар, половики……
Хозяйка: - Посмотрите, ребята, что это лежит у меня на полу? (Коврики.)
- Такой длинный коврик в старину называли половиком или дорожкой.
Я их сама связала крючком. Посмотрите, какие они красивые, в полоску и с узорами!
- Как вы думаете, а для чего использовали половики? (Ответы детей.)
- Правильно, их стелили около кровати, чтобы было тепло, когда наступали босыми ногами.
Ребёнок: -Хозяюшка, а что это у вас за кроватка?
-Это люлька, там спит мой сыночек.
Воспитатель: -Наверное, надо младенцу поправить одеяльце.
-Ребята, посмотрите, каким красивым одеяльцем укрыт малыш. А чем оно необычно? ( ответы детей)
Хозяюшка: -Правильно оно сшито из маленьких тряпочек , лоскутков, и поэтому оно называется лоскутным.
Плач младенца.
Воспитатель: -Дети, а давайте споём младенцу колыбельную, чтобы крепче ему спалось:
(Дети встают и поют колыбельную, в руках покачивая воображаемого младенца.)
Ой, люли-люлюшеньки,
Баиньки-баюшеньки...
Сладко спи по ночам,
Да расти по часам.
Хозяюшка: - Спасибо, вам ребятушки, помогли успокоить моего сыночка.
На Руси любили шутки, прибаутки и загадки. Попробуйте отгадать одну загадку:
Наша толстая Федора
Наедается нескоро,
А зато, когда сыта,
От Федоры теплота. (Печь)
-Ай да молодцы! Конечно, это печь! Печь в русской избе - самое главное. В старину о ней говорили так:
Ой ты, печка-сударыня,
Помоги нам, барыня,
Освети, полечи и спаси,
В дом богатство неси.
Воспитатель: -Почему к печке так ласково обращались люди?( ответы детей)
Хозяюшка: -Да, печь ласково на Руси называли «кормилицей», «барыней». А почему же печь была главной в избе? (Ответы детей.) - С печью был связан весь быт человека. Печь не только согревала дом, в печи пекли хлеб, готовили еду себе и животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды. На печи можно было и спать.
Воспитатель: -Ребята, а вы знаете русские народные сказки, в которых есть печка?
Дети: «Лисичка со скалочкой», «Колобок», «Гуси-лебеди», «По щучьему велению», «Сивка-бурка»…
-Молодцы, правильно.
Воспитатель: А что это, хозяюшка, у тебя на печи?
Хозяйка:
Дом вести - не бородой трясти, всё надо припасти.
Над квашнёй сижу, пятернёй вожу.
Мешу, мешу тесто, есть в печи место.
Вот тесто подоспело, нужно взяться нам за дело.
- Русский народ всегда славился своим гостеприимством:
«Умей в гости звать, умей и угощать».
- Послушайте ещё одну загадку, и попробуйте отгадать, что было самым главным на столе:
У носатого у Фоки
Постоянно руки в боки.
Фока воду кипятит,
И как зеркало блестит. (Самовар)
- На столе в избе всегда стоит горячий самовар. А традиционное угощение к чаю - сушки, бублики, сухарики, крендельки. Я очень вас ждала в гости. Истопила печь, замесила тесто, а испечь ничего не успела. Поможете мне бублики слепить? А потом и чай попьём. - Как вы думаете, что нужно сделать, прежде чем взять тесто в руки? (Вымыть руки.) - Я люблю чистоту. Ведь у хозяйки всегда должно быть все чисто и аккуратно. Подходите по одному ко мне, и я вам из кувшина полью на руки. Руки вытирать вы будете не просто полотенцем, а рушником. Он длинный, красивый. Что его украшает? (вышивка).
(Дети моют руки, воспитатель помогает организовать процесс хозяюшке.)
Воспитатель: - Детки, а давайте разомнем наши пальчики перед работой.
Пальчиковая игра «Бублички»
Лепим мы бублички, (Дети изображают, как лепят – ладошка об ладошку.) Круглые, как личики. (Ладошки подносят к лицу.)
Получили из печи (Руки выставляют вперед ладошками верх.)
Вкусные куличики!
Хозяйка: - А теперь я вам покажу, как лепить бублики, и вы их сделаете сами. (Хозяйка лепит бублик, кладет его на противень перед ребятами и потом выдает по кусочку соленого теста ребятам. Дети раскатывают колбаску, сворачивают её в колечко. Затем укладывают бублики на противень, а хозяйка «кладет их в печь»)
- Ой, какие молодцы, все постарались. Вытирайте руки.
Воспитатель: - Пока наши бублики пекутся, мы поиграем с мячом, с которым играли в старину.
Игра «Я начну, а ты закончи»
Описание. Ведущий кидает одному из детей мячик и произносит начало поговорки, а ребёнок, поймав мяч, должен закончить поговорку.
«Для дорогого гостя – и ворота настежь».
«Хозяин весел – и гости рады».
«Много гостей – много новостей».
«Что есть в печи – на стол мечи».
«С миру по нитке – нищему рубашка».
«Как аукнется, так и откликнется».
«Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
«Делу - время, а потехе - час»
Хозяюшка: -Ой, я совсем с вами заигралась и забыла про наши бублики.
(Достаёт из печи противень уже с настоящими бубликами).
-Ах, какие они у нас румяные получились! А аромат - то какой!
(отдает противень воспитателю)
Воспитатель: Спасибо хозяюшка за приём, за угощение!
Хозяюшка: -Приходите ещё, всегда вам рада!
Воспитатель: - Обязательно придём ещё. Правда, ребята? Вам понравилось в гостях?
Времена теперь другие,
Как и мысли, и дела –
Далеко ушла Россия
От страны, какой была!
Умный, сильный наш народ
Далеко глядит вперед,
Но преданья старины
Забывать мы не должны!
- Возвращаемся в свою группу и будем готовиться к чаепитию.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие "Гости на порог - хозяйка за пирог"
Цель: воспитание чувств патриотизма и любви к своей малой Родине; привитие интереса к традициям и быту старины....
конспект интегрированного занятия в подготовительной группе "В гости к Хозяйке Медной горы!"
Конспект интегрированного затнятия в подготовительной группе "В гости к Хозяйке Медной горы!"подготовила воспитатель 1 кв. категории Васильева Татьяна Сергеевна МБДОУ детский сад "Березка"...
Конспект совместной образовательной деятельности по хозяйственно-бытовому труду в старшей группе «Гости на пороге».
Данный материал затрагивает очень актуальные на сегодняшний день вопросы трудового воспитания подрастающего поколения и будет полезен педагогам старших дошкольных групп...
Казачий праздник для подготовительной группы «Осень на порог – на стол пирог».
Сценарий для подготовительной группы, с использованием казачьих песен и танцев....
Интегрированное занятие в подготовительной группе по сказам П.П. Бажова «В гостях у Хозяйки медной горы»
Приобщать детей к истокам культуры родного края....
Конспект совместной образовательной деятельности по хозяйственно-бытовому труду в средней группе «Гости на пороге».
Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной области «Социально-коммуникативное ... Основные подходы к трудовому воспитанию в...
Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) Даниил Хармс «Очень-очень вкусный пирог»
Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) Даниил Хармс «Очень-очень вкусный пирог»...