Литературная гостиная
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Сурсякова Марина Александровна
воспитатель
негосударственного частного учреждения
дошкольного образования
«Детские сады открытого акционерного
Общества «Корпорация ВСМПО- АВИСМА»
Детский сад №44
Г. Березники Пермского края
2010 год.
.
Литературная гостиная.
«Разговор о творчестве А. С. Пушкина
с детьми старшего дошкольного возраста»
Цель: вызвать у детей интерес к творчеству А. С. Пушкина.
Задачи: Помочь детям почувствовать красоту поэтических стихов А. С. Пушкина. Познакомить детей со сказкой А. С. Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде». Вызвать желание читать сказки и стихи А. С. Пушкина.
Материал: выставка книг А. С. Пушкина; портрет А. С. Пушкина; портрет Арины Родионовны, иллюстрации по произведениям; аудиозапись
«Сказка о попе и работнике его Балде»; диск с мульфильмами по сказкам Пушкина.
Ход:
Дети входят в литературную гостиную и обращают внимание на портрет в красивой раме.
В: Дети, может быть кто-нибудь из вас знает кто изображён на этой картине?
(ответы детей). Правильно, это Александр Сергеевич Пушкин – самый любимый писатель в нашей стране. Все его знают, его книги очень любят читать и взрослые и дети. Его стихи заучивают наизусть. Его портрет все знаком. Всякий, взглянув на это лицо с живыми, ясными глазами, на эти вьющиеся волосы и курчавые бакенбарды на щёках скажет – это А. С. Пушкин.
Дети рассаживаются на диваны. Воспитатель продолжает свой рассказ.
Когда А. С. Пушкин был маленький - его звали Сашенькой. По вечерам этот кудрявый малыш в длинной, до пят, рубашонке ложился в свою кроватку, сворачивался калачиком, и замирал, с восторгом вслушиваясь в старческий голос, говорящий складные, напевные таинственные слова. Мерцал красный огонь свечи. В полутьме мальчик всматривался в родное лицо своей няни – Арины Родионовны.
…Но детских лет люблю воспоминанье,
Ах! Умолчу ль о нянюшке своей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, всею душой любя
С усердием перекрестит меня
И шёпотом рассказывать мне станет….
….в вечерней тишине
Являлась ты весёлою старушкой
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и с резвой погремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный дух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель
Которую сама заворожила…
Арина Родионовна была простая деревенская женщина (показать портрет).
Она очень любила Сашеньку. Она спешила утешить и приласкать мальчика. Она рассказывала ему сказки, познакомила с Кощеем и Змеем Горынычем, добрыми волшебниками и злыми колдунами – с прекрасным миром народного творчества.
Маленький Сашенька рано начал сочинять стихи. Но первую его поэму постигла печальная участь. Один мальчик увидел тетрадку, в которой Саша записывал стихи, прочитал его стихи и стал смеяться над ним. Тогда маленький автор обиделся и бросил свою тетрадь со стихами в печку.
Арина Родионовна любила гулять с Сашенькой. Они часто ходили в ближайший парк, где Сашенька собирал красивые листья, рассматривал причудливые деревья. Няня учила его любить природу, видеть её красоту. Саша очень любил все времена года и зиму, и лето, и осень, и весну. Когда он вырос, написал много стихов о разных временах года. послушайте как красиво он описывает зимнее утро.
(выступает заранее подготовленный ребёнок)
«Под голубыми небесами,
Великолепными коврами
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит»
А вот стихотворение об осени (выступает заранее подготовленный ребёнок)
«Уж небо осенью дышало….»
Саша очень любил ходить с няней на ярмарку, на базар, на различные праздничные гулянья. Он с удовольствием играл с детьми в народные игры.
Одна из самых любимых игр у него была «ручеёк». Если вы хотите, я научу вас играть в неё.
Проводится игра «Ручеёк»
Дети рассаживаются на места. Воспитатель продолжает рассказ.
В: В праздничные дни на ярмарках показывали кукольные спектакли. Саше очень нравились эти сказки, и когда он вырос, он тоже стал сочинять сказки – да не простые, а в стихах. Давайте вспомним эти сказки.
Выходят заранее подготовленные дети, воспитатель по очереди выставляет иллюстрации к стихам которые читают дети.
- «У лукоморья дуб зелёный…..»
- «Ветер, ветер, ты могуч…»
-«Вот пошёл он к синему морю….»
- «Месяц, месяц мой дружок…»
-«Ель растёт перед окном»
-выходят три девочки в русских костюмах и инсценируют «Три девицы под окном……»
В: Сегодня я хочу вас познакомить ещё с одной сказкой А. С. Пушкина. Называется она «Сказка о попе и работнике его Балде»
В: Скажите, вы знаете кто такой поп?
П.Это человек, который работает в церкви. Он носил длинное чёрное платье.
Раньше, в старину, попы нанимали себе работников, чтобы они помогали ему дома по хозяйству: кололи дрова, ухаживали за лошадьми, водились с детьми. Сейчас вы послушаете эту сказку А. С. Пушкина об одном попе, который нанял себе работника по имени Балда, а платить ему не захотел.
Прослушивание аудиозаписи.
В: понравилась вам эта сказка? Каких героев вы запомнили?
П. я хочу подарить вам в группу эту книгу со сказками А. С. Пушкина, среди них есть и «Сказка о попе и работнике его Балде» и диск с мультфильмами по сказкам А. С. Пушкина.
Отзывы педагогов о вечере в литературной гостиной
««Разговор о творчестве А. С. Пушкина
с детьми старшего дошкольного возраста»,
проведённого воспитателем детского сада №44,
Сурсяковой Мариной Александровной, 07.04.2010 г.
Отзывы педагогов и родителей, о занятии
«Путешествие яблока по организму»,
проведённого воспитателем детского сада №44,
Сурсяковой Мариной Александровной, 17.03.2010 г.
Сурсякова Марина Александровна
воспитатель
негосударственного частного учреждения
дошкольного образования
«Детские сады открытого акционерного
общества «Корпорация ВСМПО- АВИСМА»
Детский сад №44
г. Березники Пермского края
19.05.2011.
Интегрированное итоговое занятие для детей подготовительной группы:
«Путешествие на воздушном шаре»
Цель:
- Диагностировать знания детей для успешного обучения в школе. Повторение и закрепление полученных знаний.
Задачи:
- Уточнить знания детей о странах и их достопримечательностями.
- Закрепить знания детей о часах, умение определять время по часам. Закрепить умения проводить измерения с помощью линейки.
- Закрепить знание и умение решать математические задачи.
- уточнить знания детей о гласных и согласных звуках, о делении их по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости.
- Воспитывать чувство коллективизма, уважение к мнению другого.
- Развивать внимание, мышление, восприятие словесных заданий.
Место проведения: музыкальный зал
Оборудование: столы для детей, на столах –макеты часов, наборы квадратов (синего, красного, зелёного цвета) для выкладывания схемы слова, на каждого ребёнка даётся лист бумаги с нарисованным изображением пирамиды или мумии, наборы цифр, две ширмы на которых оформление (карта полушарий для дошкольников), костюмы для детей: японский, королевы Англии, индианки, фараона Египта, русский)
Ход:
В: сегодня утром в детский сад пришла телеграмма из Министерства иностранных дел. Давайте её прочитаем.
(выходит ребёнок, умеющий читать – читает)
«Дорогие, дети, мы в министерстве узнали, что вы весь год изучали жизнь людей на планете Земля, многое узнали о жизни людей в разных странах и на разных континентах. Поэтому мы приглашаем вас в путешествие по миру»
В: Ну что, ребята, отправимся в путешествие?
У: Сначала давайте вспомним, как называется наша планета?
На какие две части она делится?
Какие океаны вы знаете, покажите их на карте?
На чём люди путешествуют?
П: Министерство иностранных дел предлагает отправиться на необычном виде транспорта. Что за транспорт, вы узнаете, если последовательно соедините все цифры по порядку. (получился воздушный шар)
У: Сели поудобнее, заняли свои места. Чтобы наш воздушный шар поднялся в небо надо сосчитать от 10 до 1.
По окончанию счёта звучит музыка «Я улетаю на большом воздушном шаре»
У: пока мы летим – давайте вспомним, какой сегодня день недели?
Какой день недели был вчера?
Какой день недели будет завтра?
Сколько дней в неделе?
Назовите их по порядку.
Какой первый месяц весны?
Назовите зимние месяцы.
Какие части суток вы знаете?
(поворачивается ширма – на ней большие часы –Биг-бен и флаг Великобритании)- выходит девочка в костюме королевы.
В: Ребята, в какую страну мы попали? (Великобритания)
- Назовите главную достопримечательность Великобритании? (Часы)
-Для чего нужны часы?
- Что есть у часов?
- Как называются стрелки часов?
- сколько в сутках часов?
- сколько минут в одном часе?
- Королева просыпается в 7 часов утра, покажите это время на часах.
- Через час она идёт завтракать. Во сколько она завтракает? Покажите.
-Посмотрите, какое время показывает Биг- бен? (12)
У: пора нам лететь дальше.
Звучит музыка «Я улетаю на большом воздушном шаре»
Выходит девочка в кимоно. Воспитатель поворачивает ширму. На ней флаг Японии и ветка сакуры.
В: Ребята, в какой стране мы оказались? Как называется национальная одежда этой страны? Что зацветает весной в Японии?
У: Составьте предложение со словом «сакура».
Разберём предложение «Весной цветёт сакура». Назовите первое слово в предложении, второе, третье.
Разберите слово «сакура».
Сколько в нём слогов? Назовите первый слог, второй слог, третий слог.
Назовите ударный слог. Назовите гласные звуки. Назовите согласные звуки. Охарактеризуйте согласный звук «к» по звонкости, твёрдости.
Выложите схему слова «сакура».
Звучит музыка «Я улетаю на большом воздушном шаре»
Воспитатель проводит физминутку под эту музыку.
По окончании физминутки входит египетский фараон с флагом Египта.(ребёнок).
В: В какую страну мы попали? (в Египет)
В: Что вы знаете о Египте?
П: Фараон пересчитывает богатства своей страны. Он просит помочь ему измерить высоту пирамиды, длину мумии.
В: чем люди проводят измерения?
Каждому ребёнку даётся лист бумаги с нарисованным изображением пирамиды или мумии. Дети проводят измерения с помощью линейки.
Фараон благодарит детей.
В: Наш воздушный шар готовится отправиться в полёт. Взлетаем.
Звучит музыка «Я улетаю на большом воздушном шаре»
Выходит девочка-индианка в сари. На ширме появляется флаг Индии.
Девочка танцует индийский танец.
В: расскажите, что мы знаем об Индии?
Попробуйте составить задачу для индийских детей.
Из каких частей состоит задача?
Выбрать одну из предложенных детьми задач и решить её. Дети решают за столами, а девочка около мольберта.
Звучит музыка «Я улетаю на большом воздушном шаре»
Выходит девочка в русском костюме с хлебом-солью на вышитом полотенце.
Поворачивается ширма. На ней символика России.
Д: добро пожаловать!
В: Ребята, куда мы прилетели?
Назовите столицу России.
Назовите президента России.
Что интересного есть в нашей стране?
П: Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось? Вы пойдёте в школу, вырастите большими и будете путешествовать по миру, но для этого надо хорошо учиться.
Отзывы педагогов и родителей, об интегрированном итоговом занятии
для детей подготовительной группы:
«Путешествие на воздушном шаре»,
проведённого воспитателем детского сада №44,
Сурсяковой Мариной Александровной, 19.05.2011.
.
Сурсякова Марина Александровна
воспитатель
детский сад №44
г. Березники Пермского края
22.02.2013 г.
Спортивный праздник ко дню защитников Отечества
для детей подготовительной группы.
«Не перевелись богатыри на земле русской..»
Цель:
- :активизировать двигательную активность детей посредством участия в играх и эстафетах.
- Формировать у детей любовь к родине, стремление быть её защитниками.
- Привлечь детей и их родителей к занятиям физкультурой и спортом.
- Способствовать психологическому сближению детей и их родителей, развитию положительных эмоций, чувства взаимопомощи.
Предварительная работа: разделить детей и их пап на две команды.
Ход:
Вед: Завтра вся наша страна будет отмечать праздник – день защитника Отечества. Всё может родная земля: накормить тебя свежим хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой. И только защитить сама себя не может. Защита Отечества – долг тех, кто ест её хлеб, пьёт её воду, любуется красотой. С давних пор так повелось: как только на нашу землю приходил враг, все русские люди, и стар, и млад, поднимались на защиту нашей Земли.
Русские воины славились мужеством и отвагой. Когда наши мальчики вырастут, они тоже станут достойными защитниками Отечества.
Стук в дверь. Заходит воевода.
Воевода: Беда! Беда!
Вед: Что случилось? Кто вы?
Воевода: горе! Кощей похитил красоту русскую – Василису прекрасную А я воевода. Собираю дружину славную, хочу на смертный бой идти с кощеем, освободить Василисушку. Ой, да я смотрю у вас тут добрых молодцев полным –полнёшенько. Не хотите ли вступить в мою дружину? Но прежде я должен испытать вас на силу, ловкость и смекалку. Вот вам колчаны и стрелы. за каждую победу в состязании вы будете получать стрелу. Так заполняются колчаны. Чья команда наберёт больше стрел, ту я и возьму в свою дружину. А судить наше состязание будут мне помогать ваши мамы.
Выбираем жюри.
Представление команд «Щит» и «Меч».
Воевода: начинаем наше состязание. Для начала испытаем вашу силу молодецкую. Состязание называется «Борьба с булавами». Один участник из команды становится на скамейку, он держит в руках булаву. Этой булавой нужно столкнуть соперника со скамейки на пол. Кто устоит дольше, тот и выиграл.
А теперь ваши папы будут мериться силой: кто больше раз поднимет гирю.
Воевода: А теперь хочу испытать вас и узнать, умеете ли вы держаться в седле. Состязание называется «Всадник на коне»
В этом состязании папы будут конями, а дети всадники. Папы сгибаются в поясе, один берёт другого за талию: конь готов. Всадник садится на коня и можно трогаться. Нужно добраться до куба, обойти его и вернуться на место. Затем движение начинает следующая тройка.
Воевода: следующее испытание называется «Ходьба на ходулях»
Участникам нужно дойти на ходулях до горы и вернуться назад. Есть ходули для пап (настоящие –низкие) и для детей (банки из под кофе на верёвочках).
Воевода: следующее испытание….
Вед: Подожди, батюшка Воевода. Дай нашим молодцам передохнуть, а девицы-красавицы споют для вас песню.
Музыкальная пауза.
Воевода: А теперь хочу испытать силу и ловкость молодцев. Состязание называется «огненная река». А перейти её можно с помощью палки (гимнастической). Папам нужно положить палку на плечи, а молодец берётся за палку руками, ноги отрывает от пола. По сигналу все трое бегут до каменной горы. Молодец отцепляется, а папы бегут переносить другого (или начинает движение следующая тройка).
Воевода: Состязание называется «Молодильные яблоки» растут они в саду Василисы Прекрасной. Яблоки не простые, а волшебные. Кто их добудет, тот стазу почувствует силу молодецкую. А растут яблоки высоко – папам-богатырям нужно посадить на плечи доброго молодца и в таком положении добежать до висящего яблока, сорвать его. Как только яблоко сорвано, бежит следующая пара. Но перед этим испытание нужно набраться сил. Девицы-красавицы спляшите для нас.
Танец девочек.
Воевода: Вот и последнее состязание. Этим состязанием мерились силой богатые люди на Руси. Называется оно «перетягивание каната». Хочу посмотреть какие вы дружные, потому что Кощея в одиночку не одолеть.
Подведение итогов. Слово жюри.
Воевода. Вот что я решил, молодцы: обе ваши дружины беру к себе. Вы все сильные, ловкие, умелые. Мне такие богатыри нужны. Дружина стройся. Под музыку «Богатырская наша сила» дружины обходят зал.
Влетает в зал Баба-яга.
Б.Я. Что-то русским духом пахнет. Ишь сколько молодцев в лес забрело. А ну, отвечайте, откуда вы и куда путь держите.
Воевода: Здравствуй, баба Яга. Ты бы лучше нас накормила, напоила, а уж потом и расспрашивала.
Б.Я: Ой, простите меня, старую, касатики, да как же я вас накормлю, напою, вас вон сколько, а я одна.
Воевода: Баба яга посмотри, сколько у тебя помощниц сидит, позови их.
Конкурс «угощение бабы яги с девочками»
Б.Я: Так куда же вы идёте, касатики?
Воевода: Идём с Кощеем биться, да Василису выручать.
Б.Я: ой, соколики, мои! Не одолеть вам Кощея силою богатырской, он ведь бессмертный. Вам надо его смерть найти, а находиться она в яйце, а яйцо в сундуке, а сундук на высоком дереве. Сундук висит высоко, не добраться до него. Вот если вы мои загадки отгадаете, то сундук сам спустится.
Загадки:
-шесть ног, две головы, один хвост (всадник)
- летит птица крылата, без глаз, без крыл, сама свистит, сама бьёт? (стрела)
- скручена, связана, на пол поставлена? (метла)
Б.Я. отдаёт сундук.
Воевода достаёт из сундука яйцо. (шарик белого цвета), протыкает его.
Под шумовые эффекты входит Василиса.
Василиса: спасибо, вам молодцы, что спасли меня от Кощея Бессмертного, знаю теперь: не топтать врагу Землю – матушку, раз такие богатыри на ней подрастают.
Воевода: Спасибо, добры молодцы, за службу верную, спасибо, красны девицы, сто богатырей не забывали добрым словом и делом помогали.
Василиса: А я хочу вас отблагодарить. Вот вам русские пряники. Я сама их испекла для богатырей русских.
Угощение.
Отзывы педагогов и родителей, об итоговом мероприятии
по знакомству детей с народным творчеством,
для детей подготовительной группы:
«В гостях у Гжелочки»,
проведённого воспитателем детского сада №44,
Сурсяковой Мариной Александровной, 19.03.2011.
Отзывы педагогов и родителей, об итоговом мероприятии
по экологическому воспитанию
для детей старших дошкольных групп
« Красная книга нашей страны»,
проведённого воспитателем детского сада №44,
Сурсяковой Мариной Александровной, 19.04.2011.
.
ОАО «АВИСМА» филиал
«Корпорации ВСМПО – АВИСМА»
Цех № 85
Утверждаю
Начальник участка ДДУ
_________ Л.Л. Шефер
«12 марта» 2009 г.
Положение о смотре-конкурсе чтецов
«Великие поэты – детям».
Общие положения:
- Смотр-конкурс чтецов «Великие поэту –детям» (далее – Конкурс) проводится с целью эстетического, умственного и патриотического воспитания дошкольников.
- Конкурс проводится в период с 16 по 20 марта 2009года.
Задачи Конкурса:
- создание условий для познавательно – речевого и художественно-эстетического развития детей;
- воспитание положительного эмоционального отношения к литературным поэтическим произведениям;
- воспитание чувства патриотизма и любви к своей родине;
- формирование у дошкольников навыков выразительного чтения, артистических умений;
Участники конкурса:
В Конкурсе принимают участие дети средних, старших,
подготовительных групп детских садов №44, №63, №69, №80.
Жюри Конкурса:
В состав жюри Конкурса входят:
- начальник уч астка ДДУ Шефер Л. Л.
- заведующий д/с №44 Леонтьева Т. И.
- логопед д/с №63 Гагарина Н. Н.
- воспитатель д/с №44 Сурсякова М. А.
- воспитатель-методист д/с №69 Слатина Н. Е.
Порядок проведения конкурса:
- для определения участников Конкурса в каждом детском саду проводится отборочный тур;
- от каждого садика на Конкурс может быть представлено не более 10 участников;
- представитель садика сообщает жюри Конкурса количество детей-участников, названия и авторов исполняемых ими произведений;
- в Конкурсе предусмотрены следующие номинации:
«Лучший исполнитель стихов среди детей среднего дошкольного возраста»;
«Лучший исполнитель стихов среди детей старшего дошкольного возраста»;
- при отборе исполняемых произведений педагоги должны ориентироваться на программные задачи для каждого возраста.
Требования и критерии оценки:
1.Уровень исполнения поэтического произведения оценивается по 5- бальной шкале по следующим критериям;
- интонационная выразительность речи (динамика, выражаемая в ударениях; мелодика, выражаемая в движении голоса по звукам разной высоты; темп и ритм, выражаемые в длительности звучания и остановках, паузах; эмоциональная окраска речи, определяющая характер);
- правильное литературное произношение;
- использование выразительных театральных средств 9мимика, жестов, поз, движений);
2. Победитель в каждой номинации определяется по набранной сумме балов участника в соответствии с максимальным баллом для каждой возрастной группы:
- средний возраст – 14 баллов и более;
- старший возраст – 19 баллов и более;
Подведение итогов и награждение:
- жюри Конкурса определяет не более трёх победителей в каждой номинации;
- все участники Конкурса награждаются поощрительными призами.
ОАО «АВИСМА» филиал
«Корпорация ВСМПО-АВИСМА»
«Детский сад №44»
Справка.
Выдана Сурсяковой Марине Александровне, воспитателю детского
сада №44, в том что она действительно была членом жюри спортивного праздника «Богатырские потехи», который проводился в детском саду №44, 24.02.2011 года.
Заведующая д/с №44______________________Т.И. Леонтьева.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий музыкально-литературной гостиной для детей групп старшего дошкольного возраста на тему: "Наш город Торопец, воспетый в стихах и песнях"
Это мероприятие явилось составной частью Дня родного края, который мы ежегодно проводим в рамках зимних каникул в ДОУ....
Конспект НОД "Литературная гостиная по произведениям С. Я. Маршака"
Непосредственная образовательная деятельность с использованием ИКТ. Обобщает знания детей о творчестве С. Я. Маршака...
Презентация к нод "Литературная гостиная по произведениям С.Я. Маршака"
Презентация исползуется в ходе нод по ознакомлению с художественной литературой "Дитературная гостинная по произвдениям С.Я Маршака....
Литературная гостиная "В гостях у сказки"
Конкурс по русским народным сказкам с интересным сюжетом. Дети помогают Ивану Царевичу вызволить из плена Елену Прекрасную. Проходят разные испытания.Угадывают сказки, собирают картинки-сказки,о...
Конспект познавательно- речевого занятия для подготовительной к школе группы Музыкально-литературная гостиная «У камина».
Данный конспект занятия разработан для детей подготовительной к школе группы. Детям даётся возможность соприкоснуться с культурой и бытом России 19 века. В ходе занятия дети практикуются в рифмовке сл...
Ценность литературной гостиной для детей дошкольного возраста. Взаимодействие специалистов в проведении литературной гостиной.
Литературная гостиная – удивительно пластичная и удобная форма организации творческой деятельности. Она позволяет в максимальной степени раскрывать любой, даже самый смелый замысел, поскольку объ...
Ознакомление дошкольников с литературой Литературная гостиная «Час литературного чтения»
Освоение задач литературного развития образовательной области «Речевое развитие» по направлению «Чтение художественной литературы» осуществляется в совместных видах деятельност...