Конспект по художественной литературе из блока "Ангарские бусы" ("Таежные комары, сохатый зверь и птичка - невеличка")
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
В занятии использованы элементы социоигровой педагогики. Проживая сказку, пропуская через себя, дети очень хорошо усваивают произведение, замечают,открывают для себя много нового и интересного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blok1._2docx.docx | 17.33 КБ |
Предварительный просмотр:
БЛОК «АНГАРСКИЕ БУСЫ»
«СИБИРСКИЕ СКАЗКИ»
(«ТАЁЖНЫЕ КОМАРЫ, СОХАТЫЙ ЗВЕРЬ И ПТИЧКА - НЕВЕЛИЧКА»)
ЦЕЛЬ: Продолжать знакомить с книгами сибирских авторов, обращать внимание детей на иллюстрации; воспитывать чуткость к художественному слову, с яркими, запоминающимися описаниями природы родного края.
МАТЕРИАЛ: книга «Сказки тайги и тундры о зверях и птицах», стр.14; по одному большому листу бумаги для каждой компании, цветные карандаши, восковые мелки; рисунки - схемы: парк, город, квартира, болото, горелый лес, море, космос, горы.
ХОД:
Чтение произведения.
Деление на компании: отстукивая деревянными палочками слоговую структуру слов «зверь», «птичка», «комары».
Воспитатель: Когда в тайге появляются тучи комаров? (с середины лета до осени) И где их обычно больше всего? (Ответы детей)
Воспитатель: Выберите подходящие рисунки. (В болотистых местах, в погорелых низинах).
Дети назначают посыльных, которые приносят нужные, по их мнению картинки. Правильность выбора обсуждается в компаниях.
Воспитатель: Как люди называют назойливых комаров? (гнусом) Почему? (они злые, лезут в нос, уши, ни людям, ни зверям покоя не дают)
Предложить компаниям изобразить тучу комаров.
Воспитатель: Чем спасаются от комаров люди? (Варианты детей: жгут костры, дымом отгоняют насекомых; надевают сетки - накомарники, перчатки, застегивают воротник и рукава одежды глухо - наглухо)
Воспитатель: Как спасаются от комаров животные? (головами крутят, хвостами обмахиваются). Птицы? ( Не боятся гнуса, питаются ими, съедают столько, сколько сами весят)
Воспитатель: А сами комары чего боятся? (Ветра, птиц, воды, ранних заморозков)
Предложить детям нарисовать продолжение сказки.
Воспитатель: Договоритесь, какой эпизод вы будете рисовать, распределитесь, кто что рисует.
После того, как дети закончат рисовать, предложить рассказать о том, что именно хотели изобразить и как им это удалось.
Приложение: произведение из книги «Сказки тайги и тундры о зверях и птицах».
«ТАЕЖНЫЕ КОМАРЫ, СОХАТЫЙ ЗВЕРЬ И ПТИЧКА – НЕВЕЛИЧКА».
В середине лета комаров в северной тайге тучи! В кустах и под кустами, на прогалинах и в самой чаще от летучих кровопийц никому нет покоя. И чем ближе к осени, тем комаров больше да больше и становятся они все злее. На лесных покосах, возле входов в избушки сенокосчиков дни и ночи горят костры-дымокуры. Тлеют в этих кострах сырые гнилушки, густым дымом комаров отгоняют. Комарам дым не по вкусу. Лошади и рогатый скот половину лета возле дымокуров табунятся, от костров далеко не уходят: пощиплют наскоро травы-муравы, хлебнут водицы из ручейка и опять к дымокуру бегут. Достается даже собакам: комары в нос, в уши собакам лезут. Чихают собаки, головами крутят, в избы норовят забраться. Люди зовут назойливых комаров «гнусом». И верно, комар на Севере самое гнусное насекомое. Только птицы от «гнуса» не страдают. Почти все наши таежные птицы пожирают комаров без счета. Крошечные пичуги и те съедают за день столько комаров, сколько они сами весят. А комаров не убавляется. Есть такие леса, где люди должны ходить в сетках-накомарниках, в перчатках, застегнув воротник и рукава одежды глухо - наглухо. Так бывает в тихие теплые дни начала августа. Зато в ветреные дни комары не летают, лежат целыми полчищами под листвой, в траве прячутся, в бурелом забиваются. Чуть дунет самый слабый ветер - и комаров как не бывало.
Ранние заморозки убивают комаров совсем. Так что комариное время тянется недолго. Но хоть и недолго, а неприятно. И особенно неприятно самому большому таежному зверю Сохатому. Сохатый, его еще по-другому лосем зовут, в комариное время, бедняга, худеет. Сам он зверь большой, могучий, а защититься от комаров не может. Лошадь, корова, собака - эти хвостами обмахиваются, все-таки «гнуса» отгоняют. А великану Сохатому даже и обмахнуться нечем: хвост у него коротышка. Усядется полчище комариное на широком лбу, на мягкой нижней губе, набьется в уши, в глаза влезет - рассвирепеет Сохатый, побежит, не глядя куда. Продирается сквозь густейшие заросли, хлещут его ветки, а комары присосались, сидят крепко.
На свою беду Сохатый зверь проживает около болотистых мест, в погорелых низинах,- там-то в конце лета комариное царство!
Одного Сохатого комары до того измучили, что кинулся он, не взвидя света, в таежное озеро. Прямо с головой бухнулся, только брызги полетели во все стороны. Сохатый хорошо плавает, для него и большую реку переплыть не трудно. Вынырнул Сохатый, потряс головой, отфыркнулся. А комаров-то и нет! Всех их прохладной водой смыло. Напился Сохатый воды, вышел на берег, «гнус» его снова облепил.
- Держи его!- запищали комары. - В глаза ему лезьте, в уши забирайтесь! К воде не пускайте!
Но, хотя комары и налетели на Сохатого густой тучей, хотя набились они ему в глаза и уши, конечно, не им было задержать такого зверя. Повернулся Сохатый, снова в воду с головой окунулся. Черным мусором поплыли захлебнувшиеся комаришки по холодной воде. Ни один комар с воды подняться не может. Но вот беда, оглох Сохатый зверь, комары ему набились в уши густо-прегусто, ничего не слышит. В это время птичка - невеличка летела. Увидела Сохатого, спросила, что с ним. Сохатый ничего не расслышал, ушами похлопал. Догадалась птичка -невеличка, села на лобастую голову, клювиком длинные уши Сохатому вычистила и говорит:
- Ты почаще купайся летом, комаришки воды боятся! Поглядел Сохатый на утонувших мучителей, смекнул, как надо от «гнуса» обороняться, и до первых заморозков от озера далеко не отходил. А птичка-невеличка все лето жила вместе с Сохатым зверем, порхала возле него, комаров била и даже спала частенько на Сохатиных широких рогах. .
С той самой поры все сохатые полюбили купанье. Никто из копытных зверей так не любит воду, как северный лось. Целыми часами стоит он по шею в воде в таежных озерах или в заводях рек. Бывает, что в воде задремлет, поспит немножко. И всегда это случается в самое комариное время.
Легко убить Сохатого зверя, отдыхающего в воде, но ни один зверобой тайги не нарушит советского охотничьего закона. А закон говорит так: в комариное время и в воде и на земле лося трогать нельзя.
Птички-невелички с сохатыми зверями подружились навсегда. Любой таежник рядом с лосем может заметить крохотную серенькую пичугу, носик у нее узенький, длинный, как спичка. Пичужка эта смело прыгает по огромной спине лося, сидит на его широком лбу или покачивается на ветвистых рогах. А когда лось купается, серая пичужка поблизости летает, за комарами гоняется. Выйдет лось из воды, встряхнется, птичка-невеличка сейчас же ему в ушах почистит. Жмурится тогда Сохатый зверь, словно от щекотки, с ноги на ногу переступает, но стоит смирно. Опасается Сохатый, как бы не спугнуть добрую пичужку. А она не пугается, чистит ему уши и глаза, комаров выклевывает отовсюду. Зато комаришки не любят птичку - невеличку: лося они могут покусать, помучить, а бойкую попрыгушку в серых перышках ничем донять не могут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по художественной литературе на татарском языке "В гостях у сказки"
В гостях у сказки...
Конспект по художественной литературе "Сказка о рыбаке и рыбке" № 1.
Серия конспектов по произведению А.С. Пушкина, с использованием элементов социоигровой педагогики....
Конспект по художественной литературе "Сказка о рыбаке и рыбке" № 2.
Серия конспектов по произведению А.С. Пушкина, с использованием элементов социоигровой педагогики....
Конспект по художественной литературе "Сказка о рыбаке и рыбке" № 3.
Серия конспектов по произведению А.С. Пушкина, с использованием элементов социоигровой педагогики....
Конспект по художественной литературе из блока "Ангарские бусы" ("Лесной воробей и серая мышь")
Чудесные сибирские народные сказки! Из них дети узнают о своем родном прекрасном,величественном, порой суровом крае....
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в средней группе на тему: «Зимовье зверей»
Как формировать эмоционально – образное восприятие сказки у дошкольников? Как уточнить понимание содержания сказки, её идеи, подвести к пониманию образного содержания пословиц, учить понимать и ...
Конспект занятия по "Чтению художественной литературы" в средней группе "Рассказывание сказки "Зимовье зверей"
Конспект занятия по "Чтению художественной литературы" в средней группе "Рассказывание сказки "Зимовье зверей"...