Конспект занятия по познавательно- речевому развитию «Какие бывают басни» по произведениям И.А. Крылова, Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского подготовительная группа
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Программное содержание:
- ознакомление, закрепление и обогащение памяти детей новым образом русской классической литературы – баснями. Дать определение басен и их разновидностями.
- раскрытие и уточнение отрицательных понятий и качеств: лесть, неискренность, лживость, тщеславие, трусость, а так же отметить наличие в баснях положительных качеств героев – храбрость, честность, смелость, скромность, трудолюбие.
- создать у детей отрицательное отношение к неправильному поведению главных персонажей басен.
- развивать речь детей, формировать устойчивое умение отвечать на поставленные вопросы полным ответом.
- активизировать словарный запас детей, пополнять его новыми понятиями и устойчивыми словосочетаниями
- содействовать желанию познания нового
Предварительная работа:
- чтение детям басен разных писателей – И.А Крылова, Л.Н Толстого, К.Д Ушинского с последующим рассматриванием красочных иллюстраций
- знакомство с портретами русских баснописцев
- показ мультфильмов по басням И.А Крылова
- прослушивание аудио записей басен
- знакомство с портретами писателей
- театрализованные постановки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kakie_byvayut_basni.docx | 26.55 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ ЦРР ДЕТСКИЙ САД №8 « САЛЮТ»
Конспект занятия
по познавательно- речевому развитию
«Какие бывают басни»
по произведениям И.А. Крылова, Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского
подготовительная группа
воспитатель Гращенкова Е.В.
г.Смоленск
2011 год
Программное содержание:
- ознакомление, закрепление и обогащение памяти детей новым образом русской классической литературы – баснями. Дать определение басен и их разновидностями.
- раскрытие и уточнение отрицательных понятий и качеств: лесть, неискренность, лживость, тщеславие, трусость, а так же отметить наличие в баснях положительных качеств героев – храбрость, честность, смелость, скромность, трудолюбие.
- создать у детей отрицательное отношение к неправильному поведению главных персонажей басен.
- развивать речь детей, формировать устойчивое умение отвечать на поставленные вопросы полным ответом.
- активизировать словарный запас детей, пополнять его новыми понятиями и устойчивыми словосочетаниями
- содействовать желанию познания нового
Предварительная работа:
- чтение детям басен разных писателей – И.А Крылова, Л.Н Толстого, К.Д Ушинского с последующим рассматриванием красочных иллюстраций
- знакомство с портретами русских баснописцев
- показ мультфильмов по басням И.А Крылова
- прослушивание аудио записей басен
- знакомство с портретами писателей
- театрализованные постановки
Оборудование:
- детские книги басен различных писателей
- иллюстрации к басням
- диски с мультфильмами и аудио-сказками
- костюмы к инсценировкам, елки
- портреты баснописцев, иллюстрация памятника И.А Крылову и отдельно барельефа памятника
- мольберты
Ход занятия
1.Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычное занятие. К нам на занятие сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Они пришли посмотреть на вас и послушать, какие интересные произведения мы с вами теперь знаем. Потому, что на нашем занятии и вы, и наши гости узнают много нового и поучительного. Проходите, пожалуйста, и давайте начнем наше путешествие.
2. Беседа
Ребята, мы с вами читали много разных стихов и рассказов, разбирали смысл различных пословиц и поговорок. Некоторые стихи и потешки мы заучивали наизусть. В последнее время мы с большим удовольствием знакомились с еще одним жанром русской литературы, который называется… басни.
Известно ли вам, друзья, что басни – это один из самых древнейших жанров литературы. Они появились давно в Древней Греции. Впервые этим названием – басня – назвал свои произведения древнегреческий философ и поэт Эзоп. Его басни были необычны для слуха, писались своеобразным языком иносказаний. В них Эзоп высмеивал людские недостатки и подчеркивал достоинства, но не указывал на них прямо, а описывал намеками и загадками.
В других странах в разное время тоже было немало баснописцев. Во Франции был известен своими произведениями Лафонтен, в Англии – Томас Мур. У нас в России, в нашей стране, тоже было много писателей, которые писали басни. И сейчас я приглашаю вас в картинную галерею, где мы все удобно устроимся, побеседуем и познакомимся с некоторыми баснописцами, которые творили и сочиняли свои произведения в нашей стране.
Дети рассаживаются полукругом возле одного из мольбертов
Дети, давайте вначале вспомним, что такое басни? И как отличить басню от других литературных произведений?
*Это небольшой рассказ в стихах или в прозе, т.е написанный простыми предложениями
*в баснях всегда есть мораль
*басни короткие, их легко читать
Вы сказали, что в баснях всегда есть мораль. А что это такое? Объясните, пожалуйста.
*мораль – это поучение, какой-то совет
*это, когда нам объясняется, как не надо поступать
Скажите, пожалуйста, а кто главные герои в баснях?
*звери, растения, иногда даже предметы
А как ведут себя звери в баснях? Кого представляют на месте зверей?
*звери ведут себя, как люди
*они разговаривают, спорят, ссорятся или мирятся
*на месте зверей обычно представляются нам люди
Как отличить басню от сказки или от стихотворения?
*в баснях всегда есть звери, они могут быть плохие или хорошие
*есть вывод или поучение
*они короткие, их просто читать
*в баснях показывается человеческие плохие качества
Скажите, а как мы с вами знакомились с разными баснями?
*читали книги
*смотрели мультфильмы
*рассматривали иллюстрации
Молодцы, ребята! А теперь давайте поближе познакомимся с писателями, которые в нашей стране писали басни. Каких известных баснописцев вы знаете?
*Иван Андреевич Крылов
*Лев Николаевич Толстой
*Константин Дмитриевич Ушинский
Посмотрите, пожалуйста, на портрет этого писателя. Кто знает, как его зовут?
*Лев Николаевич Толстой
Какие басни Л.Н Толстого мы с вами читали?
*Лев и мышь
*Стрекоза и муравьи
*Два товарища
Как писал свои басни Л.Н Толстой?
*в виде маленького рассказа
Давайте вспомним басню Л.Н Толстого «Два товарища». Представьте, что наши гости не читали этой басни, расскажите ее. О чем в ней говорится?
Кто главные герои?
*дети рассказывают басню по-очереди, отрывками
*главную мысль басни озвучиваем вместе, и делается вывод
Чему учит нас эта басня? Какое отрицательное качество здесь подчеркивает автор? Какое положительное качество?
*высмеивается трусость
*учит быть смелым и храбрым
*учит не бросать друга в беде
Посмотрите на следующий портрет. Знаете ли вы этого писателя? Правильно, это Константин Дмитриевич Ушинский. Какие басни К.Д Ушинского мы с вами читали? Как писал басни этот автор?
*Сила – не право
*Умей обождать
*автор писал свои произведения в виде небольшого поучительного рассказа, очень похожего на сказку
Давайте вспомним басню К.Д Ушинского «Умей обождать». Кто главные герои этой басни? О чем она? Чему учит нас автор, какие качества положительные и отрицательные мы видим в этом произведении?
Дети дают ответы на поставленные вопросы.
Ну, а теперь перейдем к еще одному портрету. Узнаете ли вы этого писателя? Конечно, это Иван Андреевич Крылов. Этот известнейший русский баснописец, который превзошел всех других писателей писавших басни. Какие басни И.А Крылова мы с вами читали?
*Стрекоза и Муравей
*Мартышка и Очки
*Ворона и Лисица
*Лиса и Виноград
*Трудолюбивый медведь
*Квартет
*Лебедь, Рак и Щука
Молодцы, ребята! Назвали вы много басен Ивана Андреевича Крылова. Давайте вспомним некоторые из них. Например, басню «Стрекоза и Муравей». Расскажите, пожалуйста, о чем эта басня? Кто главные герои? Какие они? Чему учит басня?
Кратко разбираем басню.
Чудесная получилась у нас с вами беседа! Вы порадовали меня своими ответами! А теперь наша картинная галерея закрывается, и я предлагаю вам немного прогуляться.
3. Театрализованное представление
Пока мы с вами гуляем я хочу чтобы вы немного представили себе то время, в котором жили писатели, чьи басни мы читали.
В те времена, в прошлом веке, не было телевизоров, в диковинку было радио и телефоны, книги были очень дороги и не все люди могли их купить. Да и читать очень многие люди не умели. Как же могли писатели и поэты познакомить людей со своими произведениями? Они могли их читать сами на каких то концертах или в клубах. А еще очень популярен в те времена был театр. И посмотреть спектакли могли все желающие, а главное понять их смысл, запомнить и рассказать другим. А хотите ли вы посетить такое небольшое представление в одном богатом доме?
*да
Тогда давайте вспомним, что такое театр? Какие правила поведения в театре вы знаете?
*вести себя надо спокойно
*разговаривать во время представления нельзя
*нельзя ходить во время спектакля
*в конце нужно аплодисментами поблагодарить актеров за представление
Дети переходят на ковер, где как в театре поставлены скамейки. Устроена небольшая сцена, на которой расположены елки обозначающие лес, коврики – полянки. Под одной из телок лежит кусочек сыра (муляж). Двое детей переоблачаются в лисичку и ворону с помощью масок и накидок соответствующего цвета.
Итак, мы с вами в гостиной одного достойного горожанина, где Иван Андреевич Крылов представляет свою басню «Ворона и Лисица». Представление начинается.
Инсценирование басни.
Прекрасно, друзья мои! Понравилось ли вам? Хотите ли вы поставить еще какую-нибудь басню? Мы обязательно это с вами сделаем. А сейчас поблагодарим наших актеров и отправляемся дальше.
4. Прогулка по Летнему саду к памятнику И.А Крылову. Беседа, рассматривание.
А теперь, дорогие мои ребята, я предлагаю вам закрыть глаза. Ваши глазки закрыты, и внимательно слушая меня, вы попробуете перенестись в один очень красивый древний и прекрасный город. Он называется Санкт-Петербург. Он расположен на берегах полноводной реки Невы. Это чудесный город с прямыми улицами, каждая из которых ведет к воде. Это очень зеленый город, в нем много парков и аллей. А еще Санкт-Петербург знаменит своими изумительно красивыми фонтанами. Сейчас мы походим к ограде Летнего сада, так называется один из самых известных парков города. Идем по его зеленым аллеям. Вокруг гуляют горожане. И вот мы вышли на небольшую площадь, на которой стоит необычный памятник. Давайте откроем глаза и присядем на скамейки этого сада, чтобы внимательнее рассмотреть этот памятник.
Дети переходят от ковра ко второму мольберту, на котором расположены иллюстрации памятника И.А Крылова.
Рассмотрим этот памятник. На бронзовом кресле сидит «дедушка Крылов». В руках у него книга или блокнот. Он глубоко задумался о чем-то. Какие мысли приходят к вам, когда вы смотрите на этот памятник?
*возможно, он пишет новую басню
*может что-то увидел и решил записать это
Посмотрите, пожалуйста, на основание памятника. Там на барельефе вы должны заметить кое-что неожиданное.
Детям представляем увеличенное изображение барельефа.
*на барельефе звери
*это герои его басен
Каких знакомых персонажей вы там видите. Назовите их.
5. Викторины
Я вижу, что наша прогулка не прошла для вас бесследно. Вы назвали многих героев басен И.А Крылова. Мне очень приятно, что я смогла удивить вас. Думаю, что когда вы вырастете, вы обязательно захотите посетить город Санкт-Петербург и собственными глазами увидеть все его исторические места, в том числе и памятник И.А Крылову.
А сейчас я хочу, чтобы вы немного отдохнули и поиграли. Готовы? Отлично.
- викторина «Из какой басни фраза»
- игра «Какая это басня?» по иллюстрациям из разных басен.
6. Заключительная часть
Молодцы, ребята! Наше занятие подходит к концу. Мне очень понравилось, как вы работали на нем, как отвечали, играли и путешествовали! А что вам понравилось?
Но на этом наше занятие не заканчивается. Дело в том, что сегодня утром меня встретила одна очень болтливая Ворона. Она каким-то образом узнала, что у нас с вами сегодня состоится необычное занятие и передала вам небольшой сюрприз. Хотите его посмотреть?
Детям заранее готовится подарок – книга-игра «Лучшие басни для детей» с пазлами и сладкий сюрприз- печенье необычной формы или вида.
МБДОУ ЦРР ДЕТСКИЙ САД №8 « САЛЮТ»
Конспект занятия
по познавательно- речевому развитию
«Какие бывают басни»
по произведениям И.А. Крылова, Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского
подготовительная группа
воспитатель Гращенкова Е.В.
г.Смоленск
2011 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе
Дети знакомятся с вулканом, его частями, самостоятельно проделывают опыты....
Конспект занятия по познавательно - речевому развитию в подготовительной группе "Родословная - старинная русская традиция"
Закрепить имеющиеся у детей знания о родственных отношениях; формировать элементарные представления о том, что такое род, родословная; о происхождении фамилий, о традициях и обычаях; воспитывать...
Конспект занятия по познавательно – речевому развитию в подготовительной группе Тема: «Этот загадочный мир»
Данный конспект поможет детям узнать об особенностях географического положения Африки, о животных Африки занесенных в красную книгу . Дети увидят разнообразие и красоту Земли. Научатся составлять расс...
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе «Маша в лесу»
Занятие по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе на основе сказки «Маша в лесу», с применением опытов....
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в старшей - подготовительной группе Систематизировать знания детей о родном языке. Воспитывать дружелюбие, взаимопонимание.
Тема: «Путешествие в страну Лингвию» Занятие позоволит развить у детей навыки связно-речевых высказываний, умения выслушивать сверстников при обсуждении проблемных ситуаций, радоваться усп...
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию "Путешествие капельки" в подготовительной группе
Совместная образовательная деятельность по экологическому воспитанию в подготовительной группе с использованием информационно-коммуникативных технологий...
Конспект занятия по познавательно – речевому развитию в подготовительной группе Тема: «Этот загадочный мир»
Дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Африки;2. Показать разнообразие и красоту Земли;3. Познакомить...