Конспект занятия по познавательно – речевому развитию в подготовительной группе Тема: «Этот загадочный мир»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Африки;

2.     Показать разнообразие и красоту Земли;

3.     Познакомить детей с животными, занесенными в красную книгу;

4.     Учить детей расселять животных по климатическим зонам;

5.     Развивать у детей умение ориентироваться по модели карты Африки, глобусу;

6.     Учить детей составлять рассказы – монологи о животных Африки;

7.     Развивать диалогическую речь, отвечать на вопросы полными ответами;

8.     Воспитывать ответственное и заботливое отношение к животным  и природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_didikticheskie_igry.docx53.63 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА №572 «ВОЗМОЖНОСТИ»

109559,Москва, ул. Тихорецкий б-р, д.8 А

         

Воспитатель: Рогожникова С. А.

Конспект занятия

по познавательно – речевому развитию

в подготовительной группе

Тема: «Этот загадочный мир»

2017 г

 

Программное содержание:

 

1.     Дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Африки;

2.     Показать разнообразие и красоту Земли;

3.     Познакомить детей с животными, занесенными в красную книгу;

4.     Учить детей расселять животных по климатическим зонам;

5.     Развивать у детей умение ориентироваться по модели карты Африки, глобусу;

6.     Учить детей составлять рассказы – монологи о животных Африки;

7.     Развивать диалогическую речь, отвечать на вопросы полными ответами;

8.     Воспитывать ответственное и заботливое отношение к животным  и природе.

 

 

Индивидуальная работа:

Помочь детям в составлении рассказов о животных Африки;

упражнять в умении рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

 

Активизация словаря: пустыня Сахара, джунгли, саванна, река Нил, травоядные, хищники, красная книга, охрана животных.

 

Материал:

Картинки животных Африки, разных предметов, карты, глобус, видеозапись, аудиозапись.

 

Предшествующая работа:

1.     Рассматривание картин, иллюстраций (животных Африки);

2.     Чтение стихотворений; сказки К.Чуковского « Доктор Айболит»;

3.     Загадывание загадок;

4.     Разучивание пальчиковых игр; фонопедического  упражнения;

5.     Игра «Хорошо – плохо»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет …….(звонит телефон)

Маугли: Здравствуйте! Это д/с «Малышок?»

Воспитатель: Да!

Маугли: Группа «Гномики?»

Воспитатель: Да!

Маугли: А это я Маугли. Я живу в Африке. Там всегда тепло, всегда свежие фрукты. Но у нас случилась  беда,  Фея песчаных бурь заколдовала, животных и они перепутали свои климатические зоны и не могут найти свой дом. Помогите нам,  пожалуйста!

Воспитатель: Ну, что ребята поможем?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда давайте собираться. Я думаю, что нам в дорогу нужно взять самые необходимые вещи, лишнего брать не будем.

(рюкзак, компас, фонарик, теплая одежда, лопата, зонтик, карта, еда, игрушки, телевизор, книги, посуда, мебель (задача детей отобрать нужные картинки)).

Воспитатель: Ну, что выбрали?

Дети: Да!

Воспитатель: Почему карта? Зачем?

Ребенок: Карта необходима для того, чтобы знать, как добраться до нужного места.

Воспитатель: Зачем нужен компас?

Ребенок: Компас поможет нам, не заблудиться в пути.

Воспитатель: Для чего нужен рюкзак, еда, одежда?

Ответы детей:…..

Воспитатель: Ну, вот все собрали. Можно отправляться в путь. Вот только мы с вами не знаем, как добраться до Африки. Как вы думаете, что нам для этого нужно?

Дети: Глобус.

Воспитатель: Верно! Посмотрите на глобус. Какие цвета вы видите на глобусе?

Ответы детей: Синий, зеленый, желтый, коричневый, белый.

Воспитатель: Что обозначает синий цвет?

Дети: Это моря, озера, реки, океаны.

Воспитатель: Что обозначает зеленый цвет?

Ответы детей: Лес.

Воспитатель: Что обозначает коричневый цвет?

Ответы детей: Горы.

Воспитатель: Что обозначает желтый, белый цвет?

Ответы детей: Песок, северный полюс.

Воспитатель: Найдите и покажите на глобусе Африку

Ребенок : (показывает на глобусе )

Воспитатель: Посмотрите, вот она. Кто хочет рассказать что – то интересное об Африке?

Ребенок: Африка – самый жаркий континент нашей планеты. Если ты оказался в Африке, то забудь о теплой одежде. Ведь там очень жарко. Там никогда не бывает холодно.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чего никогда не видели жители Африки?

Ответы детей: Снега.

Воспитатель: Да, они никогда не видели снега, искрящую белизну зимних полей, не видели сказочную красоту золотой осени, не видели распускающиеся весной деревья. Посмотрите, Африка похожа на гигантский остров. Со всех сторон её омывают моря и океаны.

Посмотрите и скажите, каким цветом окрашен материк?

Дети:  Желтым.

Воспитатель: Что обозначают желтым цветом?

Дети: Песок

Воспитатель: Верно ребята! Ведь именно, в Африке находится пустыня Сахара. Посмотрите, какие цвета кроме желтого есть на острове?

Ответы детей: Зеленый, коричневатый.

Воспитатель: Что обозначают зеленым цветом?

Дети: Тропический лес или  джунгли.

Воспитатель: Что обозначают коричневатым цветом?

Ответы детей: Саванну.

Воспитатель: Дети, как вы думаете можно ли пешком добраться до Африке?

Ответы детей: Нет.

Воспитатель: Можно ли добраться до Африки на велосипеде? Почему?

Ответы детей: Нет . Велосипед застрянет в песке.

Воспитатель: На чем бы вы хотели отправиться в путешествие?

Ответы детей: На пароходе, самолете и т.д.

Воспитатель: Вспомните, а на чем отправился в Африку Доктор Айболит?

Ответы детей: На птице.

Воспитатель: Вот и мы отправимся в путешествие на самолете. Проходите, займите свои места. Пилотом будет….

А, борт – проводницей будет….

Борт – проводница: Уважаемые пассажиры! Пристигните воображаемые ре ремни безопасности, мы начинаем полет.

Пилот: Наш самолет летит на высоте 5 тысяч метров.

Борт – проводница: Обратите внимание на иллюминатор. Мы пролетаем мимо городов, над реками и озерами. Сейчас мы пролетаем над морем. Оно голубое. Ну, вот море осталось позади, и появилась земля. Мы пролетаем над Африкой.

Пилот: Пристигните ремни безопасности, мы начинаем снижаться.

Борт – проводница: Вот мы и в Африке! (картинка)

Воспитатель: Да, ребята мы в Африке. Давайте с вами немного потанцуем и отдохнем после полета.

Музыкальная пауза  

Воспитатель: Только я не знаю, куда дальше идти. А вы знаете?

Ответы детей: Нет!

Воспитатель: Что же делать? Посмотрите, что это?

Дети: Карта

Воспитатель: Да, перед нами карта, только она, почему то пустая. (звонит телефон)

Маугли: Помогите, заполнить климатические зоны в Африке и расселить в них животных.

Воспитатель: Дети, какие вы знаете климатические зоны?

Дети: Пустыня, саванна, тропический лес.

Воспитатель: Верно! Откуда же мы с вами начнем наше путешествие? Поможет нам загадка, послушайте:

Горячее солнце, Горячий песок.

Горячее солнце, Воды бы глоток.

Горячее солнце, Невидно следа.

Скажи караванщик, Когда же вода?

Про, что эта загадка?

Дети: Про пустыню.

Воспитатель: Как называется великая пустыня в Африке?

Дети: Пустыня Сахара.

Воспитатель: Каким цветом её обозначают?

Дети: Желтым.

Воспитатель: Да, ребята! Пустыня – это самое жаркое место на Земле. Небо не знает, что такое облака, и кругом желтый песок. Земля от солнца раскаляется, как печь. Иногда над пустыней дуют сильные ветра, поднимая тучи песка – так возникают песчаные бури. Дожди в пустыне бывают редко. В остальное время стоит невыносимая жара. Как вы думаете это хорошо или плохо, что всегда лето? Давайте с вами поиграем в игру «Хорошо – плохо»

Ответы детей:

Хорошо:  можно всегда купаться, загорать;  всегда спелые овощи и фрукты; не надо носить теплую одежду.

Плохо:   люди, животные мучаются от жары; пересыхают реки не чего пить; мало влаги,  значит,  нет травы; нельзя кататься на лыжах, санках, играть в снежки.

Воспитатель: Ох, и жарко! Давайте с вами немного охладимся.

Физминутка «Ветер дует нам в лицо»

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
Вместе с детьми  имитировать дуновение ветра, качая туловище и помогая руками. На словах «тише, тише» - присесть. На словах «выше, выше» - встать и вытянуть руки вверх.

Воспитатель: Да, ребята в пустыне жарко, даже может показаться, что здесь нет ничего живого. Но оказывается, что в таких условиях могут жить  и растения и животные. Вспомните и найдите у себя этих животных и поместите их в свою климатическую зону. Проходите, приступайте к работе.

Кто может рассказать об этих животных?

Ответы детей:

Фенек — маленький сородич лисицы. У него большие уши, из-за которых он выглядит очень забавно. Фенек проводит почти весь день в логовище, устроенном в земле. А ночью, когда становиться попрохладнее, зверек навостряет уши и выходит на охоту.

Тушканчик — этот маленький грызун едва крупнее мыши, а вот хвост у него в двое длиннее, чем у последней. Тушканчик может совершать прыжки до 2 метров в длину!

Верблюд — животное, наиболее приспособленное к жизни в пустыне. Не зря его называют «кораблем пустыни»: день за днем он может шагать по пескам с тяжелым грузом на спине. Когда верблюд пьет, то может поглотить сразу до 130 литров воды! В Сахаре обитают Дромадеры (одногорбые верблюды), однако во всем мире их называют просто верблюдами.

Черепахи - очень древние животные, они живут на земле много тысяч лет. За это время они почти не изменили свой внешний вид. Тело этих животных заключено в костный панцирь - говорят, что «носят свой домик на себе». Существует несколько видов черепах. Их можно встретить в солёной и пресной воде, в лесу и в пустыне.

Воспитатель: А какие растения пустыни вы знаете?

Ответы детей: Кактус, верблюжья колючка и т.д.

Воспитатель: Дети, разместите их на нашей карте.

 А сейчас давайте  с вами немного отдохнем и поиграем:

Пальчиковая гимнастика «Черепаха»

Черепаха, черепаха (пальцы собраны в кулак)

В панцире живет.

Высунет  головку (выставляют большой палец)

И обратно уберет.

Дыхательное упражнение:

Шумели ветра    и-и-и-

Песок шелестел  ш-ш-ш

Ночная пустыня стелила постель  у-у-у

Шумели ветра   а-а-а

И было пустыне всю ночь не до сна  и – ш-а- у-

Воспитатель:

Молодцы! Теперь наш путь лежит в саванну. (картинка)

В какой цвет окрашена эта часть материка?

Дети:

Коричневый.

Воспитатель: Кто может рассказать интересное о саванне?

Ребенок:  Саванна это равнина, покрытая сухой травой. Самая высокая трава в саванне это бамбук, а самое крупное растение это баобаб.

Воспитатель: Разместите на карте  растения саванны, которые вы знаете.

Чем отличаются растения пустыни и саванны?

Ответы детей: Растения саванны зеленые, высокие, а растения пустыни пожелтевшие низкие мало встречающиеся.

Воспитатель: Что необходимо растениям для роста?

Ответы детей: Дождь.

Воспитатель: В саванне дождь более частый гость. Ливни  - так их называют. Ливень такой сильный, что,  кажется, будто вас «бьют» палками по спине. (шум  дождя)

И если ещё несколько минут назад перед нами была сухая равнина, то через минуту уже бурлят ручьи. От влаги земля разбухает, а потом щедро раздает её травам, цветам, деревьям. Тропический ливень недолог, но после него в саванне всё оживает.

Хорошо, что мы взяли зонт. Ну, вот дождь и закончился. А сейчас посмотрите на свои оставшиеся картинки и отберите только животных саванны и расскажите о них.

Ответы детей: В Африке бегемотов называют гиппопотамами, что означает «речная лошадь». Однако на резвую лошадь толстый и ленивый бегемот вовсе не похож, разве что когда резвится в воде.

Жираф- самое высокое животное в мире. На длинной шее жирафы гордо несут маленькую, грациозную голову с двумя рожками.

Леопард- большая, красивая и смышленая кошка. Шерсть у леопарда желтая, в черных пятнах. В тропическом лесу, сливаясь с кустарниками и солнечными бликами, он почти незаметен.

Лев -  издавна зовётся царём зверей. И неспроста: грива у льва густая, темно-золотистая.

Зебра - дикая степная лошадь. Зебры пасутся в саваннах небольшими табунами.

 Слон - самое крупное и тяжелое сухопутное животное на земле. У него огромные, похожие на паруса уши, ноги как толстые бревна, огромные бивни и длинный хобот. И.д.

Воспитатель: На какие группы можно разделить животных?

Дети: Хищники и травоядные.

Воспитатель: Назовите травоядных животных, хищных животных.

Ответы детей: Травоядные : слон, жираф, антилопа, зебра, носорог. И т.д.

Хищные: лев, гепард, леопард и т.д.

Воспитатель: Продолжим наше путешествие по Африке и отправимся в тропический лес, но сначала отдохнем.

Физминутка «Мы деревья»

Мы – деревья, (дети покачиваются)
Наши ноги – корни, 
(руки опущены)
Тело – ствол большой и сильный. 
(проводят руками по телу снизу вверх)     
Наши ветки ветер клонит. 
(покачивают из стороны в сторону поднятые вверх руки)
Пляшут ветви в небе синем. 
(быстро машут руками, встряхивают ими)

Воспитатель:  Как по-  другому его называют?

Дети: Джунгли

Воспитатель: Каким цветом он отмечен на карте?

Дети: Зеленым

Воспитатель: (картинка)

Здравствуй лес, дремучий лес.

Полный сказок и чудес,

Ты о чем шумишь листвою,

Что нам шепчешь на заре.

Что в глуши твоей таится,

Что за зверь, какая птица.

Всё открой не утаи,

Ты ведь знаешь мы свои.

Дети, давайте с вами вспомним правила поведения в лесу.

Ответы детей:

Не оставлять мусор в лесу.

Не ломать ветки и деревья.

Не разорять птичьи гнезда и муравейники.

Не разжигать костры, беречь лес от пожара.

Воспитатель: В обычный лес войти очень просто. А вот тропический лес все свои входы  выходы наглухо закрывает. Шаг в сторону с дороги нельзя сделать. Джунгли называют многоэтажным домом.

А что это за этажи и сколько их мы сейчас и узнаем.

Первый этаж: бамбук.

Второй этаж:

Высокие деревья

Третий этаж: лианы

Четвертый этаж: гигантские деревья (показ картинок)

В любом доме живут жильцы. И в нашем тоже. Как вы думаете, кто же может жить на 1 этаже?

Ответы детей:… Змеи, насекомые.

Воспитатель: На 2 и 3 этаже?

Ответы детей:… обезьяны, попугаи

 На 4 этаже?

Ответы детей:… стервятники, орлы скоморохи, грифы

Воспитатель: Расположите их  в джунглях. Молодцы! А сейчас предлагаю вам немного отдохнуть

Физминутка «Медвежата в чаще жили»

Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так, вот так – головой своей крутили (Поворачиваем голову вправо и влево)
Медвежата мёд искали
Дружно дерево качали
Вот так, вот так – дружно дерево качали (наклоны туловищем вправо и влево)
И в развалочку ходили
И из речки воду пили
Вот так, вот так и из речки воду пили (Наклоны вперёд)
А ещё они плясали! Дружно лапы поднимали!
Вот так, вот так кверху лапы поднимали! (Поднимаем попеременно ручки)
Вот болотце на пути! Как его нам перейти?
Прыг да скок! Прыг да скок! Веселей скачи дружок! (Прыжки вверх)

Воспитатель: Как называют жителей Африки?

Ответы детей: Африканцами. (картинка)

Воспитатель: А еще африканцев за их маленький рост называют пигмеями.  (картинка) Только в тропическом лесу пигмеи чувствуют себя хорошо. Они живут на одном месте, а не перебираются с места на место. Вещей у них почти нет. Свои дома – хижины строят быстро. Как вы думаете из чего можно сделать в тропическом лесу постель? Одежду? Посуду?

Ответы детей: Из тростника, кокосов.

Воспитатель: На кого они охотятся?

Ответы детей: Тигров, слонов, леопардов и т.д.

Воспитатель: А, что они употребляют в пищу?

Ответы детей: Бананы, апельсины, финики.

Воспитатель: А после охоты все отдыхают, играют, пляшут, играют на барабанах. И я приглашаю вас отдохнуть и потанцевать.

Танец «Чунга – чанга»

(звонок)

Маугли:

Это я Мауги, ребята извините меня, что я не смог вас встретить, я из болота тащил бегемота. Ох, и не легкая эта работа. От имени всех животных Африки хочу выразить вам благодарность, что вы не оставили нас в беде и помогли. А за это я выслал вам посылку с подарками. До свидания! До новых встреч!

Воспитатель: Ну, что же ребята пришла пора нам возвращаться в д/сад. Пилот самолет готов к полету?

Пилот: Готов, проходите в самолет.

Борт- проводница: Пристигните ремни безопасности.

(звучит музыка)

Воспитатель: Ну, вот мы и вернулись в д/сад. Вам понравилось наше путешествие?

Ответы детей:…

Воспитатель: А, что же мы с вами сегодня делали?

Ответы детей:…

Воспитатель: А, что вам особенно запомнилось?

Ответы детей:…

Воспитатель: Ой, ребята, а помните, Маугли сказал, что выслал нам посылку, посмотрите, где же она?

Дети: Вот она.

Воспитатель: Смотрите это же целая посылка бананов.  Угощайтесь.

 

 

 

 

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 №» «Малышок» пгт. Новомихайловский

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект проведения занятия в подготовительной группе.

Тема: «Знакомство дошкольников с вулканом»

 

 

 

Воспитатель: Корженивская Е.В.


 

Цель: Познакомить детей с природным явлением – вулкан.

Программное содержание:

-познакомить детей с вулканом, как явлением неживой природы;

-формировать интерес к неживой природе;

-развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов

- поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;

- развивать аккуратность, взаимопомощь.

-воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру.

Словарная работа: лава, магма, кратер, жерло.

Материал:  поддоны, пластилин, доски для лепки, сода, сок лимона, сок красной свёклы, моющая жидкость, чайные ложки.

Ход занятия:

Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о вулканах. А кто из вас знает, что такое вулкан?

( Ответы детей.)

Воспитатель. Вулкан - это гора, внутри которой горные породы еще не остыли, и поэтому они периодически извергаются, изливая на поверхность земли кипящую лаву. Такое название эти горы получили в честь римского бога огня и металла Вулкана. Послушайте, я расскажу вам одну легенду.

   «Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами».

Воспитатель. Вот такая интересная легенда. Давайте, ребята, рассмотрим с вами картинки с изображением вулканов. Посмотрите, это на вид обычная гора называется она спящий вулкан, а это та же самая гора только с извергающейся из нее лавой, огнем, дымом, пеплом – это действующий вулкан.  А ещё я вам принесла  макет гор (изготовлен из пустых бутылочек, стаканчиков от йогурта и монтажной пены – одна гора с ледником, другая – вулкан, между ними горное озеро.)

Давайте вместе рассмотрим его.

Что вы видите на макете?

(Ответы детей)

Воспитатель. На что похож вулкан?

Дети:   Похож на пирамиду, конус.

Воспитатель: Правильно, ребята,  вулкан конусообразной формы. Обратите внимание на его верхнюю часть, на что она похожа?

Дети: На большую яму, воронку.

Воспитатель :  Верно. Кто знает,  как называется эта часть вулкана?

Предположение детей.

Воспитатель. Вершина горы, из которой извергается вулкан, называется  кратер вулкана.

Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Внутри Земля очень горячая. Жар расплавляет горные породы, и они находятся там в жидком состоянии. Этот жидкий камень заключен в огромный подземный пакет. Огненная масса называется магмой. Жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. Когда лава вырывается наружу, то говорят, что вулкан извергается, то есть происходит извержение вулкана.

Захотел вулкан чихнуть-

Поднялось давленье.

Через жерло магма в путь

Пустилось в приключенье.

Пронеслось по жерлу вверх,

Прорвалось наружу

С шумом треском из прорех

Разлилась. О, ужас!  (С. Белокурова-Видерхольд)

Воспитатель. Ребята, а вы хотели бы  хоть одним глазком взглянуть на извержение вулкана…

Ответы детей.

Воспитатель. Тогда я вам сейчас покажу.

Показываю видео.

Воспитатель.  А как вы думаете, сейчас в группе мы сможем сделать извержение вулкана?

Ответы детей.

Воспитатель. Я думаю, сможем. А что же нам для этого понадобится сначала?

Предположение детей.

Воспитатель:  Прежде всего, нам необходим сам вулкан. Сделаем?

Ответы детей.

Воспитатель. Тогда  приступим.

Разделите пластилин на 2 части. Одну половину расплющите (это будет основание), а из другой слепите  конус, вверху надо сделать углубление (кратер и жерло вулкана)

Соедините обе части. Перенесите вулкан на круглую картонку, которую мы поместим  на большой поднос. А как вы думаете, из чего можно сделать лаву?

Предположение детей

Воспитатель. А Лаву мы сделаем так. Я помещаю в банку одну чайную ложку соды, немного красной гуаши и 5 капель моющей жидкости.  Я добавляю 5 капель лимонного сока. Посмотрите, что происходит? Хотите попробовать повторить этот опыт сами?

Дети сами готовят состав лавы.

Воспитатель:

- Ребята, а давайте попробуем «запустить» наш вулкан и посмотрим, что у нас получится.

Воспитатель готовит раствор и заливает его в «жерло» вулкана. Наблюдаем «извержение» вулкана.

Воспитатель:

- Ребята, разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они как- будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает, лава  вытекает «спокойно». У нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах.

Воспитатель. Наше занятие заканчивается, и  в заключении я предлагаю вам разгадать кроссворд, который называется «Вулкан»

Кроссворд "Вулкан"

1. Она горячая и красная, стекает по вулкану.

2.Вершина, из которой извергается вулкан.

3. “Труба” внутри вулкана.

4. Раскаленное море глубоко под землей.

Воспитатель.

Отгадайте загадку.

Пока спит гора – молчит

Как проснётся - зарычит.

Ответы детей.

 

Воспитатель. Сегодня вы познакомились с вулканом, с его частями, знаете теперь, как происходит извержение вулкана. Вы были активны и внимательны. Большое вам спасибо. До свидания.

 

 

 

 

Игры для развития речи дошкольников

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство. Их наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов: “ апиед “ вместо велосипед), неправильное ударение и пр. 

На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив еще и голос младших дошкольников: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно, если не уверенны в правильности произношения), другие - крикливо. Педагог обращает внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко), учит детей различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами.

Предлагаемые ниже игры могут быть использованы для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, учить малышей соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-двух -, а также трех-четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания. 

Угадай, что звучит.
Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма.
Воспитатель показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» - спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т.д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название. 

Чудесный мешочек.
Наглядный материал: мешочек, мелкие игрушки, изображающие детенышей животных: утенок, гусенок, цыпленок, тигренок, поросенок, слоненок, лягушонок, котенок и пр. 
Все перечисленные выше игрушки сложены в мешочек. Воспитатель, держа мешочек, подходит к детям и, говоря, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, показать ее всем и громко назвать. Педагог добивается, чтобы дети правильно и внятно называли игрушку. Если кто-либо затрудняется ответить, воспитатель подсказывает ему. 

Следующие игры и упражнения помогают обучить детей правильному произношению определенных звуков в словах, помочь им чисто, отчетливо выговаривать слова с этими звуками. 

Магазин.
Наглядный материал: игрушки, в названиях которых есть звуки м - мь, п - пь, б- бь(матрешки, машина, мишка, поезд, пушка, Петрушка, барабан, балалайка, Буратино, собака, белка, кукла и пр.)

Педагог расставляет на столе игрушки и предлагает детям поиграть. “Я буду продавцом”, - говорит он и переспрашивает: «Кем я буду?” Дети отвечают. “А вы будете покупателями. Кем вы будете?» - «Покупателями”,-отвечают дети. “ Что делает продавец?» - «Продает”.-“Что делает покупатель?» - «Покупает”. Воспитатель показывает игрушки, которые он собирается продавать. Дети называют их. Затем педагог приглашает к столу одного ребенка и спрашивает, какую игрушку он хотел бы купить. Ребенок называет, например, мишку. Воспитатель соглашается продать, но предлагает попросить вежливо, при этом слово пожалуйста выделяет голосом. Воспитатель дает игрушку и одновременно может спросить ребенка, для чего ему нужна эта игрушка. Ребенок отвечает и садится на место. В магазин приглашается следующий. И так до тех пор, пока все предметы не будут распроданы.
Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки м - мь, п - пь, б- бь в словах, отчетливо выговаривали слова с этими звуками. 

Можно ездить или нет.
Наглядный материал: коробка и картинки с изображением средств передвижения, а также других предметов имеющих в названии звук с (сь): санки, самолет, велосипед, самокат, троллейбус, автобус, стул, стол, сапог и др.
Дети по очереди вынимают из коробки картинки; каждый показывает свою группе, называет изображенный на ней предмет и говорит, можно ездить или нет. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки с (сь) в словах, отчетливо выговаривали слова с этим звуком. 

На прогулку в лес.
Наглядный материал: игрушки (собака, слон, лиса, заяц, коза, гусь, цыпленок, курица, корзина, блюдце, стакан, автобус и др., в названиях которых имеются звуки с (сь), з (зь), ц. 
Воспитатель выставляет игрушки на столе и просит детей назвать их. Затем он предлагает детям отправиться на прогулку в лес и взять с собой игрушечных животных. Малыши выбирают нужные игрушки, называют их, сажают в машину и отвозят в определенное заранее место. Педагог следит, чтобы дети верно отбирали предметы, внятно и громко называли их, правильно произносили при этом звуки с (сь), з (зь), ц. 

Скажи, как я.
Цель: учить детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать слуховое восприятие (различать степень громкости произнесенных слов).
Педагог предлагает детям внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить (повторять) их так же. Воспитатель следит за тем, чтобы дети произносили слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости. 
Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в произношении которых дети испытывают затруднения. 

В среднем дошкольном возрасте у детей значительно улучшается произношение. Они реже допускают пропуски и замену звуков, способны сохранять слоговую структуру даже в многосложных словах; окреп и стал более подвижным их артикуляционный аппарат, более развитым стало слуховое восприятие, фонематический слух. 
Задача педагога на этом этапе учить детей внимательно слушать речь окружающих, подбирать слова похожие по звучанию (ложка-кошка, мошка и т.д.), вычленять из ряда слов только те, в которых есть заданный звук, узнавать знакомый звук в названиях игрушек, предметов или подбирать игрушки и предметы, в которых есть этот звук и т.д. Одновременно воспитатель ведет работу по уточнению и закреплению правильного произношения отдельных звуков. Особое внимание при этом уделяется правильному произношению в словах группы свистящих (с, сь, з, зь, ц), шипящих (ж, ш, ч, щ), сонорных (л, ль, р, рь,).

К концу пребывания в средней группе многие дети усваивают и правильно произносят все звуки родного языка. Но если ребенок испытывает затруднения в выполнении перечисленных заданий, педагог может использовать предлагаемые ниже игры и упражнения. Их цель - развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова похожие по звучанию правильно ставить ударение. 

Возьми игрушку.
Наглядный материал: игрушки или предметы, названия которых состоят из трех-четырех слогов (крокодил, Буратино, Чебурашка, Дюймовочка и пр.). 
Дети сидят полукругом перед столом, на котором разложены игрушки. Воспитатель шепотом называет один из предметов, лежащих на столе, рядом сидящему ребенку, то так же, шепотом, должен назвать его соседу. Слово передается по цепочке. Ребенок, который услышал слово последним, встает, подходит к столу, отыскивает данный предмет и громко называет его. Педагог следит, чтобы все дети, произнося слова шепотом, выговаривали их достаточно отчетливо. 

Выдели слово.
Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук з (песня комарика) и звук с (песня водички). Ответы могут быть групповыми и индивидуальными. Для индивидуальных ответов рекомендуется вызывать тех детей, у которых недостаточно сформирован фонематический слух, а также тех, кто неправильно произносит эти звуки. 

Подбери похожие слова.
Педагог произносит слова, близкие по звучанию: кошка- ложка, ушки- пушки. Затем он произносит слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно подбирали слова, произносили их внятно, чисто, громко. 

Угадай, где кружки, а где кружки.
Наглядный материал: две кружки и два кружка.
Педагог показывает детям кружки и кружки, называет их и просит повторить. Когда они усвоят эти слова, воспитатель держит кружки над кружками и спрашивает, что находится сверху, а что снизу. Дети отвечают. Потом педагог меняет местами предметы и снова спрашивает, где находятся кружки, а где кружки. Дети дают полный ответ. 
Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно указывали, где какой предмет находится, и четко выговаривали слова. 

К моменту перехода в старшую группу дети могут произносить практически все звуки (их артикуляционный аппарат уже готов к произношению даже самых трудных звуков). Но педагог по- прежнему уделяет серьезное внимание развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата детей, он учит их различать звуки на слух и правильно произносить их (с- з, с- ц, ш- ж, ч- щ, с- ш, з- ж, ц- ч, с- щ, л- р). С этой целью проводится ежедневно артикуляционная гимнастика, а также работа по устранению недостатков произношения.

Пятилетние дети способны определить на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа. 
Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки с и ц, с и ш, ш и ж и другие.
Для развития фонематического восприятия, умения вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать определенные пары звуков предлагаются детям этого возраста игры, направленные на подбор слов с заданными звуками, или упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

Цель приведенных ниже игр и упражнений - развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с - з, с - ц, ш - ж, ч - щ, с - ш, з - ж, ц - ч, с - щ, л - р), правильно выделять во фразах нужные слова. 

Найди и назови нужное слово.
Воспитатель предлагает выделять и называть только те слова, в которых есть заданные звуки.
звук "C"
Папа купил Лене санки.
По дороге движется автобус.
Весной оживает природа.
Домик над рекою, Светлой полосою 
В окнах огонек, На воду он лег.
(А. Плещеев. “ На берегу”) 
звук "З"
На двери висит замок.
На небе появились грозовые тучи.
Почему собака лает
На того, кого не знает?
Потому она и лает – 
Познакомиться желает.
(А. Власов. “Почему?”)

Далее используются отрывки из стихотворений и предложения со всеми приведенными выше парами звуков. 

Кто лучше слушает?
Вариант 1.
Воспитатель вызывает к себе двух детей. Ставит их спиной к друг другу, боком ко всей группе, и дает задание: “ Я буду называть слова, а Саша будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова со звуком ш. Какой звук? А Лариса будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова, в которых есть звук "ж". Еще раз предлагается детям повторить, кто и когда должен поднимать руку. Дети подсчитывают количество правильных ответов, отмечают ответы неверные. Педагог с небольшим интервалом называет слова (всего 15 слов: 5 – со звуком "ш", 5 – со звуком "ж", 5 – где нет этих звуков). Прелагается примерно такой набор слов: шапка, дом, жук, лиса, ежик, кошка, тарелка, вешалка, лыжи, карандаш, бочка, ножницы, замок, лужа, крыша.
Все следят за тем, правильно ли ребята выполняют задание, исправляют ошибки, указав на заданный звук в слове или на отсутствие его. В конце дети называют ребенка, который был наиболее внимательным, верно выделил все слова и ни разу не ошибся.
Вариант 2.
Воспитатель вызывает двух детей: один из них должен поднимать руку на слова со звуком "ш", другой – со звуком "ж". Предлагает остальным детям называть слова, в которых встречаются эти звуки. В конце игры дети называют победителя.
Вариант 3. Педагог предлагает двум детям подбирать слова: одному со звуком "ш", другому – со звуком "ж". Выигрывает тот, кто больше назовет слов, не допустив ни одной ошибки в произношении.
То же можно проделывать и с другими парами звуков. 

Слова могут звучать громко и тихо.
Цель – развивать голосовой аппарат и речевой слух: учить детей различать на слух громкость и скорость произнесения слов и фраз, поупражняться в произнесении слов и фраз с различной громкостью и скоростью.
Дети заучивают чистоговорку (с учетом отрабатываемого звука). Например, при дифференциации звуков "л" – "ль" можно использовать такую фразу: 
В уголок Аленка села,
У Аленки много дела.

Воспитатель предлагает произнести чистоговорку сначала шепотом, затем тихим голосом, а потом громче обычного. 
В качестве упражнений для развития голосового аппарата при произнесении фраз с различной громкостью, кроме чистоговорок, можно использовать отрывки из стихотворений, потешки, считалки, скороговорки.
Аналогично проводится игра “Слова могут звучать быстро и медленно”. 

На седьмом году жизни звукопроизношение детей мало чем отличается от произношения взрослых, хотя у отдельных детей отмечаются недостатки. Малая подвижность артикуляционного аппарата или отклонения в его строении (например, неправильный прикус) являются наиболее частой причиной дефектов произношения. Такие дети, как правило, нуждаются в дополнительных логопедических упражнениях. Особое внимание педагог уделяет выработке у детей четкого и внятного произнесения слов, фраз, умению дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по звучанию или произношению: звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие, свистящие и шипящие. При этом воспитатель следит за тем, чтобы дети четко и правильно произносили изолированные звуки.

Цель данных ниже игр и упражнений – развивать фонематическое восприятие, элементы звукового анализа: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний звук. 

Какой звук есть во всех словах?
Воспитатель произносит три-четыре слова, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук "ш". Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи – "ж"; чайник, ключ, очки – "ч"; щетка, ящик, щавель – "щ"; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – "сь"; коза, замок, зуб – "з"; зима, зеркало, вазелин – "зь"; цветок, яйцо, курица – "ц"; лодка, стул, лампа – "л"; липа, лес, соль – "ль"; рыба, ковер, крыло – "р"; рис, крепость, букварь – "рь".
Педагог следит, чтобы дети четко произносили звуки, правильно называли твердые и мягкие согласные. 

Назови первый звук в слове.
Воспитатель показывает игрушку, например, Буратино и предлагает определить, с какого звука начинается его имя. После ответов педагог дает задание детям определить, с какого звука начинаются имена их соседей, название тех или иных животных, предметов. Обращает внимание на то, что звуки надо произносить четко (нельзя произносить слоги "зе" в слове Зоя, "вэ" – в слове Вадик). 

Назови последний звук в слове.
Наглядный материал: картинки (автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол, дверь, самовар, кровать, бегемот и др.)
Воспитатель показывает картинку, просит назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. При этом обращается внимание на четкое произношение изолированных звуков, дифференцирование твердых и мягких согласных (в слове дверь последний звук "рь", а не "р"). Когда все картинки будут рассмотрены, педагог предлагает отложить в одну сторону картинки, на которых названия предметов заканчиваются на твердый согласный, в другую – на мягкий. Детям, которые не четко произносят звуки, предлагается отчетливо произнести согласные звуки в конце слова. 

Подумай, не торопись.
Воспитатель предлагает детям несколько заданий на сообразительность и одновременно проверяет, как они научились слышать и выделять определенные звуки в словах: 
Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…)
Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – "ш". (Карандаш, камыш…)
Какое получится слово, если к "но" - прибавить один звук? (Нож, нос…)
Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука "м". (Мама моет Машу мочалкой.)
Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук "у". (Бумага, дудочка, Буратино…)

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе

Дети знакомятся с вулканом, его частями, самостоятельно проделывают опыты....

Конспект занятия по познавательно - речевому развитию в подготовительной группе "Родословная - старинная русская традиция"

Закрепить имеющиеся у детей знания о родственных отношениях; формировать элементарные представления о том, что такое род, родословная; о происхождении фамилий, о традициях и обычаях; воспитывать...

Конспект занятия по познавательно – речевому развитию в подготовительной группе Тема: «Этот загадочный мир»

Данный конспект поможет детям узнать об особенностях географического положения Африки, о животных Африки занесенных в красную книгу . Дети увидят разнообразие и красоту Земли. Научатся составлять расс...

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе «Маша в лесу»

Занятие по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе на основе сказки «Маша в лесу», с применением опытов....

Конспект занятия по познавательно- речевому развитию в подготовительной группе на тему " Путешествие в волшебный лес"

В конспекте представлены задания и игры на закрепление знаний о времена года....