Конспект НОД по образовательной области "Познание": "Образ Бабушки-Яги"
план-конспект занятия (развитие речи, старшая группа) на тему
Уважаемые педагоги! Предлагаю вашему вниманию конспект непосредственно- образовательной деятельности по образовательной области «Познание»: «Образ Бабушки- Яги». Конспект составлен в соответствии с ФГТ, актуален в связи с личностно- ориентированной моделью образования. Дети знакомятся с национальной русской ценностью - образом Бабушки- Яги, учатся на примере сказочных персонажей различать и понимать характер эмоционального состояния людей, дифференцировать поступки сказочных героев и давать им моральную оценку. Интеграция образовательных областей позволяет сочетать разнообразные виды деятельности- дети рисуют портрет Бабушки-Яги, танцуют и поют частушки, играют в игры, изображают эмоциональные состояния сказочного персонажа, рассматривают иллюстрации к сказкам, картины художников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_na_sayt_obraz_baby_yagi.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
по образовательной области познание
старшая группа
Тема: «Образ Бабы-Яги»
Вид игровой обучающей ситуации (ИОС): проблемная ситуация.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».
Форма деятельности: совместная деятельность взрослых и детей.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, музыкально-художественная, двигательная.
Программные задачи:
«Познание».
- Познакомить с национальной русской ценностью – образом Бабы-Яги.
- Развивать познавательный интерес к сказочным персонажам.
- Знакомить с русскими народными сказками, в которых сказочные персонажи выступают в роли «учительницы», «советчицы».
- Способствовать усвоению и пониманию пословиц о добре.
«Коммуникация».
- Развитие свободного общения с взрослыми и детьми.
- Воспитывать культуру речевого общения.
- Обогащать словарный запас детей: «ягать», «ковёр-самолёт», «меч-кладенец», «сапоги-скороходы».
- Упражнять в выражении противоположных эмоциональных состояниях (весёлый-грустный).
«Социализация».
- Продолжать формировать умение на примере сказочных персонажей различать и понимать характер эмоционального состояния людей.
- Формировать умение дифференцировать поступки сказочных персонажей и давать им моральную оценку.
«Художественное творчество».
- Формировать умение находить различные средства выразительности для передачи эмоционального состояния образа.
- Подводить к образному выражению содержания.
- Способствовать эмоциональной оценке своих работ и рисунков сверстников, созданию радостной атмосферы при восприятии рисунков.
«Чтение художественной литературы».
- Развивать умение выделять сюжет и основную идею произведения.
- Рассматривание иллюстраций с изображением сказочного персонажа с целью отображения образа Бабы- Яги в рисунках детей.
Форма проведения ИОС: игра-беседа
Материалы: ноутбук, магнитофон, слайды: иллюстрации сказочного образа к русским народным сказкам образа Бабы- Яги.
Раздаточный материал:
-листы белой бумаги 20 x 30 см;
-краски акварельные;
-вода в стаканчиках;
-кисти;
-салфетки.
Предварительная работа:
1.Чтение русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Кощей – Бессмертный и Елена-
Краса», «Царевна- Лягушка», «Финист – Ясный сокол», «Сестрица Алёнушка и братец
Иванушка» и др.
2. Дидактические игры «Путешествие в сказку».
3. Беседы «Моя любимая сказка», «Мой самый любимый сказочный персонаж».
4. Рассматривание в групповой библиотеке иллюстрированного материала с изображением
Бабы-Яги.
5. Игры-драматизации с куклами в повседневной жизни.
6. Ознакомление детей с мудрыми пословицами и поговорками.
7. Посещение в музее прогимназии выставки «Игрушки наших родителей».
8.Участие в развлечении «В гостях у сказки»».
Описание игровой обучающей ситуации
I. Самостоятельная игровая деятельность детей.
Воспитатель (обращается к детям, играющим в куклы):
Ребята, я смотрю, вы так интересно играете в куклы? А как называется ваша игра?
(Интересуюсь названиями кукол, их именами).
А почему у вас кто-то плачет? (поисковая деятельность детей).
(Дети находят на полке куклу Бабы- Яги)
Ребята, посмотрите, да это же Баба-Яга плачет! Как же её успокоить, что нужно сделать?
(дети успокаивают, предлагают варианты решения ситуации)
Правильно ребята можно спросить Бабу-Ягу что у неё случилось и помочь её горю.
Спросите что произошло?
(дети спрашивают у Бабы- Яги, она рассказывает им свою проблему)
Баба- Яга: Здравствуйте деточки, сладенькие, вкусненькие!
Воспитатель: Ой, не пугай детей Баба- Яга! Лучше расскажи, что у тебя случилось?
Баба- Яга: В этом то вся и моя проблема. Не могу я по-другому общаться с людьми, вот они меня и бояться, злой называют, недоброй, а мне обидно я ведь совсем в душе ни такая, понимаете.
Помогите мне, пожалуйста, разобраться в своих поступках, что я делаю не так.
Воспитатель: Ну что ребята поможем Бабушке- Яге? (ответы детей)
Слушай и запоминай, мы постараемся с ребятами помочь твоей проблеме, посмотришь на себя со стороны и тогда поймёшь, что ты делаешь не так.
Хотите ребята, помочь, показать какая Баба-Яга бывает?
II. Рассказ-беседа.
Воспитатель: Дети, а вы знаете, почему Бабушку-Ягу так зовут?
Название «Баба- Яга» произошло от древнего слова «ягать», то есть кричать, ругаться. Ребята, а какие поступки чаще всего совершает Баба- Яга? (ответы детей)
Правильно злые, недобрые, вредные, плохие. Хотите показать злую Бабу-Ягу, она кричит: «у-у-у», топает ногами, клацает зубами, хмурит брови, руками машет, прыгает (дети выполняют движения и жесты- тренинг эмоций).
Воспитатель: Ребята, хотите подразнить Бабу-Ягу, поиграть с ней в игру, которая так и называется «Бабка-Ёжка».
III. Физкультминутка «Бабка-Ёжка»
(подвижная игра «Бабка-Ёжка»)
Воспитатель: Дети, вам понравилась злая Баба-Яга?
А тебе Бабушка-Яга понравились твои плохие поступки?
Баба- Яга: Ой, нет что-то очень некрасиво смотрится это со стороны. Надо срочно поступать по-другому.
Воспитатель: А ведь Бабушка –Яга не всегда была злой, она была доброй, добрая дарительница, учительница её называли. Яга- дарительница принимала героя, иногда испытывала его и вручала ему чудесного огнедышащего коня, богатые дары, чудесные предметы (сапоги-скороходы, ковёр-самолёт, меч- кладенец и многие другие предметы).
Ребята, а в каких сказках встречается образ Бабы-Яги? (ответы детей)
(«Гуси-лебеди», «Кащей- Бессмертный и Елена –Краса», «Царевна-Лягушка», «Финист-Ясный сокол», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка и др.)
Послушайте отрывки из сказок, где Бабушка- Яга выступает в роли учительницы, советчицы («Царевна-Лягушка», «Кащей- Бессмертный и Елена –Краса»).
(воспитатель читает отрывки из сказок, демонстрируются слайды из сказок)
Воспитатель: Теперь вам понятно, почему Бабу-Ягу называли учительница, дарительница? Почему?
(ответы детей)
Ребята, пожилые, мудрые люди всегда говорят: «Добро век не забудется».
-А как вы понимаете эту мудрую пословицу? (ответы детей)
-А как Бабушка-Яга понимает?
Баба- Яга: Ой, ежели ко мне с добром, так я же и баньку истоплю, и накормлю, и спать уложу, и совета доброго скажу. Это с виду я такая злая, а в душе я добрая!
Воспитатель: Ребята, хотите изобразить веселую Бабушку-Ягу, чтобы ей было приятно? (ответы детей)
Динамическая пауза.
Тренинг эмоций: «Весёлая Баба-Яга»
(дети изображают с помощью мимики весёлую Бабу-Ягу)
Воспитатель: Хотите дети потанцевать с Бабушкой-Ягой?
Баба- Яга: Ой, и я хочу танцевать, а ещё лучше я буду петь веселые частушки, а вы танцевать, всем тогда будет весело!
/звучат частушки и мультфильма «Летучий корабль» /
Воспитатель: Ребята, а как можно ласково назвать Бабу-Ягу? (Бабулечка-Ягулечка)
Посмотрите, я вам предлагаю посмотреть на картинки с изображением Бабы-Яги и определить, какое настроение на картинках (сердитое, весёлое, грустное).
Какое настроение Бабы-Яги вам больше всего понравилось? И почему? (ответы детей)
IV. Подготовка детей к продуктивной деятельности.
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами видели Бабушку-Ягу в разных эмоциональных состояниях - весёлую и грустную, добрую и злую. Какая вам понравилась больше всего? (ответы детей) Какой ты, Бабушка-Яга хочешь быть?
Баба- Яга: Конечно же, доброй, весёлой, а ещё я знаю, вы умеете хорошо рисовать, и я хочу попросить вас ребята нарисовать мне мой портрет на память.
Воспитатель: Нарисуете портрет Бабушке-Яге? (ответы детей)
IV. Продуктивная деятельность детей
Рисование портрета Бабы-Яги. На доске изображены разные виды носов (ровные, с горбинкой, прямые, курносые), бровей (дугой, прямые, изогнутые, треугольником), губ (улыбаются, грустные). Предлагается силуэт, дети рисуют черты лица, изображая эмоции.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какие черты лица можно нарисовать на портрете, вам нужно выбрать и изобразить ту Бабушку-Ягу, какая вам больше всего нравится.
V. Открытый выход из деятельности.
Воспитатель: Ребята, художники, когда рисовали свои портреты, то выставляли их на выставках, или дарили людям, с которых рисовали портрет. А вы что будете делать с такими красивыми портретами? (ответы детей)
VII. Рефлексия.
Дети, если вы решили подарить портрет Бабушке-Яге, то можно подарить его и объяснить, почему вы нарисовали ту или иную Бабушку-Ягу?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фрагмента занятия театрализованного кружка на тему "Образ бабушки" для детей старшего дошкольного возраста"
Занятие театрализованного кружка проводилось для слушателей курсов повышения квалификации (воспитателей с учительским образованием). С детьми заранее не репетировалось. Была проведена предварительная ...
КонспектНОД
Конспект НОД "Дары Осени"...
КонспектНОД по развитию речи во 2 младшей группе "Испорченное настроение"
Учить детей определять не только свое личное состояние, но и состояние окружающих людей....
Познание ФЭМП старшая группа. КонспектНОД "Спасатели, вперёд!"
Закреплять умение делить целое на две равные части, совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта в пределах 6...
КонспектНОД в младшей группе Тема: «Путешествие на лесную полянку» Воспитатель Койносова Е.С. МАДОУ ЦРР детский сад №14 город Кропоткин
КонспектНОД в младшей группеТема: «Путешествие на лесную полянку» Воспитатель Койносова Е.С.МАДОУ ЦРР детский сад №14 город Кропоткин...
КонспектНОД в младшей группе Тема: «Путешествие на лесную полянку»
КонспектНОД в младшей группеТема: «Путешествие на лесную полянку»...
КонспектНОД "Редкие животные"
конспект...