Конспект занятия по коммуникации «Волшебная табличка»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Шихшабекова Залина Магомедкамиловна

Конспект занятия по коммуникации «Волшебная табличка» (закрепление примет времен года: зимы и весны, с применением мнемотаблиц).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razvitiyu_rechi.docx33.36 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО                                                                                                                                                                                                                                                               РАЙОНА  МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ       УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «БЕЛОЧКА»

Г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

Тема: «Волшебная табличка»

Цель:

  1. Закрепить приметы времен года: зимы и весны; учить  узнавать их по мнемотаблицам.
  2. Учить ориентироваться по схеме.
  3. Развивать логику, внимание, мышление.  
  4. Развивать связную речь.
  5. Воспитывать привычки культурного поведения и общения друг с другом; обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками  и взрослыми.

Оборудование:  

  1. Мнемотаблица «Зима» (заполненная).
  2. 3 незаполненные мнемотаблицы  для групп детей.
  3. Мольберт  или доска  (для  воспитателя).
  4. Сказочный персонаж Незнайка (кукла  би- бо-бо или младший воспитатель в роли Незнайки).

Методы и приемы:

Словесные:  - беседа;

- объяснение;

- вопросы;

- использование физминуток, загадок.

Наглядные: - рассматривание иллюстраций о временах года (зима, весна).

                       - рассматривание мнемотаблицы «Зима».

Игровые:   - игра «Собери свой цветок».

Практические: - заполнение мнемотаблицы «Весна».

Приемы привлечения внимания детей: - сказочный персонаж.

         Ход занятия:

На мольбертах иллюстрации времен года зима, весна.

В гости к детям  приходит Незнайка.

Незнайка: Здравствуйте ребята.

Дети: Здравствуйте.

Незнайка:  Вы меня  узнали, я самый, самый умный, умнее  вас всех.

Воспитатель:    Ребята вы знаете  кто это?

Дети: Незнайка.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы  с вами проверим,  насколько умен наш гость Незнайка, и  на  самом ли деле он такой  умный.

Дети  садятся  полукругом и к ним присоединяется   Незнайка. Воспитатель задает   вопросы.

Воспитатель:  Скажи,  пожалуйста, Незнайка, какое  сейчас  время года?

Незнайка: А- а- а – а,  ну это самый легкий вопрос? Сейчас у нас, ну как же, сейчас, сейчас я вам скажу, а- а – а- а –а,   вспомнил у нас - осень.

Воспитатель: Незнайка, а ты ничего не перепутал?

Незнайка: Конечно, нет, я же самый умный. Вы забыли что ли!

Воспитатель обращается  к детям.

Воспитатель: Ребята, скажите мне, Незнайка правильно ответил на вопрос.

Дети: Нет.

Воспитатель:  Ребята, а какое у нас время года.

Дети: Зима.

Незнайка:   Как зима? А почему  вы так  решили, а?

Дети:  У нас зима, потому что  на улице лежит снег, солнышко светит, но не греет, и еще   мороз рисует на  окнах  узоры.

Воспитатель:  Ребята, скажите, пожалуйста, что мы с вами  делаем на прогулке, чем  мы  занимаемся?

Дети:   Мы на прогулке  любим лепить снеговика,  играть  в снежки, катаемся на санках, на лыжах.

Воспитатель: Ну что Незнайка, а говорил самый  умный, а-я-я-я-я-я-я-й, (обращаясь к Незнайке), как тебе  не стыдно! А говорил, что самый - самый  умный.    

Незнайка:  Я  просто все перепутал, и  забыл тоже. Простите меня  ребята, я больше никогда  не буду  хвастаться  и так себя плохо вести.

Воспитатель: Ребята, а вы любите отгадывать загадки?

Дети:  Да.  

Воспитатель: А ты Незнайка?

Незнайка:  Я ребята не умею  их отгадывать, если я скажу неправильно, вы мне  поможете?

 Дети:  Да, конечно.

Воспитатель  загадывает  загадки.

Воспитатель:  Ни  ведерка, ни кисти, и рук

                           А побелит все вокруг.

Незнайка: Я знаю, знаю, можно я отвечу?

Воспитатель:   Ну что же это?

Незнайка: Это краска.

Воспитатель:  Ребята, а как вы думаете?

Дети: Зима.

Незнайка:  А почему вы так думаете?

Дети:  Потому что когда приходит зима, все вокруг становится  белым от снега: и крыши домов, и   земля, и деревья  зимой надевают  свою красивую  белую  шубку, потому и говорится  в загадке, что побелит все вокруг.

Воспитатель:  Молодцы ребята, а  ты  Незнайка слушай внимательно следующую  загадку:

                                       Двенадцать братьев. Друг за другом бродят,

                                       Друг друга не обходят.

Незнайка: Ой, как это сложно, я прямо таки не знаю.

Воспитатель:  А вы ребята знаете, про что эта загадка?

 Дети: Да,  это месяцы.

Незнайка: Как месяцы, а  причем тогда 12 братьев?

Воспитатель:  Ребята кто объяснит Незнайке эту загадку. Максим, объясни ты, пожалуйста,   Незнайке. ( Обращаясь к  ребенку).

Максим:  В одном году  12 месяцев, поэтому в загадке говорится  о 12 месяцах как о 12 братьях.

Воспитатель:  Ребята, а давайте мы их  назовём  эти месяцы все  вместе.

Дети:  Январь, февраль, март,  апрель,   май, июнь, июль  август, сентябрь

            октябрь, ноябрь, декабрь.

Воспитатель:  Молодцы ребята! Продолжай, Максим, пожалуйста.  

Максим: Каждый месяц  идет друг за другом, и  месяцы не  обходят друг  друга.

Воспитатель: Молодец, Максим!  Ну, теперь ты Незнайка понял?

Незнайка: Да, спасибо тебе Максим  и вам ребята. Я так много узнаю  у вас. Ребята, я слышал, что  бывают зимние месяцы, а вы знаете  какие эти месяцы, ведь месяцев так много?

Дети: Конечно, знаем, это месяцы: декабрь, январь, февраль.

Воспитатель: Правильно ребята, вы у меня такие молодцы! Вы хорошо занимались. Но давайте   мы с вами немного  отдохнём.

Далее проводится  физминутка.

Физминутка:

Рано утром в парк ходили (ходьба на месте),

Там снеговика лепили (махи руками).

А потом с горы катились (волнообразные движение руками),

Веселились и резвились (прыжки).

В Таню кинули снежком (произвольные движение),

В Вову кинули снежком,

В Мишу кинули снежком,

Получился снежный   ком!

Холодно гулять  зимой (киваем головой).

Побежим   скорей  домой (возвращаемся на место).

После физминутки  дети садятся  за столы, и воспитатель раздает детям мнемотаблицу не тему «Зима».

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно,  пожалуйста, на карточки, которые я вам раздала, и скажите мне, пожалуйста, что это изображено на них, кто  скажет?

Воспитатель спрашивает одного из детей.

Ребенок: Здесь нарисованы  снежинки, солнышко, снеговик, лыжи, санки, и  какие то каракули.

Воспитатель  объясняет  детям,  показывая на картинку. (Рисунок 1)

Воспитатель: Посмотрите,  ребята,  на картинку, что изображено в 1 квадратике (показывает квадрат с цифрой1)?

(Воспитатель спрашивает одного  из детей,  кто первым поднял руку).                                                                                                                                                               

Ребенок: Это похоже на  цифру  3, и еще на буковку «З».

Воспитатель: Правильно, а у нас это будет  означать  первый звук в слове зима.

Далее воспитатель вместе с детьми выясняет, что изображено в других квадратиках (во 2 квадратике - солнышко светит мало, и не греет, в 3 квадратике -  зимой идет снег, в 4 квадратике - дуют холодные ветры, поэтому  нарисовали   каракули, на 5 квадратике - метели, в 6-м  квадратике - лепим снеговика, ведь мы с вами  на прогулке лепим снеговика, в 7-м - зимой  катаемся на санках, лыжах, на коньках, в 8-м -  люди  зимой убирают снег).

Воспитатель: Молодцы, ребята!  Вам понравилась волшебная табличка. Как вы думаете, почему она волшебная? (Предположения детей – потому что, табличка нам рассказывает о всех изменениях в природе зимой, и даже про то, что мы любим делать зимой: лепить снеговика на прогулке, кататься на лыжах, на санках, на коньках).

Незнайка: Вот это да! Как это интересно, мне так понравилась это волшебная  табличка, которая называется  мнемотабицей. Надо же - то, что мы  сказали о зиме, уместилось в одной  этой  табличке. А  самое  главное это совсем не сложно.

Воспитатель: Ребята, а вам понравилось разгадывать волшебную табличку.

Дети: Да.

Воспитатель: Кто мне  скажет из вас (воспитатель обращается  к детям),  какой у нас сейчас месяц?

Дети: Февраль.

Воспитатель: Правильно, а следующим какой  месяц идет?

Незнайка: Можно я (тянет руку). 

Воспитатель:  Говори Незнайка

Незнайка: Апрель.

Воспитатель: Ребята, скажите  Незнайка правильно ответил на мой вопрос?

Дети: Нет.

Воспитатель: А какой месяц у нас  идет после февраля?  

Дети: Март.

Воспитатель: Правильно, ребята!  Месяц март  относится к какому  времени года?

Дети: К весне.

Воспитатель: Назовите мне  пожалуйста весенние месяцы?

Незнайка:  А что, у весны тоже есть месяцы ( обращаясь к детям)? 

Дети: Конечно есть!

Незнайка: А какие это месяцы?

Дети:  Март, апрель, май.

Воспитатель:   Молодцы ребята, а что происходит у нас весной в природе?

Дети:    - солнышко светит сильнее и греет,

              - тают сосульки,

             -  бегут ручьи,

            - бывают дожди и грозы,

            - появляются первые цветы,

            - распускаются первые листочки,

            - птицы  возвращаются  к нам  с юга.

Воспитатель:  Молодцы ребята, как много назвали примет весны. А хотите ли вы создать свою волшебную табличку про весенние изменения в природе?  

Дети: Да.

Воспитатель:  Предлагаю вам поделится на 3 группы, каждая группа будет заполнять свою таблицу, в конце задания мы посмотрим, у кого получилось передать приметы весны. Для того, чтобы поделится на группы вам необходимо собрать цветок определенного цвета (воспитатель раздает детям лепестки разного цвета, каждая группа на отдельном столике собирает цветок по цвету серединки цветка, таким образом, определяются группы детей).

Воспитатель  раздает  каждой группе мнемотаблицу, дети, рассуждая и сотрудничая друг с другом,  рисуют приметы весны в мнемотаблице, воспитатель и Незнайка помогают им.  

Воспитатель: Ребята, вы все заполнили таблички, какие вы молодцы. Вы так хорошо поработали, давайте  немного  с вами отдохнём, а потом каждая группа расскажет о приметах весны по своим волшебным табличкам.

(Проводится  физминутка)

Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться (движения под слова физминутки)

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу) .

Воспитатель: Ребята, давайте послушаем, что же у вас получилось?

Незнайка:  Я очень хочу запомнить весенние приметы.

Дети рассказывают по своим мнемотаблицам.

Воспитатель:  Ребята, вы просто молодцы, посмотрите какие красивые, волшебные таблицы о весне вы создали. Вам понравилось быть волшебниками? А давайте подарим Незнайке волшебную табличку о весне!

Незнайка:  Мне так понравилось у вас, сегодня  я так много узнал, спасибо вам большое.  Но мне пора  домой, меня наверное  дома заждался Знайка. Я возьму  волшебную табличку, которая называется  мнемотаблицей  и обязательно покажу Знайке и расскажу, как надо пользоваться  ею и  даже покажу как  самому составить ее. До свидания,  ребята (Незнайка уходит). 

Дети: До свидания!

После занятия, дети  рассматривают и обсуждают  мнемотаблицы  у  друг  друга,  которые сами составили.                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по коммуникации и окружающему миру.

Дошкольное образование в настоящее время претерпевает серьезные изменения, как первое звено образовательной системы. Признается право на различные обра...

Конспект занятия по коммуникации "Зима" для детей старшей группы детского сада

Данный материал содержит конспект занятия по коммуникации для детей старшего дошкольного возраста...

конспект занятия по коммуникации

Формировать умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему...

Конспект занятия по коммуникации для детей с нарушением речи в старшей группе с использованием мультимедийных технологий: "Избушка".

Пересказ сказки с использованием уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных....

Конспект занятия по коммуникации

Цели и задачи:Обогощать речь детей существительными, прилагательными характеризующими признак предмета. Закрепить название зимующих и перелетных птиц; название месяцев, повадки животных домашних...

Конспект занятия по коммуникации в старшей группе ОНР

Составление описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу...