Волшебный мир сказки
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Капралова Татьяна Васильевна

непосредственная образовательная деятельность с детьми старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_mir_skazok_.docx19.94 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

Воспитывать любовь к творчеству А.С,Пушкина. Развивать творческое воображение, навыки групповой работы, умение учитывать ход сюжета, понимание норм культурного общения.

Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции чувства, настроение. Дать понятие о парности нравственных качеств (добрый, злой), способствовать формированию положительных черт характера через игру, пантомиму. Способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество.

Материалы к НОД:

Иллюстрации Конашевича к сказке « О рыбаке и рыбке» (старик, старуха, корыто разбитое, море, рыбка). Бочонок со свитком, бумага для писем, карандаши простые, магнитофон с записями музыки.

Предварительная работа: чтение сказок А. С. Пушкина.

Ход НОД:

Звучит сказочная музыка. Воспитатель встречает детей.

Восп: Здравствуйте, гости дорогие ! Милости просим, проходите, да меня послушайте.

    Я - Василиса Сказочница, люблю сказки сказывать, да сказки слушать. А вы любите сказки?

Дети: Да любим,

Восп: Ну, тогда слушайте. (Звучит шум моря)

Море синее шумит, голос сказочный звучит.

Голос рыбки: (Магнитофон) Кто к людям добр, не очерствел,

Чужое горе понимает,

Тому готова я всегда помочь

-Вы только позовите: «Рыбка золотая !»

Восп:     Посмотрите, ребята, не одна рыбка золотая к нам приплыла.

Высокие волны прибили к нашему берегу бочонок. Давайте, посмотрим, что в нем... Да тут свиток! Вы, знаете из каких он времен? Да правильно, из давних . Давным-давно они служили людям вместо бумаги: на них писали письма, послания.

 Посмотрите, там что-то написано, да какими интересными буквами! Так ребята, "писали в старину. Я сейчас помогу вам прочитать, что там написано.

Читает:   Жил старик со своей старухой

                У самого синего моря;

                Они жили в ветхой землянке

                Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу ...

 Догадались, из какого это произведения?

Дети: Слова из сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Восп:       А тут ещё загадка.

Сейчас я её прочту:

Я сижу на спице

И смотрю по сторонам.

Враг лишь только шевельнется -

Я сигнал тот час же дам:

«Кури-ку-ку! Царствует лежа на боку!

-А это из какой сказки угадали?

Дети:       Из «Сказки о золотом Петушке»,

Восп.:      А сам-то бочонок, из какой сказки?

Дети:        Из « Сказки о царе «Султане»

Восп.:       Ребята, а кто прочтет слова из сказки о бочонке?

Ребенок читает: В синем небе звезды блещут,

                             В синем море волны хлещут,

                             Тучка по небу идет.

                             Бочка по морю плывет ...

Восп.:      Вы знаете, кто автор всех этих сказок?

Дети:       Да, эти сказки А.С. Пушкина.

Восп.:     Вы, наверное, знаете, что в этом году исполняется ровно 212 лет со дня рождения великого русского поэта А. С.Пушкина.

Люди не живут так долго, а вот их дела могут жить вечно. Все  что выходило из-под его пера, было необычно, ново, талантливо. А вот чему учили нас сказки А.С.Пушкина?

Дети:  Доброте, справедливости, высмеивали зло людей, жадность.

Восп.: Появилось много пословиц, поговорок, которые теперь стали народной .мудростью.

Восп.:   Послушайте пословиц и подумайте, к какой сказке она подходит:

 « Алчешь чужого - потеряешь все».

 Алчешь - это   старое слово, его употребляли во времена – А.С. Пушкина. Каким, словом мы можем его заменить?

Дети: «Хочешь». Тогда получится: «Хочешь чужого - потеряешь все». Восп.:   Герой, какой сказки хотел многого, а потерял все?

 Дети:      Старуха из сказки « О рыбаке и рыбке».

Восп.: Вспомните, где жили старик со старухой? Дети:     В землянке.

Восп.:        А что такое землянка? Это такой дом, вырытый в земле. Да еще и ветхая. Как вы понимаете, что это значит?

Дети:     Старая, дряхлая, развалившаяся.

Восп.:         А чем рыбак ловил рыбу?

Дети:        Неводом,- это такая рыбацкая сеть.

Восп.:       Конечно, старуха не сумела вовремя остановиться и получила

за все сполна. Всегда нужно уметь остановиться вовремя.

Восп.: Подойдите и   посмотрите, ребята, на работы художника Конашевича, который проиллюстрировал эту сказку.

Восп.:         Ребята, посмотрите на эти картину. Здесь художник

изобразил море. Какое море на ней? Как Пушкин говорил   про море в сказке?

Какими словами?

Дети:     (ответы детей).

Восп.:    Какие   слова больше подходят к описанию моря, изображенного на этой картине

Дети: Помутилось.

Восп.:   Ребята, давайте, рассмотрим остальные картины. Дети    рассматривают картины, отвечают на вопросы.

Восп.:    В сказке всегда есть главные герои. Есть герои добрые, а есть. какие?

Дети: Злые.

Восп.:    Как вы думаете, в этой сказке есть герои противоположные?

 Дети: Старик и старуха.                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Восп.:    Правильно, давайте подберем определение к старику, какой он?

Дети: Покорный, добрый, жалкий, кроткий, а старуха злая, жадная, алчная, сварливая.

Восп.:     Есть в сказке и еще один герой: рыбка.

 Давайте и к ней подберем слова, какая она?

Дети: Золотая, добрая, мудрая, справедливая.

Восп.: Много слов вы сказали про героев в сказке, а теперь давайте с вами без слов попробуем изобразить их. Я буду читать отрывок  из сказки, а вы мне покажите его с помощью рук, выражением лица т.е. мимикой. Договорились?

Читает отрывки: 1) Еще пуще старуха бранится ...

Восп.: Вспомните, где жили старик со старухой?

Дети:     В землянке.

Восп.:        А что такое землянка? Это такой дом, вырытый в земле. Да еще и ветхая. Как вы понимаете, что это значит?

Дети:     Старая, дряхлая, развалившаяся.

Восп.:         А чем рыбак ловил рыбу?

Дети:        Неводом,- это такая рыбацкая сеть

. Восп.:      Конечно, старуха не сумела вовремя остановиться и получила,

за все сполна. Всегда нужно уметь остановиться вовремя.

Восп.: Подойдите и   посмотрите, ребята, на работы художника Конашевича, который проиллюстрировал эту сказку.

Восп.:         Ребята, посмотрите на эти картину. Здесь художник

изобразил море. Какое море на ней? Как Пушкин говорил   про море в сказке?Какими словами?

Дети:     (ответы детей).

Восп.:    Какие   слова больше подходят к описанию моря, изображенного на этой картине?

Дети: Помутилось.

Восп.:   Ребята, давайте, рассмотрим остальные картины.

 Дети    рассматривают картины, отвечают на вопросы.

Восп.:    В сказке всегда есть главные герои. Есть герои добрые, а есть какие?

Дети: Злые.

Восп.:    Как вы думаете, в этой сказке есть герои противоположные?

Дети: Старик и старуха.

 Восп.:    Правильно, давайте подберем определение к старику, какой он?

Дети: Покорный, добрый, жалкий, кроткий, а старуха злая, жадная, алчная, сварливая.

Восп.:    Есть в сказке и еще один герой: рыбка. Давайте и к ней подберем слова, какая она?

Дети: Золотая, добрая, мудрая, справедливая.

Восп.: Много слов вы сказали про героев в сказке, а теперь давайте с вами без слов попробуем изобразить их. Я буду читать отрывок  из сказки, а вы мне покажите его с помощью рук, выражением лица т.е. мимикой. Договорились?

Читает отрывки: 1) Еще пуще старуха бранится ...

2) Пошел он к синему морю...

3) На пороге сидит его старуха, а перед ней разбитое корыто...

Восп.: Вот так выразительно вы показали все. Такой язык, движения рук и лица, называется пантомимой. Давайте хором повторим слово.

Дети повторяют. Воспитатель предлагает детям пройти на свои места.

Восп.: Как вы думаете, какие чувства испытывала старуха у разбитого корыта?

Дети: Печаль, разочарование, грусть, жалость к себе, обида.

Восп.: Права все-таки была пословица? Кто запомнил её? Дети: Алчешь чужого, потеряешь все. Восп.: Ребята, а вам нравится, как закончилась сказка? Дети: Нет.

Восп.: Давайте с вами-придумаем новый конец сказки, чтобы в нем не было злых и обиженных, согласны?

Дети:    Да. согласны.

Восп.:    Для этого у меня есть яблочко наливное, оно нам поможет:

к кому оно попадет в руки, должен продолжить сказку. Я тоже буду участвовать в игре, и фантазировать вместе с вами. Но не забывайте, что мы сочиняем добрый конец сказки, что рыбка должна сделать так, чтобы все было, по-доброму. Не забудете?

Дети:    Нет, мы будем помнить.

Педагог предлагает детям встать в круг и передать яблочко по кругу. Восп.: Ну тогда яблочко волшебное катись, сказка добрая начнись. Дети по кругу передают яблочко и сочиняют сказку с добрым концом.

Восп.:    Хорошая, добрая получилась сказка, правда? Давайте мы с рыбкой отправим самые наши лучшие пожелания всем героям этой сказки: старухе, старику, рыбке. Но наше послание тоже будут не простыми: каждый из нас на своем листочке напишет предложение-пожелание, но буквами, а так как с вами учили схемами. Договорились? Когда будете отдавать мне письма, вы будете мне говорить, что вы мне написали, а я проверять буду.

Звучит музыка.

Дети рисуют схемы, сидя за столами. Во время работы педагог проводит глазную, гимнастику. Воспитатель проверяет правильность написания и опускает листочки в бочонок.

Восп.:    Все послания готовы, отправим по морю в бочонке в стран}' героев Пушкинских сказок - Лукоморье. Ребята, вы сегодня все молодцы! Вы сумели показать сказку, прочитать отрывки, даже сами придумали новый конец сказки. Я очень довольна вами и буду ждать всех вас в гости, приходите!

Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец.

Со сказкой нужно нам дружить, нам без сказок не прожить!

Литература: сказки А. С. Пушкина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волшебный мир сказки

Данная статья отображает  мнение о возможности расширения жизненного опыта ребенка с помощью сказки. "  Современный ритм жизни жестко диктует нам свои условия и предъявляет всё новые и новые...

Конспек непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе "Волшебный мир сказки"

Продолжать давать детям представление о многообразии видов устного народного творчества....

Участие в театральном фестивале «Волшебный мир сказки» 2012г

Театр воздействует на ребенка комплексом художественных средств: применяется художественное слово, наглядный образ, музыкальное сопровождение. Сказки, спектакли пользуются у детей неизменной любовью. ...

"Волшебный башмачок". Сказка для детей младшего возраста.

Тема. "Волшебный башмачок". По мотивам сказки "Рукавичка" и "Теремок".Цель. Сформировать у детей представление хорошего тона; способствовать закреплению правил приветствия для вновь прибывших детей; п...

"Волшебный башмачок". Сказка для детей младшего возраста.

По мотивам сказок "Теремок" и "Рукавичка". Цель: формирование культурно-гигиенических навыков, навыков культуры общения и поведения, разрешение проблемных ситуаций....

Мастер-класс на тему: "Волшебный мир сказки"

Мастер- класс по образовательной областиСоциализация""...

Методическая разработка родительского собрания "Роль сказки в жизни ребенка. По волшебным страницам сказки".

Цель: заинтересовать, посоветовать, показать, объяснить родителям  высокое предназначение сказки в воспитании и развитии ребенка....