Волшебный мир сказки
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
непосредственная образовательная деятельность с детьми старшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnyy_mir_skazok_.docx | 19.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель:
Воспитывать любовь к творчеству А.С,Пушкина. Развивать творческое воображение, навыки групповой работы, умение учитывать ход сюжета, понимание норм культурного общения.
Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции чувства, настроение. Дать понятие о парности нравственных качеств (добрый, злой), способствовать формированию положительных черт характера через игру, пантомиму. Способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество.
Материалы к НОД:
Иллюстрации Конашевича к сказке « О рыбаке и рыбке» (старик, старуха, корыто разбитое, море, рыбка). Бочонок со свитком, бумага для писем, карандаши простые, магнитофон с записями музыки.
Предварительная работа: чтение сказок А. С. Пушкина.
Ход НОД:
Звучит сказочная музыка. Воспитатель встречает детей.
Восп: Здравствуйте, гости дорогие ! Милости просим, проходите, да меня послушайте.
Я - Василиса Сказочница, люблю сказки сказывать, да сказки слушать. А вы любите сказки?
Дети: Да любим,
Восп: Ну, тогда слушайте. (Звучит шум моря)
Море синее шумит, голос сказочный звучит.
Голос рыбки: (Магнитофон) Кто к людям добр, не очерствел,
Чужое горе понимает,
Тому готова я всегда помочь
-Вы только позовите: «Рыбка золотая !»
Восп: Посмотрите, ребята, не одна рыбка золотая к нам приплыла.
Высокие волны прибили к нашему берегу бочонок. Давайте, посмотрим, что в нем... Да тут свиток! Вы, знаете из каких он времен? Да правильно, из давних . Давным-давно они служили людям вместо бумаги: на них писали письма, послания.
Посмотрите, там что-то написано, да какими интересными буквами! Так ребята, "писали в старину. Я сейчас помогу вам прочитать, что там написано.
Читает: Жил старик со своей старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу ...
Догадались, из какого это произведения?
Дети: Слова из сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Восп: А тут ещё загадка.
Сейчас я её прочту:
Я сижу на спице
И смотрю по сторонам.
Враг лишь только шевельнется -
Я сигнал тот час же дам:
«Кури-ку-ку! Царствует лежа на боку!
-А это из какой сказки угадали?
Дети: Из «Сказки о золотом Петушке»,
Восп.: А сам-то бочонок, из какой сказки?
Дети: Из « Сказки о царе «Султане»
Восп.: Ребята, а кто прочтет слова из сказки о бочонке?
Ребенок читает: В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут,
Тучка по небу идет.
Бочка по морю плывет ...
Восп.: Вы знаете, кто автор всех этих сказок?
Дети: Да, эти сказки А.С. Пушкина.
Восп.: Вы, наверное, знаете, что в этом году исполняется ровно 212 лет со дня рождения великого русского поэта А. С.Пушкина.
Люди не живут так долго, а вот их дела могут жить вечно. Все что выходило из-под его пера, было необычно, ново, талантливо. А вот чему учили нас сказки А.С.Пушкина?
Дети: Доброте, справедливости, высмеивали зло людей, жадность.
Восп.: Появилось много пословиц, поговорок, которые теперь стали народной .мудростью.
Восп.: Послушайте пословиц и подумайте, к какой сказке она подходит:
« Алчешь чужого - потеряешь все».
Алчешь - это старое слово, его употребляли во времена – А.С. Пушкина. Каким, словом мы можем его заменить?
Дети: «Хочешь». Тогда получится: «Хочешь чужого - потеряешь все». Восп.: Герой, какой сказки хотел многого, а потерял все?
Дети: Старуха из сказки « О рыбаке и рыбке».
Восп.: Вспомните, где жили старик со старухой? Дети: В землянке.
Восп.: А что такое землянка? Это такой дом, вырытый в земле. Да еще и ветхая. Как вы понимаете, что это значит?
Дети: Старая, дряхлая, развалившаяся.
Восп.: А чем рыбак ловил рыбу?
Дети: Неводом,- это такая рыбацкая сеть.
Восп.: Конечно, старуха не сумела вовремя остановиться и получила
за все сполна. Всегда нужно уметь остановиться вовремя.
Восп.: Подойдите и посмотрите, ребята, на работы художника Конашевича, который проиллюстрировал эту сказку.
Восп.: Ребята, посмотрите на эти картину. Здесь художник
изобразил море. Какое море на ней? Как Пушкин говорил про море в сказке?
Какими словами?
Дети: (ответы детей).
Восп.: Какие слова больше подходят к описанию моря, изображенного на этой картине
Дети: Помутилось.
Восп.: Ребята, давайте, рассмотрим остальные картины. Дети рассматривают картины, отвечают на вопросы.
Восп.: В сказке всегда есть главные герои. Есть герои добрые, а есть. какие?
Дети: Злые.
Восп.: Как вы думаете, в этой сказке есть герои противоположные?
Дети: Старик и старуха.
Восп.: Правильно, давайте подберем определение к старику, какой он?
Дети: Покорный, добрый, жалкий, кроткий, а старуха злая, жадная, алчная, сварливая.
Восп.: Есть в сказке и еще один герой: рыбка.
Давайте и к ней подберем слова, какая она?
Дети: Золотая, добрая, мудрая, справедливая.
Восп.: Много слов вы сказали про героев в сказке, а теперь давайте с вами без слов попробуем изобразить их. Я буду читать отрывок из сказки, а вы мне покажите его с помощью рук, выражением лица т.е. мимикой. Договорились?
Читает отрывки: 1) Еще пуще старуха бранится ...
Восп.: Вспомните, где жили старик со старухой?
Дети: В землянке.
Восп.: А что такое землянка? Это такой дом, вырытый в земле. Да еще и ветхая. Как вы понимаете, что это значит?
Дети: Старая, дряхлая, развалившаяся.
Восп.: А чем рыбак ловил рыбу?
Дети: Неводом,- это такая рыбацкая сеть
. Восп.: Конечно, старуха не сумела вовремя остановиться и получила,
за все сполна. Всегда нужно уметь остановиться вовремя.
Восп.: Подойдите и посмотрите, ребята, на работы художника Конашевича, который проиллюстрировал эту сказку.
Восп.: Ребята, посмотрите на эти картину. Здесь художник
изобразил море. Какое море на ней? Как Пушкин говорил про море в сказке?Какими словами?
Дети: (ответы детей).
Восп.: Какие слова больше подходят к описанию моря, изображенного на этой картине?
Дети: Помутилось.
Восп.: Ребята, давайте, рассмотрим остальные картины.
Дети рассматривают картины, отвечают на вопросы.
Восп.: В сказке всегда есть главные герои. Есть герои добрые, а есть какие?
Дети: Злые.
Восп.: Как вы думаете, в этой сказке есть герои противоположные?
Дети: Старик и старуха.
Восп.: Правильно, давайте подберем определение к старику, какой он?
Дети: Покорный, добрый, жалкий, кроткий, а старуха злая, жадная, алчная, сварливая.
Восп.: Есть в сказке и еще один герой: рыбка. Давайте и к ней подберем слова, какая она?
Дети: Золотая, добрая, мудрая, справедливая.
Восп.: Много слов вы сказали про героев в сказке, а теперь давайте с вами без слов попробуем изобразить их. Я буду читать отрывок из сказки, а вы мне покажите его с помощью рук, выражением лица т.е. мимикой. Договорились?
Читает отрывки: 1) Еще пуще старуха бранится ...
2) Пошел он к синему морю...
3) На пороге сидит его старуха, а перед ней разбитое корыто...
Восп.: Вот так выразительно вы показали все. Такой язык, движения рук и лица, называется пантомимой. Давайте хором повторим слово.
Дети повторяют. Воспитатель предлагает детям пройти на свои места.
Восп.: Как вы думаете, какие чувства испытывала старуха у разбитого корыта?
Дети: Печаль, разочарование, грусть, жалость к себе, обида.
Восп.: Права все-таки была пословица? Кто запомнил её? Дети: Алчешь чужого, потеряешь все. Восп.: Ребята, а вам нравится, как закончилась сказка? Дети: Нет.
Восп.: Давайте с вами-придумаем новый конец сказки, чтобы в нем не было злых и обиженных, согласны?
Дети: Да. согласны.
Восп.: Для этого у меня есть яблочко наливное, оно нам поможет:
к кому оно попадет в руки, должен продолжить сказку. Я тоже буду участвовать в игре, и фантазировать вместе с вами. Но не забывайте, что мы сочиняем добрый конец сказки, что рыбка должна сделать так, чтобы все было, по-доброму. Не забудете?
Дети: Нет, мы будем помнить.
Педагог предлагает детям встать в круг и передать яблочко по кругу. Восп.: Ну тогда яблочко волшебное катись, сказка добрая начнись. Дети по кругу передают яблочко и сочиняют сказку с добрым концом.
Восп.: Хорошая, добрая получилась сказка, правда? Давайте мы с рыбкой отправим самые наши лучшие пожелания всем героям этой сказки: старухе, старику, рыбке. Но наше послание тоже будут не простыми: каждый из нас на своем листочке напишет предложение-пожелание, но буквами, а так как с вами учили схемами. Договорились? Когда будете отдавать мне письма, вы будете мне говорить, что вы мне написали, а я проверять буду.
Звучит музыка.
Дети рисуют схемы, сидя за столами. Во время работы педагог проводит глазную, гимнастику. Воспитатель проверяет правильность написания и опускает листочки в бочонок.
Восп.: Все послания готовы, отправим по морю в бочонке в стран}' героев Пушкинских сказок - Лукоморье. Ребята, вы сегодня все молодцы! Вы сумели показать сказку, прочитать отрывки, даже сами придумали новый конец сказки. Я очень довольна вами и буду ждать всех вас в гости, приходите!
Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец.
Со сказкой нужно нам дружить, нам без сказок не прожить!
Литература: сказки А. С. Пушкина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Волшебный мир сказки
Данная статья отображает мнение о возможности расширения жизненного опыта ребенка с помощью сказки. " Современный ритм жизни жестко диктует нам свои условия и предъявляет всё новые и новые...
Конспек непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе "Волшебный мир сказки"
Продолжать давать детям представление о многообразии видов устного народного творчества....
Участие в театральном фестивале «Волшебный мир сказки» 2012г
Театр воздействует на ребенка комплексом художественных средств: применяется художественное слово, наглядный образ, музыкальное сопровождение. Сказки, спектакли пользуются у детей неизменной любовью. ...
"Волшебный башмачок". Сказка для детей младшего возраста.
Тема. "Волшебный башмачок". По мотивам сказки "Рукавичка" и "Теремок".Цель. Сформировать у детей представление хорошего тона; способствовать закреплению правил приветствия для вновь прибывших детей; п...
"Волшебный башмачок". Сказка для детей младшего возраста.
По мотивам сказок "Теремок" и "Рукавичка". Цель: формирование культурно-гигиенических навыков, навыков культуры общения и поведения, разрешение проблемных ситуаций....
Мастер-класс на тему: "Волшебный мир сказки"
Мастер- класс по образовательной областиСоциализация""...
Методическая разработка родительского собрания "Роль сказки в жизни ребенка. По волшебным страницам сказки".
Цель: заинтересовать, посоветовать, показать, объяснить родителям высокое предназначение сказки в воспитании и развитии ребенка....