"Звук и буква Ч "
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме:
Занятие по развитию речи.
Тема:"Звук и буква Ч ".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_v_logopedicheskoy_gruppe_na_temu.docx | 62.26 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме:
Занятие по развитию речи.
Тема:"Звук и буква Ч ".
Воспитатель логопедической группы : Коваленко Елена Александровна
Цель и задачи:
Уточнить произношение звука [ч] в изолированном виде, словах, фразах. Развивать фонематическое восприятие, развивать речевое внимание, речевой слух, артикуляционный аппарат детей. Уточнить и расширить лексический запас детей. Упражнять в образовании слов с помощью уменьшительных суффиксов. Учить сочинять скороговорки. Развивать мелкую моторику рук. Познакомить с буквой Ч. Учить читать, печатать слова с этой буквой.
Оборудование:
Игрушка или плоскостное изображение чижа, предметные картинки со звуком [Ч ], цветовые символы звуков, сундучок, пирамидка для определения количества звуков, игрушки в названии которых есть звук [Ч], гречка.
Организационный момент
Воспитатель: Представьте ,что вы чижи. Изобразите чижа по имени Чип, который мокнет под дождём. Нам жалко Чипа, А теперь изобразите как мы огорчились. Вот появился кот. Покажите как он подкрадывался к чижу. Изобразите голодного, сердитого кота, который хочет поймать Чипа. А сейчас изобразите чижа испугавшегося кошки. Чиж вспорхнул и улетел, покажите как он обрадовался, что перехитрил кота.
Молодцы ребята. По дороге в детский сад я встретила нашего знакомого чижа Чипа. И он сказал, что сегодня он придет к нам в гости. Какой первый звук в слове чиж?
Дети отвечают.
Воспитатель: А в имени Чип?
Дети отвечают
Воспитатель; Какой одинаковый звук вы услышали в этих словах?
Дети отвечают.
Воспитатель: Верно, это звук [ч] сегодня мы будем повторять этот звук и произносить много слов с ним. Какой это звук и почему?
Дети : Это мягкий согласный звук.
Воспитатель: Верно, вот как обозначается звук [ч] цветовыми символами.
Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [Ч ] ?
Д ети отвечают.
Воспитатель: Что вы чувствуете, когда поднесёте ладошку к губам?
Дети высказываются.
Воспитатель: Можно ли спеть звук [Ч ] ?
Д ети отвечают.
Артикуляционная гимнастика.
Воспитатель: Сегодня я расскажу вам об одном насекомом, о кузнечике Чарли. В его имени тоже есть звук [ч].
В лесу на широком листе сидел маленький кузнечик (упражнение «Лопаточка»). Он появился только на свет и с интересом вcё разглядывал. Посмотрел вверх (упражнение « Чашечка») и увидел большой гриб на тонкой ножке (упражнение « Грибок») прыгнул кузнечик на шляпку гриба и оказался высоко над землёй. Это был его первый прыжок. Потом кузнечик спрыгнул вниз «Здорово!» Стал он прыгать: то вверх - на шляпку гриба, то вниз (упражнение «Качели») 5-6 раз. Кузнечик так развеселился, что даже не заметил, как стал напевать песенку. А песенка у него была очень красивой «Ч-ч-ч-ч-ч», спойте песенку кузнечика. И разлетелась песенка по всему лесу и зазвучала на разные голоса: «Ча- ча-ча», «чо-чо-чо», « чу-чу-чу»
Ой, ребята, кто-то стучится в дверь. Наверное, это чижик Чип пришёл к нам
в Гости.
Воспитатель заглядывает за дверь.
Воспитатель: Нет, это почтальон принес нам письмо. Сейчас мы прочтём от кого оно.
Воспитатель читает письмо.
« Когда я летел к вам в детский сад меня поймал злой колдун и посадил в клетку. А выручить меня из беды можете только вы, но для этого вы должны преодолеть нелёгкий путь и выполнить задании.
Задание 1: «Где спрятался звук?»
Нужно достать из гречки предмет, назвать его, и ответить где находится звук Ч.
Развитие мелкой моторики.
« Я крупу перебираю
Между пальчиков кручу
Я с закрытыми глазами
Всё что хочешь, отыщу »
Дети достают игрушки и называют, где спрятался звук Ч.
Задание 2: Игра « Сундучок»
В лесу под елкой спрятан сундучок, но путь не близкий, лежит через болото. А чтобы нам не заблудиться, и не утонуть в болоте нам нужно взяться за руки и помогать друг другу.
Мы в лесочек пойдём
Сундучок найдём
По тропинке пойдем
И по кочкам пойдём
Мы на кочках отдохнём,
Чипсы пожуём и дальше пойдём.
Воспитатель: Вот мы и добрались до сундучка. Но он откроется, если мы произнесём волшебные слова:« Сундучок, сундучок, приоткрой-ка свой бочок».
Сундучок приоткрывается и дети берут из него картинки.
Воспитатель: Дети, в названии ваших картинок есть слова, состоящие из 3,4,5 звуков. Нам нужно выложить ступеньки. Верхняя ступенька самая короткая, на неё нужно поставить картинки в названиях которых три звука (мяч, чиж, луч).
На среднюю ступеньку - картинки, в названии которых 4 звука (часы, очки, ключ, грач). На нижнюю - в названии которых 5 звуков (чашка, ручка, чипсы, пчела, бычок)
Задание 3,« Развитие словотворчества детей»
Воспитатель: Придумайте продолжение.
Ча-ча-ча………..
Чу-чу-чу
Чи -чи - чи
Задание 4.
Переставь слоги, чтобы подучилось слово и правильно назови его.
ли-ка-че (качели) Дан-че-мо (чемодан)
Век - че – ло (человек) Чок - бы (бычок)
Сы – ча (часы) Ник-чай (чайник)
Чка-ба-бо (бабочка) Ча -дей -ро(чародей)
Воспитатель: Молодцы, все задания выполнили.
Физминутка «Чижик».
Чижик в клеточке сидел.
Чиж печально песню пел:
- Маленькие деточки, откройте мою клеточку
- Чу - чу -чу, я на воле жить хочу!
Дети клетку открывают
Чижа на волю отпускают.
Воспитатель: Изобразите печального чижика, сидящего в клетке. Откроем клетку.
Изобразите чижа, улетевшего на волю. Покажите - ка как вы рассердились на мальчика, посадившего чижика в клетку.
Молодцы! Вот мы и выручили из беды нашего чижика Чипа. А сейчас давайте покажем какие мы гостеприимные хозяева. Чем мы угостим чижа Чипа? Давайте изменим слово так, чтобы в каждом слове был звук Ч:
Конфета- конфеточка
Пряники- прянички
Булка - булочка
Ит.п.
Воспитатель: Напоим Чипа? Чем?
Дети: Напоим чипа чаем.
Воспитатель: Устроим чаепитие?
Дети; Да
Воспитатель: Чаепитие, из каких двух слов образовалось это слово?
Дети: Это слово образовалось из слов чай и пить.
Воспитатель: Верно. Что нам нужно для чаепития?
Дети: Нам нужны чашки, чайник, чайные ложки, заварочный чайник.
Воспитатель: Чем похожи эти слова?
Дети: Во всех этих словах есть слово чай.
Воспитатель: Верно. Как можно иначе их назвать? Это какие слова?
Дети: Это родственные слова.
Воспитатель: Но для нашего чижа Чипа, нужны все предметы маленькие. Например, не чайник, а чайничек,
- не чашка, а... ( чашечка)
- не блюдце, а... ( блюдечко)
- не ложка, а ...(ложечка)
-не ваза, а ...(вазочка)
-не тарелка, а ...(тарелочка)
Воспитатель: А каких птиц чиж может позвать на чаепитие? Назовите птиц в названии которых есть звук Ч.
Дети: Чиж может позвать на чаепитие чайку, грача, чибиса, сыча, ласточку.
Воспитатель: Молодцы. А теперь посмотрите на букву Ч. На что она похожа?
Дети: Она похожа на цифру 4.
Воспитатель: Верно Ч - вы правильно решили, пишут так же как 4.
Только с цифрою друзья, путать букву нам нельзя.
Воспитатель: Изобразите букву «Ч».
« Человек-человек
Покажи нам букву «Ч»
Это просто показать
Надо руку так поднять »
А теперь выложите из фасоли букву Ч,(дети выполняют задание)
Воспитатель: Давайте с вами прочитаем слова.
Воспитатель: Молодцы. Сейчас напечатайте одно из этих слов в тетрадь.
Дети печатают слово.
Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, скажите что вы сегодня узнали нового?
Дети отвечают.
Воспитатель: На этом наше занятие заканчивается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
По обучение грамоте.Тема: «Звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Обобщающее понятие: гласные звуки. Буквы А, О, И, У, Э, Ы.».
Повторить произношение и артикуляцию звуков [а], [о], [и], [у], [э], [ы] умение слышать звуки в слове в различной позиции: начало, середина, конец слова и голосом выделять звук в слове. Учить придум...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Звук, буква Ж»
Логопедическое занятие в подготовительной группе, по обучению грамоте,с ипользованием метода наглядного моделирования (слоговые таблицы,модель схема союза "потому, что").В данном разработке ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Звук, буква Ж»
Конспект непосредственно образовательной деятельностив подготовительной группе на тему: «Звук, буква Ж»...
Звуки-буквы презентация
Дается понятие о звуках и буква: гласных, согласных и ........
Формирование звукопроизношения (подг. гр.). Конспект занятия по теме: "Звуки, буквы" - повторение.
Формирование звукопроизношения и подготовка к школе (подг. гр.). Конспект занятия по теме: "Звуки, буквы" - повторение....
Звук, буква Ы.
Подгрупповое занятие в старшей логопедической группе по формированию фонетической стороны речи у детей с ОНР....
Звуки буквы. Слова и звуки.
Цель: Погрузить детей в мир звуков, развивать интерес к ним, привлечь их внимание к звуковой (внешней) стороне речи. Его можно слушать и произносить; слово может быть коротким и длинным. Дать понять, ...