Звуки буквы. Слова и звуки.
план-конспект занятия по обучению грамоте
Цель: Погрузить детей в мир звуков, развивать интерес к ним, привлечь их внимание к звуковой (внешней) стороне речи. Его можно слушать и произносить; слово может быть коротким и длинным. Дать понять, что из звуков получаются слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuki_bukvy.docx | 19.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Звуки буквы. Слова и звуки.
Цель: Погрузить детей в мир звуков, развивать интерес к ним, привлечь их внимание к звуковой (внешней) стороне речи. Его можно слушать и произносить; слово может быть коротким и длинным. Дать понять, что из звуков получаются слова.
Материал. Зеленые полоски длинные, красные короткие.
1. Мудрая Сова предложила отправится в большое путешествие в страну Азбуку, в которой живут буквы. Но путь в страну Азбуку лежит через страну звуков. Эта страна невидимая, но она окружает нас повсюду, потому что звуки есть везде, их нельзя увидеть. Их можно только услышать или произнести.
-Закройте глаза и прислушайтесь. Какие звуки вы услышате?
- Скажите, как сигналит машина, как смеются, как воет волк, лает собака, мяукает кошка.
- Так вот, все что мы сейчас произнесли и услышали -это и есть звуки. А звуками считается все, что можно услышать и произнести. Во время нашего путешествия мы с вами узнаем, какие бывают звуки речи, как они возникают, как произносятся, как дружат друг с другом. Еще мы узнаем, что звуки обозначаются буквами.
- Куда мы с вами поедем? ( в страну Азбуку).
- Какую страну мы должны проехать, прежде чем попасть в Азбуку (в страну звуков).
- Вы готовы к путешествию в страну Звуков?
- Тогда подудите, как паровозик ту-ту.
- Как стучат вагончики чух- чух –чух
- Вот мы и попали в страну звуков.
Игра Какие звуки услышал.
(дети изображают, как подают голос корова, лошади и т.д.)
2. - Эти звуки издают животные, а люди издают звуки речи. Из них получаются слова. Оказывается звуки возникают во рту.
- Что находится во рту у каждого из нас? (зубы, язык).
- А если мы закроем рот, что мешает нам увидеть зубы и язык? (Губы и щеки.)
- Попробуйте закрыть плотно рот и сказать «Здравствуйте», не открывая рта.
(Дети пытаются произнести это слово с закрытым ртом.)
- Вы смогли правильно произнести слово «здравствуйте» с закрытым ртом? (Нет)
-Можно ли разговаривать без помощи губ, щек и зубов? (Нельзя)
- Послушайте сказку о веселом язычке и повторите за мной все движения язычке.
Жил да был на свете веселый язычок. У него был свой дом - рот. Стены- щеки (дети надувают щеки), окна - губы и зубы (дети улыбаются показывают зубы). Язычок очень аккуратный. Каждый день он наводил порядок в своем домике: чистил стены - щеки (дети проводят языком по внутренней стороне щек), потолок, который называется нёбо (по нёбу), мыл пол – нижняя челюсть (по внутренней стороне нижней челюсти), протирал окна (дети широко открывают рот и проводят языком по верхним и нижним зубам).
Как-то раз Веселому Язычку стало скучно. Он открыл окно (широко открывают рот), выглянул на улицу (высовывают вперед язык), посмотрел по сторонам (движение языка в разные стороны), вверх, вниз. Увидел ворону и испугался, спрятался в свой домик (дети убирают язык внутрь) и закрыл окна (закрывают рот).
3. Пока я рассказывал вам сказку, Мудрая Сова положила 2 полоски. - Чем они отличаются?...
Слова тоже бывают длинные и короткие. В длинных словах много звуков, потому они произносятся долго. Например: те-ле-ви-зор, ско-во-род-ка. А в коротких словах мало звуков. Например: мак, дом. Эти слова произносятся коротко. Я буду называть слова, а вы должны определить короткое или длинное слово и показать соответствующую полоску. (воспитательница, гном, вентилятор, сад, парикмахер, дым)
Физкультминутка
«Короткое - длинное слово»
(одуванчик, салатница, стул, гладиолус, лак, автостанция)
- Назовите сами длинные (короткие) слова. (если дети затрудняются можно использовать картинки)
4. Что нового узнали на занятии? Чему научились?
- Послушайте сказку о Веселом Язычке и повторяйте за мной все движения язычка. (раздаются зеркала).
Жил да был на свете Веселый Язычок. У него был свой дом — рот. Стены — щеки (дети надувают щеки), окна — губы и зубы(дети улыбаются и показывают зубы).
Язычок был очень аккуратный. Каждый день он наводил порядок в своем домике: чистил стены - щеки (дети проводят языком по внутренней стороне щек), потолок, который называется нёбо (по нёбу), мыл пол – нижняя челюсть (по внутренней стороне нижней челюсти), протирал окна (дети широко открывают рот и проводят языком по верхним и нижним зубам).
Как-то раз Веселому Язычку стало скучно. Он открыл окно (широко открывают рот), выглянул на улицу (высовывают вперед язык), посмотрел по сторонам (движение языка в разные стороны), вверх, вниз. Увидел ворону и испугался, спрятался в свой домик (дети убирают язык внутрь) и закрыл окна (закрывают рот).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению детей грамоте «Звук, буква, слово» в подготовительной группе детского сада
На занятие по обучению детей грамоте учим делить слова на слоги, читать слоги с пройденными буквами. С помощью игры «Теремок» выясняем, что звуки мы слышим, а буквы – видим. Дальше с...
Олимпиада "Звук-буква-слово-преложение"
Занимательные задания по звуко-буквенному, слоговому анализу слов и анализу предложений...
Звуки буквы. Слова и звуки.
Цель: Погрузить детей в мир звуков, развивать интерес к ним, привлечь их внимание к звуковой (внешней) стороне речи. Его можно слушать и произносить; слово может быть коротким и длинным. Дать понять, ...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.Тема: «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Занимательные звуки, буквы, слова и слоги"
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»...