Образовательная деятельность по теме: «Путешествие в мир сказок».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Фролова Юлия Сергеевна

Интеграция областей: 

Художественная литература, Коммуникация, Социализация, Познание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka.docx27.23 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: закрепить знания  детей о русских народных сказках.

Задачи:

Обучающие задачи:

1. Учить узнавать сказочного героя по заданию.

2. Учить детей работать в коллективе дружно.

3. Учить договариваться между собой, работая в паре за компьютером.

Развивающие задачи:

1. Развивать умение действовать согласованно.

2. Развивать  воображение, фантазию, мышление.

3. Развивать зрительное и слуховое внимание, память и речь детей.

4. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.

Воспитывающие задачи:

1. Воспитывать в детях любовь к устному народному творчеству.

2. Вызывать интерес, любознательность.

Оздоровительные задачи:

 Снятие зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз)  и для снятия мышечного и нервного напряжений (физ. минутка).

Методы: Игровой, словесно-логический, частично-поисковый, проблемный, ИКТ, самостоятельный.

Приемы:  Художественное слово (загадки), пояснения, поощрение, гимнастика для глаз, физкультминутка, самостоятельная деятельность детей.

Словарная работа: сказка, народная, Емеля,  Колобок, три медведя, Царевна-лягушка, медведь, Верть, Снегурочка, репка, Сивка-Бурка, сестрица Алёнушка и братец Иванушка, Коза-дереза, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, скатерть-самобранка, гусли-самогуды, ступа, избушка на курьих ножках, шапка-невидимка, клубок, молодильное яблоко, игла.

Оборудование: АРМ,  ноутбук (один на двоих), столы, стулья.

Материал: Сундучок с картинками волшебных предметов, листок бумаги с домиками (на каждого ребенка), сказочные герои: Емеля, Елена Прекрасная, Иван-Царевич, Колобок, Мышка-Норушка (на каждого ребенка), костюмы сказочницы и Василисы для педагогов, презентация по теме.

Ход образовательной деятельности:

  1. Организационный момент.

Звучит негромкая музыка («В гостях у сказки»).

Дети входят в зал с воспитателем, который обращает  внимание детей на избушку в углу зала и предлагает им посмотреть, кто там живет (стучат в окошко).

Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Сказа Рассказовна. Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. Любите ли вы читать сказки?
Дети. Да. Очень любим.

Сказа Рассказовна. Тогда, я приглашаю вас совершить путешествие в мир русских народных сказок. А как вы думаете, почему они называются народными?

Дети: Потому что их придумал и сочинил народ.

Сказа Рассказовна. Верно.

2.Основная часть.

Ну, тогда, отправляемся друзья,
В чудо сказку – вы и я,
В театр кукол и зверей,
Для девчат и для ребят!
Здесь экран волшебный есть,
Сказок тут не перечесть!

Вокруг нас и там и тут
Сказки разные живут.
На экране есть загадки,
Отгадайте по  подсказки,
Называйте, посмелей,
Этих сказочных друзей!

(Голос с экрана загадывает загадки).

Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне,
И женился на царевне.
Емеля

Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел,
И в пути он песню пел.
Колобок

Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Три медведя

Стрела молодца угодила в болото,
Ну где же невеста? Жениться охота!
А вот и невеста, глаза на макушке.
Невесту зовут …
Царевна-лягушка

Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нёс,
Кто садился на пенёк,
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был? …
Медведь

Кто любил играть и петь?
Два мышонка - Круть и...
Верть

Дед и баба вместе жили,
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар,
Превратил девчурку в пар.
Дед и бабушка в печали.
Как же их дочурку звали?
Снегурочка

Что за сказка: кошка, внучка,
Мышь, ещё собака Жучка
Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали?
Репка

Сказа Рассказовна. Молодцы, все загадки отгадали и героев всех назвали,
а теперь я предлагаю вам поиграть с моей помощницей Василисой-Премудрой. (В зал входит Василиса).

Василиса:    Здравствуйте ребята! Я сегодня детям в младшей группе сказки читала, хотите узнать, какие? Ну, тогда слушайте внимательно, может я что и перепутала?

Игра «Исправь ошибку №1».

1.«Царевна-индюшка»  («Царевна-лягушка»).

2.«По собачьему веленью»  («По щучьему веленью»).

3.«Сивка-будка»  («Сивка-Бурка»).

4.«Иван-царевич и зелёный волк»  («Иван-царевич и серый волк»).

5.«Сестрица Алёнушка и братец Никитушка»  («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).

6.«Петушок – золотой пастушок»  («Петушок – золотой гребешок»).

 7.«У страха уши велики»  («У страха глаза велики»).

8.«Лапша из топора»  («Каша из топора»).

Василиса: А в сказках этих было много разных героев. Больше всего мне понравились.

 Игра «Исправь ошибку №2».

1.Баба Бяка – Баба Яга.  

2.Змей Равниныч – Змей Горыныч.  

3.Елена Некрасивая – Елена Прекрасная.  

4.Иван-крестьянович -  Иван-царевич.  

5.Коза-береста – Коза-дереза

6.Кощей Бесстрашный – Кощей Бессмертный.  

7.Курочка Бела – Курочка  Ряба.  

8.Сивка-Мурка  -  Сивка – бурка.  

Василиса: Молодцы ребята, вы оказались очень внимательны и без труда исправили мои ошибки. Есть у меня для вас еще одно мое премудрое задание (достает волшебный ларец). В этом ларце лежат предметы (картинки) из русских сказок и ваша задача назвать мне, какими волшебными качествами они обладают (делит детей на команды и раздает конверты с заданием).

  1.  клубок,
  2. скатерть-самобранка,
  3. шапка-невидимка,
  4. молодильное яблоко,
  5. гусли-самогуды,
  6. ступа,
  7. избушка,
  8. игла.

Физкультминутка

В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)
Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)
В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)
Нос крючком, (Показывают пальчиком.)
Глаза большие, (Показывают.)
Словно угольки горят. (Покачивают головой.)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)

Сказа Рассказовна. С Василисой поиграли, а теперь я предлагаю вам поиграть с изобретением 20 века – компьютером, проходите, пожалуйста, за столы.

(Воспитатель следит за правильной посадкой детей.)

Сказа Рассказовна.  Ну что ж, вы готовы к выполнению задания? (ответы детей). На экране сказка и четыре героя этой сказки, вы должны убрать лишнего героя, нажав на него мышкой компьютера.

 Игра «Четвертый лишний» (дети работают в парах).

Гимнастика для глаз 

Открываем глазки – раз,
А зажмуриваем – два.
Раз, два, три, четыре,
Раскрываем глазки шире,
А теперь опять сомкнули,
Наши глазки отдохнули

Сказа Рассказовна.  Молодцы!

Ребята, обратите внимание, перед вами лежит лист бумаги, поднимите  его. Что вы видите? (ответы детей). Помогите мне, пожалуйста, заселить наших сказочных героев в домики.

Итак, поселите:

- Колобка в правый верхний домик, какого он цвета (голубой);

-Мышку-Норушку поселите в левый нижний угол (розовый);

 -Ивана-Царевича в правый нижний угол (зеленый);

-Василису Прекрасную в левый верхний угол   (оранжевый);

- Емелю поселите в домик, который находится  в центре листа (красный).

Сказа Рассказовна.  И с этим заданием вы справились отлично, молодцы!

А теперь у меня для вас сюрприз.

Инсценировка по сказке  «Лиса и журавль» (в ролях: автор-ребенок, лиса-родитель, журавль- родитель).

Лиса с журавлем подружились. Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:

- Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу.

Пошел журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает:

- Покушай, голубчик-куманек, - сама стряпала.

Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал - ничего не попадает! А лисица лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела. Кашу съела и говорит:

- Не обессудь, куманек! Больше потчевать нечем.

Журавль ей отвечает:

- Спасибо, кума, и на этом. Приходи ко мне в гости.

На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:

- Кушай, кумушка. Право, больше нечем потчевать.

Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и этак, и лизнет его, и понюхает-то - никак достать не может: не лезет голова в кувшин.

А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел.

- Ну, не обессудь, кума! Больше нечем угощать.

Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла - несолоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось.

С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

Сказа Рассказовна.

За руки умелые,
За ум и смекалку,
Сказать я спасибо хочу!
Тем, кто трудился,
Тем, кто старался
Подарок свой всем сейчас покажу  (дарит детям большую книгу сказок).
Верить в сказку – это счастье.
И тому, кто верит
Сказка обязательно,
Отворит все двери.                         

Сказа Рассказовна и Василиса прощаются с детьми и уходят.

  1. Рефлексия.

- Дети, у кого в гостях мы с вами были? (ответы детей)

- А что вы делали с ними?

- А в какие игры вам больше всего понравилось играть?

Используемые ресурсы:

  1. http://deti-online.com/zagadki/zagadki-pro-skazochnyh-geroev/
  2. http://www.moi-detsad.ru/zanatia1293.html
  3. http://nsportal.ru/detskii-sad/fizkultura/palchikovaya-gimnastika-0
  4. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). - М.: ВАКО, 2005. -176 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
  5. В компьютерной игре использованы картинки из настольной игры «Герои русских сказок 2» из серии игр «Забавы в картинках»  издательство «Весна-Дизайн» 08.09.08г.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область «Познание» (раздел «Формирование целостной картины мира») Конспект организованной образовательной деятельности на тему «Путешествие в грибное царство» (старшая группа)

Закрепить знания детей о грибах: как выглядят, где растут, чем отличаются ядовитые от съедобных.Уточнить знания об условиях, необходимых для роста и развития грибов.Обогатить словарный запас детей (по...

Конспект организованной образовательной деятельности на тему «Путешествие в страну математики» для детей подготовительного возраста. Образовательная область: "Познавательное развитие" ФЭМП.

Способствовать формированию умения принимать математические знания называть предыдущее и последующее число  называть соседей чисел. Упражнять в навыках количественного счета в прямом и обратном п...

Конспект организованной образовательной деятельности на тему «Путешествие в страну сказок» для детей старшей группы с использованием интерактивных компьютерных технологий

Интеграция образовательных областей: речевое, познавательное, физическое развитие, восприятие художественной литературы.Цель: Развитие связной, диалогической речи, активности, самостоятельно...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Путешествие в стране сказок»

Не бойся сказки, бойся лжи,А сказка, сказка не обманет.Тихонько сказку расскажи,На свете больше правды станет Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение. Эта хор...