Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Путешествие в стране сказок»
план-конспект занятия (старшая группа)
Не бойся сказки, бойся лжи,
А сказка, сказка не обманет.
Тихонько сказку расскажи,
На свете больше правды станет
Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение. Эта хорошо знакомая нам истина звучит сегодня с новой силой. Именно поэтому мы отмечаем острую необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, тысячелетнего опыта освоения культурного пространства, механизмов передачи его грядущим поколениям, возрождения национального русского характера.
Сказка очень близка детям. В дошкольном возрасте, сказка для ребёнка не просто фантазия, но и особая реальгость. В ней возможно всё, чего не бывает в реальной жизни, ребёнок может почувствовать себя главным героем, стать сильнее, увереннее, находчевее.
Мы предлагаем вашему вниманию конспект интегрированного занятия "Путешествие в страну сазок", в котором присутствуют Сказочница, волшебные предметы и волшебные слова, необычные игры, а самое главное заинтересованные и получившие большое удовольствие дети.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
путешествие в стране сказок | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по теме: «Путешествие в стране сказок»
Вуколова В.А. Васильева Н. А.
В НОД использованы технологии, методы и приёмы работы:
синтез искусств, искусствоведческие приёмы: «вхождение в картину», «подберём слова – ассоциации», «отгадай настроение», художественно-развивающие игры «Настроение, линия, линия, цвет», «Волшебство и колдовство», рисование способом проливания «волшебных красок», слушание музыки.
Участники: дошкольники 5 - 6 лет
Количество детей: 10 человек
Длительность: 25 минут
Педагогический замысел: продолжать знакомить детей с русским народным фольклором. Показать великое значение русской народной сказки, её жизненной мудрости, победы добра над злом.
Социально – коммуникативное развитие
Задачи:
- развивать любовь к Родине через приобщение к русскому фольклору;
- совершенствовать у детей навыки игрового взаимодействия;
- формировать умение создавать коллективное изображение;
- воспитывать личность, открыто, доброжелательно и заинтересованно относиться к окружающему миру;
- упражнять в умении передавать движениями или статической позой характерные черты и особенности сказочного персонажа;
- воспитывать у детей коммуникативную культуру: умение вести разговор на заданную тему.
- учить видеть эмоциональное состояние героини (героев) художественного произведения через цветовую гамму, линии рисунка, выражение лица, позу;
- учить различать весёлые, грустные, сказочные интонации в музыке.
- учить передавать, в рисунке, свои ощущения при помощи цветовых пятен и линий различной конфигурации;
- способствовать умению выражать ассоциативные ощущения, используя слова-этолоны цвета и линии;
- учить соотносить эмоциональное состояние с цветовыми, музыкальными и двигательными образами;
- развивать художественное восприятие детей, способность видеть и чувствовать единство содержание фрагмента сказки, русского народного причитания и живописной картины;
Познавательно – речевое развитие
Задачи:
- содействовать развитию логического мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи;
- содействовать развитию у детей навыков аналитико-синтетической деятельности;
- содействовать формированию у детей мотива познавательной деятельности;
- учить детей высказывать своё мнение, используя доказательные суждения;
- учить описывать увиденное, придумывать небольшое высказывание от имени выбранного лица (предмета);
- обогащать речь детей образными словами и выражениями: сиротинушка, одна-одинёшенька, горемычная, гусли-самогуды, скатерть - самобранка, мечь-кладенец, ковёр-самолёт, туфли-скороходы и т.п.
Художественно - эстетическое развитие
Задачи:
- содействовать развитию у детей ассоциативного мышления, творческого воображения;
- расширять и обогащать знания детей о живописи;
- формировать знания детей в области изобразительного искусства;
- закреплять представления о цветовом многообразии мира; о холодных, тёплых, контрастных цветах красок;
- формировать представления о том, как художник, используя выразительные возможности цвета, передаёт эмоциональное состояние героя (героев);
- расширять знания детей о творчестве В.М.Васнецова;
- продолжать учить детей создавать изображение путём проливания «волшебных красок»;
- совершенствовать умения детей в дизайнерско-оформительском искусстве, дополняя готовые работы элементами бросового материала и мишурой, подходящими для лучшего воплощения замысла.
Предварительная работа
- Чтение русских народных сказок.
- Рассматривание иллюстраций И.Билибина, В.Конашевича, Н.Кочергина к русским волшебным сказкам.
- Слушание музыки Н.Римского – Корсакова к опере «Сказка о царе Салтане», музыкальных пьес
- Использование в самостоятельной и совместной деятельности настольно - печатных игр: «Герои русских сказок», «Мои любимые сказки», «Сказки о животных», «Подбери картинку и расскажи сказку», «На золотом крыльце сидели», «Колечко-колечко», «Славянский быт», «Славянская семья».
- Проведение викторины - «Из какого произведения отрывок».
- Рисование на темы: «Волшебные предметы», «Кукла в русском народном костюме».
Материал:
Музыкальный инструмент - треугольник
Художественно – развивающая игра «Настроение, линия, линия, цвет».
Художественно – развивающая игра «Волшебство и колдовство».
«Волшебный сундук» с волшебными предметами: скатерть самобранка, ковёр – самолёт, золотой ключик, шапка – невидимка, волшебная палочка и т.д.
Запись русской плясовой.
Запись мелодии русской народной песни «Лучинушка».
Репродукцию картины В.М.Васнецова «Алёнушка»
Карточки, с изображением деталей картины «Алёнушка».
«Волшебные» краски (гуашь, вода, клей ПВА, соль, мука, растительное масло).
Картонные плоскостные ларцы.
Бросовый материал, стразы.
Ход совместной деятельности:
Дети и воспитатель находятся в группе, когда входят гости, здороваются с ними и проводят их на стулья. В это время раздаются звенящие звуки (слышен звук треугольника). Воспитатель говорит:
-Ребята, слышите эти необыкновенные звуки, они нас приглашают в путешествие по стране сказок. Мы с вами побывали во многих странах, а в сказочной ещё не были. Я думаю, что каждый человек и маленький и большой мечтает об этом.
Раздаётся стук в дверь, входит руководитель ИЗО.
Руководитель ИЗО: - Здравствуйте, я случайно зашла к вам и слышу, что вы отправляетесь в интересное путешествие, да ещё и по сказкам. Я очень люблю сказки, возьмите меня собой.
Воспитатель и дети:
-Конечно, мы приглашаем вас с собой в сказочную страну, но только вот задача: как нам всем туда попасть? Дети, у кого какие будут соображения?
Руководитель ИЗО: - Я кое - что придумала, подождите меня минутку. (Уходит).
Воспитатель: - В любое путешествие важно отправляться с бодрым, весёлым и радостным настроением. И пока мы ждём Н.А., давайте проверим своё при помощи вот этой игры.
Дидактическая игра «Настроение, линия, линия, цвет».
(на столе разложены карточки с линями четырёх, разных видов и картонные кружки разного цвета.)
Воспитатель - Сейчас, каждый из вас прислушается к себе и выберет карточку с такой линией и кружок такого цвета, какое у него настроение.
Дети по очереди выбирают и рассказывают о своём настроении, объясняя выбор линии и цвета.
Воспитатель: - Ну, что же у всех нас бодрое, отличное настроение и к путешествию мы готовы.
Открывается дверь и входит Сказочница, кланяется и говорит:
-Здравствуйте касатики, добры молодцы и красны девицы!
Воспитатель: - Н.А. это вы?
Сказочница: - нет, теперь я сказочница и хорошо знаю много сказок, люблю путешествовать по ним. А вы знаете сказки касатики?
Воспитатель и дети:
-Да, конечно знаем. У нас есть книжный уголок, там много книжек-сказок, идемте, мы вам покажем.
Все вместе идут в книжный уголок, воспитатель предлагает детям показать и назвать книжки-сказки.
Сказочница берёт книжку-сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», открывает и читает на первой странице – «волшебная сказка». Спрашивает:
-Дети, а, что такое, по вашему мнению, волшебство? Каким оно может быть? А может быть, вы знаете, как, по-другому, назвать злое волшебство? А какие герои творят колдовство в русских народных сказках?
Воспитатель: - доброе и злое волшебство можно различить не только по делам, но и по цвету и по линиям. Предлагаю вам ребята в этом потренироваться. Давайте поиграем и покажем Сказочнице, что злые герои сказок нас не запутают.
Дидактическая игра «Волшебство и колдовство».
(на столе разложены картонные цветы разного цвета и картонные лекала различных конфигураций).
Дети ваша задача разложить цветы и линии так, чтобы всем было сразу понятно, что на этом столе колдовала Баба Яга, а на этом творила доброе волшебство Василиса Премудрая.
Дети раскладывают по разным столам предложенные игровые элементы.
Сказочница, обращаясь к детям, говорит:
- Теперь я вижу, что вы готовы к путешествию, но чтобы попасть в сказочную страну необходимо произнести волшебные слова. Давайте ребята их вспомним.
После того, как дети рассказали известные им волшебные слова, Сказочница говорит, что ей необходимо сказать и свои, для того, чтобы волшебство было надёжнее и предлагает детям закрыть глаза.
Сказочница, обращаясь к платочку, говорит: «Ты послушай мой платочек, белоснежный голубочек. Лишь скажу я-раз, два, три, в сказку двери отвори».
(В это время помощник воспитателя выдвигает на ковёр волшебный сундук.)
Сказочница просит детей открыть глаза и спрашивает их о том, как они думают, удалось ли попасть в страну сказок?
Воспитатель просит детей внимательно приглядеться, не появились ли изменения. Дети замечают сундук и все вместе идут к нему.
-Ребята давайте рассмотрим, что же это такое? Что за предметы лежат в сундуке, вы их узнали? А для чего нужны волшебные вещи?
-Из какой сказки сюда попал золотой ключик? А ковёр самолёт? Скатерть самобранка?
-Ребята, тут много волшебных предметов, давайте подумаем, какое желание каждый из вас хотел бы исполнить при помощи них. Будем по очереди брать в руки нужную вещь и загадывать своё желание.
После того как все дети закончили действия с волшебными предметами, воспитатель говорит:
-В этом сундучке собрались волшебные предметы не только из русских сказок, но и еще из многих других и теперь наша с вами задача прочитать эти сказки.
Среди вещей имеются и волшебные гусли-самогуды, Сказочница берёт их и говорит:
-Я очень люблю гусли-самогуды они пришли к нам из русской народной сказки «Марья-искусница». Эти гусли могут заставить любого весело плясать.
(В это время помощник воспитателя включает запись русской плясовой, но очень тихо). Давайте и мы с вами попляшем, и на конец музыки, каждый замрёт в виде сказочного героя.
(Во время танца музыка включается громче.)
После того как дети поплясали, Сказочница говорит:
-В сказках бывают не только весёлые и радостные моменты, но и грустные, послушайте.
Звучит грустная мелодия русской народной песни «Лучинушка».
Воспитатель говорит, обращаясь к детям:
-Ой, ребятки музыка изменилась. Какой она стала?
Сказочница: - А ведь недаром, звучала эта печальная песня. Я приготовила для вас сюрприз, скорее закрывайте глаза, а я произнесу волшебные слова: «Сказка, сказка не тужи свою тайну покажи» (поворачивает к детям репродукцию картины В.М.Васнецова «Алёнушка»). Открывайте глаза.
-Вы узнали, в какую сказку мы с вами попали?
-В какой момент сказки, изображена Алёнушка?
-Смотрите, какое у неё настроение?
-Дети, каким образом художнику, без слов, удалось рассказать нам о горе Алёнушки? При помощи чего?
-Сидит Алёнушка одинёшенька, на белом камне, ничего вокруг не видит, не слышит, думает, что некому её пожалеть. А ведь вся природа, что нарисована вокруг Алёнушки, её утешает. Давайте поможем ей это услышать.
Воспитатель спрашивает, каким образом это можно сделать?
Сказочница:
Давайте представим, что мы можем превратиться, волшебным образом, в то, что окружает Алёнушку, в любой предмет и пожалеть её. А чтобы вам было легче, я приготовила вам подсказки, вот эти карточки, что на них изображено, в то и превратитесь.
(Дети берут карточки, на которых изображение деталей картины «Алёнушка»)
Воспитатель говорит, что хочет быть в Алёнушкой. Дети встают вокруг воспитателя и, по очереди, называя в кого, они превратились, говорят слова сочувствия и утешения.
После того, как все дети высказались, воспитатель от имени Алёнушки благодарит их.
Сказочница говорит:
-Молодцы ребята, теперь у Алёнушки всё будет хорошо. Зло будет побеждено, а поможет в этом доброе волшебство. Давайте сейчас нарисуем его, чтобы хватило для всех героев, во всех сказках. А храниться оно будет в ларцах. Я принесла с собой для рисования волшебные краски, подходите сюда.
Дети подходят к накрытым клеёнкой столам и рисуют двумя подгруппами, под лёгкую русскую народную мелодию. В конце рисования детям предлагают украсить работы стразами, полюбоваться ими.
Воспитатель: - Давайте полюбуемся на вашу работу. Дети, каким же получилось доброе волшебство? Грустным? Тусклым?
Дети: - Волшебство получилось ярким, радостным, весёлым, разноцветным, переливающимся разными красками.
Сказочница говорит:
-Пора возвращаться из сказочной страны. Но на память о нашем путешествии я оставлю у вас, на время, волшебные предметы, чтобы вы не забыли, как много сказок вас еще ждёт к себе в гости. А теперь закрывайте глаза, а я скажу волшебные слова: «ты послушай мой платочек, белоснежный голубочек. Лишь скажу я: раз, два, три в сказку двери затвори». Открывайте глаза касатики, до свидания, до следующей встречи.
Сказочница уходит.
Воспитатель говорит:
-Вот мы с вами и побывали в сказочной в стране. Сказки учат нас добру. Кто слушает сказки, становится умным, мудрым. Добрым и справедливым.
Дать положительную оценку деятельности детей, в общем, и индивидуально.
Планируемый результат:
Полученная информация стимулирует детей к познавательно-речевой деятельности. Способствует художественно – творческому развитию, развитию интереса к живописи и к русскому фольклору.
- осмысление новых знаний, выражение нового знания своими словами, выражение собственного отношения к новому материалу, обращение к самому себе – что я узнал нового.
- подведение итогов и организация совместной продуктивно-творческой деятельности: создания рисунков на тему: «Русские богатыри».
- продолжение работы с системой художественно – развивающих игр, приемами ТРИЗ.
Используемая литература
- Баряева Л.Б. Родник: Программа социокультурного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб.: ЛОИРО, 1997. - 204 с.
- Вербенец А.М.,.Столяров Б.А, Зуева А.В., Зудина М.А., Коршунова О.А.. «Здравствуй музей». Мы входим в мир прекрасного./Образовательная программа и методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов педагогических вузов. СПб., - 2008. – 208 с.
- Дубровская Н.Б. Игры с цветом. Знакомство дошкольников 5 – 7 лет с основами цветоведения: Методическое пособие. – СПб.: «Детство пресс», 2005. – 48 с.
- Куревина О.А.. Селезнёва Г.Е. Путешествие в прекрасное./ Образовательная программа «Школа 2100». Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – М.: Баласс, 1999. – 414с.
- Пантелеева Г.Н. Детский дизайн. – М.: Карапуз-Дидактика, 2006. – 192 с.
- Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности. – СПб.: КАРО, 2007. – 160 с.
- Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 135с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП "Путешествие в страну Сказок"
Конспект...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Путешествие по стране Транспорта» в старшей группе «Радуга»
Программное содержание: Закрепить представления о видах транспорта и обобщающем понятии «транспорт», его дифференциации (наземный, водный, воздушный). Закрепить виды специального транспорт...
Конспект непосредственной образовательной деятельности речевое развитие "Путешествие в страну сказок с Дарами Фребеля"
Конспект непосредственной образовательной деятельности речевое развитие "Путешествие в страну сказок с Дарами Фребеля"...
КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности на тему: «Путешествие в страну Рисовандию» для детей подготовительной к школе группы по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования
КОНСПЕКТнепосредственной образовательной деятельности на тему:«Путешествие в страну Рисовандию»для детей подготовительной к школе группы по изобразительной деятельности с использованием не...
Конспект организованной образовательной деятельности на тему «Путешествие в страну сказок» для детей старшей группы с использованием интерактивных компьютерных технологий
Интеграция образовательных областей: речевое, познавательное, физическое развитие, восприятие художественной литературы.Цель: Развитие связной, диалогической речи, активности, самостоятельно...
Конспект организованно-образовательной деятельности на тему «Путешествие в страну сказок»
laquo;Путешествие в страну сказок»...