История русского быта
презентация к занятию по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Познакомить старших дошкольников с историей и традициями русского быта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытая НООД(область познание) знакомство с традициями и историей русского народа | 20.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытая НООД (область познание)
«История русского быта»
Воспитатель: Волова Елена Леонидовна
Место проведения: МБОУ «ССШ» д/с «Теремок» № 27
Группа: Подготовительная к школе «Василек»
Дата проведения: 25.01 2013г.
Цель: Познакомить детей с историей, традициями, фольклором русского народа.
Задачи:
1.Расширять представление детей о жизни наших предков, их труде, досуге, пище, о предметах быта.
2.Развивать познавательный интерес к истории и традициям русского народа.
3. Развивать связную речь, умение излагать свои мысли.
4. Закреплять умение, самостоятельно делать традиционную народную игрушку куклу – пеленашку; способствовать воспитанию духовной культуры, развитию положительных эмоций.
5. Воспитывать чувство любви к Родине, гордости за своих предков.
6. Активизация словаря: изба, горница, предки, чадо, батюшка, матушка, сундук, прялка, трапеза.
Предварительная работа:
1.Рассматривание иллюстраций «Славянская семья: родство и занятия».
2.Составление родословной (генеалогическое древо).
3. Экскурсия в библиотеку – знакомство с предметами старинного быта.
4. Знакомство с русской народной одеждой; с вологодским кружевом.
5. Беседы о жизни в старину.
6. Знакомство с традиционной народной игрушкой.
7. Чтение произведений К.Д.Ушинского «Как рубашка в поле выросла», «Как хлеб на стол пришел»; разучивание пословиц о хлебе.
8. Рисование на тему: «Русская народная одежда»;
Оборудование: мультимедиа проектор; лоскуты ткани для куклы, веревочка.
Используемая литература:
Журнал « Читаем, учимся, играем» №4 2009г.
Ход занятия
Ребята, сегодня на занятии, мы с вами постараемся прожить всего один день далекой старины, когда жили по закону, с молитвой в душе и Богом в сердце. И отправимся мы с вами в деревню.
1 слайд.
Воспитатель – Кто знает, как называется старинный дом в деревне? (изба, ее строили из бревен, часто в избе жили несколько семей – родственников, родственники – это родные люди, с общей фамилией и имеющие одного предка, предки - это люди, которые жили до нас, перед нами).
2 слайд.
Воспитатель - Как называлась комната в избе? (горница, вся жизнь большой семьи проходила в просторной и уютной горнице, здесь обедали, занимались рукоделием, а в долгие зимние вечера устраивали вечерни и посиделки). Как выглядела горница? Какие предметы быта вы видите?
3 слайд.
Ребенок - До сих пор в деревенских избах на стенах висят фотографии всех членов семьи, а в центре, на самом видном месте портреты отца и матери. Родителей любили и почитали до самой старости. Обращались к ним ласково батюшка, матушка. Детей называли чадами, братец, сестрица.
4 слайд
Ребенок - В горнице было много сундуков. В них было приданое для девочек. Еще в них хранили большие куски ткани – платы. Отсюда произошли слова «платье» и «платок».
5 слайд
Ребенок - Детей приучали с детства к работе. Мальчиков учили запрягать лошадь, загонять во двор скотину, пахать поле, косить траву, пасти скот, удить рыбу.
Мальчики были первыми помощниками отцу. Уборка сена считалась приятной, радостной работой. Потому что трудились вместе, на виду друг у друга. Все старались одеться по наряднее. Пели песни, шутили. Эта забота – запастись сеном – была у крестьян одной из главных. А как же иначе. Коль скотину держишь…
6 слайд
Ребенок - Девочки с шести лет начинали заниматься рукоделием, они пряли, ткали, плели, помогали на покосе, умели замесить тесто и испечь пироги.
Если парень дарил девушке прялку, а та принимала ее, это означало, что она к нему не равнодушна. Естественно, что такой молодой человек старался сделать «парадную» часть прялки - гребень – по красивее. Вырезал узоры, выпиливал, красил. Парень знал, что, получив подарок, его избранница тут же позовет подруг. И тогда все узнают, как любит он свою ненаглядную, коль сумел своими руками сотворить такую красоту.
7слайд
Ребенок - Игрушки в старину делали своими руками, дарили их младшим детям. Играли с ними так же как вы, ребята, играете сейчас. Да и мастера, я думаю, вы не хуже прежних. Давайте покажем, как вы умеете делать куклу.
Дети делаю куклу – пеленашку.
8 слайд
Ребенок- Старую деревню невозможно представить без песни. Песен было великое множество: хороводные, игровые, любовные, свадебные. Под колыбельные песни качали люльку с младенцем. Пели дома, на улице, в поле. Во время работы и на отдыхе. Все вместе и в одиночестве.
Физкультминутка: Хоровод «На горе – то калина»
9 слайд
Ребенок- Главное место в избе занимала печь. Печь кормила, обогревала, лечила и даже…служила баней! Выгребали угли, настилали солому и залезали туда – ногами вперед. Правда, там не мылись, а только парились.
Какие предметы быта вы видите на картинке?
10 слайд
Ребенок - Ужин начинался в 6 часов вечера. В это время на небе загоралась самая яркая звезда. Ее называли южной. Отсюда и слово «ужин». Трапеза в крестьянском доме подчинялась определенному порядку. Перед едой молились. Первым за стол, под образа, садился глава семейства – отец. Еду подавала мать. Ели из общей миски. Не спеша – зачерпнул, откусил хлебушка. Смех и болтовня немедленно пресекались. А можно было и ложкой по лбу схлопотать, если без команды отца начнешь первым со дна миски куски мяса таскать.
11 слайд
Ребенок - Главной едой во время трапезы был хлеб. В начале еды молились именно хлебу. Говорили: « Хлеб на стол, так и стол – престол, а хлеба ни куска – так и везде тоска». Пекли круглые караваи и фигурные калачи.
Какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете?
12 слайд
Ребенок - Самым распространенным блюдом были каши. Без них не могла прожить ни одна семья. Из моркови, гороха, репы, редьки готовили густые каши с постным маслом. Манной и рисовой каши в старину не было. Еще варили каши из овсянки, гречки, пшена.
13 слайд
Ребенок - По праздникам подавали пироги с мясом, грибами, капустой, калиной и др. ягодами. Отсюда и произошло слово «пир».
14 слайд
Воспитатель - Вы слышите? Звонят колокола. Они всегда звали и зовут русского человека на вечернюю молитву. Нас же эти колокола перенесли из далекой старины в наши дни. Слушая ваши рассказы, я убеждена, что вас не назовут «Иванами, не помнящими родства», так говорят о тех, кто не знает истории наших предков. Вы сегодня показали обратное. Я хочу пожелать вашим семьям мира, согласия и любви.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление дошкольников с историей русского быта в процессе проектной деятельности
Организация проектной деятельности по ознакомлению дошкольников с историей русского быта: план реализации проекта, конспект занятия....
Конспект экскурсии по музейной педагогике "История русского быта"
Конспект экскурсии по музейной педагогике "История русского быта"...
ПРОГРАММА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСТОРИЕЙ РУССКОГО БЫТА КРУЖКА «РУССКАЯ ИЗБА»
ПРОГРАММАПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСТОРИЕЙ РУССКОГО БЫТАКРУЖКА «РУССКАЯ ИЗБА»...
Конспект открытого занятия "Путешествие в историю русского быта"
Знакомство детей с избой- жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта ...
Экскурсия в музей "История русского быта"
Конспект экскурсии по музейной педагогике "История русского быта"...
ПРОГРАММА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСТОРИЕЙ РУССКОГО БЫТА
Цель: Повысить эффективность духовно-нравственного воспитания детей через приобщение дошкольников к основам русской народной культуры, изучение на...
ООД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Хуторок – история русского быта»
Познакомить детей с жизнью, бытом, традициями русского народа....