Конспект открытого занятия "Путешествие в историю русского быта"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Знакомство детей с избой- жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx | 28.07 КБ |
prezentatsiya1.pptx | 618.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД «Путешествие в историю русского быта»
Цель: Формировать интерес и любовь к традициям русского народа. Приобщить детей к русской народной культуре. Расширить представление детей о старинном русском быте, вызвать интерес к старинным русским традициям- встреча гостей с угощением. Обогатить творческий опыт работы техникой тестопластики.
Задачи:
- познакомить детей с избой- жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, сито, самовар) обогатить словарь детей загадками, новыми словами);
- воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;
- развивать художественно-творческие способности детей.
Ход занятия
Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые! Рада вас видеть в моей горнице. Пригласила я гостей к себе. А вот и они…
Дети стоят перед дверью группы нарядные в русские народные костюмы. Входят в группу, под русскую народную музыку их встречает воспитатель, одетый в русский народный костюм в роли хозяюшки. Группа украшена под русскую избу.
Хозяйка: Здравствуйте, добры молодцы, красны девицы! Здравствуй гости дорогие! По русскому обычаю с поклоном вас встречаю. Милости прошу в мою избу. Проходите, поглядите, как я живу.
Для вас у меня место готово
Красному гостю – красное место.
1ый ребенок: Спасибо хозяюшка, что в гости позвали.
2ой ребенок: В избу Вашу жаркую мы пришли с подарками (преподносят хозяюшке подарки: бусы, платок).
Хозяйка: Ой, спасибо детки за ваши подарки. Проходите, присаживайтесь (дети проходят и присаживаются на лавочку).
Хозяйка: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен. Такие дома называли избами. (сл.1) И все в избе было сделано из дерева: пол, потолок, стены, мебель и посуда. Изба была теплой, в ней можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Люди приходили домой отдохнуть и набраться сил.
В каждом доме была самая нарядная и красивая комната –горница. В ней было принято принимать гостей (сл.2)
-Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным? (печь)(сл3)
- В старинной русской горнице половину места занимала печь.
Печь- это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.
-Чем же могла печь накормить своих хозяев?(ответы детей)
- В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
Хозяйка: Я вас ждала к себе в гости, тесто замесила, а испечь не успела. И хотела попросить вас помочь испечь калачи к чаю.
(дети садятся за столы и приступают к работе). На столах разложены доски для лепки и по кусочку соленого теста. Хозяюшка: Ребята, прежде чем мы приступим к лепке калачей, давайте сделаем гимнастику для пальчиков.
«Хлеб»
Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают кулачки)
А из теста мы слепили: (Прихлопывают ладошками, «лепят»)
Пирожки и плюшки, (Поочерёдно разгибают пальчики обеих рук, начиная с мизинца)
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи –
Всё мы испечём в печи. (Обе ладошки разворачивают вверх)
Будет очень вкусно! (Гладят живот)
Воспитатель напоминает детям, как лепить калачи: берут небольшой кусочек теста, раскатывают колбаску, сворачивают ее в колечко и края переплетают и слепляют. Готовые калачи дети укладывают на противень и хозяйка ставит в печь(пока дети выполняют работу играет спокойная народная музыка).
Ой, ты печка сударыня,
Помоги нам, боярыня
Ты свари, испеки,
Обогрей, освети,
Подлечи и спаси,
В дом богатство принеси.
Хозяюшка: Пока наши калачи пекутся, мы с вами отдохнем.
Хватит молча гостевать — пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.
- В чем варили кашу, щи в русской печи?
«Что хозяйка в печку ставит,
Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)(5) Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
Но не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Угадайте, кто?
- «Был я копан, был я топтан,
Был на пожаре, был на базаре,
Сколько было сил, всю семью кормил.
Сам терпел – ничего не ел.
Сделался стар – пеленаться стал» (горшок)(6)
- Главной кухонной посудой был горшок. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды.
- Горшки различались и по внешней отделке. Более нарядными были те, которые подавались с пищей на стол. (сл.7)
- Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.
- «Черный конь скачет в огонь?»(8)
- Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?
- «Выпускает жаркий пар
Древний чайник…» (самовар).(сл9)
-За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
5. «Всех кормлю с охотою,
А сама безротая» (ложка)(10)
- В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.
Дети под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения, играя на ложках.
- Молодцы ребята. Хорошо у вас получалось играть на ложках.
Хозяйка поясняет: В старину вещи необходимые в хозяйстве называли «домашняя утварь». Ну, ребятки, скажите мне, понравилось вам в гостях у меня?
Что нового вы сегодня узнали на этой встречи? А что вы сегодня стряпали? А из чего? Молодцы спасибо вам за ваши умения и старания.
Хозяюшка: А про угощение мы с вами забыли. Наши калачи уже готовы (достаёт из печи уже настоящие калачи и угощает ребят).
Хозяюшка:
Ах-качи, качи-качи
Глянь баранки- калачи
С пылу, с жару из печи
Все румяны горячи!
Пора вам в детский сад возвращаться
Калачами угощаться.
До свиданья, в добрый час
Провожу сейчас я вас.
Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне в избу! Я гостям всегда рада! Гость на порог — хозяину радость!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История русского быта
Познакомить старших дошкольников с историей и традициями русского быта...
Ознакомление дошкольников с историей русского быта в процессе проектной деятельности
Организация проектной деятельности по ознакомлению дошкольников с историей русского быта: план реализации проекта, конспект занятия....
Конспект экскурсии по музейной педагогике "История русского быта"
Конспект экскурсии по музейной педагогике "История русского быта"...
ПРОГРАММА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСТОРИЕЙ РУССКОГО БЫТА КРУЖКА «РУССКАЯ ИЗБА»
ПРОГРАММАПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСТОРИЕЙ РУССКОГО БЫТАКРУЖКА «РУССКАЯ ИЗБА»...
Экскурсия в музей "История русского быта"
Конспект экскурсии по музейной педагогике "История русского быта"...
ПРОГРАММА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСТОРИЕЙ РУССКОГО БЫТА
Цель: Повысить эффективность духовно-нравственного воспитания детей через приобщение дошкольников к основам русской народной культуры, изучение на...
ООД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Хуторок – история русского быта»
Познакомить детей с жизнью, бытом, традициями русского народа....