ПРОГРАММА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСТОРИЕЙ РУССКОГО БЫТА КРУЖКА «РУССКАЯ ИЗБА»
рабочая программа на тему
ПРОГРАММА
ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСТОРИЕЙ РУССКОГО БЫТА
КРУЖКА «РУССКАЯ ИЗБА»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkaya_izba_15-16_nikitina.doc | 289 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСТОРИЕЙ РУССКОГО БЫТА
КРУЖКА «РУССКАЯ ИЗБА»
Составитель:
Т.А.НИКИТИНА
г. Нижневартовск,
1.Содержание.
№ | Наименование | страница |
1. | Содержание | |
2. | Паспорт программы | |
3. | Пояснительная записка | |
3.1 | Цели и задачи программы | |
3.2 | Планируемые результаты | |
3.3 | Объём образовательной нагрузки | |
4. | Содержание программы «Умелые ручки» | |
5. | Организационно-педагогические условия | |
5.1 | Учебный план | |
5.2 | Расписание занятий | |
5.3 | Календарный учебный график | |
5.4 | Программно-методическое обеспечение | |
5.5 | Материально-техническое обеспечение | |
6. | Мониторинг | |
7. | Список литературы |
2.Паспорт программы.
Наименование программы | Программа кружка по ознакомлению детей дошкольного возраста с историей русского быта МАДОУ г Нижневартовска ДС №61 «Соловушка» «Русская изба» |
Составитель программы | Воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ г Нижневартовска ДС №61 «Соловушка»: Никитина Татьяна Александровна |
Заказчики программы | МАДОУ г. Нижневартовска ДС №61 «Соловушка»; родители (законные представители). |
Нормативно-правовые основы разработки | Закон РФ273-ФЗ «Об образовании» 2015 глава 1, статья 2 ФЗ «Об образовании» ст.26 п. 1 «Обеспечение прав воспитанников на получение дополнительного образования»; Постановление правительства РФ № 666 от 12.09.2008 г. Программа развития образования города Нижневартовска 2011 – 2016 г. Устав дошкольного образовательного учреждения. |
Цель | Формирование устойчивых знаний, интереса к жизни народа в разное историческое время. |
Задачи | 1. Познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, национальной одеждой. 2. Развивать интерес к культуре русского народа через обычаи, обряды, праздники. 3. Воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире. |
Приоритетное направление | Патриотическое воспитание |
Сроки реализации программы | 1год |
3.Пояснительнаязаписка
к программе кружка «Русская изба»
В дошкольном возрасте открываются большие возможности по становлению личности ребенка. Именно в детстве формируется образ жизни детей и закладывается основа здоровой организации жизни ребенка в будущем.
Все меньше и меньше наши дети знают об истории русской культуры, истории российского народа. С утерей нравственных идеалов, теряется и составляющая фундамента личности – патриотизм, любовь к Родине (большой и малой). Для того, чтобы не погибла наша страна в будущем, не исчезла русская культура необходимо знакомить детей с этнософией Русского народа. Это поможет детям с раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.
Систематическое и планомерное ознакомление детей с жизнью народа в разное историческое время развивает познавательные способности детей, человеческих отношений, у детей формируется осознание себя в системе предметного и социального мира.
Работа кружка основана по программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» и направлена на формирование у дошкольников представлений о жизни народа в разное историческое время (быт, культура, традиции, обряды и т.д.).
Программа состоит из пяти разделов, работа над которыми будет продолжаться в течении года, т.е. с детьми старшего дошкольного возраста..
3.1.Цели и задачи программы.
Цель: Формирование устойчивых знаний, интереса к жизни народа в разное историческое время.
Общие программные задачи
- Познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, национальной одеждой.
- Развивать интерес к культуре русского народа через обычаи, обряды, праздники.
- Воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире.
3.2. Планируемые результаты.
Овладев знаниями об истории русской культуры и быта у ребёнка будет сформировано чувство любви к своей малой родине с ее далеким прошлым. Он приобретает знания о предметах русского быта. Ребенок познакомится с фольклором, традициями и обычаями. Он научится понимать себя как часть общества. Это определит его обязанности перед обществом: любить и охранять свою Родину, заботиться о ней.
Итоги реализации программы предоставляются на открытых занятиях, педсоветах, мастер-классах, в творческой самореализации детей, их участия в творческой жизни учреждения, в конкурсах различного уровня.
3.3. Объём образовательной нагрузки.
Сроки реализации рабочей программы: 1 год.
Реализация программы осуществляется в соответствии с поставленными целями и задачами.
Программа рассчитана на 2 занятия в неделю, объём образовательной нагрузки 20 минут. Занятия проводятся в основной образовательной деятельности по подгруппам (по 13 человек).
4.Содержание программы «Умелые ручки»
Неделя | Тема | Содержание | Цель | |
1неделя | «Милости просим гости дорогие» | Первое посещение детьми «избы» | Познакомить детей с избой. Вызвать интерес к жизни старинных времен. Обогащать словарь детей: изба, утварь, печь. | |
«Сошьем Маше сарафан» | Знакомство с русской народной одеждой | Познакомить детей с русским народным костюмом, с его особенностями. Обогащать словарь названиями предметов (лапти, сарафан, рубаха, кокошник).Воспитывать интерес к национальной одежде. | ||
2неделя | «Мир старинных вещей» | Экскурсия в музей ДОУ. Сюрпризный момент: (появление хозяйки) Загадки про посуду. Дидактическая игра: «Собери целое». | Познакомить детей со старинной посудой. Обогащать словарный запас детей (миска, крынка, чугун). Воспитывать интерес к прошлому. | |
«Золотое веретено» | Знакомство с предметами обихода – прялкой и веретеном | Познакомить детей с веретеном, прялкой, какое место они занимали в жизни женщин. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых. | ||
3неделя | Сказка «Золотое веретено» | Знакомство со сказкой «Золотое веретено» | Познакомить детей со сказкой, с песенкой о веретене. Закрепить с детьми знания о том, для чего нужно веретено. Развивать любознательность. | |
"Что нам осень принесла?" | Беседа об осени с использованием соотсветствуюших Народных примет, песенок ,загадок , пословиц. | |||
4неделя | «Шутку шутить – людей насмешить» | Знакомство с потешным фольклором – дразнилками, скороговорками | Обогащать речь детей образными выражениями малых форм фольклора. | |
«Трень – брень гусельки» | Знакомство с русским народным инструментом - гуслями | Познакомить детей с русским народным инструментом – гуслями. Обогащать словарь детей (гусли). | ||
5 неделя | «Печь – кормилица» | Знакомство детей с печью, чугуном, ухватом, кочергой | Дать детям понятие, для чего нужна была печь раньше. Формировать у детей познавательные качества. Воспитывать интерес к прошлому. | |
"Октябрь пахнет капустой " | Знакомство с предметами обихода-деревянным корытцем, Тяпкой. | Беседа о характерных для сентября явлениях природы,народных обячаях и праздниках(Покров и Сергиев день).Повторение Попевки "Веснушка - Осень". | ||
6 неделя | «Гость на гость – хозяйке радость» | Знакомство с Мишуткой. Лепка посуды | Учить детей лепить посуду, которую они видели в избе. Закрепить названия посуды. | |
«Сорока – белобока кашу варила» | Знакомство с предметами обихода – глиняным горшком | Продолжать знакомить детей с предметами обихода. | ||
7 неделя | «Кто же в гости к нам пришел?» | Знакомство с домовенком Кузей, игра «Аюшки» | Познакомить детей с домовенком Кузей. Воспитывать у детей желание быть гостеприимным. | |
«Сверху пар, снизу пар – шипит наш русский самовар» | Самовар, скатерть | Познакомить детей с русским самоваром. Познакомить с церемонией чаепития на Руси. Расширять лексический запас детей словами самовар, чаепитие. Воспитывать желание быть гостеприимным. | ||
8 неделя | Игра «Напоим куклу чаем» | Самовар, кукла, предметы обихода | Продолжать знакомить с церемонией чаепития на Руси. Активизировать словарный запас словами чаепитие, самовар. | |
«Веселые ложки» | Знакомство с предметами обихода – деревянными ложками | Продолжать знакомить детей с предметами обихода. Воспитывать бережное отношение к вещам. | ||
9неделя | «Лисичка со скалочкой» | Знакомство с предметом обихода «скалкой». Знакомство со сказкой «Лисичка со скалкой» | Продолжать знакомить детей с предметами русского быта. Воспитывать бережное отношение к вещам. | |
«Здравствуй, зимушка – зима» | Загадки о зиме. Разучивание русской песенки «Как на тоненький ледок» | Обогащать речь детей образными выражениями малых форм фольклора. | ||
10 неделя | «Хозяйкины помощники» | Предметы обихода – коромысла, ведра, корыто | Познакомить детей с предметами обихода: коромысло, ведро, корыто. | |
«Половичку курочка веничком метет» | Разучивание потешки «Наша – то хозяюшка сметлива была» | Обогащать речь детей образными выражениями малых форм фольклора. | ||
11неделя | Выставка самодельной новогодней игрушки | Игрушки, сделанные руками родителей, воспитателей | Познакомить детей с игрушками, которые делались в старину, из каких материалов делались. Воспитывать интерес к прошлому. | |
«Сею, сею посеваю, С Новым годом поздравляю» | Знакомство с празднованием нового года. Разучивание колядки «Щедровочка» | Обогащать речь детей образными выражениями малых форм фольклора. | ||
12неделя | «Сундучок Деда Мороза» | Беседа «Подарки Деда Мороза». Разучивание заклички «Мороз, Мороз не морозь мой нос» | Знакомство детей с традициями празднования Нового года. Развивать интерес, любознательность. | |
«С Новым годом со всем родом» | Рассказ о традициях празднования Нового года. Пение колядок. | Знакомство детей с новогодними традициями. Развивать любознательность. | ||
13 неделя | «Пришла коляда, отворяй ворота» | Рассказ о рождественских праздниках. Разучивание колядки | Знакомство детей с традициями. Воспитывать интерес к прошлому. | |
«Русская балалайка» | Знакомство с балалайкой. Пословицы и поговорки о балалайке. | Обогащать речь детей образными выражениями малых форм фольклора. | ||
14 неделя | «Проказы старухи зимы» | Знакомство со сказкой К.Д. Ушинсого «Проказы старухи зимы». Повторение заклички | ||
«Ах, ты зимушка, зима!» | Занятие аппликацией по готовым формам | Учить детей создавать аппликацию из готовых форм. Развивать воображение. | ||
14 неделя | «Русская свистулька» | Рассказ о глиняной свистульке. Лепка свистульки | Вызвать интерес к предметам рукотворного мира. | |
«Чудесный сундучок» | Дидактическая игра «Угадай по звуку». Слушание народных мелодий | Знакомить детей с народными песнями. Воспитывать любознательность, интерес. | ||
15 неделя | Знакомство с русской избой» | познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям. | ||
Посидим у самовара. | Экскурсия в музей ДОУ. Сюрпризный момент: (появление хозяйки) Загадка про самовар. Рассмотреть самовары. Чтение отрывка из сказки: «Муха Цокотуха». Беседа. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Повторение. Игра: «Самовар» | Продолжить знакомить детей с домашней утварью. Дать понятие как в самоваре кипятили воду. Обогащать словарный запас детей: самовар, угольки. Поиграть с детьми татарскую игру «Самовар». Развивать воображение. Воспитывать теплое отношение друг другу. | ||
16 неделя | «Шутку шутить людей насмешить» | Знакомство с потешным фольклором | Познакомить детей с дразнилками, скороговорками. | |
«Небылица в лицах» | Знакомство с русскими народными небылицами | Познакомить детей с русскими народными небылицами. | ||
17 неделя | «Наши руки не знают скуки» | Русская матрешка | Формировать интерес к русскому народному прикладному искусству – деревянной игрушке. Воспитать уважение к кропотливому труду- резчиков по дереву. | |
«Русская матрешка» | Аппликация из готовых форм | Учить детей создавать образ матрешки. | ||
18 неделя | «Поэзия народного костюма» | Рассказ о народном костюме | Познакомить детей с народным костюмом. Словарь: лапти, сарафан, рубаха, кокошник. | |
«Край родной, навек любимый» | Прослушивание русских народных песен | Знакомить детей с народными песнями. Воспитывать любознательность, интерес. | ||
19 неделя | «Дело мастера боится» | Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы» | Продолжать знакомить детей с домашней утварью, где и как она применялась. Воспитывать бережное отношение к вещам. | |
Игра с Колобком | Самостоятельное творческое развитие сюжета сказки «Колобок» | Познакомить Колобка с предметами, которые находятся в избе. | ||
20 неделя | «Ой, ты Масленица!» | Знакомство с Масленицей. Разучивание песенки «Блины» | Беседа о русских обычаях: проводы зимы, встречи весны. Познакомить с песней, разучить ее. | |
«При солнышке тепло, при матушке добро» | Беседа с включением пословиц и поговорок | |||
21 неделя | «Весна, весна, поди сюда!» | Познакомить детей со старинными обычаями встречи весны, познакомить с народными приметами. | ||
«Пришла весна» | Создание из цветных лоскутков коллективной аппликации | |||
22 неделя | «А за ним такая гладь – ни морщинки не видать» | Утюг | Продолжать знакомить детей с домашней утварью (утюгом). Обогащать словарный запас детей: утюг, угольки. Воспитывать интерес к прошлому. | |
«Письмо Нафане» | Составление письма Нафане – другу домовенка Кузи | Продолжать знакомить детей с обрядовыми песнями. | ||
23 неделя | Наша кукла Катя в сарафане. | Экскурсия в музей ДОУ. Сюрпризный момент: (появление куклы Катя) Рассмотреть куклу. Рассказ воспитателя. Потешка про Катя. Объяснение. Словарная работа. Дидактическая игра: «Опиши одежду Катя». | Познакомить детей с куклой Катя в русском национальном костюме. Обратить внимание на ее костюм, орнамент. Назвать части костюма. Выучить потешку про Катя. Обогащать словарный запас детей: сарафан, кокошник, лапти, русский наряд. Воспитывать уважение к русской культуре. | |
Вечера долгие руки умелые. | Экскурсия в музей ДОУ. Встреча Хозяйки. Рассмотреть экспонаты. Рассказ воспитателя. Объяснения. Загадки. Словарная работа. Игра: «Кто быстрей намотает клубок». | Дать понятие детям, какое место занимали орудия труда в прошлом по обработке льна, шерсти, волокнистых изделий. Словарная работа детей: прялка, веретено, гребень, щетка, трепала. Формировать у детей познавательные качества. Познакомить детей с т. н. сказкой «Три дочери». Воспитывать трудолюбие. | ||
24 неделя | «Где живет перо Жар – птицы» | Посуда с хохломской росписью | Познакомить детей с хохломской росписью. | |
«Чудо – чудное, диво – дивное» | Рассказ о традициях хохломской росписи (кудрина, травка и т.д.) | Продолжать знакомить детей с хохломской росписью. | ||
25 неделя | «Посуда наша – для щей и каши» | Плоскостные формы тарелок | Учить детей расписывать тарелки хохломской росписью. | |
«Светит, да не греет» | Разные источники освещения | Познакомить детей с лучиной, свечой, керосиновой лампой. Дать представление о том, как раньше люди жили без электричества. Воспитывать любознательность. | ||
26 неделя | «Волшебный сундучок» | Сундучок с изделиями женских ремесл | Познакомить с изделиями женских ремесл, вышитыми салфетками, полотенцами и т.д. Воспитывать уважение и бережное отношение к предметам старины. | |
Мир старинных вещей. | Экскурсия в музей ДОУ. Объяснение. Беседа. Рассмотрение экспонатов. Рассказ воспитателя. Словарная работа. Фольклор. Игра: «Кто быстрее принесет воду на коромысле». Обобщение. Анализ. | Продолжить знакомить детей с музейными экспонатами. Активизация словаря: печь, ухват, кочерга, коромысло, домашняя утварь. Дать представление как этим пользовались в хозяйстве. Формировать образную речь, Употреблять в разговорной речи поговорки, пословицы, загадки. Воспитывать интерес к народному быту. | ||
27 неделя | «Красная горка» | Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе | Познакомить детей с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. | |
В гостях у Хозяюшки. | Экскурсия в музей ДОУ. Встреча Хозяйки. Беседа. Осмотр избы. (музейная комната, макет избы). Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Игра. « Кто быстрей поможет хозяйке» | Познакомить детей с жилищем русского и татарского народа. С тем, как строили жилище: вызвать интерес к традициям, уважение к старшим. Провести словарную работу: изба, бревно, мох, наличники окна. Обогащать речь детей поговорками, пословицами на татарском и на русском языке. Воспитывать интерес к познанию прошлого. | ||
28 неделя | «Рабочие руки не знают скуки» | Серп, пила, топор | Познакомить детей с орудиями труда для с/х работ. Воспитывать уважение к труду. | |
«Вечер загадок и отгадок» | Предметы обихода | Развивать у детей мышление, воображение. Закрепить название предметов обихода. | ||
29 неделя | «Здравствуй, солнышко – колоколнышко» | Потешка про солнышко | Познакомить и разучить народную потешку «Солнышко – колоколнышко». | |
Игра «Что кому нужно для работы в избе» | Картинки с изображением предметов обихода в избе | Закрепить с детьми название предметов обихода, которыми пользовались в старину. | ||
30 неделя | «Гончарные мастеровые» | Кувшин, крынка, миска | Познакомить детей с гончарным промыслом. Развивать любознательность. | |
Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин». Дидактическая игра «Что как называется» | Виды глиняной посуды | Познакомить детей со сказкой. Закрепить названия предметов обихода. | ||
31 неделя | Развлечение «Как у наших у ворот» | Разучивание песен, потешек, поговорок, пословиц | Закрепить знания детей о традициях, обрядах. Развивать любознательность. | |
Прощание с «русской избой» | Беседа о «русской избе» | Закрепить знания детей, о том, что они узнали о жилище, о традициях, обрядах. | ||
32 неделя | «А за ним такая гладь – ни морщинки не видать» | Утюг | Продолжать знакомить детей с домашней утварью (утюгом). Обогащать словарный запас детей: утюг, угольки. Воспитывать интерес к прошлому. | |
«Письмо Нафане» | Составление письма Нафане – другу домовенка Кузи | Продолжать знакомить детей с обрядовыми песнями. | ||
33 неделя | «Где живет перо Жар – птицы» | Познакомить детей с хохломской росписью. | ||
«Чудо – чудное, диво – дивное» | Рассказ о традициях хохломской росписи (кудрина, травка и т.д.) | Продолжать знакомить детей с хохломской росписью. | ||
34 неделя | «Посуда наша – для щей и каши» | Плоскостные формы тарелок | Учить детей расписывать тарелки хохломской росписью. | |
«Светит, да не греет» | Разные источники освещения | Познакомить детей с лучиной, свечой, керосиновой лампой. Дать представление о том, как раньше люди жили без электричества. Воспитывать любознательность. | ||
35 неделя | «Волшебный сундучок» | Сундучок с изделиями женских ремесл | Познакомить с изделиями женских ремесл, вышитыми салфетками, полотенцами и т.д. Воспитывать уважение и бережное отношение к предметам старины. | |
Рабочие руки не знают скуки. | Экскурсия в музей ДОУ. Объяснение. Рассмотрение экспонатов. Рассказ воспитателя. | Познакомить детей с орудием труда для сельскохозяйственных работ. Словарная работа: серп, коса, пила, колотушка, плуг, грабли, молот, клещи, наковальня, лемех, кузнец, хлебороб. Дать понятие о ремеслах: кузнеца, хлебороба. Познакомить детей с т. н. сказкой «Колосок». Формировать у детей исследовательские качества. Развивать любознательность. | ||
36 неделя | «Рабочие руки не знают скуки» | Серп, пила, топор | Познакомить детей с орудиями труда для с/х работ. Воспитывать уважение к труду. | |
«Вечер загадок и отгадок» | Предметы обихода | Развивать у детей мышление, воображение. Закрепить название предметов обихода. |
5. Организационно-педагогические условия
5.1 Учебный план
Наименование услуги | Группа 5-го года жизни |
«Русская изба» | 2 занятия в неделю |
5.2 Расписание занятий
Группы | Место проведения | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг |
Средний дошкольный возраст | Групповое помещение, музей | - | 16.00-16.20 | - | 16.00-16.20 |
5.3 Календарный учебный график
Тема | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | май |
«Милости просим гости дорогие» | 1 | ||||||||
«Сошьем Маше сарафан» | 1 | ||||||||
«Мир старинных вещей» | 1 | ||||||||
«Золотое веретено» | 1 | ||||||||
Сказка «Золотое веретено» | 1 | ||||||||
"Что нам осень принесла?" | 1 | ||||||||
«Шутку шутить – людей насмешить» | 1 | ||||||||
«Трень – брень гусельки» | 1 | ||||||||
«Печь – кормилица» | 1 | ||||||||
"Октябрь пахнет капустой " | 1 | ||||||||
«Гость на гость – хозяйке радость» | 1 | ||||||||
«Сорока – белобока кашу варила» | 1 | ||||||||
«Кто же в гости к нам пришел?» | 1 | ||||||||
«Сверху пар, снизу пар – шипит наш русский самовар» | 1 | ||||||||
Игра «Напоим куклу чаем» | 1 | ||||||||
«Веселые ложки» | 1 | ||||||||
«Лисичка со скалочкой» | 1 | ||||||||
«Здравствуй, зимушка – зима» | 1 | ||||||||
«Хозяйкины помощники» | 1 | ||||||||
«Половичку курочка веничком метет» | 1 | ||||||||
Выставка самодельной новогодней игрушки | 1 | ||||||||
«Сею, сею посеваю, С Новым годом поздравляю» | 1 | ||||||||
«Сундучок Деда Мороза» | 1 | ||||||||
«С Новым годом со всем родом» | 1 | ||||||||
«Пришла коляда, отворяй ворота» | 1 | ||||||||
«Русская балалайка» | 1 | ||||||||
«Проказы старухи зимы» | 1 | ||||||||
«Ах, ты зимушка, зима!» | 1 | ||||||||
«Русская свистулька» | 1 | ||||||||
«Чудесный сундучок» | 1 | ||||||||
«Знакомство с русской избой» | 1 | ||||||||
Посидим у самовара. | 1 | ||||||||
«Шутку шутить людей насмешить» | 1 | ||||||||
«Небылица в лицах» | 1 | ||||||||
«Наши руки не знают скуки» | 1 | ||||||||
«Русская матрешка» | 1 | ||||||||
«Поэзия народного костюма» | 1 | ||||||||
«Край родной, навек любимый» | 1 | ||||||||
«Дело мастера боится» | 1 | ||||||||
Игра с Колобком | 1 | ||||||||
«Ой, ты Масленица!» | 1 | ||||||||
«При солнышке тепло, при матушке добро» | 1 | ||||||||
«Весна, весна, поди сюда!» | 1 | ||||||||
«Пришла весна» | 1 | ||||||||
«А за ним такая гладь – ни морщинки не видать» | 1 | ||||||||
«Письмо Нафане» | 1 | ||||||||
Мир старинных вещей. | 1 | ||||||||
Вечера долгие руки умелые. | 1 | ||||||||
«Где живет перо Жар – птицы» | 1 | ||||||||
«Чудо – чудное, диво – дивное» | 1 | ||||||||
«Посуда наша – для щей и каши» | 1 | ||||||||
«Светит, да не греет» | 1 | ||||||||
«Волшебный сундучок» | 1 | ||||||||
Наша кукла Катя в сарафане. | 1 | ||||||||
«Красная горка» | 1 | ||||||||
В гостях у Хозяюшки. | 1 | ||||||||
«Рабочие руки не знают скуки» | 1 | ||||||||
«Вечер загадок и отгадок» | 1 | ||||||||
«Здравствуй, солнышко – колоколнышко» | 1 | ||||||||
Игра «Что кому нужно для работы в избе» | 1 | ||||||||
«Гончарные мастеровые» | 1 | ||||||||
Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин». Дидактическая игра «Что как называется» | 1 | ||||||||
Развлечение «Как у наших у ворот» | 1 | ||||||||
Прощание с «русской избой» | 1 | ||||||||
«А за ним такая гладь – ни морщинки не видать» | 1 | ||||||||
«Письмо Нафане» | 1 | ||||||||
«Где живет перо Жар – птицы» | 1 | ||||||||
«Чудо – чудное, диво – дивное» | 1 | ||||||||
«Посуда наша – для щей и каши» | 1 | ||||||||
«Светит, да не греет» | 1 | ||||||||
«Волшебный сундучок» | 1 | ||||||||
Рабочие руки не знают скуки. | 1 |
5.4 Программно-методическое обеспечение
Приоритетное направление | Образовательные компоненты | Образовательная программа | Учебный план | Комментарии к учебному плану |
Патриотическое воспитание | Интегрированные занятия, просмотры видеофильмов, организация выставок инсценировки сказок , сюжетно-ролевые игры. | О.Л.Князева, М.Д.Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Программа от 2010г. | 2 занятия в неделю | Занятия продолжительностью 20 минут с детьми 5-го г.ж. |
Принципы успешной реализации программы:
- Систематичности и последовательности, прочности усвоения знаний
- Наглядности
- Доступности
- Связи теории и практики
- Активности и стимулирования.
5.5 Материально-техническое обеспечение
Программа реализуется в оборудованном мини-музее МДОУ г.Нижневартовска ДС №61 «Соловушка». На 3-м этаже здания располагается комната, стилизованная под русскую избу с атрибутами русского быта, где дети могут не только посмотреть, но и подержать эти предметы, узнать их применение в быту, узнать их историю.
6. Мониторинг.
Фамилия, имя ребенка | Использование в активной речи потешки, считалки, загадки | Умение играть в русские народные игры, используя считалки | Имеют богатый запас знаний русских народных сказок и сказочных героев | Знание истории русского костюма | Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности | Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества | Знание названий и назначений предметов быта | ИТОГО |
7.Список литературы
- О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»;
- М.Ф.Литвинова «Русские народные подвижные игры для детей дошкольного возраста»;
- Н.В.Пугачева «Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста»;
- Л.С.Куприна, .Т.А.Бударина «Знакомство детей с русским народным творчеством».
3. перспективный план работы кружка « Русская изба »
октябрь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с историей Санкт-Петербурга
План-программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с историей Санкт-ПетербургаЦель работы в средней группе по этой теме:подготовка детского сознания к формированию понятия «город, в котором мы ...
Ознакомление детей дошкольного возраста с историей и культурой Санкт-Петербурга.
В статье представлен мой опыт по приобщению родителей к ознакомлением детей с культурой Санкт-Петербурга....
Методическое объединение «Ознакомление детей дошкольного возраста с историей родного края через нетрадиционные формы работы»
Пояснительная запискаМетодическое объединение В последнее время идет везде возрождение традиций. Встречаются люди, которые не согласны с этим....
Ознакомление детей дошкольного возраста c историей Санкт-Петербурга
В статье предлагается алгоритм ознакомления детей дошкольного возраста с историей Санкт-Петербурга....
Консультация для воспитателей « Ознакомление детей дошкольного возраста с историей и культурой родного города и края».
В настоящее время проблема патриотического воспитания детей и молодежи остается одной из актуальнейших. Все большее распростран...
ПРОГРАММА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСТОРИЕЙ РУССКОГО БЫТА
Цель: Повысить эффективность духовно-нравственного воспитания детей через приобщение дошкольников к основам русской народной культуры, изучение на...
Консультации для воспитателей « Ознакомление детей дошкольного возраста с историей и культурой родного города».
В настоящее время проблема патриотического воспитания детей и молодежи становится одной из актуальнейших. При этом она обретает...