Каталог игр по развитию речи
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему
Я надеюсь, что подготовленный мною материал будет полезен коллегам/
Каталог дидактических игр по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:
- активизация словаря,
- грамматический строй речи,
- развитие связной речи,
- звуковая культура речи,
- развитие слухового внимания;
- развитие речевого дыхания;
- словесные игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
katalog_igr_po_r.r._dlya_ml._vozrasta.doc | 253.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ ДС «Творчество»
СОСТАВИЛА:
Растатурина М.М.,
заместитель заведующего
г. Озёрск
Дидактические игры по развитию речи
для детей младшего дошкольного возраста
Составила:
Растатурина М.М.,
заместитель заведующего
МБДОУ ДС «Творчество»»
Активизация словаря
Название игры | Дидактическая задача | Литература |
«Что бывает осенью?» | Закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря по теме. | Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.142. |
«Что бывает зимой?» | Закрепить понятие о зимних явлениях, активизация словаря по теме. | Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.164. |
«Осенние листья» (лото) | Расширять словарь по теме «Осень. Деревья», научить правильно употреблять существительные в родительном падеже. | Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.142. |
«Загадки Зайца» | Научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь по теме. | Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.144. |
«Что лишнее?» | Расширить и активизировать словарь по теме. | Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.165. |
«В лесу родилась ёлочка! | Уточнить и расширить словарь по теме. | Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.166. |
«Узнай игрушку» | Уточнение и активизация словаря по теме. | Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.148. |
«Кукла Катя проснулась» | Закрепить знания детей о названии одежды куклы: майка, трусики, платье, колготки, туфли, ночная рубашка; о последовательности процесса одевания; упражнять в действиях одевания куклы; активизировать речь детей; воспитывать заботливое отношение к кукле – партнёру по игре. | Микляева Ю.В. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2005. – с.59. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991. – с. 28. Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.150. |
«Кукла обедает» | Закрепить знания детей о столовой посуде, активизировать их речь; воспитать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле. | Микляева Ю.В. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2005. – с.61. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991. – с. 29. |
«Новая кукла» | Учить детей правильно называть предметы обстановки в групповой комнате; уточнять их назначение; активизировать речь детей; воспитывать доброжелательное отношение к новеньким. | Микляева Ю.В. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2005. – с.62. |
«Нарядим куклу» | Активизировать словарь по теме «Одежда». | Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.150. |
«Устроим кукле комнату» | Упражнять детей в правильном назывании предметов мебели, рассказывать об их назначении, употреблять в речи глагол лежать в повелительном наклонении (ляг). | Гербова В.В., Максакова А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1986. – с. 76. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М. Издательство Мозаика-Синтез, 2007. – с. 59. |
«Научим куклу Катю раздеваться после прогулки» | Помочь детям запомнить последовательность раздевания; побуждать к использованию в речи названий предметов одежды, их частей, а также действий (снять, повесить, положить, поставить). | Гербова В.В., Максакова А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1986. – с. 60. |
«Купание куклы Кати» | Помочь детям запомнить и научить употреблять в речи названия предметов, действий, качеств: ванночка, мыло, мыльница, полотенце, намыливать, смывать мыло, вытирать, горячая, холодная, тёплая вода. | Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М. Издательство Мозаика-Синтез, 2007. – с. 79. |
«Кто во что одет?» | Сравнивать одежду мальчика и девочки, активизировать словарь по теме «Одежда». | Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.151. |
«Отгадай и назови» | Познакомить детей с названием предметов, активизировать в речи названия предметов и их качества. Учить образовывать существительные по аналогии. | Лямина Г.М. «Развитие речи ребёнка раннего возраста» - с.71. |
Упражнение «Позови цыплёнка» | Активизировать в речи детей слова «клюв – клювик – клевать; курица – курочка; блюдо; миска – мисочка». | Лямина Г.М. «Развитие речи ребёнка раннего возраста» - с.74. |
«Покажи по разному» | Познакомить детей со словами антонимами. | Елецкая О.В. «День за днём говорим и растём» - с.188. |
«Мешочек, впусти» | Расширение и уточнение активного словаря ребёнка, и упражнение в правильном произнесении звуков. | Елецкая О.В. «День за днём говорим и растём» - с.210. |
«Чудесный сундучок» | Учить детей ясно, чётко произносить знакомые слова. | Елецкая О.В. «День за днём говорим и растём» - с.209. |
«Что изменилось?» | Упражнять детей в правильном назывании предметов и их действий (матрёшка спряталась, прибежала, стоит на месте), замечать и называть различие в цвете одежды и размере матрешек, воспитывать у детей зрительную память, произвольное запоминание, наблюдательность, речь. | Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991. – с. 31. |
«Чудесный мешочек» | Учить детей узнавать предметы по характерным признакам. Закрепить названия овощей, их цвета. | Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991. – с. 32. Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.143, 146,148. |
«Поварёнок» | Активизация словаря по теме «Овощи», обучение правильному употреблению существительных в винительном падеже. | Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.145. |
«Узнай на вкус» | Упражнять детей в определение вкуса овощей и фруктов (сладкий, кислый, солёный, горький); активизировать речь детей; развивать память, сосредоточенность, выдержку. | Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991. – с. 33. |
«Что в корзинке?» | Познакомить с фруктами, уточнить их названия, цвет, форму, вкусовые качества. | Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.146. |
«Соберём фрукты в саду» | Закрепить названия фруктов, научить отбирать фрукты в определённом порядке. | Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.146. |
«Не ошибись» | Закреплять умение детей различать овощи и фрукты по внешнему виду, учить соотносить предмет с его изображением. | Гербова В.В., Максакова А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1986. – с. 68. |
«Узнай и назови овощи» | Учить детей узнавать и называть овощи; понимать и выполнять инструкцию «возьмите по одному»; повторять за воспитателем несложные фразы; активизировать в речи детей слово много. | Гербова В.В., Максакова А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1986. – с. 49. |
«Подбери посуду для куклы» | Закреплять знания детей о разных видах посуды; формировать умение использовать посуду по назначению; воспитывать находчивость, внимание речь. | Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991. – с. 36. |
«К куле пришли гости» | Познакомить с названием посуды, её цветом, формой, назначением. | Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.152. |
«Помоем посуду» | Расширить словарь по теме, активизировать речь. | Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.153. |
«Парные картинки» | Упражнять детей в сравнении предметов, изображённых на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений; воспитывать внимание, сосредоточенность, формировать речь, вырабатывать умение выполнять правила игры. | Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991. – с. 39. |
«Разрезные картинки» | Формировать целостное восприятие предмета. Научить составлять целое из трёх и четырёх частей, активизировать речь в ходе работы и после её выполнения. | Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.147,149,154,163,170,174,178 |
«Домино» | Закреплять знания детей о разных машинах, помогающих людям; правильно их называть и подбирать парные изображения: легковая машина, грузовик, самосвал, бульдозер, подъёмный кран, поливальная машина, трактор, комбайн и другие знакомые машины. | Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991. – с. 44. |
«Птички» | Упражнять детей в умении согласовывать слова и действия; продолжать активизировать речь детей. | Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991. – с. 55. |
Упражнение «Чья мама? Чей малыш?» | Учить детей правильно называть домашних животных и их детёнышей. | Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М. Издательство Мозаика-Синтез, 2007. – с. 62. |
«Кто что ест?» | Уточнить представление детей о том, какое животное, что ест (мышка грызёт корочку сыра, собака – косточку и т.д.); активизировать в речи детей глаголы лакать, грызть, есть. | Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М. Издательство Мозаика-Синтез, 2007. – с. 33. Гербова В.В., Максакова А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1986. – с. 39. |
Уточнить представления детей о том, чем питаются животные и птицы, которых они знают; активизировать в речи детей слова: зерно – зёрнышки, капуста, корочка. | Гербова В.В., Максакова А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1986. – с. 112. | |
«Давайте познакомимся» | Уточнить и расширить словарь ребёнка по теме «Домашние животные» | Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.161. |
«Кто как кричит?» | Научить ребёнка узнавать животного по звукоподражанию, закрепить и активизировать словарь по теме. | Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.161. |
«Какой?» | Учить детей различать и называть цвета: красный, жёлтый, зелёный. | Гербова В.В., Максакова А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1986. – с. 41. |
«Подбери пёрышко» | Учить детей различать и называть красный, жёлтый, зелёный цвета; повторять фразы вслед за воспитателем. | Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М. Издательство Мозаика-Синтез, 2007. – с. 53. |
«Что за форма?» | Учить детей различать и называть знакомые им геометрические формы: шарик, кубик, кирпичик в разнообразной обстановке: по предъявлению (что это?), среди нескольких других, разных по названию и цвету, по слову воспитателя (найдите кубик). | Гербова В.В., Максакова А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1986. – с. 61. |
Упражнения и игры с кубиками и кирпичиками | Упражнять детей в различении и назывании цветов (красный, жёлтый, синий), выполнять задание воспитателя («сделайте так-то»), рассчитанных на понимание речи и её активизацию. | Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М. Издательство Мозаика-Синтез, 2007. – с. 42. |
«Вверх – вниз» | Помочь детям понять значение слов вверх, вниз, научить отчётливо произносить их. | Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М. Издательство Мозаика-Синтез, 2007. – с. 32. |
«Выше – ниже, дальше – ближе» | Упражнять детей в определении местоположения объекта и правильном его обозначении. | Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М. Издательство Мозаика-Синтез, 2007. – с. 46. |
«Высоко – низко» | Формировать у детей пространственные представления (высоко, низко) и использовать в речи соответствующие слова. | Гербова В.В., Максакова А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1986. – с. 73. |
«Далеко – близко» | Учить определять расстояние до наблюдаемого объекта (далеко-близко) и использовать в речи соответствующие слова. | Гербова В.В., Максакова А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1986. – с. 66. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М. Издательство Мозаика-Синтез, 2007. – с. 51. |
«Отгадай и назови» | Познакомить детей с назначением предметов, активизировать в речи слова – названия предметов и их качеств; учить образовывать существительные по аналогии. | Гербова В.В., Максакова А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1986. – с. 65. |
«Что я сделала?» | Учить правильно называть действия, противоположные по значению. | Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М. Издательство Мозаика-Синтез, 2007. – с. 66. |
Упражнение «Что я делаю?» | Активизировать (с помощью упражнений) в речи детей глаголы, противоположные по значению. | Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М. Издательство Мозаика-Синтез, 2007. – с. 72. |
«Кому что нужно» | Упражнять детей в назывании предметов и их качеств, соотнесении орудий труда с профессией; активизировать в речи детей названия орудий труда и профессий (повар, врач, шофёр). | Гербова В.В., Максакова А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1986. – с. 111. |
«Позови цыплёнка» | Активизировать в речи детей слова клюв – клювик – клевать, курица - курочка, блюдо – блюдце. | Гербова В.В., Максакова А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1986. – с. 114. |
Дидактические игры по развитию речи
для детей младшего дошкольного возраста
Составила:
Растатурина М.М.,
заместитель заведующего
МБДОУ ДС «Творчество»
Грамматический строй речи
Название игры | Дидактическая задача | Литература |
«Один – много» | Научить образовывать существительные множественного числа. | Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.142,144,147,149,151,153, 159,163,167,169,171,175, 178,181. |
«Осенние листья» (лото) | Расширять словарь по теме «Осень. Деревья», научить правильно употреблять существительные в родительном падеже. | Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.142. |
«Назови ласково» | Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.144,147,149,151,155,162, 166,167,174,181. |
«Поварёнок» | Активизация словаря по теме «Овощи», обучение правильному употреблению существительных в винительном падеже. | Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.145. |
«Магазин «Фрукты»» | Научить выражать просьбу одним-двумя словами: «Дай то-то», закрепить названия фруктов, их цвета, формы. | Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.147. |
«Что не стало?» | Упражнять в образовании форм родительного падежа, развить зрительное внимание и память. | Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.149,154, |
«Угостим медведей чаем» | Закрепить названия предметов посуды, познакомить с уменьшительно-ласкательной формой слов, ввести в пассивный словарь прилагательные большая, средняя, маленькая. | Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.152. |
«Ложка и стакан» | Сформировать понимание некоторых предлогов. | Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.154. |
«Кошкин дом» | Активизировать словарь по теме «Дом», развить понимание предлогов в, на, из, под. | Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.155. |
«Спрячь мячик» | Формирование навыка понимания предложных конструкций. | Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.157. |
«Мебель для Мишутки» | Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.157. |
«Два и две» | Познакомить ребёнка с числительными два и две, научить употреблять их в речи. | Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.159. |
«Вспомни, что делает» | Уточнение, расширение и активизация глагольного словаря по теме «Человек». | Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.157. |
«Олины помощники» | Учить образовывать формы множественного числа глаголов, уменьшительно-ласкательные формы существительных. | Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.160. |
«Помогите маме найти своих детёнышей» | Закрепить словарь существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.162. |
Кто где спрятался?» | Сформировать понимание некоторых предлогов, активизировать речь. | Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.163. |
«Что на ёлке, а что (кто) под ёлкой?» | Закрепить понимание предлогов на и под, активизировать словарь по теме. | Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.168. |
«Лисьи прятки» | Упражнять в употреблении предлога за. | Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.171. |
«Кто чем питается?» | Закрепить правильное употребление существительных в творительном падеже. | Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.171. |
«Где сейчас машина?» | Учить понимать предложные конструкции. | Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.175. |
«Сплетём веночек» | Учить согласовывать существительное с числительным. | Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.177. |
«Где бабочка?» | Формировать понимание предлогов. | Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.178. |
«Зайчик и мишка» | Приучать ребёнка различать и правильно обозначать наречиями и предлогами пространственные отношения между предметами. | Елецкая О.В. «День за днём говорим и растём» - с.212. |
«Где снежинка?» | Использовать в речи предлоги; понимать инструкцию взрослого. | Гербова В.В., Максакова А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1986. – с. 70. |
Упражнение «Где солнечный зайчик?» | Учить детей отыскивать солнечного зайчика и рассказывать о его местонахождении, используя предлоги на, над, около. | Гербова В.В., Максакова А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1986. – с. 96. |
Дидактические игры по развитию речи
для детей младшего дошкольного возраста
Составила:
Растатурина М.М.,
заместитель заведующего
МБДОУ ДС «Творчество»
Развитие связной речи
Название игры | Дидактическая задача | Литература |
«День рождения куклы Алёны» | Развитие у детей связанной речи. | Елецкая О.В. «День за днём говорим и растём» - с.214. |
«Новая кукла» | Воспитание доброжелательности, внимательного, заботливого отношения к новой игрушке; развитие связной речи. | Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991. – с. 30. |
«Найди предмет по описанию» | Воспитание произвольного внимания, правильной, связной речи, сообразительности. | Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991. – с. 35. |
«Когда это бывает?» | Закрепление знаний о временах года, развитие связной речи, внимания, выдержки. | Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991. – с. 45. |
Дидактические игры по развитию речи
для детей младшего дошкольного возраста
Составила:
Растатурина М.М.,
заместитель заведующего
МБДОУ ДС «Творчество»
Звуковая культура речи
Название игры | Дидактическая задача | Литература |
Упражнение «Паровоз» | Добиваться отчётливого и длительного произнесения звука «У». | Лямина Г.М. «Развитие речи ребёнка раннего возраста» - с.70. |
Упражнение «Сова» | Упражнять детей в отчётливом произнесении звука «Х»: изолированного, в звукоподражательных словах и во фразах. | Лямина Г.М. «Развитие речи ребёнка раннего возраста» - с.72. |
Упражнение «Позови цыплёнка» | Учить детей правильно и чётко произносить звук «Ц» словах и слогах. | Лямина Г.М. «Развитие речи ребёнка раннего возраста» - с.74. |
«Водичка» | Развитие речевого дыхания (произнесение звука на одном выдохе, протяжно); формирование правильного произношения звука «С». | Галанов А.С. «Развитие ребёнка от 2 до 3 лет». – с. 73. |
«Пузырь» | Развитие речевого дыхания и звукового аппарата. | Галанов А.С. «Развитие ребёнка от 2 до 3 лет». – с. 74. |
«Паровоз» | Развитие речевого дыхания. | Галанов А.С. «Развитие ребёнка от 2 до 3 лет». – с. 74. |
«Капитаны» | Развитие умения сочетать произнесение звука с началом выдоха, чередование длительного, плавного и сильного выдоха; развитие умения длительно произносить звук «Ф» на одном выдохе и многократно произносить звук «П» на одном выдохе. Активизация мышц губ. | Галанов А.С. «Развитие ребёнка от 2 до 3 лет». – с. 75. |
«Чей одуванчик улетит дальше?» | Развитие у ребёнка умения длительно и плавно выдыхать воздух через рот; активизация мышц губ. | Галанов А.С. «Развитие ребёнка от 2 до 3 лет». – с. 75. |
«Снежинки» | Развитие речевого дыхания, формирование умения делать лавный и длительный выдох (не добирая воздуха). | Галанов А.С. «Развитие ребёнка от 2 до 3 лет». – с. 76. |
«Мышка» | Формирование правильного и отчётливого произношения звуков «П», «ПЬ»; отчётливого произношения слов; воспитание звуковой культуры речи. | Галанов А.С. «Развитие ребёнка от 2 до 3 лет». – с. 76. |
«Барабан» | Продолжение формирования правильного и отчётливого произношения звуков «Б», «БЬ»; обучение регулированию силы голоса. | Галанов А.С. «Развитие ребёнка от 2 до 3 лет». – с. 77. |
«Отгадай, кто к нам пришёл» | Формирование чёткого произношения звуков «М», «П», «Б», «МБ», «ПЬ», «БЬ»; обучение отчётливому и внятному произношению отдельных звукосочетаний; развитие способности воспринимать различные звуки, различать на слух близкие по звучанию звукоподражания, дифференцировать громкость. | Галанов А.С. «Развитие ребёнка от 2 до 3 лет». – с. 77. |
«Часы тикают» | Развитие звукопроизношения; закрепление правильного произношения звуков «К» и «Г», «ТЬ». Развитие голосового аппарата, выработка умеренного тепа речи, умения произносить слова быстро и медленно, громко и тихо. | Галанов А.С. «Развитие ребёнка от 2 до 3 лет». – с. 48. |
«Поспешили-насмешили» | Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. | Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение, 1989. – с. 149. |
«Скажи «а»» | Учить отчётливо произносить звук «А». | Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М. Издательство Мозаика-Синтез, 2007. – с. 34. |
«Лошадки» | Учить отчётливо произносить звук «И». | Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М. Издательство Мозаика-Синтез, 2007. – с. 35 |
«Ослик» | Учить правильно произносить звуки «И», «А» и звукосочетания «ИА». | Гербова В.В., Максакова А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1986. – с. 54. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М. Издательство Мозаика-Синтез, 2007. – с. 36 |
Игры и упражнения на звукопроизношение (звук «У») | Закрепить правильное произношение звука «У» (изолированного и в звукосочетаниях). | Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М. Издательство Мозаика-Синтез, 2007. – с. 36. |
Игры на произношение звуков м – мь, п – пь, б - бь | Формировать умение чётко произносить звуки «М», «МЬ», «П», «ПЬ», «Б», «БЬ» в звукосочетаниях, различать на слух близкие по звучанию звукосочетания. | Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М. Издательство Мозаика-Синтез, 2007. – с. 49. |
«Гости» | Приучать детей правильно и отчётливо произносить звук «М», «МЬ», закрепить произношение звука «У». | Гербова В.В., Максакова А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1986. – с. 56. |
Упражнение «Собака» | Укреплять артикуляционный и голосовой аппараты детей, предлагая задания на уточнение и закрепление произношения звука «Ф»; учить детей умеренно громко произносить звукосочетания (аф – аф, фу – фу). | Гербова В.В., Максакова А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1986. – с. 66. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М. Издательство Мозаика-Синтез, 2007. – с. 51 |
Упражнение «Дождик» | Учить детей правильно и отчётливо произносить звук «К», способствовать развитию голосового аппарата (произнесение звукоподражаний с разной громкостью). | Гербова В.В., Максакова А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1986. – с. 67. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М. Издательство Мозаика-Синтез, 2007. – с. 56. |
Упражнение «Покатаемся на лошадке» | Закреплять правильное произношение звука «О»; учить произносить звукосочетание «ННО – ННО» громко и тихо. | Гербова В.В., Максакова А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1986. – с. 74. |
«Колокольчик» | Отрабатывать произношение звуков «Д», «ДЬ». Учить чётко и правильно произносить звукоподражательные слова | Гербова В.В., Максакова А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1986. – с. 76. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М. Издательство Мозаика-Синтез, 2007. – с. 59. |
Упражнение «Тук-тук» | Учить правильно произносить звук «Т», закреплять произношение звука «Л»; учить детей произносить слова громко и тихо, быстро и медленно. | Гербова В.В., Максакова А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1986. – с. 78. |
Упражнение «Тик-так» | Учить детей правильно произносить звук «Т», «ТЬ». Закреплять правильное произношение звука «К», учить слова произносить громко, тихо, быстро и медленно. | Гербова В.В., Максакова А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1986. – с. 83. |
Упражнение «Пароход» | Учить чётко и правильно произносить звук «Ы»; развивать голосовой аппарат, побуждая детей произносить звук тихо – громко. | Гербова В.В., Максакова А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1986. – с. 94. |
«Магазин» | Упражнять в произношении определённых звуков в словах, учить отчётливо выговаривать слова с этими звуками. | Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. – М.: Просвещение, 1983. – с. 14. |
«Все спят» | Упражнять в произношении определённых звуков в словах, учить отчётливо выговаривать слова с этими звуками. | Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. – М.: Просвещение, 1983. – с. 16. |
«Можно ездить или нет?» | Упражнять в произношении определённых звуков в словах, учить отчётливо выговаривать слова с этими звуками. | Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. – М.: Просвещение, 1983. – с. 16. |
«Кому что надо?» | Упражнять в произношении определённых звуков в словах, учить отчётливо выговаривать слова с этими звуками. | Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. – М.: Просвещение, 1983. – с. 16. |
«Кто с кем стоит рядом» | Упражнять в произношении определённых звуков в словах, учить отчётливо выговаривать слова с этими звуками. | Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. – М.: Просвещение, 1983. – с. 16. |
«На прогулку в лес» | Упражнять в произношении определённых звуков в словах, учить отчётливо выговаривать слова с этими звуками. | Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. – М.: Просвещение, 1983. – с. 17. |
«Отгадай и назови» | Упражнять в произношении определённых звуков в словах, учить отчётливо выговаривать слова с этими звуками. | Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. – М.: Просвещение, 1983. – с. 17. |
«Напоим Чебурашку чаем» | Упражнять в произношении определённых звуков в словах, учить отчётливо выговаривать слова с этими звуками. | Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. – М.: Просвещение, 1983. – с. 18. |
«Где кукует кукушка?» | Учить детей внимательно слушать речь воспитателя, развивать голосовой аппарат. | Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. – М.: Просвещение, 1983. – с. 19. |
«Дождик» | Учить детей различать скорость произнесения слов, в данном случае звукоподражания кап – кап – кап, а также произносить его отчётливо в разном темпе: медленно, умеренно, быстро. | Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. – М.: Просвещение, 1983. – с. 19. |
Дидактические игры по развитию речи
для детей младшего дошкольного возраста
Составила:
Растатурина М.М.,
заместитель заведующего
МБДОУ ДС «Творчество»
Развитие слухового внимания
Название игры | Дидактическая задача | Литература |
«Узнай по звуку» | Развитие слухового внимания и фразовой речи. | Галанов А.С. «Развитие ребёнка от 2 до 3 лет». – М.: Айрис-пресс, 2007. – с. 44. |
«Кто внимательный?» | Развитие остроты слуха, умения правильно воспринимать словесную инструкцию, независимо от силы голоса, которым её произносят. | Галанов А.С. «Развитие ребёнка от 2 до 3 лет». – М.: Айрис-пресс, 2007. – с. 45. |
«Беги на носочках» | Развитие слухового внимания, координации и чувства ритма. | Галанов А.С. «Развитие ребёнка от 2 до 3 лет». – М.: Айрис-пресс, 2007. – с. 45. |
«Где позвонили?» | Развитие направленности слухового внимания, умения определять направление звука, ориентации в пространстве. | Галанов А.С. «Развитие ребёнка от 2 до 3 лет». – М.: Айрис-пресс, 2007. – с. 46. |
«Тихо мы в ладошки ударим?» | Развитие у ребёнка умения соотносить свои движения со словами текста, выполнять их громко и тихо. | Галанов А.С. «Развитие ребёнка от 2 до 3 лет». – М.: Айрис-пресс, 2007. – с. 46. |
«Мы топаем!» | Развитие чувства ритма и умения соотносить свои движения со словами песни. | Галанов А.С. «Развитие ребёнка от 2 до 3 лет». – М.: Айрис-пресс, 2007. – с. 47. |
«Мы ногами топ-топ-топ» | Обучать ребёнка двигаться под музыку, слушать слова песни. | Галанов А.С. «Развитие ребёнка от 2 до 3 лет». – М.: Айрис-пресс, 2007. – с. 47. |
«Во дворе» | Развитие способности к звукоподражанию и речевого слуха. | Галанов А.С. «Развитие ребёнка от 2 до 3 лет». – М.: Айрис-пресс, 2007. – с. 48. |
«Часы тикают» | Развитие голосового аппарата, выработка умеренного темпа речи, умения произносить слова быстро и медленно, громко и тихо. | Галанов А.С. «Развитие ребёнка от 2 до 3 лет». – М.: Айрис-пресс, 2007. – с. 48. |
«Кто что услышит?» | Развитие слухового внимания; пополнение активного словаря; развитие фразовой речи. | Галанов А.С. «Развитие ребёнка от 2 до 3 лет». – М.: Айрис-пресс, 2007. – с. 50. |
«Угадай, что надо делать?» | Развитие у детей умения переключать слуховое внимание; развитие координации движений, умения соотносить свои действия со звучанием бубна. | Галанов А.С. «Развитие ребёнка от 2 до 3 лет». – М.: Айрис-пресс, 2007. – с. 51. |
«Солнце или дождик?» | Развитие у детей умения переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно различному звучанию бубна. | Галанов А.С. «Развитие ребёнка от 2 до 3 лет». – М.: Айрис-пресс, 2007. – с. 51. |
«Угадай, на чём играю» | Развитее устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию. | Галанов А.С. «Развитие ребёнка от 2 до 3 лет». – М.: Айрис-пресс, 2007. – с. 51. |
«Угадай, кто позвал?» | Воспитание слухового внимания, чувства товарищества. | Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991. – с. 46. |
«Сова» | Воспитание слухового внимания, совершенствование умения действовать по сигналу, сочетать действия со словом. | Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991. – с. 53. |
«Птицы и автомобиль» | Развитие слухового внимания, быстроты реакции на сигнал, согласованности действий. | Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991. – с. 56. |
«Поспешили-насмешили» | Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. | Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение, 1989. – с. 149. |
«Угадай, кто кричит?» | Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. Учить детей определять игрушку по звукоподражанию. | Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение, 1989. – с. 148. |
«Угадай, что делать?» | Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание. Учить соотносить характер своих действий со звучанием тамбурина. | Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение, 1989. – с. 151. |
«Угадай, кто идёт» | Воспитание умения определять темп звучания тамбурина. Учить детей выполнять действия согласно темпу звучания тамбурина. | Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение, 1989. – с. 152. |
«Кто позвал?» | Учить детей различать на слух звукоподражательные слова; узнавать сверстников по голосу. | Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М. Издательство Мозаика-Синтез, 2007. – с. 58. |
Упражнение «Отгадай» | Учить детей произносить слова отчётливо, правильно называть предметы, узнавать предмет, опираясь на слово воспитателя, раскрывающее его название. | Гербова В.В., Максакова А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1986. – с. 98. |
«Кого как зовут?» | Развивать слуховое внимание, приучать внимательно слушать речь окружающих, правильно выполнять игровые поручения. | Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. – М.: Просвещение, 1983. – с. 10. |
«Да или нет» | Развивать слуховое внимание, приучать внимательно слушать речь окружающих, правильно выполнять игровые поручения. | Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. – М.: Просвещение, 1983. – с. 10. |
«Выполни задание» | Развивать слуховое внимание, приучать внимательно слушать речь окружающих, правильно выполнять игровые поручения. | Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. – М.: Просвещение, 1983. – с. 11. |
«У кого такой предмет?» | Развивать слуховое внимание, приучать внимательно слушать речь окружающих, правильно выполнять игровые поручения. | Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. – М.: Просвещение, 1983. – с. 13. |
Дидактические игры по развитию речи
для детей младшего дошкольного возраста
Составила:
Растатурина М.М.,
заместитель заведующего
МБДОУ ДС «Творчество»
Развитие речевого дыхания
Название игры | Дидактическая задача | Литература |
«Водичка» | Развитие речевого дыхания (произнесение звука на одном выдохе, протяжно); формирование правильного произношения звука «С». | Галанов А.С. «Развитие ребёнка от 2 до 3 лет». – М.: Айрис-пресс, 2007. – с. 73. |
«Пузырь» | Развитие речевого дыхания и звукового аппарата. | Галанов А.С. «Развитие ребёнка от 2 до 3 лет». – М.: Айрис-пресс, 2007. – с. 74. |
«Паровоз» | Развитие речевого дыхания. | Галанов А.С. «Развитие ребёнка от 2 до 3 лет». – М.: Айрис-пресс, 2007. – с. 74. |
«Снежинки» | Развитие речевого дыхания, формирование умения делать лавный и длительный выдох (не добирая воздуха). | Галанов А.С. «Развитие ребёнка от 2 до 3 лет». – М.: Айрис-пресс, 2007. – с. 76. |
«Чей одуванчик улетит дальше?» | Развитие у ребёнка умения длительно и плавно выдыхать воздух через рот; активизация мышц губ. | Галанов А.С. «Развитие ребёнка от 2 до 3 лет». – М.: Айрис-пресс, 2007. – с. 75. |
«Ветерок» | С помощью султанчиков учить детей медленно выдыхать через рот (подготовительные упражнения для развития речевого дыхания). | Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М. Издательство Мозаика-Синтез, 2007. – с. 41. |
«Кто лучше найдёт игрушку?» | Учить детей делать вдох носом, а выдох ртом. | Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение, 1989. – с. 179. |
«Пускание корабликов» | Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха. | Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение, 1989. – с. 149. |
«Птицеферма» | Развитие речевого дыхания. Учить детей на одном выдохе произносить 3-4 слога. | Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение, 1989. – с. 152. |
Дидактические игры по развитию речи
для детей младшего дошкольного возраста
Составила:
Растатурина М.М.,
заместитель заведующего
МБДОУ ДС «Творчество»
Словесные игры
Название игры | Задачи | Литература |
«Ладушки» | Приучать детей слушать речь воспитателя, соотносить действие со словами потешки, отвечать на вопросы. | Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991. – с. 15. |
«Про сороку» | Учить детей слушать родное слово, улавливать ритм потешки, понимать, о чём в ней говорится. | Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991. – с. 16. |
«Игра с пальчиками» | Приучать слушать речь, понимать, о чём говорится в потешке, соотносить слова с действиями пальцев. | Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991. – с. 17. |
«Коза рогатая» | Позабавить детей, учить их слушать стишок до конца, понимать его. | Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991. – с. 18. |
«Заинька» | Учить детей согласовывать слова стихотворения с действиями. | Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991. – с. 19. |
«На птичьем дворе» | Закрепить знание детей о том, как кричат домашние птицы; воспитывать правильное звукоподражание. | Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991. – с. 19. |
«У медведя во бору» | Развивать речевую активность детей, умение соотносить свои действия со словом, быстро реагировать на словесный сигнал, упражнять в произношении звука «Р». | Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991. – с. 20. |
«Конь» | Развивать речь детей, упражнять их в правильном звукопроизношении. | Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991. – с. 21. |
«Петушок» | Развивать речевую активность детей, упражнять их в правильном звукопроизношении; закреплять знания о петушке. | Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991. – с. 21. |
«Хохлатка» | Упражнять детей в выразительном чтении стихотворения, закрепить знания о повадках курицы – наседки. | Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991. – с. 22. |
«Сова» | Приучать детей слушать стихотворение, понимать его смысл и действовать по сигналу. | Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991. – с. 23. |
«Уточка» | Приучать детей действовать в соответствии со словами стихотворения, углубить их знания об уточке. | Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991. – с. 24. |
«Птички» | Упражнять в умении согласовывать слова и действия, продолжать активизировать речь детей. | Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991. – с. 25. |
«Игра в поезд» | Закреплять знания детей о таком виде транспорта, как поезд; упражнять в правильном произношении звуков. | Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991. – с. 26. |
«Птицы и автомобиль» | Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения. | Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991. – с. 27. |
«Вороны» | Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения; упражнять в правильном произношении звука «Р», учить говорить то громко, то тихо. | Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991. – с. 27. |
«Пчёлки» | Упражнять детей в диалогической речи, в правильном произношении звука «Ж», учить действовать по звуковому сигналу. | Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991. – с. 28. |
«Курочка - рябушечка» | Развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию, упражнять их в правильном звукопроизношении. | Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991. – с. 28. |
«Еду – еду» | Развивать у детей речевую активность, упражнять их в умении соотносить действия со словами, в правильном звукопроизношении. | Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991. – с. 29. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
каталог игр по развитию речи
Краткое описание дидактических игр, используемых в процессе обучения дошкольников развитию речи....
Каталог словесных игр по развитию речи
Автором представлен практический материал для педагогов и родителей по развитию речи младших дошкольников....
Каталог игр для развития психоэмоциональной сферы ребёнка
Игры на развитие мышленияМышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности выраб...
Занятие с детьми 4-5 лет по развитию речи с применением "Метода "Каталога" на тему "Колобок"
занятие с детьми 4-5 лет по развитию речи с применением "Метода"Каталога" на тему «Колобок»Цель: Формирование нравственных качеств: умение дружить, беречь дружбу, обща...
Конспект по развитию речи в старшей группе с использованием технологии ТРИЗ – метод каталога.
Название: « Лунтик и мультфильмы».Детская цель: Помочь Лунтику придумать новую исто...
Каталог игр по развитие речи с использованием ТРИЗа
Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Составление сказки по методу каталога"
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Составление сказки по методу каталога"...