развитие речи в разновозрастной группе
методическая разработка (развитие речи) по теме

Яковлева Лариса Вячеславовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_raspechatat.docx22.11 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад  на тему:

« Развитие речи детей в старшей разновозрастной группе

МДОУ « Детский сад № 16»

Опыт работы воспитателя: Яковлевой Л.В.

Дошкольный возраст это один из самых важных периодов для развития речи детей. Это непрерывный процесс, который во многом зависит от  работы воспитателя.

Свою работу по развитию речи детей нашей группы, мы строим по трем основным направлениям:

  1. Работа с детьми.
  2. Работа с родителями.
  3. Работа с педагогическим коллективом.

Работа с детьми.

 Надо отметить, что дети, с которыми много и сознательно говорят взрослые, развиваются быстрее. Поэтому, мы,  воспитатели должны находить возможность поговорить с каждым ребёнком. Недопустимо молчаливое общение с детьми  во время их приёма, одевания на прогулку, прощания перед уходом домой. Необходимо также сопровождать общение во время всех режимных процессов, проговариванием  потешек, прибауток, пословиц и поговорок, которые дети  постепенно запоминают.

         Отмечаем, что речь детей наиболее результативна, если разговор касается личных проблем ребёнка, домашних животных, обитателей леса, животных Африки, питомцев зоопарка, цирковых животных, героев передач для малышей и взрослых и др.    

В начале учебного года, опираясь  на  результаты   мониторинга, мы определили следующие задачи:

  1.  Воспитание правильного  звукопроизношения

Так как большинство детей нашей группы имеют проблемы со звукопроизношением, мы рекомендуем родителям обращаться к логопеду.

Несмотря на  то, что в нашем саду нет такого специалиста, мы стараемся   делать все, что зависит от нас, работая  с детьми  фронтально и индивидуально. Зная, что речь ребенка  напрямую зависит от мелкой моторики, мы постоянно проводим  с детьми различные пальчиковые игры, которые очень нравятся детям. Например: « Апельсин», Мы капусту рубим», «Фонарики зажглись» и многие др.

Для уточнения произношения звука мы  предлагаем  игры на звукоподражание и картинку-символ, с которой в дальнейшем будет соотноситься звук.

Если дети смешивают звуки (ш и с, ж и ш, р и л, л и л’ и др.), то проводим  работу  по их различению – дифференциация звуков.  В этом случае  работаем в той же последовательности, что и с одним звуком, но подбираем  упражнения с песенками - звуками и картинками-символами для двух звуков так, чтобы ребёнок научился их различать. Так, например, на занятии по закреплению звуков [ж] и [ш] во фразовой речи заучивается   сразу два коротких стихотворения С. Маршака:

Жук упал и встать не может:  

Ждёт он, кто ему поможет.

Большое значение имеют звукоподражания. Например, из  чудесного мешочка ребёнок  достаёт игрушку и показывает голосом, какие звуки этот предмет может издавать.

Выработке дикции также способствуют чтение стихотворений и инсценирование.

Все элементы интонации воспитываются в процессе чтения потешек, стихотворений, рассказывания сказок и в процессе инсценирования.   В связи с этим после знакомства со сказкой детям предлагается работа по её драматизации с использованием простого реквизита: для Машеньки – платочек, для козляток – рожки из бумаги, для петушка – шапочка с раскрашенным бумажным гребешком, атрибуты кукольного театра: пальчиковые  куклы, шапочки и костюмы персонажей любимых сказок.

Для автоматизации (закрепления) правильного произношения звуков и формирования фонематического слуха мы часто используем на занятиях и следующие задания: таблицы для проверки звукопроизношения, в которых представлены группы слов с заданным звуком, находящимся в начале, в середине и в конце слова.

        Например:

щётка, ящик, плащ;

чайник, форточка, ключ;

цветок, пуговица, огурец;

шар, уши, мышь… и др.

  1. Формирование и развитие связной речи

 В процессе работы,  мы отметили, что  наиболее сложно у детей формируются монологические высказывания описательного и повествовательного типов. Для успешного формирования монологической речи  используем  следующие виды занятий: рассказывание по картине, пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов об игрушках, составление повествовательных рассказов (творческое рассказывание), составление рассказов из личного опыта, рассказывание по серии сюжетных картинок.

  Для составления связного  рассказа нам в работе очень помогает методика Сычевой Г.Е.  , которая направлена  на обучении составления связного рассказа с помощью серии картинок. Использование  картинок положительно влияет на содержательность и связность пересказов, их объем, плавность речи, повышается  самостоятельность высказываний.

3.Обогащение и активизация словаря

 Используем разнообразные игры, которые проводим систематически, наблюдаем, рассматриваем различные явления ,предметы, картины,отгадываем  и составляем  загадки, посещаем экскурсии и т.д..

4.Чтение художественной литературы

При формировании речевых навыков у детей очень важно развить творческие и мыслительные способности детей, углубить знания об окружающем мире, развить в детях желание творить, изменяя мир к лучшему. Выполнение этих задач возможно через ознакомление детей с искусством, художественной литературой, которые положительно воздействуют на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность. Мы ежедневно читаем детям различные художественные произведения, обсуждаем прочитанное, драматизируем их , перессказываем.

Работа с родителями

 Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги  и родители действуют согласованно. Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад.

Мы  систематически проводим беседы с родителями, анкетирование, даем  консультации, рекомендации по развитию речи детей. Осенью в нашем детском саду проходил конкурс книжных уголков. Родители и дети приняли активное участие в нем.

   Провели групповое  собрание  на тему: « Развитие речи детей  посредством чтения художественной литературы». Показали родителям фрагмент занятия по  развитию речи.

Мы стараемся , чтобы эти мероприятия были не разовые , проходили в системе, привлекались все родители. Это взаимодействие с семьями воспитанников дает свои положительные результаты в овладении речью детей, а самое главное, они становятся как для детей, так и для родителей обязательными, их они ждут, интересуются, активно участвуют.

Работа с педагогическим коллективом

Для воспитателя детского сада владение образцовой речью является показателем его профессиональной подготовленности. Поэтому забота о совершенствовании своей речи – нравственный и общественный долг каждого воспитателя.

Воспитатель просто обязан грамотно и красиво говорить, мы должны всегда об этом помнить, быть примером для других, много читать, посещать экскурсии, постоянно  повышать профессиональную подготовку.

В нашем детском  саду систематически проходят открытые занятия, на которых мы демонстрируем свое педагогическое мастерство, учимся друг у друга, делимся опытом.

На педсоветах проводим консультации для воспитателей. Ведем методическую работу. Посещаем  метод объединения в других детских учреждениях нашего района.

Я  считаю, что полноценная  работа по развитию речи дошкольников , не может осуществляться без целенаправленной, систематически спланированной, комплексной работы всего коллектива образовательного учреждения, без осознанного заинтересованного включения в этот процесс родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по "Речевому развитию" (развитие речи) в разновозрастной группе (5-6, 6-7) "Малинка" "Викторина "Знатоки сказок К. И. Чуковского"

Викторина состоит из ряда интересных заданий для детей на знание названий и содержания любимых детьми сказок К. И. Чуковского. В увлекательной для детей форме воспитатель проверит, закрепит и уточнит ...

Рабочая программа по развитию речи для разновозрастной группы (старшая и подготовительная к школе группы).

Рабочая программа по развитию речи  разработана на основе основной образовательной программы группы кратковременного пребывания МБОУ «Нартасская средняя общеобразовательная школа», в ...

Конспект занятия по развитию речи в разновозрастной группе 4-7 лет на тему «Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р.»

Конспект занятия по развитию речи  в разновозрастной группе 4-7 лет на тему «Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р.»...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» РАЗДЕЛ ОПДО РАЗВИТИЕ РЕЧИ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ОТ 3 ДО 5 ЛЕТ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» РАЗДЕЛ ОПДО РАЗВИТИЕ РЕЧИ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ОТ 3 ДО 5 ЛЕТ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОС...

Конспект занятия по развитию речи в разновозрастной группе 4-7 лет на тему «Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р.»

Цель: Упражнять детей в различении звуков л — р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позици...