Конспект занятия по развитию речи в разновозрастной группе 4-7 лет на тему «Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р.»
план-конспект занятия по развитию речи
Цель: Упражнять детей в различении звуков л — р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позици
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi.docx | 25.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в разновозрастной группе 4-7 лет на тему «Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р.»
Цель: Упражнять детей в различении звуков л — р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук.
Задачи:
Образовательные:
- учить слышать звук в слове,
- учить различать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками, называть слова на заданный звук.
- упражнять детей в различении звуков [л] —[ р] в слогах, словах;
- уточнить и закрепить правильное произношение звуков [л]— [р], изолированных, в словах и фразах;
Развивающие:
- развивать фонематический слух: различение на слух и называние слов, начинающихся на звуки [л] —[ р];
- развивать связную речь.
Воспитательные:
- формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Оборудование: ноутбук.
Этапы деятельности | Деятельность воспитателя (содержание занятия) | Деятельность детей |
1.Вводная часть Организационный момент. | 1.Приветствие Утром Солнышко встает, (Руки поднять вверх). Всех на улицу зовет (Сгибать руки в локтях к груди). Выхожу из дома я: (Показать рукой на себя). «Здравствуй, улица моя!» ( Выпрямить руки в стороны). Отвечаю Солнцу я (Поднять руки над головой). Отвечаю Травам я (Опустить руки на ковер). Отвечаю Ветру я (Поднять руки над головой и покачать ими). Здравствуй, Родина моя! (Взять друг друга за руки). | Дети сидят на ковре в кругу. |
2. Мотивационно-ориентировочный Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия | Сегодня у нас очень интересное занятие. Но чем мы будем заниматься, это пока маленький секрет. Сейчас я прочитаю вам рассказ Е. И. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву Р». Это и будет подсказка. 2.Чтение рассказа Е. И. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву Р». Мальчик Женя не умел говорить букву "р". Ему говорят: - Ну-ка, Женя, скажи: "пароход". А он говорит: "палоход". - Скажи: "таракан". А Женя говорит: "талакан". - Скажи: "рыба". А он говорит: "лыба". Все ребята во дворе над ним смеялись. Вот Женя однажды играл с ребятами, сказал тоже что-то неправильное. И ребята стали его дразнить. Тогда Женя обиделся и залез на крышу. Там на дворе стоял маленький домик, невысокая баня. Лежит Женя на банной крыше и тихонько плачет. Вдруг на забор прилетела ворона и здорово так каркнула: - Крррааа. Женя тоже каркнул - только получилось: "клллааа". А ворона посмотрела на него, наклонила набок голову, прищёлкнула клювом и давай выговаривать на разные лады: - Каррр, краа, кррр, ррра, ррра. У Жени получается: "клавла, кллл, клклкл". Полчаса кричал Женя по-вороньи, язык во рту в разные места ставил и дул изо всех сил. У него и язык устал, и губы распухли. И вдруг так хорошо у него получилось. - Крррррррраааа! Так хорошо "ррр" получается, словно куча камней по камушкам в разные стороны раскатывается: "ррррр". Обрадовался Женя и полез с крыши. Торопится, лезет и всё время каркает, чтобы не забыть, как "р" выговаривается. Лез, лез и свалился с крыши, да крыша-то банная, баня невысокая, и в куст смородины он упал - не ушибся. Встал Женя, побежал к ребятам, смеётся, радуется и кричит: - Я "рры" научился говорить! - А ну, - говорят ребята, - скажи нам что-нибудь. Женя думал, думал и сказал: - Паверрррррр. Это Женя хотел сказать "Павел", да спутал. Вот как обрадовался. | Дети слушают рассказ. |
3. Основная часть (работа над темой)
| 3. Беседа по вопросам. А теперь ответьте мне на вопросы: -Какой звук не выговаривал мальчик Женя? -А какой звук он говорил вместо звука «Р»? - Так кто догадался, о каких звуках мы сегодня будем говорить? Сегодня мы будем учиться различать и правильно произносить звуки «Р» и «Л». Посмотрите как они выглядят. (Слайд ) Но сначала потренируемся. 4. Артикуляционная гимнастика : Заборчик- широко улыбнуться и показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних) удерживать – 5-7 сек. Вкусное варенье- широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. При этом должны быть видны нижние зубы (нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык). Лошадка- приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Цокать языком медленно – быстрее – быстро – медленно с короткими паузами для отдыха. Стараться не двигать нижней челюстью. Почистим зубки- открыть рот широко, улыбнуться показав зубы. Затем кончик языка «чистить зубы изнутри», двигая им право и влево (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Нижняя челюсть не двигается. Повторить 5-6 раз. 5.Дыхательная гимнастика: «Регулировщик». Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». 6.Игра «рыбка и колокольчик» Внимание! Сейчас я буду произносить слова. Если вы услышите в слове звук р, пустите рыбку поплавать если услышите звук л, попробуйте «позвонить в колокольчик» ФИЗМИНУТКА «Солнышко». Солнце спит, небо спит, - (кладут голову на руки) Даже ветер не шумит. Рано утром солнце встало, Всем лучи свои послало - (встают руки вверх с разведенными пальцами) Вдруг повеял ветерок - (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища) Небо тучей заволок - (круговые движения руками влево, затем вправо) Дождь по крышам застучал. Барабанит дождь по крыше - (барабанят пальцами по столу) Солнце клонится всё ниже. Вот и спряталось за тучи, Ни один не виден лучик - (постепенно садятся и кладут голову на руки). 7. Повторение чистоговорок: Ла – ла – ла – лопата и пила, Ра – ра – ра – высокая гора, Ло – ло – ло – как на солнышке тепло, Ру – ру – ру – коза грызет кору, Ла – ла – ла – ласточка гнездо взвила, Ры – ры – ры – прилетели комары. 8. Игра «Покажи где летит?» Послушайте: ррр-летит самолет близко (приложите руки к груди и произнесите «ррр»). «Ллл» - улетел самолет далеко (отодвигаются руки в стороны). Дети, постарайтесь услышать в словах, которые я назову, звук «Р». Если услышите, прижмите руки к груди. Слушайте: хобот, робот, танец, ранец, игла, пары, полы, ложки, рожки. Молодцы! 9. Стихи-добавлялки (Слайд): Дедушку зовут Лука, у него болит (рука) На столе с картошкой плошка, за столом голодный… (Прошка) Рисовал художник ламу и картину вставил в (раму) Приготовил повар Пров вкусный и душистый … (плов) Друг позвал меня на пир, ел я торт и чай я (пил) В блеске солнечных лучей по земле бежит (ручей) 10. Игра «Поменяй звуки» (Слайд). Заменить звук [Л] на звук [Р] в словах. Какие слова получились? Лак — рак, лов —. , ложки —. , лама —. Лука —. , бал —. , дал —. , жал —. , мил —. , игла —. , блошка —. , ложь —. , жил —. , свалка —. 11. Игра «Определите позицию звука в слове» Рак, рука, муравей, тигр, лягушка, полюшко. | Ответы детей. Вместе с воспитателем делают гимнастику. На звук р- Сложенными ладонями изображают, как плывет рыбка На звук л- звенят в колокольчик. Выполняют движения. Проговаривают вместе с воспитателем Подбирают слова. Называют слова. Определяют слабую и сильную позицию звуков. |
4.Заключительная часть. Итог занятия. Систематизация знаний. | Сегодня все очень хорошо занимались. -Какие звуки мы сегодня проговаривали? Эти звуки придут ещё к вам на занятие и просят выучить для них скороговорку: «Тигры время коротали, вместе с громом рокотали». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в разновозрастной группе 4-7 лет на тему «Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р.»
Кноспект занятия в разновозрастной группе 4-7 лет...
Конспект занятия по развитию речи в разновозрастной группе 4-7 лет на тему «Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р.»
Конспект занятия по развитию речи в разновозрастной группе 4-7 лет на тему «Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р.»...
Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие» для детей дошкольного возраста 5-6 лет Тема: «Звуковая культуры речи: звук ж»
laquo;Весь год каждую неделю на занятиях по развитию речи мы будем учиться правильно и красиво говорить на родном русском языке, – начинает занятие воспитатель. – Как вы думаете, почему н...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по теме: «Звуковая культура речи: звук И»
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возрастапо теме: «Звуковая культура речи: звук И»...
Конспект игрового занятия в группе детей раннего возраста на тему "Звуковая культура речи, звук "У""
Цель: развитие звуковой культуры речи малышей.Задачи:• способствовать развитию умений детей правильно произносить звук «У»;• различать силу голоса (громко, тихо), подражая и...
Конспект игрового занятия в группе детей раннего возраста на тему "Звуковая культура речи, звук "У"".
Конспект игрового занятия в группе детей раннего возраста на тему "Звуковая культура речи, звук "У""....
Конспект игрового занятия в группе детей раннего возраста на тему "Звуковая культура речи, звук "У""
Цель: развитие звуковой культуры речи малышей.Задачи:• способствовать развитию умений детей правильно произносить звук «У»;• различать силу голоса (громко, тихо), подражая и...