НОД по ознакомлению с художественной литературой по теме "Чтение стихотворения "Зима" Сурикова И.З. для детей с ЗПР старшего возраста
материал по развитию речи (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по ознакомлению с художественной литературой
в старше группе
для детей с ЗПР
Тема: Чтение стихотворения И.С.Сурикова «Зима».
Цель: помочь детям почувствовать лирический характер поэтического произведения.
Программное содержание
Коррекционно-образовательные цели. Закреплять представления детей о зиме и ее приметах. Обогащать словарь детей, упражнять в подборе эпитетов, сравнений; Стимулировать познавательную активность детей и адекватное понимание смысла художественного текста. Учить слушать внимательно, не отвлекаться, при прослушивании произведения. Формировать умение действовать по образцу и инструкции педагога.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха, чувства рифмы, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, тактильной чувствительности, навыков ориентировки на плоскости. Развитие артикуляторной моторики для шипящих звуков.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе. Любовь к художественной литературе.
Методы
Словесный, наглядно-демонстрационный, игровой, практический.
Приёмы
Поисково-исследовательская деятельность, игровой прием.
Оборудование:
Демонстрационный материал: цветные иллюстрации из детских книг, карточки: «Путь снежинки», «Морозные узоры», снежинка и снежок.
Раздаточный материал: детские художественные книги, карточки с практическими заданиями, карандаши.
Словарь: пелена, шапка, безветренная.
Предварительная работа:
- Экскурсии, наблюдения за зимними явлениями в природе;
- Рассматривание пейзажных картин о зиме;
- Чтение художественных произведений о зиме;
- Заучивание стихов и песен о зиме.
Ход занятия:
- Организационный момент и введение в тему занятия
- Вопрос к детям:
- Как называется самое холодное время года?
1 – ребенок: Зима
- Дидактическое задание «Найди картинку»
Инструкция педагога:
Найдите в книжках картинку о зиме
- Рассматривание иллюстраций
Вопросы к детям:
- Как ты догадался, что на этой картинке зима?
- Чем покрыта земля?
- На что похож снег, лежащий на земле? (снег лежит тонким слоем, как тоненькая пелёночка, пелена)
- А тебе что подсказало, что это зима?
- На что похож толстый слой снега, большие сугробы? (на теплое одеяло)
- По каким признакам ты догадался, что на картине зима?
- Что напоминает снег, лежащий на деревьях?
Педагог выставляет картинки на доску.
- Все картинки о зиме?
Вывод педагога:
Все картинки разные, но все они о зиме. Зиму, ребята, можно изобразить не только на картине, но и словами.
Дети самостоятельно выполняют задание на карточке.
- Работа по теме занятия
Инструкция педагога:
Послушайте стихотворение «Зима» Ивана Сурикова и представьте себе то, о чем там говорится.
- Чтение педагогом стихотворения«Зима»
Белый снег пушистый
В воздухе кружится.
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро поле
Снегом забелело.
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
Стали дни короче,
Солнце светит мало.
Вот пришли морозы,
И зима настала.
- Беседа по содержанию
- Вам понравилось стихотворение?
- Как поэт сказал в стихотворении про снег, какой он? (белый, пушистый)
- А еще снег какой бывает? (мягкий, красивый, серебристый, искристый)
- А что делает снег? (кружится, падает, ложится)
- Как падают снежинки в стихотворении? Быстро или плавно, тихо, медленно кружась в воздухе?
- Какая картинка подходит к этой части стихотворения?
- В какую погоду снег падает тихо, кружится в воздухе? (когда нет ветра)
Погода без ветра называется безветренная. Давайте вместе скажем это слово.
- Игровое упражнение «Нарисуй порхание снежинки»
Инструкция педагога:
Нарисуйте пальчиком в воздухе, как кружатся снежинки. (сверху-вниз)
Педагог показывает движения, дети повторяют.
- Физкультурная минутка «Снежинки»
Инструкция детям:
Выходите на ковер. Сейчас мы с вами превратимся в снежинки, будем слушать отрывок из стихотворения, плавно кружиться и медленно опустимся на землю.
Педагог читает первое четверостишие, дети кружатся и приседают.
Давайте еще покружимся, кто запомнил слова, помогайте.
Второе четверостишие педагог читает, когда дети присели на пол.
IY. Продолжение работы по теме занятия
1. Практическое задание «Обведи путь снежинок»
Инструкция детям:
Нарисуйте движение снежинок на карточке. Обведите дорожку по пунктиру, не отрывая карандаша.
Дети выполняют задание под музыку
2. Экспериментирование «Что легче?»
а) Вопросы к детям:
- Почему снежинки падают плавно, медленно?
- Давайте посмотрим, что упадет на пол быстрее снежок или снежинка?
- Что тяжелее?
- Какая по весу снежинка?
б) Вывод:
Снежинка падает медленно, потому что она легкая.
3. Чтение третьего четверостишия.
Вопрос к детям:
- Какая картинка подходит к этому отрывку? Почему? (снег похож на шапки)
- Чтение последнего четверостишия.
Мороз умеет рисовать красивые узоры. Где их можно увидеть? (на окне)
Инструкция педагога:
Возьмите длинные карточки. Давайте посмотрим на среднее дома.
- Сколько снежинок на нем? (2)
Справа от дома тоже есть окна.
- На каком окне столько же снежинок? (на последнем)
Соединим эти окна линией. И вы соедините. Остальное задание выполните самостоятельно.
5.Повторное чтение стихотворения
Давайте послушаем еще раз все стихотворение.
Y. Итог
- О чем это стихотворение? (о зиме)
- Кто его написал?
- Как вы думаете, любит ли автор стихотворения зиму, русскую природу зимой?
Вот поэтому Иван Суриков написал такое красивое стихотворение о зиме.
- А вам, ребята, понравилось это стихотворение?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ C ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ НА ТЕМУ: «В ГОСТЯХ У ДЕДУШКИ КОРНЕЯ» (ПО ПРОЕКТУ «ВСЕ ПРОФЕССИИ НУЖНЫ, ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ»)
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ C ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙНА ТЕМУ: «В ГОСТЯХ У ДЕДУШКИ КОРНЕЯ» (ПО ПРОЕКТУ «ВСЕ ПРОФЕ...
НОД по ознакомлению с художественной литературой по теме "Чтение стихотворения "Зима" Сурикова И.З. для детей с ЗПР старшего возраста
чтение стихотворения...
Конспект комплексной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой и подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста на тему "Большие буквы" (игра-путешествие по сказкам К.И.Чуковского).
Программное содержание:Продолжать развивать у детей интерес к творчеству К.И. Чуковского.Продолжать учить детей называть слова с определенным звуком.Закрепить умение читать слоговую таблицу.Закрепить ...
«Художественная литература, как основа формирования экологического воспитания у детей среднего и старшего дошкольного возраста».
Перспективный план мероприятий по экологическому воспитанию через художественную литературу....
Разитие художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии моделирования при ознакомлении с художественной литературой.
Представлено эссе из опыта работы и конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе....
Картотека художественной литературы по теме: Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой.
.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26254609","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...