«Художественная литература, как основа формирования экологического воспитания у детей среднего и старшего дошкольного возраста».
учебно-методический материал по окружающему миру на тему
Перспективный план мероприятий по экологическому воспитанию через художественную литературу.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Художественная литература, как основа формирования экологического воспитания у детей среднего и старшего дошкольного возраста».
Актуальность:
Природа – это удивительный мир, воспитательное воздействие которого на духовное развитие дошкольника, трудно переоценить.
Человек и природа: поэты и художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме.
Многочисленные психологические и педагогические исследования подтверждают, что именно в дошкольный возраст при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности.
В этом плане велика роль художественной литературы .«Книга – это открытие мира». Использование произведений художественной литературы в экологическом воспитании детей позволяет интегрировать задачи воспитания разных образовательных областей, а так же сформировать у детей полноту представлений об окружающем мире.
Через книгу ребёнок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, сверстниками, их радостями и неудачами. Художественное слово воздействует на сознание ребёнка, его чувства и поступки. Слово может окрылить и вызвать желание стать лучше.
Очень важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе.
Поэтическое произведение даёт доступный пониманию дошкольников пример гуманного отношения к природе, который может быть использован им как образец для подражания.
Детская книга о природе используется педагогом прежде всего в воспитательных целях, она воздействует не только на сознание ребёнка, но и на его чувства.
Природоведческая книга даёт возможность узнать о явлениях природы, о жизни растений и животных.
Кроме того, полезны загадки, стихотворения, записи голосов птиц, пословицы и поговорки о животных, растениях и явлениях природы, чтение экологических сказок, рассматривание картин о временах года; использование мультимедийной доски с прекрасно подобранным иллюстративным и художественным материалом.
Дети, слушая художественные произведения о природе, размышляют и задумываются.
Перед педагогом стоит ПРОБЛЕМА: как приучить детей беречь и охранять природу, всё живое, окружающее нас? Для решения этой проблемы, мной была поставлена ЦЕЛЬ – развивать интерес детей к миру природы через использование художественной литературы.
Задачи:
1 формировать элементарные экологические знания и представления посредством чтения художественной литературы
2 развивать ответственное и бережное отношение ко всем живым организмам
3 воспитывать правильное и безопасное поведение в природе
План мероприятий:
дата | название | задачи | методы и приёмы | другое |
Ноябрь 2015 года | «Путешествие в воображаемый осенний лес» | -показать детям красоту осеннего леса -при помощи русских поэтов раскрыть всё величие Царицы-Осени -развивать воображение | -дети «переносятся» в волшебный лес -прочесть стихотворение Ф.Тютчева «Есть в осени первоначальной…» -каждый ребёнок описывает, что он видит в воображаемом лесу -предложить детям загадать сказочное желание -прочесть стихотворение Т.Собакина «Желание» -заучить стихотворение | -портрет и стихотворение Ф.Тютчева -фонограмма с голосами птиц -портрет и стихотворение Т.Собакина |
Апрель 2016 года | «Азбука безопасного поведения в природе» | -продолжать учить правила безопасного поведения в природе -воспитывать экологическую культуру | -сюрпризный момент - пришёл Медвежонок -прочесть стихи о весне -дети с воспитателем отправляются в весенний лес -выбрать ребёнка – машиниста -по ходу путешествия рассказать правила безопасного поведения в природе -задание от Медвежонка - повторить правила | -картинки «Правила друзей леса» -картинки «Животные и его детёныши» -любимый игровой персонаж детей -фуражка для машиниста -стихи М.Бычковой и Е.Митько |
Сентябрь 2016 года | Развлечение «В гостях у Фрутоняни» | -дать детям представление об осеннем времени года -помочь детям запомнить названия фруктов -развивать монологическую и диалогическую речь | -на мультимедийной доске запускаются слайды про осень -дети исполняют танец с листочками -дети читают стихи про осень -игра с зонтом -сюрпризный момент – письмо от Осени -сценка «Фруктовый сад» -угощение фруктами либо соком | -подборка слайдов про осень -листочки для танца -зонт -костюм для Фрутоняни -шапочки для детей «фрукты» -фрукты либо сок |
Февраль 2017 года | Занятие «Творчество А.С.Пушкина о природе» Стихи «Зимнее утро», «Зимний вечер» | -продолжить знакомство детей с творчеством Пушкина -раскрыть красоту зимнего пейзажа утром и вечером -показать детям с какой заботой нежностью поэт относится к своей няне | -предложить детям вспомнить, как выглядит зимняя природа утром, когда они идут в детский сад и вечером, когда идут обратно -прочесть стихи -рассмотреть иллюстрации с зимним утром, вечером -ещё раз прочесть стихи -заучить несколько строк | -портрет А.С.Пушкина -портрет няни Пушкина – Арины Родионовны -иллюстрации с пейзажем зимнего утра, вечера |
Июль 2017 года | Путешествие по экологической тропе детского сада «В гостях у Лесовичка» | -обогащать представление детей о многообразии растительного мира -воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир -поддерживать у детей интерес к поэзии о цветах, деревьях, насекомых | -дети с воспитателем идут по экологической тропе -прочесть стихотворение Е.Трутневой «Лето» -загадать загадки про деревья -дети называют деревья на экологической тропе -прочесть стихотворение З.Александровой «Одуванчик» -дети рассказывают стихи про цветы -игра Полевые цветы» -дети называют цветы, которые растут на территории детского сада -загадки про насекомых -найти и рассмотреть насекомых через лупу -сюрприз от Лета - угощение | -стихи Е.Трутневой «Лето» и З.Александровой «Одуванчик» -загадки про цветы, деревья, насекомых -лупы -угощение |
Октябрь 2017 года | Игра – соревнование по отгадыванию экологических загадок «Кто больше знает?» по теме «Овощи и фрукты» | -закрепить у детей знания об обобщающих понятиях «Овощи» и «Фрукты» и названия различных овощей и фруктов -развивать умение отгадывать загадки, подбирать нужное слово, отвечать на вопрос по содержанию литературного текста | -дети собирают разрезные картинки с изображением овощей и фруктов -дети делятся на две команды -оглашаются правила соревнований -проводится 7 конкурсов -подведение итогов -«Победила дружба» | -корзина для овощей -ваза для фруктов -жетоны в форме фруктов и овощей -муляжи овощей и фруктов -разрезные картинки -рассказ В.Сутеева «Мешок яблок» |
Декабрь 2017 года | Собрание – игра для родителей и детей «Воспитание у детей любви к родной природе» | -воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных -развивать умение слушать ответы друг друга, воспитывать дружеские отношения между детьми и родителями -закреплять у детей и родителей знания о растениях и животных | -объявляется тема собрания – игры -дети и родители делятся на команды -команды отвечают на вопросы, отгадывают загадки, решают педагогические ситуации -дети читают стихи -подведение итогов -чаепитие | -подготовить вопросы, загадки, ситуации -найти стихи для детей -организовать чаепитие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему: «Формированию коммуникативных навыков у детей среднего и старшего дошкольного возраста».
Цель. Формирование у детей ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников. Актуальность темы. Общительност...
Краткие рекомендации для воспитателей по формированию чувства цвета у детей среднего и старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Овладение детьми цветовым богатством окружающего мира основано на сенсорном развитии ребенка, которое организуется и направляется взрослым и педагогом. В детском саду развитие чувства цвета на основе ...
Дидактические игры для формирования и развития речи детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Для формирования и обогащения словаря используются дидактические игры, как распространенный метод словарной работы....
Формирование экологической культуры у детей особой заботы старшего дошкольного возраста
В презентации отражена актульность экологического воспитания дошкольников, цели, задачи, результативность, а также рассмотрены основные аспекты системного подхода....
Комплекс упражнений по формированию навыка словообразования у детей среднего и старшего дошкольного возраста с целью профилактики дисграфии
Данный комплекс упражнений, направлен на формирование у детей навыка словообразования, как грамматического строя родной речи. Как и любое другое начинание, проект, прошел ...
Детские экологические сказки для детей среднего и старшего дошкольного возраста
Нужно научить детей бережно относиться к природным ресурсам, в частности, к воде – источнику всего живого, научить любить свой край....
Круглый стол: Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных умений у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Методическое мероприятие с педагогами....