Конспект непосредственно образовательной деятельности. "Сочиняем стихи"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Зеленова Галина Викторовна


Развивать интерес к поэтическому литературному жанру; раз­вивать слуховое внимание, обогащать словарный запас, упраж­нять в придумывании небольших стихов; воспитывать береж­ное отношение к книгам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_razvitiyu_rechi_sochinyaem_stihi.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

Творческое рассказывание

на тему:

«Сочиняем стихи»

Подготовила и провела:

Воспитатель Зеленова Г.В.

Цель: Развивать интерес к поэтическому литературному жанру; развивать слуховое внимание, обогащать словарный запас, упражнять в придумывании небольших стихов; воспитывать бережное отношение к книгам.

Ход занятия

В гости к ребятам приходит Незнайка (очень печальный).

- Незнайка, почему ты такой грустный?

- Да вот книжка вся рассыпалась.

- Незнайка, как же это могло произойти?

- Не знаю...

- Ты, наверное, с книжкой плохо обращался?

- Не знаю... А как это?

- Ребята, давайте расскажем Незнайке, что значит плохо обращаться с книгой. (Неаккуратно перелистывать страницы, загибать уголки страниц, перегибать книгу на переплете, вырывать страницы, замалевывать листы карандашом и фломастером, слюнявить пальцы, разбрасывать книги небрежно и т. д.)

- Подумаешь, я всего-то посмотрел в книге картинки. А книга у меня

самая ерундовая. Так... стишки какие-то...

- Незнайка, так у тебя самая замечательная книга, стихи для детей.

Вот, послушайте, ребята, какие замечательные стихи в Незнайкиной книге.

Мяч

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вкачь?

Жёлтый, красный, голубой –

Не угнаться за тобой!

(С. Маршак)

Матрешка

у меня матрешка есть –

Новая игрушка,

В жёлтом сарафанчике

Славная толстушка.

(3. Медведева)

Дождик

Дождик, дождик, поливай!

Будет хлеба каравай!

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные ватрушки.

(Е: Трутнева)

Воспитатель спрашивает у детей, понравились ли им стихи в Незнайкиной книжке.

- Кто знает, чем отличаются стихи от рассказов и сказок?

(Ответы детей)

- Правильно, в стихах есть ритм и рифма.

- Чтобы ты, Незнайка, хорошо усвоил что такое рифма, поиграй ребятами в увлекательную игру «Кузовок». Правила игры очень просты.

Ребята будут передавать друг другу кузовок и складывать в него всё, что заканчивается на «ок».

Начинаёт Ведущий: «Я положу в кузовок клубок».

- А я - платок.

- А я - замок.

- А я - сапожок.

- А я - башмачок.

- А я - чулок.

- А я - утюжок.

- А я - колобок.

- А я - бачок и Т.д.

Для рифмовки слов можно предлагать самые разнообразные созвучия: «ка», «ул», «ом», «шu» и т. д.

- А теперь послушайте стихотворение Д.Чиарди:

Удивительные птицы

На улице прохожего

Увидел я вчера,

Он ящик нёс, на ящике

Написано: «Игра»,

Я два квартала шёл за ним,

Поверьте, я не вру,

И, наконец, спросил его:

- А как играть в игру?

Он улыбнулся вежливо,

Потом мне отвечал:

- Уверен, что такой игры

Ещё ты не встречал.

Две птицы удивительных

Есть в ящике моём.

И, если хочешь, то с тобой

Сыграем мы вдвоём.

А чтобы мы могли начать,

Запомнить должен ты,

Что у несхожих этих птиц

Похожие хвосты.

Поймать таких смешных пичуг –

Весьма нелёгкий труд,

Недаром люди умные

Их рифмами зовут.

И вправду, птицы шустрые

Из ящика большого

Вдруг начали вытаскивать

Наверх за словом слово.

Одна достала слово «гвоздь»,

Другая сразу - «гость» и «трость».

Одна достала слово «грусть»,

Другая фразу: «Ну и пусть!»

Одна достала слово «слон»,

Другая - «звон» и «телефон».

- Теперь, - сказал мне человек,

Пора и нам сыграть.

Я буду доставать слова,

Ты должен рифмовать.

Достал он слово «кочка»,

А я ответил: «Бочка»,

И «строчка», и «сорочка»,

И сразу «два листочка».

И на прощанье «точка».

Мы с ним играли целый час

Похожими словами.

Теперь мы покидаем вас,

А вы играйте сами!

- Ну, что, Незнайка, давай попробуем вместе с ребятами подобрать рифму в стихотворении Д. Хармса:

«Пирог»

Я захотел устроить бал

И я гостей к себе... (позвал).

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый... (пирог).

Пирог, ножи и вилки - тут,

Но что-то гости... (не идут).

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек... (откусил).

Потом подвинул стул и сел,

И весь пирог в минуту... (съел).

Когда же гости подошли,

То даже крошки... (не нашли).

- Сейчас мы, ребята, еще потренируемся в игре «Подбери рифму». И попробуем сами

Игра с мячом

Воспитатель бросает ребенку мяч, говорит слово, ребенок подбирает рифму:

Кот - рот и т.д.

Пень - день и т.д.

Ночь - дочь и т.д.

Палка - галка и т.д.

Печка - свечка и т.д.

Мушка - пушка и т.д.

Мышка - крышка и т.д.

Плошка - кошка и т.д.

Игра «Добавлялки»

Ра-ра-ра - начинается... (игра).

Ры-ры-ры - у мальчика... (шары).

Ро-ро-ро - у Миши новое... (ведро).

Ру-ру-ру - продолжаем мы... (игру).

Ре-ре-ре - стоит домик на... (горе).

Ар-ар-ар - кипит наш... (самовар).

Ор-ор-ор - созрел красный... (помидор).

Лу-лу-лу - сидит кот в... (углу).

Ша-ша-ша - мама моет... (малыша).

Жа-жа-жа - есть иголки у... (ежа).

Жу-жу-жу - молока дадим... (ежу).

Са-са-са- в лесу бегает... (лиса).

Су-су-су - было холодно в... (лесу).

От-от-от – спит в болоте... (бегемот).

- Незнайка, а ты когда-нибудь пробовал сочинять стихи?

- Да что их там сочинять?! Тяп-ляп - и готово! Подобрал рифму - вот

и стишок получился. Вот, пожалуйста, слушайте стихи, которые написал знаменитый поэт Незнайка:

Посмотрите, у зайчонка

Меду - целых два бочонка.

- Незнайка, разве так бывает? (Нет.)

- Ну, ладно, сейчас лучше сочиню:

У пушистой белки

Три морковки на тарелке.

- Незнайка, ну, ты опять что-то не то сочиняешь.

- Ладно, сейчас постараюсь:

У Маши в кружке

Квакают лягушки.

- Ребята, можно так сочинять стихи? Это у тебя, Незнайка, перепутаница какая-то получилась. Кроме рифмы и ритма в стихах должен быть смысл. А чтобы стихи были интересными, поэты делают их сказочными, загадочными, шуточными. Давайте попробуем все вместе сочинять стихи. И ты, Незнайка, помогай нам, учись.

- Вначале нужно выбрать героя. (На большой палец надевается шапочка-маска.)

Жил-был пальчик.

- Далее нужно рассказать, какой он был и что делал.

Маленький... мальчик.

Он кашу... кушал

И маму ... слушал.

- Ребята; что еще мог делать мальчик?

Он ... печь топил,

Дрова... носил,

Пол... подметал,

Бабушку... встречал,

Папу на работу... провожал.

- Можно рассказать о том, какой он был... (Он был... вежливый, ... добрый, ... послушный, ... терпеливый, ... неравнодушный.)

- Ребята, и обязательно нужно выразить и отношение к нашему герою.

Хороший был пальчик,

Маленький мальчик.

(Дети предлагают свои варианты, игра продолжается.)

- Незнайка, ты понял теперь, что стихи писать интересно и очень нелегко. А сколько замечательных поэтов написали стихи для детей! Это А.Барто, С.Михалков, К.ЧуковскиЙ, С.Маршак, Е.Благинина, Э.Успенский, И.Токмакова, В. Берестов, Б.Заходер и др.

Незнайке становится стыдно, Что он небрежно обращался с такой замечательной книжкой, обещает детям подклеить ее, стереть грязь ластиком, обернуть обложкой и всю книгу прочитать. Воспитатель  предлагает Незнайке помочь отремонтировать книгу и почитать ее вместе с детьми.

В конце занятия воспитатель спрашивает детей о том, что понравилось больше всего, и просит сочинить маленькие стихи дома с помощью родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в области «Познание» (с элементами опытно – экспериментальной деятельности) для детей 6-7 лет " По четырем стихиям".

Занаятие было показано на дне отрытых дверей для родителей будущих воспитанников. Дети очень активно включились в поиски Василисы, с большим интересом выполняли предложенные задания и  добывали к...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Лимерик сочини – царевну рассмеши!»

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Лимерик сочини – царевну рассмеши!»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи во 2 мл.гр. на тему: «Сочиняем сказку».

Тема: «Сочиняем сказку.»Цель: связная речь: учить составлять небольшой рассказ по картинке, соблюдая  последовательность...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по составлению сказки с помощью метода каталога «Сочиняем сказку» для подготовительной группы

Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо составлению сказки с помощью метода каталога«Сочиняем сказку»для подготовительной группы Цель: учить детей связывать в сюж...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему «Сочиняем и инсценируем сказку».

Цель: Продолжать активизировать связную речь детей через сочинение сказок. Повышать  познавательную активность детей  к театрализованной деятельности через инсценированние сказки.  ...