Конспект непосредственно образовательной деятельности. "Сочиняем стихи"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Развивать интерес к поэтическому литературному жанру; развивать слуховое внимание, обогащать словарный запас, упражнять в придумывании небольших стихов; воспитывать бережное отношение к книгам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_razvitiyu_rechi_sochinyaem_stihi.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
Творческое рассказывание
на тему:
«Сочиняем стихи»
Подготовила и провела:
Воспитатель Зеленова Г.В.
Цель: Развивать интерес к поэтическому литературному жанру; развивать слуховое внимание, обогащать словарный запас, упражнять в придумывании небольших стихов; воспитывать бережное отношение к книгам.
Ход занятия
В гости к ребятам приходит Незнайка (очень печальный).
- Незнайка, почему ты такой грустный?
- Да вот книжка вся рассыпалась.
- Незнайка, как же это могло произойти?
- Не знаю...
- Ты, наверное, с книжкой плохо обращался?
- Не знаю... А как это?
- Ребята, давайте расскажем Незнайке, что значит плохо обращаться с книгой. (Неаккуратно перелистывать страницы, загибать уголки страниц, перегибать книгу на переплете, вырывать страницы, замалевывать листы карандашом и фломастером, слюнявить пальцы, разбрасывать книги небрежно и т. д.)
- Подумаешь, я всего-то посмотрел в книге картинки. А книга у меня
самая ерундовая. Так... стишки какие-то...
- Незнайка, так у тебя самая замечательная книга, стихи для детей.
Вот, послушайте, ребята, какие замечательные стихи в Незнайкиной книге.
Мяч
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вкачь?
Жёлтый, красный, голубой –
Не угнаться за тобой!
(С. Маршак)
Матрешка
у меня матрешка есть –
Новая игрушка,
В жёлтом сарафанчике
Славная толстушка.
(3. Медведева)
Дождик
Дождик, дождик, поливай!
Будет хлеба каравай!
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки.
(Е: Трутнева)
Воспитатель спрашивает у детей, понравились ли им стихи в Незнайкиной книжке.
- Кто знает, чем отличаются стихи от рассказов и сказок?
(Ответы детей)
- Правильно, в стихах есть ритм и рифма.
- Чтобы ты, Незнайка, хорошо усвоил что такое рифма, поиграй ребятами в увлекательную игру «Кузовок». Правила игры очень просты.
Ребята будут передавать друг другу кузовок и складывать в него всё, что заканчивается на «ок».
Начинаёт Ведущий: «Я положу в кузовок клубок».
- А я - платок.
- А я - замок.
- А я - сапожок.
- А я - башмачок.
- А я - чулок.
- А я - утюжок.
- А я - колобок.
- А я - бачок и Т.д.
Для рифмовки слов можно предлагать самые разнообразные созвучия: «ка», «ул», «ом», «шu» и т. д.
- А теперь послушайте стихотворение Д.Чиарди:
Удивительные птицы
На улице прохожего
Увидел я вчера,
Он ящик нёс, на ящике
Написано: «Игра»,
Я два квартала шёл за ним,
Поверьте, я не вру,
И, наконец, спросил его:
- А как играть в игру?
Он улыбнулся вежливо,
Потом мне отвечал:
- Уверен, что такой игры
Ещё ты не встречал.
Две птицы удивительных
Есть в ящике моём.
И, если хочешь, то с тобой
Сыграем мы вдвоём.
А чтобы мы могли начать,
Запомнить должен ты,
Что у несхожих этих птиц
Похожие хвосты.
Поймать таких смешных пичуг –
Весьма нелёгкий труд,
Недаром люди умные
Их рифмами зовут.
И вправду, птицы шустрые
Из ящика большого
Вдруг начали вытаскивать
Наверх за словом слово.
Одна достала слово «гвоздь»,
Другая сразу - «гость» и «трость».
Одна достала слово «грусть»,
Другая фразу: «Ну и пусть!»
Одна достала слово «слон»,
Другая - «звон» и «телефон».
- Теперь, - сказал мне человек,
Пора и нам сыграть.
Я буду доставать слова,
Ты должен рифмовать.
Достал он слово «кочка»,
А я ответил: «Бочка»,
И «строчка», и «сорочка»,
И сразу «два листочка».
И на прощанье «точка».
Мы с ним играли целый час
Похожими словами.
Теперь мы покидаем вас,
А вы играйте сами!
- Ну, что, Незнайка, давай попробуем вместе с ребятами подобрать рифму в стихотворении Д. Хармса:
«Пирог»
Я захотел устроить бал
И я гостей к себе... (позвал).
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый... (пирог).
Пирог, ножи и вилки - тут,
Но что-то гости... (не идут).
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек... (откусил).
Потом подвинул стул и сел,
И весь пирог в минуту... (съел).
Когда же гости подошли,
То даже крошки... (не нашли).
- Сейчас мы, ребята, еще потренируемся в игре «Подбери рифму». И попробуем сами
Игра с мячом
Воспитатель бросает ребенку мяч, говорит слово, ребенок подбирает рифму:
Кот - рот и т.д.
Пень - день и т.д.
Ночь - дочь и т.д.
Палка - галка и т.д.
Печка - свечка и т.д.
Мушка - пушка и т.д.
Мышка - крышка и т.д.
Плошка - кошка и т.д.
Игра «Добавлялки»
Ра-ра-ра - начинается... (игра).
Ры-ры-ры - у мальчика... (шары).
Ро-ро-ро - у Миши новое... (ведро).
Ру-ру-ру - продолжаем мы... (игру).
Ре-ре-ре - стоит домик на... (горе).
Ар-ар-ар - кипит наш... (самовар).
Ор-ор-ор - созрел красный... (помидор).
Лу-лу-лу - сидит кот в... (углу).
Ша-ша-ша - мама моет... (малыша).
Жа-жа-жа - есть иголки у... (ежа).
Жу-жу-жу - молока дадим... (ежу).
Са-са-са- в лесу бегает... (лиса).
Су-су-су - было холодно в... (лесу).
От-от-от – спит в болоте... (бегемот).
- Незнайка, а ты когда-нибудь пробовал сочинять стихи?
- Да что их там сочинять?! Тяп-ляп - и готово! Подобрал рифму - вот
и стишок получился. Вот, пожалуйста, слушайте стихи, которые написал знаменитый поэт Незнайка:
Посмотрите, у зайчонка
Меду - целых два бочонка.
- Незнайка, разве так бывает? (Нет.)
- Ну, ладно, сейчас лучше сочиню:
У пушистой белки
Три морковки на тарелке.
- Незнайка, ну, ты опять что-то не то сочиняешь.
- Ладно, сейчас постараюсь:
У Маши в кружке
Квакают лягушки.
- Ребята, можно так сочинять стихи? Это у тебя, Незнайка, перепутаница какая-то получилась. Кроме рифмы и ритма в стихах должен быть смысл. А чтобы стихи были интересными, поэты делают их сказочными, загадочными, шуточными. Давайте попробуем все вместе сочинять стихи. И ты, Незнайка, помогай нам, учись.
- Вначале нужно выбрать героя. (На большой палец надевается шапочка-маска.)
Жил-был пальчик.
- Далее нужно рассказать, какой он был и что делал.
Маленький... мальчик.
Он кашу... кушал
И маму ... слушал.
- Ребята; что еще мог делать мальчик?
Он ... печь топил,
Дрова... носил,
Пол... подметал,
Бабушку... встречал,
Папу на работу... провожал.
- Можно рассказать о том, какой он был... (Он был... вежливый, ... добрый, ... послушный, ... терпеливый, ... неравнодушный.)
- Ребята, и обязательно нужно выразить и отношение к нашему герою.
Хороший был пальчик,
Маленький мальчик.
(Дети предлагают свои варианты, игра продолжается.)
- Незнайка, ты понял теперь, что стихи писать интересно и очень нелегко. А сколько замечательных поэтов написали стихи для детей! Это А.Барто, С.Михалков, К.ЧуковскиЙ, С.Маршак, Е.Благинина, Э.Успенский, И.Токмакова, В. Берестов, Б.Заходер и др.
Незнайке становится стыдно, Что он небрежно обращался с такой замечательной книжкой, обещает детям подклеить ее, стереть грязь ластиком, обернуть обложкой и всю книгу прочитать. Воспитатель предлагает Незнайке помочь отремонтировать книгу и почитать ее вместе с детьми.
В конце занятия воспитатель спрашивает детей о том, что понравилось больше всего, и просит сочинить маленькие стихи дома с помощью родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
непосредственно - образовательная деятельность "Сочиняем новую сказку"( к проекту)
Развитие коммкникативно - речевых навыков детей...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности в области «Познание» (с элементами опытно – экспериментальной деятельности) для детей 6-7 лет " По четырем стихиям".
Занаятие было показано на дне отрытых дверей для родителей будущих воспитанников. Дети очень активно включились в поиски Василисы, с большим интересом выполняли предложенные задания и добывали к...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Лимерик сочини – царевну рассмеши!»
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Лимерик сочини – царевну рассмеши!»...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи во 2 мл.гр. на тему: «Сочиняем сказку».
Тема: «Сочиняем сказку.»Цель: связная речь: учить составлять небольшой рассказ по картинке, соблюдая последовательность...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по речевому развитию на тему «: «Сочиняем сказку про Никельку»
В работе приведено описание НОД по речевому развитию детей в старшей группе....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по составлению сказки с помощью метода каталога «Сочиняем сказку» для подготовительной группы
Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо составлению сказки с помощью метода каталога«Сочиняем сказку»для подготовительной группы Цель: учить детей связывать в сюж...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему «Сочиняем и инсценируем сказку».
Цель: Продолжать активизировать связную речь детей через сочинение сказок. Повышать познавательную активность детей к театрализованной деятельности через инсценированние сказки. ...