Конспект непосредственно образовательной деятельности по составлению сказки с помощью метода каталога «Сочиняем сказку» для подготовительной группы
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по составлению сказки с помощью метода каталога
«Сочиняем сказку»
для подготовительной группы
Цель: учить детей связывать в сюжетную линию случайно выбранные объекты
и составлять текст сказочного содержания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shulga_o.n.konkurs_met.razrabotki.docx | 19.24 КБ |
Предварительный просмотр:
«Составляем сказку вместе». (на основе метода каталога)
Цель: научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный), имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место.
Алгоритм
- Небольшой группе детей предлагается сочинить сказку (историю) с помощью какой-либо книги.
- Ведущий задает вопрос детям, ответ на который ребенок «находит», указав слово на открытой странице выбранного текста.
- Ответы, «найденные» в книге, постепенно собираются в единую сюжетную линию.
- Когда сказка составлена, дети придумывают ей название и пересказывают.
- Воспитатель просит детей вспомнить, на какие вопросы они отвечали с помощью книги (выведение алгоритма вопросов).
- Продуктивная деятельность детей по придуманному сюжету: рисование, лепка, аппликация, конструирование или схематизация (запись действий сказки с помощью схем).
- Попросить детей вечером рассказать дома придуманную сказку.
- Через некоторое время воспитатель предлагает детям научить кого-нибудь из детей вспомнить вопросы, по которым составляется сказочный текст.
Методические рекомендации
Данный метод можно использовать уже в работе с трехлетними детьми. Объекты могут быть спрятаны в «Чудесном мешочке» (игрушки или картинки).
Начиная с пяти лет объекты можно выбирать в книгах. Книги должны быть незнакомы детям.
Примерная цепочка вопросов для детей 3-х лет:
— Жил-был… Кто? — С кем он дружил? — Пришел злой… Кто? — Кто помог друзьям спастись?
Постепенно цепочка вопросов увеличивается, и шестилетним детям задаются примерно следующие вопросы:
— Жил-был… Кто? Какой он был? (Какое добро умел делать?) — Пошел гулять (путешествовать, смотреть…) … Куда? — Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял? — Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? Что стало со злым героем? — Где наши друзья стали жить
— Что стали делать?
— Задается вопрос детям.
Например, «Жил-был кто?» — Ведущий открывает книгу на любой странице и предлагает ребенку указать пальчиком на любое слово (например, «Жил-был… карандаш!») Значит, история будет про карандаш, который попал в беду. — Следующий «ответ» на вопрос ищется на любой другой странице. — Если по сюжету должно быть имя существительное или глагол, а ребенок указал на другую часть речи, педагогу необходимо переделать слово в нужную часть речи, либо найти другое на этой же строчке.
Во время работы с книгой дети могут терять интерес к сочинительству. Для снятия этого эффекта необходимо:
— «Собирать» сюжет в быстром темпе. — Эмоционально реагировать на каждый «найденный» ответ (удивление, радость, ужас и т.д.). — Использовать приемы драматизации. — Прекратить искать «ответы» в книге, а придумывать вместе с детьми окончание истории, используя элементы «мозгового штурма».
По мере использования данного метода следует стремиться к тому, чтобы дети самостоятельно делали связки наугад выбранных «ответов» и восстанавливали последовательность вопросов.
Иногда роль ведущего берет на себя ребенок. Сам ставит вопросы и «читает» на них ответ. Воспитатель осуществляет функцию контролера.
Время от времени рекомендуется вспоминать составленные истории и рассказывать их так, как делают это артисты-сказочники. Сначала это делает воспитатель, а затем и сами дети
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по составлению сказки с помощью метода каталога
«Сочиняем сказку»
для подготовительной группы
Цель: учить детей связывать в сюжетную линию случайно выбранные объекты
и составлять текст сказочного содержания.
Задачи:
Образовательные:
- развивать умение детей связывать в единую сюжетную линию случайно
выбранные объекты;
- развивать умение составлять сказочный текст по модели, в которой
присутствуют два героя (положительный и отрицательный, имеющие свои цели; их
друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место).
Коррекционно-развивающие:
- развивать воображение, нестандартное мышление, внимание, память, связную
речь;
- закреплять умение работать в мини - группах, преследуя и достигая
поставленную цель;
- активизировать и обогащать словарь детей;
- развитие мелкой моторики.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к сочинительству сказок.
Материал: иллюстрации из народных и авторских сказок, цветные карандаши,
бумага, клубок.
Организационный момент.
Собрались все дети в круг,
Я -твой друг и ты – мой друг,
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Л: Ребята, какое у вас сегодня настроение? (дети отвечают)
Л: Посмотрите, у меня в руке клубочек, но не простой, а волшебный. Мы будем
передавать его друг другу и желать чего-нибудь. Передадим вместе с ним наше
хорошее настроение. (дети передают клубочек из рук в руки друг другу)
- А теперь возьмитесь за руки и закройте глаза. Что стало с нашим клубочком?
Мы передали ему наше хорошее настроение, и он стал большим.
Введение
Л: Ребята, я знаю одну девочку, которую зовут Даша. Она очень любит
слушать сказки, её бабушка прочитала и рассказала ей все сказки, и теперь не знает,
что ей делать. Ребята, какая проблема возникла у бабушки Даши?
- А что такое сказка? (сказка – это вымышленная история со счастливым
концом и обязательной победой добра над злом. Чаще всего в сказках
присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения.
Недоступное становится доступным, нереальное реальным).
- Ребята, а вы любите сказки?
В мире много сказок
Грустных и смешных
И прожить на свете
Нам нельзя без них
В сказке может все случиться
Наша сказка впереди
Сказке в дверь мы постучимся
Сказка в гости ты нас жди.
- Вы готовы помочь бабушке? Хотите сочинить новую сказку? (дети отвечают)
- Скажите, а мы с вами все знаем о сказках?
- Какие бывают сказки?
- Кто или что может быть героем сказки?
- Где могут проходить сказочные действия?
Основная часть.
Л: Ребята, превратимся в сказочников и сочиним сказку, воспользуемся
вопросами:
Л: Как мы начнем нашу сказку?
Д: Жил- был.
Л: Жил-был. Кто? Какой он был? (Главного героя находим в книге)
Д: Кот.
Л: Какой он был?
Д: Рыжий, пушистый, с голубыми глазами
Л: что он больше всего любил делать?
Д: спать, ловить мышей и сосиски.
Л: Как его звали?
Д: Тишка
Л: Какой по характеру был кот?
Д: Веселый.
Дальнейшее сочинение сказки по методу «каталога»
Л: Кто был его друг?
Д: выбираем из книги (Ежик)
Л: Как он выглядел?
Д: он был колючий, серого цвета.
Л: Чем он занимался?
Д: Он собирал в лесу ягоды и грибы и угощал своих друзей.
Л: Какой по характеру был ежик?
Д: Смелый, отважный, добрый.
Л: Пошли друзья однажды гулять. Куда?
Д: В лес.
Физминутка
Мы по сказке походили, все в ней круто изменили.
Мы ногами топали, мы в ладоши хлопали.
Будут в сказке помнить нас, наклонялись мы на раз.
На два поднимались, всем поулыбались.
И опять потопали, и ручками похлопали.
Вот какие молодцы. Вот какие удальцы!
Л: Встретил кого злого?
Д: (выбирают в книге) Волка.
Л: По каким признакам определим злого героя?
Д: Он был зубастый, глазастый и громко рычал, серого цвета и большой.
Л: Как этот герой хотел навредить?
Д: Он хотел покусать кота и ежа и отнять у них грибы.
Л: Кто помог?
Д: ежик.
Л: Как он помог?
Д: Он сложился клубочком и покатился к волку и уколол своими колючками
ему ногу. Волк испугался, завыл и убежал. А друзья отправились домой.
Л: Какое название мы дадим нашей сказке?
Д: «Хорошие друзья»
Л: Кто хотел бы рассказать сказку целиком? (Один из желающих рассказывает).
Организация продуктивной деятельности
Л: давайте сделаем вместе книжку о Тишке и его друге. (дети изготовляют
книжку: рисуют иллюстрации).
Итог:
1 Как вы считаете, помогли ли Дашиной бабушке?
2 Получились ли у нас новая сказка?
3 Что вам больше всего понравилось?
4 Интересная сказка получилась?
5 Какие жизненные правила можно вывести из нашей сказки?
6 Чему она учит?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в области «Коммуникация» (развитие речи) и «Художественное творчество» (рисование) в подготовительной группе на тему «Моя семья».
Конспект непосредственно образовательной деятельности в области «Коммуникация» (развитие речи) и «Художественное творчество» (рисование) в подготовительной группе на тему «Моя семья»...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-математическому развитию «В гости к Лесовичку» с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. Точная наука математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, реч...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений "В стране горного короля" в подготовительной группе.
Развивать познавательные и творческие способности детей. Способствоватьувелиению объёма внимания и памяти....
Конспект Непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Необычное космическое путешествие» с детьми подготовительной группы.
Вашему вниманию предоставляется итоговое занятие с детьми подготовительгой группы. В "Необычном космическом путешествии " использовались разные лексические темы и задания для речевого разви...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию на тему: « Загадочный космос» с детьми подготовительной группы.
Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Использование современных образовательных технологий -...
Составление сказки с помощью метода каталога «Сочиняем сказку» для подготовительной группы
Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо составлению сказки с помощью метода каталога«Сочиняем сказку»для подготовительной группы...