Конспект непосредственно образовательной деятельности по составлению сказки с помощью метода каталога «Сочиняем сказку» для подготовительной группы
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по составлению сказки с помощью метода каталога
«Сочиняем сказку»
для подготовительной группы
Цель: учить детей связывать в сюжетную линию случайно выбранные объекты
и составлять текст сказочного содержания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.24 КБ |
Предварительный просмотр:
«Составляем сказку вместе». (на основе метода каталога)
Цель: научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный), имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место.
Алгоритм
- Небольшой группе детей предлагается сочинить сказку (историю) с помощью какой-либо книги.
- Ведущий задает вопрос детям, ответ на который ребенок «находит», указав слово на открытой странице выбранного текста.
- Ответы, «найденные» в книге, постепенно собираются в единую сюжетную линию.
- Когда сказка составлена, дети придумывают ей название и пересказывают.
- Воспитатель просит детей вспомнить, на какие вопросы они отвечали с помощью книги (выведение алгоритма вопросов).
- Продуктивная деятельность детей по придуманному сюжету: рисование, лепка, аппликация, конструирование или схематизация (запись действий сказки с помощью схем).
- Попросить детей вечером рассказать дома придуманную сказку.
- Через некоторое время воспитатель предлагает детям научить кого-нибудь из детей вспомнить вопросы, по которым составляется сказочный текст.
Методические рекомендации
Данный метод можно использовать уже в работе с трехлетними детьми. Объекты могут быть спрятаны в «Чудесном мешочке» (игрушки или картинки).
Начиная с пяти лет объекты можно выбирать в книгах. Книги должны быть незнакомы детям.
Примерная цепочка вопросов для детей 3-х лет:
— Жил-был… Кто? — С кем он дружил? — Пришел злой… Кто? — Кто помог друзьям спастись?
Постепенно цепочка вопросов увеличивается, и шестилетним детям задаются примерно следующие вопросы:
— Жил-был… Кто? Какой он был? (Какое добро умел делать?) — Пошел гулять (путешествовать, смотреть…) … Куда? — Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял? — Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? Что стало со злым героем? — Где наши друзья стали жить
— Что стали делать?
— Задается вопрос детям.
Например, «Жил-был кто?» — Ведущий открывает книгу на любой странице и предлагает ребенку указать пальчиком на любое слово (например, «Жил-был… карандаш!») Значит, история будет про карандаш, который попал в беду. — Следующий «ответ» на вопрос ищется на любой другой странице. — Если по сюжету должно быть имя существительное или глагол, а ребенок указал на другую часть речи, педагогу необходимо переделать слово в нужную часть речи, либо найти другое на этой же строчке.
Во время работы с книгой дети могут терять интерес к сочинительству. Для снятия этого эффекта необходимо:
— «Собирать» сюжет в быстром темпе. — Эмоционально реагировать на каждый «найденный» ответ (удивление, радость, ужас и т.д.). — Использовать приемы драматизации. — Прекратить искать «ответы» в книге, а придумывать вместе с детьми окончание истории, используя элементы «мозгового штурма».
По мере использования данного метода следует стремиться к тому, чтобы дети самостоятельно делали связки наугад выбранных «ответов» и восстанавливали последовательность вопросов.
Иногда роль ведущего берет на себя ребенок. Сам ставит вопросы и «читает» на них ответ. Воспитатель осуществляет функцию контролера.
Время от времени рекомендуется вспоминать составленные истории и рассказывать их так, как делают это артисты-сказочники. Сначала это делает воспитатель, а затем и сами дети
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по составлению сказки с помощью метода каталога
«Сочиняем сказку»
для подготовительной группы
Цель: учить детей связывать в сюжетную линию случайно выбранные объекты
и составлять текст сказочного содержания.
Задачи:
Образовательные:
- развивать умение детей связывать в единую сюжетную линию случайно
выбранные объекты;
- развивать умение составлять сказочный текст по модели, в которой
присутствуют два героя (положительный и отрицательный, имеющие свои цели; их
друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место).
Коррекционно-развивающие:
- развивать воображение, нестандартное мышление, внимание, память, связную
речь;
- закреплять умение работать в мини - группах, преследуя и достигая
поставленную цель;
- активизировать и обогащать словарь детей;
- развитие мелкой моторики.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к сочинительству сказок.
Материал: иллюстрации из народных и авторских сказок, цветные карандаши,
бумага, клубок.
Организационный момент.
Собрались все дети в круг,
Я -твой друг и ты – мой друг,
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Л: Ребята, какое у вас сегодня настроение? (дети отвечают)
Л: Посмотрите, у меня в руке клубочек, но не простой, а волшебный. Мы будем
передавать его друг другу и желать чего-нибудь. Передадим вместе с ним наше
хорошее настроение. (дети передают клубочек из рук в руки друг другу)
- А теперь возьмитесь за руки и закройте глаза. Что стало с нашим клубочком?
Мы передали ему наше хорошее настроение, и он стал большим.
Введение
Л: Ребята, я знаю одну девочку, которую зовут Даша. Она очень любит
слушать сказки, её бабушка прочитала и рассказала ей все сказки, и теперь не знает,
что ей делать. Ребята, какая проблема возникла у бабушки Даши?
- А что такое сказка? (сказка – это вымышленная история со счастливым
концом и обязательной победой добра над злом. Чаще всего в сказках
присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения.
Недоступное становится доступным, нереальное реальным).
- Ребята, а вы любите сказки?
В мире много сказок
Грустных и смешных
И прожить на свете
Нам нельзя без них
В сказке может все случиться
Наша сказка впереди
Сказке в дверь мы постучимся
Сказка в гости ты нас жди.
- Вы готовы помочь бабушке? Хотите сочинить новую сказку? (дети отвечают)
- Скажите, а мы с вами все знаем о сказках?
- Какие бывают сказки?
- Кто или что может быть героем сказки?
- Где могут проходить сказочные действия?
Основная часть.
Л: Ребята, превратимся в сказочников и сочиним сказку, воспользуемся
вопросами:
Л: Как мы начнем нашу сказку?
Д: Жил- был.
Л: Жил-был. Кто? Какой он был? (Главного героя находим в книге)
Д: Кот.
Л: Какой он был?
Д: Рыжий, пушистый, с голубыми глазами
Л: что он больше всего любил делать?
Д: спать, ловить мышей и сосиски.
Л: Как его звали?
Д: Тишка
Л: Какой по характеру был кот?
Д: Веселый.
Дальнейшее сочинение сказки по методу «каталога»
Л: Кто был его друг?
Д: выбираем из книги (Ежик)
Л: Как он выглядел?
Д: он был колючий, серого цвета.
Л: Чем он занимался?
Д: Он собирал в лесу ягоды и грибы и угощал своих друзей.
Л: Какой по характеру был ежик?
Д: Смелый, отважный, добрый.
Л: Пошли друзья однажды гулять. Куда?
Д: В лес.
Физминутка
Мы по сказке походили, все в ней круто изменили.
Мы ногами топали, мы в ладоши хлопали.
Будут в сказке помнить нас, наклонялись мы на раз.
На два поднимались, всем поулыбались.
И опять потопали, и ручками похлопали.
Вот какие молодцы. Вот какие удальцы!
Л: Встретил кого злого?
Д: (выбирают в книге) Волка.
Л: По каким признакам определим злого героя?
Д: Он был зубастый, глазастый и громко рычал, серого цвета и большой.
Л: Как этот герой хотел навредить?
Д: Он хотел покусать кота и ежа и отнять у них грибы.
Л: Кто помог?
Д: ежик.
Л: Как он помог?
Д: Он сложился клубочком и покатился к волку и уколол своими колючками
ему ногу. Волк испугался, завыл и убежал. А друзья отправились домой.
Л: Какое название мы дадим нашей сказке?
Д: «Хорошие друзья»
Л: Кто хотел бы рассказать сказку целиком? (Один из желающих рассказывает).
Организация продуктивной деятельности
Л: давайте сделаем вместе книжку о Тишке и его друге. (дети изготовляют
книжку: рисуют иллюстрации).
Итог:
1 Как вы считаете, помогли ли Дашиной бабушке?
2 Получились ли у нас новая сказка?
3 Что вам больше всего понравилось?
4 Интересная сказка получилась?
5 Какие жизненные правила можно вывести из нашей сказки?
6 Чему она учит?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/15/picture-164727-1355553367.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности в области «Коммуникация» (развитие речи) и «Художественное творчество» (рисование) в подготовительной группе на тему «Моя семья».
Конспект непосредственно образовательной деятельности в области «Коммуникация» (развитие речи) и «Художественное творчество» (рисование) в подготовительной группе на тему «Моя семья»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/05/picture-278182-1375699845.jpg)
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-математическому развитию «В гости к Лесовичку» с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. Точная наука математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, реч...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/01/picture-250843-1367437022.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений "В стране горного короля" в подготовительной группе.
Развивать познавательные и творческие способности детей. Способствоватьувелиению объёма внимания и памяти....
Конспект Непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Необычное космическое путешествие» с детьми подготовительной группы.
Вашему вниманию предоставляется итоговое занятие с детьми подготовительгой группы. В "Необычном космическом путешествии " использовались разные лексические темы и задания для речевого разви...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/22/picture-371704-1387657428.jpg)
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию на тему: « Загадочный космос» с детьми подготовительной группы.
Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Использование современных образовательных технологий -...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/08/picture-560505-1420722387.jpg)
Составление сказки с помощью метода каталога «Сочиняем сказку» для подготовительной группы
Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо составлению сказки с помощью метода каталога«Сочиняем сказку»для подготовительной группы...