Конспект ООД по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе на тему «Транспорт»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Сандалова Надежда Михайловна

развитие лексико-грамматического строя речи, расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Транспорт»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ООД по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе на тему «Транспорт»

Цель: развитие лексико-грамматического строя речи, расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Транспорт»

Задачи:

  1. Расширение и закрепление представлений о транспорте; активизация и актуализация словаря по теме «Транспорт».
  2. Совершенствовать грамматический строй речи (развивать умение согласовывать числительные с существительными; образовывать множественное число существительных в именительном падеже; существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образование относительных прилагательных), используя игровые упражнения.
  3. Учить составлять предложения с предлогами под, на, в.

    Развивать просодическую сторону речи (речевое дыхание и силу голоса).
  4. Формировать умение детей работать самостоятельно и в паре, договариваться для достижения результата.
  5.  Развивать слуховое восприятие, концентрацию внимания и наглядно-образного мышления, системное логическое мышление детей.

Материалы: картинки разного вида транспорта, разрезные картинки, схемы, обозначающие воздух, дорогу, воду, 3 обруча, раскраски для детей, глобус.

Ход ООД.

Воспитатель: Дети, я очень рада всех вас сегодня видеть.

Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и поприветствуем друг друга улыбкой. Замечательно, от ваших улыбок сразу стало светлее и теплее.

Сегодня к нам пришли гости, давайте поприветствуем их.

Вношу глобус. Ребята: Великие путешественники подарили нам глобус. Кручу его. Посмотрите, как выглядит наша планета Земля, какие разнообразные на нем цвета. Голубой  цвет означает, что это вода, на нашей планете океаны, моря, реки; коричневые  - горы, желтый – песок, зеленый – луга, леса, степи.

На нем много стран, самая большая страна, это Россия. Глобус нужен путешественникам, чтобы проследить свой путь.

Ребята, а как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие? Ответы детей.

Правильно. Мы сегодня с вами будем говорить о транспорте.

Воспитатель: Ребята, а зачем нам нужен транспорт?

Дети. Чтобы перевозить людей и грузы, удобства жизни.

Воспитатель: На земле, в воздухе и в воде служит транспорт одному важному делу - перевозит людей и грузы. Автомобили везут продукты, игрушки, лекарства, всё, что требуется в разных уголках нашей планеты. На кораблях плывут туристы, любители дальних путешествий. А если людей и грузы нужно доставить быстрее, то в этом помогают самолёты: пассажирские и грузовые.

Воспитатель: Ребята, Каким бывает транспорт?

Дети. Наземным, воздушным, водным, подземным.

Воспитатель: Почему транспорт называет подземным?

Дети: Потому что передвигается под землей.

Воспитатель: Назовите подземный транспорт.

Дети: Метро.  (Показ картинки или слайда)

Воспитатель: Почему транспорт называют наземным?

Дети. Потому что передвигается по земле.

Воспитатель: Назовите наземный транспорт.

Дети. Автомобили, автобус, мотоцикл, поезд, велосипед…(Показ)

Воспитатель: Наземный транспорт будем обозначать значком - дорога.

Воспитатель: Почему транспорт называют воздушным?

Дети. Перемещается по воздуху.

Воспитатель: Назовите воздушный  транспорт.

Дети. Вертолёт, ракета, самолёт, воздушный шар…(Показ)

Воспитатель: Воздушный транспорт будем обозначать значком – облако.

Воспитатель: Почему транспорт называют водным?

Дети. Перемещается по воде.

Воспитатель: Назовите его?

Дети. Корабль, пароход, лодка…(Показ)

Воспитатель: Будем обозначать значком - волна.

(раскладываю обручи)

Игра «Земля, воздух, вода»

Воспитатель: Сейчас мы поиграем с вами в игру, которая называется «Земля, воздух, вода». На полу лежат три обруча. В каждом лежит значок. Ваша задача подобрать транспорт, подходящий этому значку.

Вы догадались, к какому виду транспорта относится каждый значок? (Еще раз проговариваем)

-Слушайте правила игры.

Нужно подойти к столу и найти картинки со своим видом транспорта, только одну, разместить их в своём обруче. Делю детей на команды. Например, Ксения и Даша отбирают наземный транспорт, Данил и Рита – воздушный…

В. Проверяем задание. Картинок на столе не осталось, разложили все картинки. Смотрим обручи, молодцы, всё выполнили верно.  (Обговариваем)

Воспитатель. Сейчас мы будем играть в игру «Один - много»: я назову словом один предмет, а вы назовете слово так, чтобы получилось много предметов. Например, Данил самолет, много – самолетов..

Автобус – (автобусы)

Поезд – (поезда)

Корабль – (корабли)

Велосипед – (велосипеды)

Грузовик – (грузовики)

Лодка – (лодки)

Машина – (машины)

Воздушный шар – много воздушных шаров.

Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас мы посмотрим, хорошо ли вы запомнили транспорт. Проходите за столы. Там картинки, они все перепутались. Ваша задача собрать картинку и назвать, какой транспорт у вас получился. Но сначала давайте разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Транспорт»

Будем пальчики сгибать -

(Сжимают и разжимают пальчики)

Будем транспорт называть:

Автомобиль и вертолет,

Трамвай, метро и самолет.

(Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца)

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

(Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого)

Обсуждение: Ксения, что у тебя получилось?  Кораблик. Расскажи стихотворение про кораблик.

Плывет, плывет кораблик

В далекие края.

Кто капитан кораблика?

Конечно, это я!

Лиза, а у тебя? Поезд. Расскажи стихотворение.

Паровозик чух-чух-чух

Мчит по рельсам во весь дух!

Прицепи к нему вагон –

Превратиться в поезд он!

Молодцы!

Катя, скажи, а где у тебя находится трактор? Под деревом. Хорошо!

А у тебя, Никита, что получилось?  Где стоит машина? В гараже.

А у тебя Алеша, что получилось? А мотоцикл куда заехал? На мост.

Молодцы!

Воспитатель: А теперь давайте пройдем на ковер и немного отдохнем.

Физкультминутка «Едем, едем на машине

Нажимаем на педаль.

Газ включаем, выключаем,

Смотрим пристально мы вдаль.

Дворники сбивают капли - вправо, влево - чистота!

Волосы ерошит ветер…мы шоферы – хоть куда!

Игра «Из чего – какой?»

А сейчас, ребята посмотрите на экран. Как выдумаете, от какого транспорта все эти части? Правильно. У машины. У машины много деталей и все они сделаны из разных материалов.

Колесо из резины (какое) – резиновое.

Дверца из металла (какая) – металлическая.

Руль из пластмассы (какой) – пластмассовый.

Сиденье из кожи (какое) – кожаное.

Фары из стекла (какие) – стеклянные.

Молодцы! Все верно!

Ребята, все путешественники умеют считать. А вы умеете?

Да, умеем.

Хорошо, тогда давайте посчитаем. Показываю картинки, с изображением транспорта.

Сколько здесь самолетов? 3 самолета.

Сколько здесь поездов? 1 поезд.

Сколько машин? 2 машины и тд…

Молодцы! Вы доказали, что отлично умеете считать.

Беру глобус, кручу…Да, какая огромная наша планета Земля. Когда вы станете взрослыми, вы сможете много путешествовать по нашей стране. А сегодня мне понравилось как вы работали, старались, правильно выполняли задания. Какие вы у нас молодцы!  Нам путешественники подарили раскраски, чтобы вы еще раз повторили все виды транспорта. Когда мы с вами раскрасим картинки, то сделаем книжку о транспорте и  превратимся в маленьких путешественников.

Давайте поблагодарим наших гостей и попрощаемся с ними, помашите им рукой и скажите: До свидания!”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе по теме "Что мы знаем о птицах"

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе по теме "Что мы знаем о птицах"...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа. Лексическая тема «Почта»."

Цель: Учить согласовывать имена существительные с глаголами единственного и множественного числа.Задачи:1. Упражнять в подборе имён существительных к именам прилагательным и учить согласовывать их в р...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе по лексической теме «Транспорт»

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий  в подготовительной к школе группе по лексической теме «Транспорт»...