Конспект ООД по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе на тему «Транспорт»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
развитие лексико-грамматического строя речи, расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Транспорт»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe_transport_.docx | 25.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе на тему «Транспорт»
Цель: развитие лексико-грамматического строя речи, расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Транспорт»
Задачи:
- Расширение и закрепление представлений о транспорте; активизация и актуализация словаря по теме «Транспорт».
- Совершенствовать грамматический строй речи (развивать умение согласовывать числительные с существительными; образовывать множественное число существительных в именительном падеже; существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образование относительных прилагательных), используя игровые упражнения.
- Учить составлять предложения с предлогами под, на, в.
Развивать просодическую сторону речи (речевое дыхание и силу голоса). - Формировать умение детей работать самостоятельно и в паре, договариваться для достижения результата.
- Развивать слуховое восприятие, концентрацию внимания и наглядно-образного мышления, системное логическое мышление детей.
Материалы: картинки разного вида транспорта, разрезные картинки, схемы, обозначающие воздух, дорогу, воду, 3 обруча, раскраски для детей, глобус.
Ход ООД.
Воспитатель: Дети, я очень рада всех вас сегодня видеть.
Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и поприветствуем друг друга улыбкой. Замечательно, от ваших улыбок сразу стало светлее и теплее.
Сегодня к нам пришли гости, давайте поприветствуем их.
Вношу глобус. Ребята: Великие путешественники подарили нам глобус. Кручу его. Посмотрите, как выглядит наша планета Земля, какие разнообразные на нем цвета. Голубой цвет означает, что это вода, на нашей планете океаны, моря, реки; коричневые - горы, желтый – песок, зеленый – луга, леса, степи.
На нем много стран, самая большая страна, это Россия. Глобус нужен путешественникам, чтобы проследить свой путь.
Ребята, а как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие? Ответы детей.
Правильно. Мы сегодня с вами будем говорить о транспорте.
Воспитатель: Ребята, а зачем нам нужен транспорт?
Дети. Чтобы перевозить людей и грузы, удобства жизни.
Воспитатель: На земле, в воздухе и в воде служит транспорт одному важному делу - перевозит людей и грузы. Автомобили везут продукты, игрушки, лекарства, всё, что требуется в разных уголках нашей планеты. На кораблях плывут туристы, любители дальних путешествий. А если людей и грузы нужно доставить быстрее, то в этом помогают самолёты: пассажирские и грузовые.
Воспитатель: Ребята, Каким бывает транспорт?
Дети. Наземным, воздушным, водным, подземным.
Воспитатель: Почему транспорт называет подземным?
Дети: Потому что передвигается под землей.
Воспитатель: Назовите подземный транспорт.
Дети: Метро. (Показ картинки или слайда)
Воспитатель: Почему транспорт называют наземным?
Дети. Потому что передвигается по земле.
Воспитатель: Назовите наземный транспорт.
Дети. Автомобили, автобус, мотоцикл, поезд, велосипед…(Показ)
Воспитатель: Наземный транспорт будем обозначать значком - дорога.
Воспитатель: Почему транспорт называют воздушным?
Дети. Перемещается по воздуху.
Воспитатель: Назовите воздушный транспорт.
Дети. Вертолёт, ракета, самолёт, воздушный шар…(Показ)
Воспитатель: Воздушный транспорт будем обозначать значком – облако.
Воспитатель: Почему транспорт называют водным?
Дети. Перемещается по воде.
Воспитатель: Назовите его?
Дети. Корабль, пароход, лодка…(Показ)
Воспитатель: Будем обозначать значком - волна.
(раскладываю обручи)
Игра «Земля, воздух, вода»
Воспитатель: Сейчас мы поиграем с вами в игру, которая называется «Земля, воздух, вода». На полу лежат три обруча. В каждом лежит значок. Ваша задача подобрать транспорт, подходящий этому значку.
Вы догадались, к какому виду транспорта относится каждый значок? (Еще раз проговариваем)
-Слушайте правила игры.
Нужно подойти к столу и найти картинки со своим видом транспорта, только одну, разместить их в своём обруче. Делю детей на команды. Например, Ксения и Даша отбирают наземный транспорт, Данил и Рита – воздушный…
В. Проверяем задание. Картинок на столе не осталось, разложили все картинки. Смотрим обручи, молодцы, всё выполнили верно. (Обговариваем)
Воспитатель. Сейчас мы будем играть в игру «Один - много»: я назову словом один предмет, а вы назовете слово так, чтобы получилось много предметов. Например, Данил самолет, много – самолетов..
Автобус – (автобусы)
Поезд – (поезда)
Корабль – (корабли)
Велосипед – (велосипеды)
Грузовик – (грузовики)
Лодка – (лодки)
Машина – (машины)
Воздушный шар – много воздушных шаров.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас мы посмотрим, хорошо ли вы запомнили транспорт. Проходите за столы. Там картинки, они все перепутались. Ваша задача собрать картинку и назвать, какой транспорт у вас получился. Но сначала давайте разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Транспорт»
Будем пальчики сгибать -
(Сжимают и разжимают пальчики)
Будем транспорт называть:
Автомобиль и вертолет,
Трамвай, метро и самолет.
(Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца)
Пять пальцев мы в кулак зажали,
Пять видов транспорта назвали.
(Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого)
Обсуждение: Ксения, что у тебя получилось? Кораблик. Расскажи стихотворение про кораблик.
Плывет, плывет кораблик
В далекие края.
Кто капитан кораблика?
Конечно, это я!
Лиза, а у тебя? Поезд. Расскажи стихотворение.
Паровозик чух-чух-чух
Мчит по рельсам во весь дух!
Прицепи к нему вагон –
Превратиться в поезд он!
Молодцы!
Катя, скажи, а где у тебя находится трактор? Под деревом. Хорошо!
А у тебя, Никита, что получилось? Где стоит машина? В гараже.
А у тебя Алеша, что получилось? А мотоцикл куда заехал? На мост.
Молодцы!
Воспитатель: А теперь давайте пройдем на ковер и немного отдохнем.
Физкультминутка «Едем, едем на машине
Нажимаем на педаль.
Газ включаем, выключаем,
Смотрим пристально мы вдаль.
Дворники сбивают капли - вправо, влево - чистота!
Волосы ерошит ветер…мы шоферы – хоть куда!
Игра «Из чего – какой?»
А сейчас, ребята посмотрите на экран. Как выдумаете, от какого транспорта все эти части? Правильно. У машины. У машины много деталей и все они сделаны из разных материалов.
Колесо из резины (какое) – резиновое.
Дверца из металла (какая) – металлическая.
Руль из пластмассы (какой) – пластмассовый.
Сиденье из кожи (какое) – кожаное.
Фары из стекла (какие) – стеклянные.
Молодцы! Все верно!
Ребята, все путешественники умеют считать. А вы умеете?
Да, умеем.
Хорошо, тогда давайте посчитаем. Показываю картинки, с изображением транспорта.
Сколько здесь самолетов? 3 самолета.
Сколько здесь поездов? 1 поезд.
Сколько машин? 2 машины и тд…
Молодцы! Вы доказали, что отлично умеете считать.
Беру глобус, кручу…Да, какая огромная наша планета Земля. Когда вы станете взрослыми, вы сможете много путешествовать по нашей стране. А сегодня мне понравилось как вы работали, старались, правильно выполняли задания. Какие вы у нас молодцы! Нам путешественники подарили раскраски, чтобы вы еще раз повторили все виды транспорта. Когда мы с вами раскрасим картинки, то сделаем книжку о транспорте и превратимся в маленьких путешественников.
Давайте поблагодарим наших гостей и попрощаемся с ними, помашите им рукой и скажите: До свидания!”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия по лексико-грамматической категории связной речи в старшей группе детей с общим недоразвитием речи.
Тема: «Обучение пересказу с опорой на последовательную серию предметных картинок»...
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе по теме "Что мы знаем о птицах"
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе по теме "Что мы знаем о птицах"...
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе на тему "Овощи"
Конспект подгруппового логопедического занятия...
КОНСПЕКТ фронтального занятия по лексико-грамматической категории связной речи в старшей группе детей с общим недоразвитием речи.
Тема: «Обучение пересказу с опорой на последовательную серию предметных картинок»...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа. Лексическая тема «Почта»."
Цель: Учить согласовывать имена существительные с глаголами единственного и множественного числа.Задачи:1. Упражнять в подборе имён существительных к именам прилагательным и учить согласовывать их в р...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе по теме "Транспорт"
Закрепление и обобщение знаний о транспорте....
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе по лексической теме «Транспорт»
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе по лексической теме «Транспорт»...