КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «КОММУНИКАЦИЯ» Тема: «Составление рассказа об игрушке. Дидактическое упражнение «Что из чего?»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Храмова Наталья Викторовна

Конспект разработала для работы с детьми средней группы. По этому конспекту провела 28.11.2012года открытое мероприятие в МБДОУ детский сад №26, Дети были активны. Получила хорошие отзывы от коллег.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 26 «РОМАШКА» СТАНИЦЫ ИРКЛИЕВСКОЙ             МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСЕЛКОВСКИЙ РАЙОН

КОНСПЕКТ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «КОММУНИКАЦИЯ»

Тема: «Составление рассказа об игрушке.                                                             Дидактическое упражнение «Что из чего?» 

Воспитатель:  Храмова Наталья Викторовна

Средняя группа

Количество детей _________

Дата проведения    28.11.2012 

Образовательные задачи:    

- Развитие свободного общения с взрослыми и детьми:                                       Обсуждение с детьми информации о предметах.

Заслушивание ответов детей, их уточнение, подсказывание слов, более точно отражающих особенность предмета; оказание помощи в логичном и понятном высказывании суждений.

Развитие любознательности.

- Развитие всех компонентов устной речи детей:

Активизация употребления в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены.

Формирование умения согласовывать слова в предложении,  образовывать форму множественного числа существительных (по аналогии), правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (кукол, колец, шаров, вилок, лопаток…).

- Практическое овладение воспитанниками нормами речи:                                            Пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении.                                                                                        Развитие умения рассказывать: описывать предмет                                          Расширить активный словарь за счет качественных прилагательных.                Воспитательные задачи:                                                                                                        -  Воспитывать бережное отношение к игрушкам;                                                            -  Воспитывать взаимопомощь и симпатию.

Методические приемы:                                                                                                 Создание мотивации, игра-ситуация «Позовем Неваляшку», постановка проблемы и совместное решение (составление описательных рассказов с использованием плана),  дидактические  игры «Назови ласково», «Один-много», «Какой сок из чего», физминутка «Ванька- Встанька», игра-ситуация «В кафе», «Угостим неваляшку чаем с вареньем», практическое задание на развитие мелкой моторики рук.                                                                                            Материал:                                                                                                                     Кукла  Неваляшка, различные игрушки,  карточки с изображением игрушек, стаканчики с изображением фруктов и овощей, чайный сервиз, баночки для варения с изображением ягод , карточки для игры « Что лишнее» на каждого ребенка.

 Ход организованного вида деятельности

  1. Мотивация. К нам пришел гость.

Воспитатель: Ребята, к нам пришел гость, но кто этот гость, вам нужно отгадать. Загадка о Неваляшке.                                                                        Воспитатель:  Она где-то спряталась, давайте ее позовем тихим голосом, чтоб  не напугать.                                                                                                                             Дети зовут Неваляшку, произнося слово « Неваляшка» тихо (шепотом).

Воспитатель: Не слышит. Давайте позовем  Неваляшку чуть погромче.

Дети зовут  Неваляшку, произнося слово «Неваляшка » громче.

Воспитатель: Все равно не слышит. Давайте позовем  Неваляшку громко.

Дети зовут Неваляшку, произнося слово «Неваляшка » громко.

 Появляется Неваляшка: Здравствуйте ребята.

  «Наша неваляшка очень красивая, — говорит педагог. — У нее большие синие глаза...» (длинные ресницы, румяные щеки).

«Наша неваляшка не только красивая. Она нарядная, не правда ли?» — спрашивает педагог, переходя ко второй части описания. (Да, она нарядная: на ней яркое красное пальтишко с белыми пуговицами и красная шапочка с белым отворотом.)

«Наша неваляшка — веселая игрушка, — продолжает воспитатель. — Чуть тронешь ее, и она начинает звенеть и качаться.

Покажите как. Дети качаются и «звенят», как неваляшки.

Неваляшка: Я засмотрелась на ваши игрушки. Вы любите играть с этими игрушками? А у вас есть любимые игрушки?

  1. Мы с игрушками играем…

Воспитатель: Мы расскажем о наших любимых игрушках.  Ребята будут описывать свои любимые игрушки по плану:

1)Кто это? Что это?                                                                                                           2) Форма, цвет, величина, материал.                                                                                      3) Детали: глаза, губы, щеки, одежда…                                                                             4)Характер: веселая, грустная, хитрая, строгая…  

 3.  Физминутка «Ванька- встанька»

Ванька-Встанька, Ванька-Встанька,

Ты качаться перестань-ка.      Руки на поясе, наклоны туловища вправо/влево

Сядь немножко посиди.              Приседания

По дорожке походи.                    Ходьба

Одевай рубашку.                          Повороты туловища   

Встречай Неваляшку.                  Наклоны вперед, руки в стороны

                                                                   

  1. Воспитатель:  конечно мы очень любим играть с игрушками, которые есть у нас в группе.                                                                                                                         Мы с игрушками играем.                                                                                                                         Мы игрушки называем                                                                                                         Проводится дидактическая игра « Назови ласково»                                                             Куб-кубик, гном-гномик, дом-домик, кружка-кружечка…                            
  2. Дидактическая игра «Один-много»

Неваляшка называет один предмет, а дети хором говорят: «А у нас много…»

 Мяч-мячей, шар-шаров, кольцо-колец, лопатка-лопаток….

  1. Игра-ситуация «В кафе». Дидактическое упражнение «Что из чего»

 Неваляшка приглашает детей в кафе и угощает соком в стаканчиках с изображением фруктов. Дети называют сок и из чего он сделан.                                     Я люблю малиновый сок из малины….

  1. Игра- ситуация «Угостим неваляшку чаем с вареньем»

На столе чайный сервиз, баночки с вареньем с изображением ягод.

Воспитатель называет из чего какое варенье  и угощает куклу.

Из малины малиновое варение………

Дети помогают. И развивают сюжет игры.

  1. Практическое задание «Моя любимая игрушка

Воспитатель: Мы с вами сегодня не просто поиграли, но и вспомнили как можно описывать игрушки, поиграли в интересные игры,  а в свободное время я раздам вам карточки и мы поиграем в игру «Что лишнее» и нарисуем свои любимые игрушки.

Литература:

  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.-336с.
  2. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2009. — 80 с.: цв. вкл.

Занятие 4. Составление рассказа об игрушке. Дидактическое упражнение «Что из чего?»

Цель. Проверить, насколько у детей сформировано умение состав-ять последовательный рассказ об игрушке. Поупражнять детей в уме-ии образовывать слова по аналогии.

Ход занятия

«На предыдущих занятиях мы учились составлять рассказы об иг-ушке, — напоминает воспитатель. — Давайте проверим, как это у !1с получится без моих подсказок».

Педагог ставит перед детьми несколько игрушек: куклу, медвежон-а, Чебурашку и т.п.

«Не забыли, как мы рассказывали? — интересуется воспитатель. — спомните рассказ про неваляшку — красивую, нарядную, веселую грушку».

Педагог по очереди вызывает детей, которые выбирают игрушки

составляют рассказы. Если какая-то игрушка окажется невостребо-

;1нной, можно обратиться к ребенку примерно так: «А Хрюша так

ечтал, чтобы про него рассказала Арина! Неужели откажешь ему?!»

«Осень подходит к концу. Холодно, дождливо. Но мы не горюем. 1аслаждаемся дарами лета и осени. Пьем соки, компоты. Едим ва-енье, джемы. Кто какие соки любит?» — спрашивает воспитатель.

Выслушав ответы детей, уточняет: «Апельсиновый сок — из апель-инов, яблочный... (из яблок), грушевый... персиковый... вишневый... пивовый...»

абрикосов.:.»

Примечание. Вне занятий полезно поиграть с детьми в игру «Кафе-мороженое». Воспитатель выбирает двоих детей на роли официантов и сообщает им и будущим посетителям кафе, что выбор мороженого, соков, джемов — самый разнообразный.

Педагог учит детей вежливым формам обращения к посетителям: «Вам мороженое? Шоколадное, сливочное, фруктовое? С джемом, с медом? С каким джемом? Если нужен сок, его продают рядом», и т. п.

Занятие 3. Обучение рассказыванию: «Наша неваляшка»

Цель. Учить детей, следуя плану рассматривания игрушки, расска-н.|нать о ней при минимальной помощи педагога.

Ход занятия

воспитатель ставит на стол спиной к детям неваляшку. Они просят хором и по одному (2-3 ребенка): «Неваляшка, повернись!» Вое-пи июль предлагает малышам позвать неваляшку иначе: «Неваляшка большими синими глазами и длинными ресницами, повернись к нам!» (Хоровые и индивидуальные просьбы.)

Неваляшка поворачивается, дети рассматривают ее огромные синие- I на (а и длинные черные ресницы, обмснииакт я шк-чатгииями.

«Наша неваляшка очень красивая, — говорит педагог. — У нее большие синие глаза...» (длинные ресницы, румяные щеки).

«Наша неваляшка не только красивая. Она нарядная, не правда ли?» — спрашивает педагог, переходя ко второй части описания. (Да, она нарядная: на ней яркое красное пальтишко с белыми пуговицами и красная шапочка с белым отворотом.)

«Наша неваляшка — веселая игрушка, — продолжает воспитатель. — Чуть тронешь ее, и она начинает звенеть и качаться. Покажите как». Дети качаются и «звенят», как неваляшки.

Воспитатель дает образец описания куклы. Затем просит детей рассказать про неваляшку, подсказывая им план рассказа: «Наша неваляшка хороша собой. У нее... Наша неваляшка — нарядная кукла. На ней... Наша неваляшка — веселая игрушка...»

Педагог вызывает 2—3 ребят. Если ребенку нужна помощь, подсказывает исходную фразу, например: «Наша неваляшка — нарядная кукла. Продолжай...»

«Мы сегодня учились рассказывать, — напоминает детям педагог, — и очень хорошо рассказали про неваляшку. Она решила до конца дня погостить в нашей группе. Вдруг кто-то из вас порадует ее, рассказав о том, какая она красивая, нарядная и веселая».

Примечание. Перед сборами на прогулку педагог напоминает детям о том, что у неваляшки глаза синие-синие. «Про того, у кого синие глаза, часто говорят синеглазый. А вот Андрюша у нас черноглазый, Аленушка — сероглазая...»

Дети выясняют, у кого какие глаза. Это позволит избежать характерных ошибок: «Глаза немножко белые и немножко черные».

Занятие 4. Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад» Составление рассказа о кукле

V

Цель. Продолжать учить детей составлять рассказы об игрушке. Познакомить со стихотворением о ранней осени, приобщая к поэзии и развивая поэтический слух.

Предварительная работа. Накануне во время прогулки «поискать» приметы осени: описать ее цвета, послушать шуршание листьев и, если удастся, отметить, что «воздушной паутины ткани блестят, как сеть из серебра».

Ход занятия

Педагог интересуется у детей, какое сейчас время года, с какого месяца начинается осень. «Начало осени — это ранняя осень, очень яркое и красивое время года, про которое написано много чудесных стихотворений. Я прочитаю вам одно из них».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область Коммуникация Тема: Пересказ рассказа Л.Н.Толстого "Косточка"

Программное содержание:1. Учить детей пересказывать литературное произведение близко к тексту.2. Учить понимать мотивы поведения героев и характеризовать их.3. Развивать умение, пересказывать, опираяс...

образовательная область "Коммуникация" Тема. "Пересказ рассказа с опорой на графические схемы, И.Соколова-Микитова " В Берлоге"."

Непосредственно образовательная деятельность   предназначена  для  детей  старшей  группы .Пересказ рассказа с опорой  на графические схемы,  И.Соколова-Микитов...

КОНСПЕКТ НОД для средней группы.Направление речевое развитие.Тема:Составление рассказа об игрушке.Дидактическое упражнение «Что из чего?

КОНСПЕКТ НОД для средней группы.Направление речевое развитие,развитие речи.Тема:Составление рассказа об игрушке.Дидактическое упражнение «Что из чего?...

Конспект ИОС по разделу развитие речи для детей средней группы «Составление рассказа об игрушке. Дидактическое упражнение «Что из чего?»

Конспект ИОС по разделу развитие речи  для детей средней группы «Составление рассказа об игрушке. Дидактическое упражнение «Что из чего?»...

Конспект НОД Образовательная область «Коммуникация» Тема: «Составление рассказа о лете» подготовительная группа

Программное содержание:·                   Обогащать речь детей существительными, прилагательными, наречиями п...

Конспект Составление рассказа об игрушке, дидактическое упражнение «Что из чего».

Закреплять умение детей описывать игрушку, называя наиболее характерные признаки и различные действия с ними. Продолжать учить связывать между собой предложения, подводя к составлению короткого расска...

Составление рассказа об игрушке. Дидактическое упражнение «Что из чего?»

Организация непосредственно образовательной деятельности детей в  средней группепо теме «Составление рассказа об игрушке. Дидактическое упражнение «Что из чего?»...